Педагогическое общение как условие формирования коллектива в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 07:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить педагогические условия формирования детского коллектива в процессе организации педагогического общения.
Задачи:
1.Изучить литературу по проблеме исследования;
2.Изучить стили и виды педагогического общения;
3.Изучить особенности формирования коллектива в младшем школьном возрасте.
4.Рассмотреть влияние особенностей педагогического общения на развитие индивидуальности младшего школьника.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....... 3
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы педагогического общения.
1.1. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса ……………………………………………….. 6
1.2. Особенности межличностных отношений младших школьников в детском коллективе …………………………………………………….... 13
1.3. Роль учителя в формировании коллектива детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………….... 21
Глава II. Психолого-педагогические условия формирования детского коллектива средствами организации педагогического общения
2.1. Описание методик исследования роли педагогического общения в формировании детского коллектива в младшем школьном возрасте …. 29
2.2. Тренинг как средство совершенствования педагогического
общения ………………………………………………………………………. 38
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………….. 43
Заключение ………………………………………………………………….. 50
Библиография ……………………………………………………………….. 52

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 95.00 Кб (Скачать)

 

И.О.

Коммуникативные

умения

Организаторские

умения

Констатир.

экспер.

Контрольн.

Экспер.

Констатир.

экспер.

Контрольн.

Экспер.

1

M.L.

0,8 (очень

высокий)

0,85 (очень

высокий)

0,75

(высокий)

0,85 (очень высокий)

2

S.V.

0,75 (высокий)

0,95 (очень 

высокий)

0,75

(высокий)

0,85 (очень высокий)


 

Также на контрольном этапе мы повторно провели  методику «Социометрия». Распределение  ответов по методике «Социометрия»  представлены в приложении 13, гистограммы представлены в приложении 14.

При повторном  проведении данной методики видны изменения  в экспериментальной группе, которые  характеризуются повышением статуса  детей в коллективе (см.таблицу 12).

Таблица 12

Распределение ответов по методике «Социометрия»  на контрольном этапе

 

Статус 

Экспер. группа

6 человек

Контр. группа

10 человек

1

«Звезды»

1 (16%)

1 (10%)

2

«Предпочитаемые»

2 (33%)

2 (20%)

3

«Принятые»

3 (50%)

6 (50%)

4

«Непринятые»

0 (0%)

1 (20%)


 

Таблица 13

Сводная таблица  по методике «Социометрия» на констатирующем и контрольном этапах

 

Статус 

Констатирующий

эксперимент

Контрольный

эксперимент

Эксперим.

группа 

Контр.

группа

Эксперим.

группа

Контр. группа

1

«Звезды»

0 (0%)

1 (10%)

1 (16%)

1 (10%)

2

«Предпочитаемые»

1 (16%)

2 (20%)

2 (33%)

2 (20%)

3

«Принятые»

4 (66%)

5 (50%)

3 (50%)

6 (50%)

4

«Непринятые»

1 (16%)

2 (20%)

0 (0%)

1 (20%)


 

Вывод: проанализировав результаты на контрольном этапе, можно заметить некоторые улучшения результатов диагностики. Мы предполагаем, что проведение тренинга с учителями способствовало повышению педагогической культуры общения. Статус ребенка в коллективе и сам коллектив стал дружнее, а отношения в классе – более доброжелательными, улучшилась эмоциональная обстановка в классе.

Таким образом, одну из ведущих ролей в формировании детского коллектива играет педагогическое общение, которое является залогом  успешного развития личности в коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для младшего школьника, школа – это прежде всего учитель, а он в свою очередь, для него является высшим авторитетом, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. Преимущественно  через учителя строятся в классе отношения между детьми. В младшем  школьном возрасте, отношение учителя  к ребенку – это индикатор  отношения к нему и его одноклассников. Педагог способствует формированию мнения у детей друг о друге, тем  самым обретает определенный статус в коллективе сверстников и именно от педагога зависит какой это  будет коллектив. Учитель должен поддерживать дружбу ребят, формировать  их интересы, прививать чувство того, что класс – это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших  и старших товарищей. Учитель  организует их совместную деятельность и общение. Не случайно, одну из ведущих  ролей в формировании детского коллектива играет педагогическое общение. От стиля  педагогического общения зависит  процесс формирования и развития коллектива..

Педагогическое  общение служит залогом успешного  развития личности в коллективе. Оптимальное  педагогическое общение – это  такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие условия  для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной  деятельности, для правильного формирования личности школьника. Такое общение  обеспечивает благоприятный эмоциональный  климат, управление социально-психологическими процессами в детском коллективе. Успех педагогического общения  во многом зависит от умения организовать целостный процесс коммуникативной  деятельности. Каждую разновидность  ведущей деятельности отличает и  особый способ взаимодействия, общения  и сотрудничества людей друг с  другом. Взаимодействие педагога и  ребенка – это процесс межличностного взаимодействия, и он всегда является двусторонне активным процессом, или  «обменом», предполагающим уже известную  нам равноправность, соразмерность  того, что «обменивается», и одновременно увеличение возможностей каждого. Взаимодействие в педагогическом процессе есть один из способов активизации саморазвития и самоактуализации ребенка, а проблема взаимодействия педагога и ребенка  является проблемой современной  науки и практики. Наиболее плодотворным стилем взаимодействия и общения  является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью  и на основе дружественного расположения.

В ходе проведенного исследования задачи, поставленные в  нашей работе успешно выполнены. Цель исследования была достигнута в  результате тренинговой работы. Условия, созданные в тренинге, способствовали повышению эффективности педагогического  общения, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Академия проект. Альма Матер, 2005. – 697 с.
  2. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – Екатеринбург: Деловая книга, 1995. – 120 с.
  3. Абульханова-Славская К.А. Личностные аспектпроблемы общения. Проблема общения в психологии. – М.: 1981. – с.218-241
  4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995. – с. 81-85
  5. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. – с.69-71
  6. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Ярославль, 1986. – с.26-47
  7. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983. – 50 с.
  8. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. – М.: Международная пед. академия 1995. – 212 с.
  9. Блонский П.П. психология младшего школьника / под ред. А.И.Липкиной, Т.Д.Марцинковской / Воронеж: НПО «МОДЭК». 1997. – 575 с.
  10. Вачков И.В. Введение в тренинговые технологии // Психологическое сопровождение выбора профессии // Под ред. Л.М.Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. – с. 66-78
  11. Вачков И.В. Психологический тренинг как средство развития профессионального самосознания педагогов // Школа здоровья. – 1995. - № 3. с. 73-84
  12. Вачков И.В. основы работы группового тренинга // Учебное пособие. - М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 176 с.
  13. Донцова А.И. психология коллектива. МГУ, 1984. – с. 180-201
  14. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Издательство ЛГУ, 1985. – с. 26-28
  15. Ерастов Н.П. Психология общения. Ярославль, 1979. 34 с.
  16. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя/ М.: Сентябрь, 2002. – с. 18-52
  17. Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога. Н.Новгород, 1993. – 92 с.
  18. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Изд. 2-е, М.: Логос, 2002. – 384 с.
  19. Игры. Обучение. Тренинг. Досуг./Под ред. В.В.Петрусинского. М.:1987. – с. 47-71
  20. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1978. – с. 14-27
  21. Козырева Е.А. Программа психологического тренинга сопровождения школьников, их родителей с 1 по 11 класс. М.: 1997. – с. 56-61
  22. Кондратьева С.В. Психология – педагогические проблемы общения: Учебное пособие. Гродно, 1992.- с. 90-109
  23. Корчак Януш. Педагогическое наследие. М., 1986.- с. 23-35
  24. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М.: творческий центр «Сфера», 2000. – с. 129-141
  25. Краткий психологический словарь. М.: 1985. 213 с.
  26. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: СПб., 1997. – с. 73-79, 211-215
  27. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Нальчик, 1996. – с.16-96
  28. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение // Педагогика и психология. 1979. № 1. – с. 23, 96-113
  29. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: 1984. – 248 с.
  30. Макаренко А.С.Детский коллектив. – М., 1977.- 46-53
  31. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: 1993. – с. 156-172
  32. Микляева А.В., Румянцев П.В. Проективная методика «Моя учительница». Журнал пед. диагностики № 3. – 2006. – с. 76-159
  33. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994.- с.65-101
  34. Немов Р.С. Психология. Т.2. М.: 1998. – 116 с.
  35. Немиринский О.В. Терапевтическая роль групповой динамики // Московский психотерапевтический журнал. – 1993. - № 3.- с. 112-123
  36. Педагогика: новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – кн.2: с.65-66
  37. Педагогическая психология: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Н.В. Клюевой.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – с.283-319
  38. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. – с. 39-55, 218
  39. Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г. Ярошенко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990
  40. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Минск: Беларусская наука, 1998. – с.160-166
  41. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Личность как социокультурная реальность. – Самара, 1999. – с. 97-104
  42. Слободчиков В.И. // Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии, 1991, № 2.- с. 121-122
  43. Столяренко Л.Д. Основы психологии. // Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 672 с.
  44. Сухомлинский В.А. О воспитании / Составитель и автор вступительных очерков С.Соловейчик. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1982.- 270 с.
  45. Шадриков В.Д. Духовные способности. Издание М.: Воронеж, 1998. – 219 с.
  46. Шелихова Н.И. Техника педагогического общения. М.: Воронеж, 1998. – 219 с.
  47. Шилова С.Е. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие. Красноярск, 1998.- с.52-63
  48. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.- с. 135-142
  49. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. М.: 1995. – с.27-153
  50. Яшина Е.И. Я хочу провести тренинг. Новосибирск: Гуманитарный проект, 2000. – с. 19-60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Педагогическое общение как условие формирования коллектива в младшем школьном возрасте