Дети сироты

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:00, реферат

Описание работы

Немало детей уже с самого раннего детства сталкиваются с недетскими трудностями, среди которых особую тревогу вызывает сиротство. Исследование психологов показывают, что «сенсорный голод» - дефицит эмоционального общения даже самых идеальных детских домах неизбежен.

Содержание

Введение
Глава 1.Термин сиротство положение детей сирот в современной России
1.1. Термин сиротство
1.2. Положение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России.
Глава 2. Исследование различных воздействий взрослого на особенности социального развития детей сирот дошкольного возроста
2.1 Влияние неблагоприятных социально-психологических факторов
2.2 Особенности социализации воспитанников детского дома

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 47.17 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава 1.Термин сиротство положение детей сирот в современной России

1.1. Термин сиротство

1.2. Положение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России.

Глава 2. Исследование различных  воздействий взрослого на особенности  социального развития детей сирот  дошкольного возроста

2.1 Влияние неблагоприятных социально-психологических факторов

 

 2.2 Особенности социализации воспитанников детского дома

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Немало детей уже с  самого раннего детства сталкиваются с недетскими трудностями, среди  которых особую тревогу вызывает сиротство. Исследование психологов показывают, что «сенсорный голод» - дефицит  эмоционального общения даже самых  идеальных детских домах неизбежен. В результате у детей формируется  психологическая негибкость, отчуждение, так называемая коммуникативная неуклюжесть. От недостатка любви, положительных эмоций со стороны окружающих обездоленные дети создают идеальный образ бросивших их матерей.

Социальное развитие ребенка  происходит прежде всего в общении с взрослыми. Воспитатель детского дома определяет его отношение с окружающей действительностью. Наилучший способ общения с ребенком – идентификация взрослого,сопровождающаяся положительными чувственно-словесными  и тактильными воздействиями. Отчуждение же со стороны взрослого приводит к тому что мотив установления и сохранения положительных взаимоотношений являющийся одним из ведущих в дошкольном возрасте (В. С. Мухина) остается неудоволетворенным.

Вот почему встает вопрос о  поиске средств, которые могут снять  негативные последствия психической  депривации, или по крайней мере сделать их менее ощутимыми.

ЦЕЛЬ ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – рассмотреть особенности социального  поведения детей дошкольного  возраста, воспитывающихся детских  домах в условиях различных воздействий  взрослого.

Задачи:

1. Раскрыть содержание термина сиротства

2 Описать различные воздействия взрослого  влияющих на социальные особенности поведения детей сирот дошкольного возроста

3. Провести диагностику  особенностей социального поведения детей сирот дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Термин сиротство  положение детей сирот в современной России

    1. Термин сиротство

Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики.  
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут 
детисироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. 
Ребенок, потерявший родителей это особый, понастоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать одна из сильнейших потребностей ребенка. 
Очень остро стоит вопрос о сильнейшей правовой незащищенности 
подростков, возможности самых разнообразных злоупотреблений (инъекции психотропных препаратов в качестве наказания, сексуальная эксплуатация, неконтролируемости расходования выделяемых на содержание ребенка бюджетных средств, махинации с сиротскими льготами на жилплощадь и т.п.).  
Все бо льшую актуальность приобретают идеи создания учреждений социальной защиты с нормальным психологическим климатом в детской среде, который дает каждому гарантию защищенности, гарантию свободного и творческого развития. 
Понятие сиротства .  
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько 
человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. 
Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними 
родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.  
Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в 
оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, 
безвестно отсутствующими и т. д. Сюда относятся так же дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют никакой заботы о своих детях  
Социальное сиротство – явление устранения или неучастия 
большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). Социальные сироты – это особая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся родителей по социальноэкономическим причинам, т. е. сироты при живых родителях .  
Однако только с середины XX века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, 
причем рост «отказничества» наблюдается во многих странах мира, в том числе и в развитых (Франция, Италия и др.) В Российской Федерации социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся 
без попечения родителей (95%), причем в 60% случаев они были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.  
В последние годы в России все громче заявляет о себе «скрытое» 
социальное сиротство. Падение уровня жизни, увеличение числа 
неблагополучных семей, падение нравственных устоев привело к тому, что дети зачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего является невиданный с послевоенного времени рост беспризорности, В силу несовершенства системы учета, высокой динамики роста числа детей, 
утрачивающих попечение родителей, точное количество детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране назвать вряд 
ли возможно. По некоторым подсчетам оно составляет от 500 до 700 тыс., 
что во численности равно населению среднего города. Основные причины современного сиротства состоят в следующем: вопервых, это добровольный отказ родителей от своего ребенка, как правило, вскоре после его рождения — в легальной или нелегальной форме (детиподкидыши, дети, «забытые» в клиниках или проданные другим лицам); вовторых, лишение родительских прав; и втретьих, утеря родителями ребенка вследствие социальных потрясений или стихийных бедствий, которые вынуждают население к хаотической миграции.  
В отечественном законодательстве выделяются категории «дети сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей». К числу детей сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими или 
недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из 
воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

 

 

 

 

1.2.Положение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России.

Развитие цивилизованного  общества определяется не только его  экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха – эпоха  гласности, демократии – создает  основу для изменения отношения  к различным аспектам данной проблемы. Несмотря на то, что раньше мы догадывались о неблагополучии в сфере семейных отношений, все же истинные размеры  катастрофы оказались неожиданными. Согласно статистическим данным, более 1 млн детей бывшего Советского Союза воспитываются государством в детских домах и интернатских учреждениях, причем более всего – в России. Сиротство такого масштаба знали лишь в страшные годы войны и голода. Обращает внимание и тот факт, что изменился качественный состав детей-сирот. Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, т.е. являются социальными сиротами при живых родителях. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества ответвляется и так называемое социальное сиротство,  когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, когда родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

Основанное на положениях ст.121 Семейного кодекса законодательное  определение терминов «дети-сироты»  и «дети, оставшиеся без попечения  родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей  – сирот, оставшихся без попечения  родителей». Установлено, что дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения  единственного или обоих родителей  в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением  их умершими; отбыванием ими наказания  в учреждениях, исполняющих наказание  в виде лишения свободы, нахождением  в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в  совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или  защиты их прав и интересов; отказом  родителей взять своих  детей  из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения  и других  аналогичных заведений  и в иных случаях  признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся  к категории «подкидышей», около 60% родителей отказываются от ребенка  в роддоме, мотивируя свое нежелание  его воспитывать отсутствием  необходимых условий. 60% матерей, чьи  дети поступают в дома ребенка, квалифицируются  как матери одиночки. Определенная часть матерей ссылается на недостаточную  психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30% детей  поступают в дома ребенка от родителей  – алкоголиков.

Сейчас в России около 600 000детей – сирот (из них 95% социальные сироты, т.е.родители их живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка). Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность  и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей была оставлена родителями из-за нарушения у новорожденного того или иного физического дефекта, с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом, или с незначительными врожденными пороками развития. Есть и категория матерей, о которых необходимо говорить особо – это матери – подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. В результате появляются на свет дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот.

Такие реалии современной  российской жизни, как экономический  кризис, безработица, обнищание широких  слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшими и младшим  поколениями моральных ценностей,  пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей  и взрослых психических заболеваний, бесспорно сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование различных  воздействий взрослого на особенности  социального развития детей сирот  дошкольного возраста

2.1 Влияние неблагоприятных социально-психологических факторов

Рассмотрим основные негативные социально-психологические  воздействия, которым в той или  иной степени подвержены все дети, воспитывающиеся в сиротских  учреждениях. Речь идет о психической  депривации, реактивных расстройствах привязанности и сепарационных симптомокомплексах.

Понятие психической депривации, депривационные симптомы. Психическая депривация — психическое состояние, возникшее в результате определенных условий, в которых субъекту не представляется возможность для удовлетворения ряда его основных психосоциальных потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени. Депривационная ситуация у ребенка — особые условия жизнедеятельности ребенка, проявляющиеся в невозможности или затруднении удовлетворения его основных психосоциальных потребностей.

Наиболее часто психическая депривация у детей возникает при следующих обстоятельствах:

-       в условиях сенсорной недостаточности (сенсорная депривация у слепых, глухих, слепоглухих детей, а также у слабовидящих и слабослышащих воспитанников детских домов вследствие недостатка разнообразной сенсорной стимуляции и т.п.);

-       при ограничении двигательной активности (двигательная депривация у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, долго болеющих);

-       при длительной разлуке с матерью или ее недостаточной привязанности к ребенку (материнская депривация у детей-сирот, у детей матерей-"отказниц", при недостаточном материнском внимании к ребенку в условиях семьи).

Единого "депривационного синдрома", по мнению многих исследователей, не существует, так как проявления психической депривации могут охватывать всю шкалу психических отклонений, от легких особенностей психического реагирования до очень грубых нарушений развития интеллекта и характера. Вместе с тем отмечены и довольно характерные симптомы, симптомокомплексы и синдромы, включающие:

-       задержку и искажение интеллектуального развития (от легких временных, парциальных задержек до глубокой дебильности), обеднение познавательной сферы;

-       эмоциональные расстройства в виде различных депривационных состояний, а также глубокие и стойкие искажения формирования эмоций (обедненность эмоционального реагирования, неспособность к сопереживанию, вплоть до эмоциональной уплощенности, и т.д.);

-       волевые нарушения, от снижения активности до выраженной пассивности ребенка, слабости и истощаемости побудительных мотивов;

-       коммуникативные нарушения, от легких аутистических тенденций до так называемого парааутизма как стойкого состояния (отличие его от истинного: функциональность и обратимость при стимуляции, сохранность зрительного контакта и эмоционального ответа даже при пролонгированной депривации);

-       двигательные стереотипии и привычные действия в бодрствовании (раскачивания, сосание пальца, языка, мастурбация и др.), которые рассматриваются в качестве аутостимулирующих действий, призванных заместить недостаточность стимулов любого рода;

-       расстройства инстинктивной сферы и функциональные соматовегетативные проявления, среди которых наиболее частыми являются нарушения аппетита, сна (изменения его глубины, продолжительности, затруднения дыхания, возникновение двигательных стереотипий и пароксизмальных нарушений во сне). Соматические симптомы патогенетически тесно связаны с аффективными реакциями, разнообразны и могут затрагивать практически все органы и системы.

Глубина и тяжесть  депривационных нарушений индивидуально различается в зависимости от срока наступления депривационного воздействия, его длительности и интенсивности, а также от качества депривационного воздействия. Так, сенсорная депривация у слепых и слабовидящих детей может вести к развитию аутистического реагирования разных степеней выраженности, задержке развития моторики и появлению многочисленных двигательных стереотипий. Материнская депривация вследствие полного и длительного отделения матери от ребенка начиная со второго полугодия жизни может вызвать состояние анаклитической депрессии. В классической картине депривированного ребенка из детского дома, где наблюдается комплекс различных депривационных воздействий, отмечают большинство из приведенных характерных симптомов и симптомокомплексов, от задержек и искажения интеллектуального развития до расстройств инстинктивной сферы и соматовегетативных дисфункций.

В развитии депривационных нарушений и оформлении их клиники важное значение придается также так называемым внутренним условиям депривации (Й. Лангмейер, 3. Матейчик, 1984). К ним относятся:

-       возраст, в котором ребенок испытывает депривационное воздействие (дети первых лет жизни наиболее сензитивны к любому типу депривации);

-       пол ребенка (по ряду данных, мальчики более выраженно реагируют на депривационные ситуации, но этот вопрос нуждается в дополнительных исследованиях);

-       конституциональные особенности (важны такие врожденные характеристики темперамента, как уровень активности, интенсивность реакций, регулярность или нерегулярность биоритма, приспосабливаемость к изменениям и др.);

-       генетическая предрасположенность к каким-либо генетическим психическим или соматическим заболеваниям, которые могут провоцироваться в условиях депривации;

-       наличие минимальной дисфункции мозга перинатального генеза, вызывающей дополнительные "внутренние" депривационные воздействия из-за перцептивных и двигательных расстройств, пусть даже легких.

В последнее десятилетие отдельно пристально изучается тип специфических  депривационных расстройств, связанный с лишением одной из основных потребностей ребенка, а именно потребности в устойчивой эмоционально-психической связи с матерью или заменяющим ее лицом.

2.2 Особенности социализации воспитанников  детского дома

В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

Человек по-разному реагирует  на перемены в социальных условиях, что зависит от характера и особенностей той среды, в которой он формировался и в которой существует в данное время. Причем адаптационные процессы идут постоянно.

Социум – это та среда, в которой человек и формирует, и, в меру своих сил и способностей, удовлетворяет свои потребности, приобретая индивидуальные, только одному ему присущие черты характера. Человек, естественно, не играет пассивной роли в своем социальном становлении: у него есть определенные задатки, он активен в освоении социального опыта. Это утверждение в полной мере относится и к детям.

Социализация воспитанников  детского дома носит особенный характер.

В 80–90-х гг. XX в., был проведен целый ряд отечественных исследований, доказательно представивших отрицательные последствия институционального воспитания. В этих исследованиях делается акцент на то, что воспитание детей в условиях традиционной модели опеки и попечительства, которой является детский дом, основывается без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей, и неизбежно содержит факторы, сдерживающие психическое

Информация о работе Дети сироты