Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 07:24, курсовая работа
Цель: определить педагогические условия формирования детского коллектива в процессе организации педагогического общения.
Задачи:
1.Изучить литературу по проблеме исследования;
2.Изучить стили и виды педагогического общения;
3.Изучить особенности формирования коллектива в младшем школьном возрасте.
4.Рассмотреть влияние особенностей педагогического общения на развитие индивидуальности младшего школьника.
Введение……………………………………………………………………....... 3
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы педагогического общения.
1.1. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса ……………………………………………….. 6
1.2. Особенности межличностных отношений младших школьников в детском коллективе …………………………………………………….... 13
1.3. Роль учителя в формировании коллектива детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………….... 21
Глава II. Психолого-педагогические условия формирования детского коллектива средствами организации педагогического общения
2.1. Описание методик исследования роли педагогического общения в формировании детского коллектива в младшем школьном возрасте …. 29
2.2. Тренинг как средство совершенствования педагогического
общения ………………………………………………………………………. 38
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………….. 43
Заключение ………………………………………………………………….. 50
Библиография ……………………………………………………………….. 52
№ |
И.О. |
Коммуникативные умения |
Организаторские умения | ||
Констатир. экспер. |
Контрольн. Экспер. |
Констатир. экспер. |
Контрольн. Экспер. | ||
1 |
M.L. |
0,8 (очень высокий) |
0,85 (очень высокий) |
0,75 (высокий) |
0,85 (очень высокий) |
2 |
S.V. |
0,75 (высокий) |
0,95 (очень высокий) |
0,75 (высокий) |
0,85 (очень высокий) |
Также на контрольном этапе мы повторно провели методику «Социометрия». Распределение ответов по методике «Социометрия» представлены в приложении 13, гистограммы представлены в приложении 14.
При повторном проведении данной методики видны изменения в экспериментальной группе, которые характеризуются повышением статуса детей в коллективе (см.таблицу 12).
Таблица 12
Распределение ответов по методике «Социометрия» на контрольном этапе
№ |
Статус |
Экспер. группа 6 человек |
Контр. группа 10 человек |
1 |
«Звезды» |
1 (16%) |
1 (10%) |
2 |
«Предпочитаемые» |
2 (33%) |
2 (20%) |
3 |
«Принятые» |
3 (50%) |
6 (50%) |
4 |
«Непринятые» |
0 (0%) |
1 (20%) |
Таблица 13
Сводная таблица по методике «Социометрия» на констатирующем и контрольном этапах
№ |
Статус |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент | ||
Эксперим. группа |
Контр. группа |
Эксперим. группа |
Контр. группа | ||
1 |
«Звезды» |
0 (0%) |
1 (10%) |
1 (16%) |
1 (10%) |
2 |
«Предпочитаемые» |
1 (16%) |
2 (20%) |
2 (33%) |
2 (20%) |
3 |
«Принятые» |
4 (66%) |
5 (50%) |
3 (50%) |
6 (50%) |
4 |
«Непринятые» |
1 (16%) |
2 (20%) |
0 (0%) |
1 (20%) |
Вывод: проанализировав результаты на контрольном этапе, можно заметить некоторые улучшения результатов диагностики. Мы предполагаем, что проведение тренинга с учителями способствовало повышению педагогической культуры общения. Статус ребенка в коллективе и сам коллектив стал дружнее, а отношения в классе – более доброжелательными, улучшилась эмоциональная обстановка в классе.
Таким образом, одну из ведущих ролей в формировании детского коллектива играет педагогическое общение, которое является залогом успешного развития личности в коллективе.
Заключение
Для младшего
школьника, школа – это прежде
всего учитель, а он в свою очередь,
для него является высшим авторитетом,
которому на первых порах уступает
даже авторитет родителей. Преимущественно
через учителя строятся в классе
отношения между детьми. В младшем
школьном возрасте, отношение учителя
к ребенку – это индикатор
отношения к нему и его одноклассников.
Педагог способствует формированию
мнения у детей друг о друге, тем
самым обретает определенный статус
в коллективе сверстников и именно
от педагога зависит какой это
будет коллектив. Учитель должен
поддерживать дружбу ребят, формировать
их интересы, прививать чувство того,
что класс – это
Педагогическое
общение служит залогом успешного
развития личности в коллективе. Оптимальное
педагогическое общение – это
такое общение учителя со школьниками,
которое создает наилучшие
В ходе проведенного
исследования задачи, поставленные в
нашей работе успешно выполнены.
Цель исследования была достигнута в
результате тренинговой работы. Условия,
созданные в тренинге, способствовали
повышению эффективности
Библиография: