Дети сироты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:57, доклад

Описание работы

Результаты психологического обследования свидетельствуют о значительных проблемах развития личности большинства воспитанников детских домов во всех возрастных группах. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению "силы личности", подобного рода нарушения проявляются чаще всего в повышенной тревожности.

Работа содержит 1 файл

ДЕТИ СИРОТЫ.docx

— 18.29 Кб (Скачать)

                                                                  ДЕТИ СИРОТЫ

           Результаты психологического обследования  свидетельствуют о значительных  проблемах развития личности  большинства воспитанников детских  домов во всех возрастных группах.  Наибольшие трудности и отклонения  от нормального становления личности  наблюдаются в эмоционально-волевой  сфере, нарушении социального  взаимодействия, неуверенности в  себе, снижении самоорганизованности  и целеустремленности, что приводит  к значительному ослаблению "силы  личности",  подобного рода  нарушения проявляются чаще всего  в повышенной тревожности. Негативные  тенденции развития личности  воспитанников сохраняются во  всех возрастных группах и  в старшей возрастной группе  проявляются, в частности, в  снижении профессиональной пригодности  ко многим видам профессиональной  деятельности, особенно интеллектуального  характера и социального взаимодействия.

 

     Недостаточное  интеллектуальное развитие ребенка  может заключаться и выражаться  в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов,  неустойчивости внимания, слабой  памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического,  вербального и др.), низкой эрудиции  и т.д. Причины низкого интеллектуального  развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы  мозга, до отсутствия нормальной  образовательно-воспитательной среды  (педагогическая запущенность). Отсутствие  должного внимания к интеллектуальному  развитию ребенка может привести  к серьезному отставанию в  учебе и невозможности продолжать  обучение в общеобразовательной  школе с диагнозом "задержка  психического развития". А это,  в свою очередь, становится  серьезным препятствием на пути  взаимодействия с другими и  с миром в целом. Психологические  исследования уровня и особенностей  интеллектуального развития воспитанников  свидетельствует, что уровень  развития внимания и памяти  воспитанников не имеет существенных  отклонений от среднестатистической  нормы. Однако исследования выявляют  слабо сформированную картину  мира, повышенную ситуативность,  которая в познавательной сфере  проявляется в неспособности  решения задач, требующих внутренних  операций, без опоры на практические  действия, снижение развития абстрактно-логического  мышления, особенно у детей среднего  школьного возраста. Наиболее выражено  снижение вербально - логического  мышления. Большую трудность для  дошкольников и младших школьников  представляет внеситуативно - личностная  беседа. Как правило, вопросы "кто  вам больше нравится?", "что  вы любите?", "какое у вас  настроение?" и т.п. вызывают  смущение детей, и они ничего  не могут на них ответить.

     Эти данные  свидетельствуют о том, что  основными причинами снижения  интеллектуального развития воспитанников  общеобразовательных интернатных  учреждений являются средовые  влияния, педагогическая запущенность, а не врожденно-наследственные  факторы, анатомо-физиологические  нарушения работы центральной  нервной системы. Одной из причин  является отсутствие качественного,  содержательного общения со взрослыми,  которое было бы адекватно  для детей, воспитывающихся в  детском доме.

1.2. Проблемы эмоционально-волевого  развития воспитанников

Наибольшие трудности  и отклонения от нормального становления  личности воспитанников детских  домов отмечаются всеми исследователями  в эмоционально-волевой сфере: в  нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности ("силы личности"), неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.

Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как  правило, не осваивает навыки продуктивного  общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает  его, переходя на агрессию или пассивное  отчуждение. Нуждаясь в любви и  внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним  общались в соответствии с этой потребностью.

 

  Отчужденность, эмоциональная  холодность, неумение эмоционально  общаться, отсутствие навыков общения  - вот далеко не полный перечень  отклонений в развитии. У детей  в детских домах ярко проявляется  так называемый эмоциональный  голод: они легко вступают в  контакт с любым человеком,  который приходит в учреждение. Однако совместной деятельности, игре, внеситуативному общению, беседе  с взрослыми дети предпочитают  непосредственный физический контакт:  забраться на колени, обнять, погладить  по голове, прижаться, взять за  руку - это своеобразная форма  ситуативно-личностного общения,  в которой средства общения  (даже включая речь, хоть и бедную  по содержанию и лексико-грамматическому  составу) не соответствуют мотивам  и потребностям.

1.3. Совместная деятельность  и общение детей со сверстниками

    В целом потребность  в общении со сверстниками  менее напряженная. Обычно контакты  со сверстниками бедны по содержанию  и мало эмоционально насыщены. В игре дети менее внимательны  к действиям и состояниям партнера, часто вовсе не замечают обиды,  просьбы и даже слез сверстника. Находясь рядом, играют порознь.  Либо все играют со всеми,  но совместные игры носят, в  основном, процессуальный характер; отсутствует ролевое взаимодействие  в игре; даже включаясь в какой-либо  общий сюжет, дети действуют  от себя, а не от лица ролевого  персонажа. По операционному составу  (по совершаемым действиям) такая  деятельность очень напоминает  ролевую игру, но по субъективному,  психологическому содержанию существенно  отличается от нее. Контакты  в игре сводятся к конкретным  обращениям и замечаниям по  поводу действий сверстника (дай,  смотри, подвинься и т.д.).

    Постоянную привязанность  к сверстникам имеет незначительное  число детей. Она не зависит  от возраста и положения ребенка  в группе. Нет и постоянно изолированных  детей. Игры часто окрашены нервозностью, сменой настроения; конфликты протекают резко, с острыми эмоциональными отрицательными переживаниями. События часто драматизируются.

    Ситуативность  в поведении, неспособность к  конструктивному решению проблем,  организации своей деятельности, самостоятельному соблюдению правил  игры обусловлена тем, что уже  общение детей со взрослыми  в детском доме не предоставляет  ребенку самостоятельности, а,  наоборот, резко ограничивает ее  твердым режимом дня, постоянными  указаниями взрослого, что следует  делать в тот или иной момент  времени, контролем со стороны  взрослого, формируя тем самым  привычку к "пошаговому" выполнению  чужих указаний.

    В детских домах  к детям нередко обращаются  по фамилии, имя часто сочетается  с фамилией. Часто имя используется  для приказа и почти никогда  для проявления любви. В результате  у ребенка формируется отрицательное  отношение к своему имени.

Внутри своей группы дети, живущие в интернате, могут жестоко  обращаться со своим сверстником  или ребенком младшего возраста. Эта  позиция вызвана многими причинами, но, прежде всего, нереализованной потребностью в любви и признании, эмоционально нестабильным положением ребенка, лишенного  родительского попечительства. У  этих детей масса проблем, которые  неведомы ребенку в нормальной семье. Они психологически отчуждены от людей, и это открывает им "право" к правонарушению. В школе, куда дети из детского дома ходят учиться, одноклассники  из семей выступают в их сознании как "они", что развивает сложные  конкурентные, негативные отношения  детдомовских и домашних детей.

  У воспитанников детских  домов разрушено еще одно важное  звено самосознания - звено психологического  времени личности. Ребенок не  в состоянии соотнести себя  настоящего с собой в прошлом  и будущем: индивидуального прошлого  они часто не помнят, будущее  для них неопределенно.

  Таким образом, результаты  психологического обследования  свидетельствуют о значительных  проблемах развития личности  большинства воспитанников детских  домов во всех возрастных группах.  Наибольшие трудности и отклонения  от нормального становления личности  наблюдаются в эмоционально-волевой  сфере, нарушении социального  взаимодействия, неуверенности в  себе, снижении самоорганизованности  и целеустремленности, что приводит  к значительному ослаблению "силы  личности". Негативные тенденции  развития личности воспитанников  сохраняются во всех возрастных  группах и в старшей возрастной  группе проявляются, в частности,  в снижении профессиональной  пригодности ко многим видам  профессиональной деятельности, особенно  интеллектуального характера и  социального взаимодействия.


Информация о работе Дети сироты