Педагогическое общение как условие формирования коллектива в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 07:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить педагогические условия формирования детского коллектива в процессе организации педагогического общения.
Задачи:
1.Изучить литературу по проблеме исследования;
2.Изучить стили и виды педагогического общения;
3.Изучить особенности формирования коллектива в младшем школьном возрасте.
4.Рассмотреть влияние особенностей педагогического общения на развитие индивидуальности младшего школьника.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....... 3
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы педагогического общения.
1.1. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса ……………………………………………….. 6
1.2. Особенности межличностных отношений младших школьников в детском коллективе …………………………………………………….... 13
1.3. Роль учителя в формировании коллектива детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………….... 21
Глава II. Психолого-педагогические условия формирования детского коллектива средствами организации педагогического общения
2.1. Описание методик исследования роли педагогического общения в формировании детского коллектива в младшем школьном возрасте …. 29
2.2. Тренинг как средство совершенствования педагогического
общения ………………………………………………………………………. 38
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………….. 43
Заключение ………………………………………………………………….. 50
Библиография ……………………………………………………………….. 52

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 95.00 Кб (Скачать)

Таблица 7

Тематический план

Тема занятий

Содержание (игры, упражнения, техники)

Кол-во часов

1

Знакомство 

Игры на знакомство;

Рефлексия «Здесь и теперь»;

Методика «КОС»

1

2

Что значит эффективно общаться (дискуссия)

Рефлексия «Здесь и теперь»;

Дискуссия «Эффективность педагогического  процесса»;

Игра «Выбор траектории»;

Выявление основных форм личности на основе предпочтения геометрических фигур и их психологическая характеристика. Опросник КОС.

1

3

Психологические проблемы общения

Игра «Пустое место»;

Игра «Стул презентация»;

Рефлексия.

1

4

Игры на развитие коммуникации

Игра «Ищу друга»;

Игра «Встреча двух цивилизаций»;

Игра «Катастрофа в  пустыне».

1

5

Тренинг сензитивности

«Ледокол»;

Упражнения, направленные на расслабление;

Игра «Молчащее и говорящее  зеркало».

1

6

Как меня видят другие и что такое  невербальные средства общения

Аналитическая работа (отработка обратной связи);

Ролевые игры:

- на выявление скрытого  мотива общения;

- с конфликтным содержанием.

1

7

Проектирование средств общения

Игра «Путаница»;

Игра «Пишущая машина»;

Игра «Вопрос – ответ»;

Игра «Скульптура»;

Игра «Испорченный видеомагнитофон»;

Игра «Раскрытие пантомимикой».

2

8

Индивидуальный стиль общения

Беседа «Какой я есть и каким  бы я хотел быть»;

Методика «Кто есть кто»;

Игра «Разбор»;

Методика «пространственная  социометрия»;

Игра «Метафора проблем».

1

9

Беседа о результате и значимости программы для педагогов

Игра «Я знаю, что тебе приснилось»;

Рефлексия проведенной работы, предложения и пожелания;

Методика «КОС»

1


Занятие № 1 «Знакомство»

Цель: формирование у членов группы установки на взаимопонимание; формирование первого впечатления друг о друге; определение возможных тактик и стратегий общения с каждым участником; создание климата психологической безопасности.

Занятие № 2 «Что значит эффективно общаться»

Цель: актуализация участниками группы своей профессионально-педагогической позиции; выработка группой концептуального представления о сущности педагогического общения; выработка умения принимать решение в группе, проверка коммуникативных и организаторских способностей при помощи КОС.

Занятие № 3 «Психологические проблемы общения»

Цель: актуализировать проблемы; воспроизвести опыт их решения; организовать ситуации решения проблемы на основе знаний членов группы о себе (Я-концепция и психологические защитные механизмы).

Занятие № 4 «Игры на развитие коммуникации»

Цель: способствовать раскрепощению и развитию межличностных отношений в группе.

Занятие № 5 «Тренинг сензитивности»

Цель: создание в группе атмосферы доверия и открытости.

Занятие № 6 «Проектирование средств  общения»

Цель: отработка эффективных средств общения; отработка умений анализировать себя, ситуации и другого в ситуации общения; формирование умений анализа мотивации своего поведения и поведения других.

Занятие № 7 «Как меня видят другие и что такое невербальные средства общения»

Цель: дестабилизация стереотипных представлений о себе, мотивах своего поведения; формирование чувствительности к невербальным средствам общения; формирование понятийных представлений о невербальных средствах общения.

Занятие № 8 «Индивидуальный стиль  общения»

Цель: отработка умений самоанализа; отработка индивидуальных стратегий и тактик общения.

Занятие № 9 «Беседа о результате и значимости программы для педагогов»

Цель: рефлексия проведенной работы, подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной  работы

 После  проведения социально-психологического  тренинга нами был проведен  контрольный эксперимент в мае 2012 года.

Как и  в констатирующем, в контрольном  эксперименте участвовали 2 класса: 3 «а» класс (экспериментальная группа) и 3 «б» класс (контрольная группа).

Мы считаем, что тренинг сыграл достаточно значительную роль в каждом из ее участников. За короткий промежуток времени уже видны  небольшие результаты.

Мы повторно провели опросник «Учитель-ученик» (см. табл.8).

Таблица 8

Сводная таблица  с распределением ответов по опроснику  «Учитель-ученик» на контрольном  этапе

Вопрос 

Экспериментальная группа

20 человек

Контрольная группа

15 человек

1

Какой ты видишь свою учительни-цу?

20 (100%)

0 (0%)

0 (0%)

8 (53%)

7 (47%)

0 (0%)

2

Какой хотел бы видеть свою учительни-цу?

20 (100%)

0 (0%)

0 (0%)

15 (100%)

0 (0%)

0 (0%)

   

Да

Нет

Иногда 

Да 

Нет

Иногда 

3

С радостью ли ты идешь в школу?

19 (95%)

1 (5%)

-

9 (60%)

6 (40%)

0 (0%)

 

 

 

4

 

 

 

Что сделает учительница, если забыл тетрадь с домашним заданием дома?

Отпра-вит за тетра-дью

Поставит «2»

Отру-гает

Отпра-вит за тетра-дью

Поставит «2»

Отру-гает

15 (75%)

0 (0%)

5 (25%)

12 (80%)

0 (0%)

3 (20%)

 

 

 

5

 

 

 

Что тебе нравится в твоей учительнице?

Личност-ные качества

Профес-сиона-льные качес-тва

Другое 

Личност-ные качества

Профес-сиона-льные качес-тва

Другое 

10 (50%)

10 (50%)

0 (0%)

8 (53%)

7 (47%)

0 (0%)

   

Да

Нет

Иногда

Да

Нет

Иногда

6

Интересно ли тебе на уроках?

20 (100%)

0 (0%)

0 (0%)

15 (100%)

0 (0%)

0 (0%)

7

Всегда  ли понимает тебя учитель?

14 (70%)

1 (5%)

5 (25%)

10 (66%)

0 (0%)

5 (44%)

8

Часто ли хвалит тебя учитель?

10 (50%)

10 (50%)

0 (0%)

7 (46%)

4 (26%)

4 (26%)

9

Если  бы тебе предложили перейти в другой класс, согласился бы ты?

0 (0%)

20 (100%)

0 (0%)

0 (0%)

15 (100%)

0 (0%)


Формирующий эксперимент показал  улучшение результатов в экспериментальной  группе. Например, большинство детей  стали приходить в школу с  радостью (вопрос № 3), у детей повысился  интерес к урокам (вопрос № 6), улучшилось взаимопонимание с учителем (вопрос № 7), педагог больше хвалит детей (вопрос № 8). Можно предположить, что эмоциональная  атмосфера в классе стала более  доброжелательная и более крепкая.

В контрольной группе также можно  отметить некоторые изменения. Как  и в экспериментальной группе, у детей повысился интерес  к урокам (6), улучшилось взаимопонимание  с учителем (7), педагог стал больше хвалить детей. Здесь также можно  заметить улучшение атмосферы в  классе.

Сводная таблица по методике «Учитель-ученик»  на констатирующем и контрольном  этапах представлена в приложении 9.

Для более глубокого анализа  личности педагога мы повторно провели  проективную методику «Портрет учителя», так как в основе проективных методов лежит принцип психологической проекции, согласно которому испытуемый проецирует свои неосознаваемые или скрытые потребности, переживания, мотивы.

Таблица 9

Распределение ответов по проективной  методике «Портрет» на этапе контрольного эксперимента

Признаки 

Интерпретация

Экспер.группа               20 человек

Контр.группа

15 человек

1

Большая голова

Подчеркивание значения мышления, воображения

10 (50 %)

7 (46 %)

2

Волосы сильно заштрихованы

Тревога, связанная  с мышлением или воображением

1 (5 %)

4 (26 %)

3

Глаза, пустые глазницы

Значимое стремление избегать визуальных контактов, враждебность

0 (0 %)

1 (6 %)

4

Грубое искажение  формы, пропорции

Нарушение социализации

1 (5 %)

1 (6%)

5

Изображение в  период совершения какого-либо действия

Свойственно лицам  с выразительными движениями, увлеченностью  спортом, танцами

4 (20%)

0 (0%)

6

Маленькая фигура

Встречаются у  напряженных, полных страхом людей

1 (16 %)

0 (0%)

7

Наличие рук

Базовое стремление к борьбе

4 (66 %)

7 (70 %)

8

Непропорциональность  фигуры

Регрессия и  нарушение критичности

0(0 %)

2 (20 %)

9

Ноги – их отсутствие

Скованность

1 (16 %)

4 (40 %)

10

Плечи мелкие

Ощущение малоценности, жестокости

1 (16 %)

0 (0%)

11

Плечи угловатые

Осторожность, защита

1 (16 %)

3 (30 %)

12

Размах рук

Интенсивное стремление к действиям

1 (16 %)

0 (0%)

13

Сидящая фигура

Творческая  направленность, иногда пассивность

0 (0%)

0 (0%)

14

Тонкие руки

Переживание слабости, тщетности усилий

0 (0%)

1 (10 %)

15

Уши

Стремление  слушать, внимать

5 (83 %)

6 (60 %)

16

Человек размеренно шагает

Уверенность

1 (16%)

2 (20%)

17

Шея пропущена

Субъект находится  под властью своих впечатлений

2 (33 %)

1 (10 %)


На этапе контрольного эксперимента в экспериментальной группе выявлены изменения в положительную сторону  в следующих вопросах: 1, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 15, 16. По результатам видно, что  процент негативизма, чувства тревоги, недоверия снился, а позитивное отношение, стремление слушать, действовать, чувство  уверенности в себе увеличилось. В рисунках дети изобразили педагога, применяя светлые тона; портреты в  основном изображены в центре листа (80%), что свидетельствует об адекватной оценке детьми своего педагога. Также  во всех рисунках все составляющие лица (глаза, губы, нос и т.д.).

В контрольной группе произошли  незначительные изменения в положительную  сторону по следующим вопросам: 1,3, 15, 16. В отрицательную сторону  изменений не произошло. Сводная  таблица по творческом тесту «Автопортрет»  на констатирующем и контрольном  этапах представлена в приложении 10.

Мы считаем, что результаты в  экспериментальной группе улучшились благодаря проведенной тренинговой  работе с педагогами. Ведь именно рисуночные методики показывают, какие у ребенка  неосознаваемые или скрытые потребности, переживания, мотивы.

На последнем занятии тренинга нами была проведена повторно методика «КОС» с целью выявления изменений  результатов после проведения тренинговой  работы с педагогами. Были получены следующие результаты: повысился  уровень коммуникативных способностей у S.V., организаторских способностей у S.V. и M.L.

Диаграммы с распределением результатов  смотреть в приложении 11. Результаты по данной методике на констатирующем и контрольном этапах см. в приложении 12.

Таблица 10

Распределение ответов по методике «КОС» на контрольном этапе

Коммуникативные умения

Организаторские умения

Показатель

Уровень

Показатель

Уровень

1

M. L

0,85

Очень высокий

0,85

Очень высокий

2

S. V.

0,95

Очень высокий

0,85

Очень высокий


Таблица 11

Сводная таблица  по методике «КОС» на констатирующем и контрольном этапах исследования

Информация о работе Педагогическое общение как условие формирования коллектива в младшем школьном возрасте