ДЕТИ СИРОТЫ
Результаты психологического обследования
свидетельствуют о значительных
проблемах развития личности
большинства воспитанников детских
домов во всех возрастных группах.
Наибольшие трудности и отклонения
от нормального становления личности
наблюдаются в эмоционально-волевой
сфере, нарушении социального
взаимодействия, неуверенности в
себе, снижении самоорганизованности
и целеустремленности, что приводит
к значительному ослаблению "силы
личности", подобного рода
нарушения проявляются чаще всего
в повышенной тревожности. Негативные
тенденции развития личности
воспитанников сохраняются во
всех возрастных группах и
в старшей возрастной группе
проявляются, в частности, в
снижении профессиональной пригодности
ко многим видам профессиональной
деятельности, особенно интеллектуального
характера и социального взаимодействия.
Недостаточное
интеллектуальное развитие ребенка
может заключаться и выражаться
в ослаблении или несформированности,
неразвитости познавательных процессов,
неустойчивости внимания, слабой
памяти, слабо развитого мышления
(наглядно-образного, абстрактно-логического,
вербального и др.), низкой эрудиции
и т.д. Причины низкого интеллектуального
развития могут быть различны:
от нарушения нормальной работы
мозга, до отсутствия нормальной
образовательно-воспитательной среды
(педагогическая запущенность). Отсутствие
должного внимания к интеллектуальному
развитию ребенка может привести
к серьезному отставанию в
учебе и невозможности продолжать
обучение в общеобразовательной
школе с диагнозом "задержка
психического развития". А это,
в свою очередь, становится
серьезным препятствием на пути
взаимодействия с другими и
с миром в целом. Психологические
исследования уровня и особенностей
интеллектуального развития воспитанников
свидетельствует, что уровень
развития внимания и памяти
воспитанников не имеет существенных
отклонений от среднестатистической
нормы. Однако исследования выявляют
слабо сформированную картину
мира, повышенную ситуативность,
которая в познавательной сфере
проявляется в неспособности
решения задач, требующих внутренних
операций, без опоры на практические
действия, снижение развития абстрактно-логического
мышления, особенно у детей среднего
школьного возраста. Наиболее выражено
снижение вербально - логического
мышления. Большую трудность для
дошкольников и младших школьников
представляет внеситуативно - личностная
беседа. Как правило, вопросы "кто
вам больше нравится?", "что
вы любите?", "какое у вас
настроение?" и т.п. вызывают
смущение детей, и они ничего
не могут на них ответить.
Эти данные
свидетельствуют о том, что
основными причинами снижения
интеллектуального развития воспитанников
общеобразовательных интернатных
учреждений являются средовые
влияния, педагогическая запущенность,
а не врожденно-наследственные
факторы, анатомо-физиологические
нарушения работы центральной
нервной системы. Одной из причин
является отсутствие качественного,
содержательного общения со взрослыми,
которое было бы адекватно
для детей, воспитывающихся в
детском доме.
1.2. Проблемы эмоционально-волевого
развития воспитанников
Наибольшие трудности
и отклонения от нормального становления
личности воспитанников детских
домов отмечаются всеми исследователями
в эмоционально-волевой сфере: в
нарушении социального взаимодействия,
неуверенности в себе, снижении самоорганизованности,
целеустремленности, недостаточном развитии
самостоятельности ("силы личности"),
неадекватной самооценке, неуверенности
в себе, неспособности выстроить нормальные
взаимоотношения с окружающими, вплоть
до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству.
Нарушения подобного рода проявляются
чаще всего в повышенной тревожности,
эмоциональной напряженности, психическом
утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной
чувствительности к различного рода препятствиям,
неготовности преодолевать трудности,
снижении потребностей в достижениях
и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости,
вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной
импульсивной активности, эмоциональной
холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных
контактов с окружающими, нарастании пассивности,
депрессии и т.д. Неполнота эмоциональной
жизни в сиротских учреждениях вызывает
у ребенка в старшем возрасте различные
психические расстройства и нарушения
социальной адаптации: у одних это тенденция
к понижению активности, ведущая к апатии
и большему интересу к вещам, чем к людям;
у других - гиперактивность с уходом в
асоциальную и криминальную деятельность;
у многих наблюдается тенденция вести
себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь
к себе внимание при неумении создавать
прочные эмоциональные привязанности.
Ребенок, растущий в условиях
учреждений интернатного типа, как
правило, не осваивает навыки продуктивного
общения. Его контакты поверхностны,
нервозны и поспешны: он одновременно
домогается внимания и отторгает
его, переходя на агрессию или пассивное
отчуждение. Нуждаясь в любви и
внимании, он не умеет вести себя
таким образом, чтобы с ним
общались в соответствии с этой потребностью.
Отчужденность, эмоциональная
холодность, неумение эмоционально
общаться, отсутствие навыков общения
- вот далеко не полный перечень
отклонений в развитии. У детей
в детских домах ярко проявляется
так называемый эмоциональный
голод: они легко вступают в
контакт с любым человеком,
который приходит в учреждение.
Однако совместной деятельности,
игре, внеситуативному общению, беседе
с взрослыми дети предпочитают
непосредственный физический контакт:
забраться на колени, обнять, погладить
по голове, прижаться, взять за
руку - это своеобразная форма
ситуативно-личностного общения,
в которой средства общения
(даже включая речь, хоть и бедную
по содержанию и лексико-грамматическому
составу) не соответствуют мотивам
и потребностям.
1.3. Совместная деятельность
и общение детей со сверстниками
В целом потребность
в общении со сверстниками
менее напряженная. Обычно контакты
со сверстниками бедны по содержанию
и мало эмоционально насыщены.
В игре дети менее внимательны
к действиям и состояниям партнера,
часто вовсе не замечают обиды,
просьбы и даже слез сверстника.
Находясь рядом, играют порознь.
Либо все играют со всеми,
но совместные игры носят, в
основном, процессуальный характер;
отсутствует ролевое взаимодействие
в игре; даже включаясь в какой-либо
общий сюжет, дети действуют
от себя, а не от лица ролевого
персонажа. По операционному составу
(по совершаемым действиям) такая
деятельность очень напоминает
ролевую игру, но по субъективному,
психологическому содержанию существенно
отличается от нее. Контакты
в игре сводятся к конкретным
обращениям и замечаниям по
поводу действий сверстника (дай,
смотри, подвинься и т.д.).
Постоянную привязанность
к сверстникам имеет незначительное
число детей. Она не зависит
от возраста и положения ребенка
в группе. Нет и постоянно изолированных
детей. Игры часто окрашены нервозностью,
сменой настроения; конфликты протекают
резко, с острыми эмоциональными отрицательными
переживаниями. События часто драматизируются.
Ситуативность
в поведении, неспособность к
конструктивному решению проблем,
организации своей деятельности,
самостоятельному соблюдению правил
игры обусловлена тем, что уже
общение детей со взрослыми
в детском доме не предоставляет
ребенку самостоятельности, а,
наоборот, резко ограничивает ее
твердым режимом дня, постоянными
указаниями взрослого, что следует
делать в тот или иной момент
времени, контролем со стороны
взрослого, формируя тем самым
привычку к "пошаговому" выполнению
чужих указаний.
В детских домах
к детям нередко обращаются
по фамилии, имя часто сочетается
с фамилией. Часто имя используется
для приказа и почти никогда
для проявления любви. В результате
у ребенка формируется отрицательное
отношение к своему имени.
Внутри своей группы дети,
живущие в интернате, могут жестоко
обращаться со своим сверстником
или ребенком младшего возраста. Эта
позиция вызвана многими причинами,
но, прежде всего, нереализованной потребностью
в любви и признании, эмоционально
нестабильным положением ребенка, лишенного
родительского попечительства. У
этих детей масса проблем, которые
неведомы ребенку в нормальной семье.
Они психологически отчуждены от
людей, и это открывает им "право"
к правонарушению. В школе, куда дети
из детского дома ходят учиться, одноклассники
из семей выступают в их сознании
как "они", что развивает сложные
конкурентные, негативные отношения
детдомовских и домашних детей.
У воспитанников детских
домов разрушено еще одно важное
звено самосознания - звено психологического
времени личности. Ребенок не
в состоянии соотнести себя
настоящего с собой в прошлом
и будущем: индивидуального прошлого
они часто не помнят, будущее
для них неопределенно.
Таким образом, результаты
психологического обследования
свидетельствуют о значительных
проблемах развития личности
большинства воспитанников детских
домов во всех возрастных группах.
Наибольшие трудности и отклонения
от нормального становления личности
наблюдаются в эмоционально-волевой
сфере, нарушении социального
взаимодействия, неуверенности в
себе, снижении самоорганизованности
и целеустремленности, что приводит
к значительному ослаблению "силы
личности". Негативные тенденции
развития личности воспитанников
сохраняются во всех возрастных
группах и в старшей возрастной
группе проявляются, в частности,
в снижении профессиональной
пригодности ко многим видам
профессиональной деятельности, особенно
интеллектуального характера и
социального взаимодействия.