Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 07:24, курсовая работа
Цель: определить педагогические условия формирования детского коллектива в процессе организации педагогического общения.
Задачи:
1.Изучить литературу по проблеме исследования;
2.Изучить стили и виды педагогического общения;
3.Изучить особенности формирования коллектива в младшем школьном возрасте.
4.Рассмотреть влияние особенностей педагогического общения на развитие индивидуальности младшего школьника.
Введение……………………………………………………………………....... 3
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы педагогического общения.
1.1. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса ……………………………………………….. 6
1.2. Особенности межличностных отношений младших школьников в детском коллективе …………………………………………………….... 13
1.3. Роль учителя в формировании коллектива детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………….... 21
Глава II. Психолого-педагогические условия формирования детского коллектива средствами организации педагогического общения
2.1. Описание методик исследования роли педагогического общения в формировании детского коллектива в младшем школьном возрасте …. 29
2.2. Тренинг как средство совершенствования педагогического
общения ………………………………………………………………………. 38
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………….. 43
Заключение ………………………………………………………………….. 50
Библиография ……………………………………………………………….. 52
Таблица 7
Тематический план
№ |
Тема занятий |
Содержание (игры, упражнения, техники) |
Кол-во часов |
1 |
Знакомство |
Игры на знакомство; Рефлексия «Здесь и теперь»; Методика «КОС» |
1 |
2 |
Что значит эффективно общаться (дискуссия) |
Рефлексия «Здесь и теперь»; Дискуссия «Эффективность педагогического процесса»; Игра «Выбор траектории»; Выявление основных форм личности
на основе предпочтения геометрических
фигур и их психологическая |
1 |
3 |
Психологические проблемы общения |
Игра «Пустое место»; Игра «Стул презентация»; Рефлексия. |
1 |
4 |
Игры на развитие коммуникации |
Игра «Ищу друга»; Игра «Встреча двух цивилизаций»; Игра «Катастрофа в пустыне». |
1 |
5 |
Тренинг сензитивности |
«Ледокол»; Упражнения, направленные на расслабление; Игра «Молчащее и говорящее зеркало». |
1 |
6 |
Как меня видят другие и что такое невербальные средства общения |
Аналитическая работа (отработка обратной связи); Ролевые игры: - на выявление скрытого мотива общения; - с конфликтным содержанием. |
1 |
7 |
Проектирование средств общения |
Игра «Путаница»; Игра «Пишущая машина»; Игра «Вопрос – ответ»; Игра «Скульптура»; Игра «Испорченный видеомагнитофон»; Игра «Раскрытие пантомимикой». |
2 |
8 |
Индивидуальный стиль общения |
Беседа «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; Методика «Кто есть кто»; Игра «Разбор»; Методика «пространственная социометрия»; Игра «Метафора проблем». |
1 |
9 |
Беседа о результате и значимости программы для педагогов |
Игра «Я знаю, что тебе приснилось»; Рефлексия проведенной работы, предложения и пожелания; Методика «КОС» |
1 |
Занятие № 1 «Знакомство»
Цель: формирование у членов группы установки на взаимопонимание; формирование первого впечатления друг о друге; определение возможных тактик и стратегий общения с каждым участником; создание климата психологической безопасности.
Занятие № 2 «Что значит эффективно общаться»
Цель: актуализация участниками группы своей профессионально-педагогической позиции; выработка группой концептуального представления о сущности педагогического общения; выработка умения принимать решение в группе, проверка коммуникативных и организаторских способностей при помощи КОС.
Занятие № 3 «Психологические проблемы общения»
Цель: актуализировать проблемы; воспроизвести опыт их решения; организовать ситуации решения проблемы на основе знаний членов группы о себе (Я-концепция и психологические защитные механизмы).
Занятие № 4 «Игры на развитие коммуникации»
Цель: способствовать раскрепощению и развитию межличностных отношений в группе.
Занятие № 5 «Тренинг сензитивности»
Цель: создание в группе атмосферы доверия и открытости.
Занятие № 6 «Проектирование средств общения»
Цель: отработка эффективных средств общения; отработка умений анализировать себя, ситуации и другого в ситуации общения; формирование умений анализа мотивации своего поведения и поведения других.
Занятие № 7 «Как меня видят другие и что такое невербальные средства общения»
Цель: дестабилизация стереотипных представлений о себе, мотивах своего поведения; формирование чувствительности к невербальным средствам общения; формирование понятийных представлений о невербальных средствах общения.
Занятие № 8 «Индивидуальный стиль общения»
Цель: отработка умений самоанализа; отработка индивидуальных стратегий и тактик общения.
Занятие № 9 «Беседа о результате и значимости программы для педагогов»
Цель: рефлексия проведенной работы, подведение итогов.
2.3.
Анализ результатов опытно-
После
проведения социально-
Как и в констатирующем, в контрольном эксперименте участвовали 2 класса: 3 «а» класс (экспериментальная группа) и 3 «б» класс (контрольная группа).
Мы считаем, что тренинг сыграл достаточно значительную роль в каждом из ее участников. За короткий промежуток времени уже видны небольшие результаты.
Мы повторно провели опросник «Учитель-ученик» (см. табл.8).
Таблица 8
Сводная таблица с распределением ответов по опроснику «Учитель-ученик» на контрольном этапе
№ |
Вопрос |
Экспериментальная группа 20 человек |
Контрольная группа 15 человек | ||||
1 |
Какой ты видишь свою учительни-цу? |
20 (100%) |
0 (0%) |
0 (0%) |
8 (53%) |
7 (47%) |
0 (0%) |
2 |
Какой хотел бы видеть свою учительни-цу? |
20 (100%) |
0 (0%) |
0 (0%) |
15 (100%) |
0 (0%) |
0 (0%) |
Да |
Нет |
Иногда |
Да |
Нет |
Иногда | ||
3 |
С радостью ли ты идешь в школу? |
19 (95%) |
1 (5%) |
- |
9 (60%) |
6 (40%) |
0 (0%) |
4 |
Что сделает учительница, если забыл тетрадь с домашним заданием дома? |
Отпра-вит за тетра-дью |
Поставит «2» |
Отру-гает |
Отпра-вит за тетра-дью |
Поставит «2» |
Отру-гает |
15 (75%) |
0 (0%) |
5 (25%) |
12 (80%) |
0 (0%) |
3 (20%) | ||
5 |
Что тебе нравится в твоей учительнице? |
Личност-ные качества |
Профес-сиона-льные качес-тва |
Другое |
Личност-ные качества |
Профес-сиона-льные качес-тва |
Другое |
10 (50%) |
10 (50%) |
0 (0%) |
8 (53%) |
7 (47%) |
0 (0%) | ||
Да |
Нет |
Иногда |
Да |
Нет |
Иногда | ||
6 |
Интересно ли тебе на уроках? |
20 (100%) |
0 (0%) |
0 (0%) |
15 (100%) |
0 (0%) |
0 (0%) |
7 |
Всегда ли понимает тебя учитель? |
14 (70%) |
1 (5%) |
5 (25%) |
10 (66%) |
0 (0%) |
5 (44%) |
8 |
Часто ли хвалит тебя учитель? |
10 (50%) |
10 (50%) |
0 (0%) |
7 (46%) |
4 (26%) |
4 (26%) |
9 |
Если бы тебе предложили перейти в другой класс, согласился бы ты? |
0 (0%) |
20 (100%) |
0 (0%) |
0 (0%) |
15 (100%) |
0 (0%) |
Формирующий эксперимент показал
улучшение результатов в
В контрольной группе также можно отметить некоторые изменения. Как и в экспериментальной группе, у детей повысился интерес к урокам (6), улучшилось взаимопонимание с учителем (7), педагог стал больше хвалить детей. Здесь также можно заметить улучшение атмосферы в классе.
Сводная таблица по методике «Учитель-ученик» на констатирующем и контрольном этапах представлена в приложении 9.
Для более глубокого анализа личности педагога мы повторно провели проективную методику «Портрет учителя», так как в основе проективных методов лежит принцип психологической проекции, согласно которому испытуемый проецирует свои неосознаваемые или скрытые потребности, переживания, мотивы.
Таблица 9
Распределение ответов по проективной методике «Портрет» на этапе контрольного эксперимента
№ |
Признаки |
Интерпретация |
Экспер.группа 20 человек |
Контр.группа 15 человек |
1 |
Большая голова |
Подчеркивание значения мышления, воображения |
10 (50 %) |
7 (46 %) |
2 |
Волосы сильно заштрихованы |
Тревога, связанная с мышлением или воображением |
1 (5 %) |
4 (26 %) |
3 |
Глаза, пустые глазницы |
Значимое стремление избегать визуальных контактов, враждебность |
0 (0 %) |
1 (6 %) |
4 |
Грубое искажение формы, пропорции |
Нарушение социализации |
1 (5 %) |
1 (6%) |
5 |
Изображение в период совершения какого-либо действия |
Свойственно лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами |
4 (20%) |
0 (0%) |
6 |
Маленькая фигура |
Встречаются у напряженных, полных страхом людей |
1 (16 %) |
0 (0%) |
7 |
Наличие рук |
Базовое стремление к борьбе |
4 (66 %) |
7 (70 %) |
8 |
Непропорциональность фигуры |
Регрессия и нарушение критичности |
0(0 %) |
2 (20 %) |
9 |
Ноги – их отсутствие |
Скованность |
1 (16 %) |
4 (40 %) |
10 |
Плечи мелкие |
Ощущение малоценности, жестокости |
1 (16 %) |
0 (0%) |
11 |
Плечи угловатые |
Осторожность, защита |
1 (16 %) |
3 (30 %) |
12 |
Размах рук |
Интенсивное стремление к действиям |
1 (16 %) |
0 (0%) |
13 |
Сидящая фигура |
Творческая направленность, иногда пассивность |
0 (0%) |
0 (0%) |
14 |
Тонкие руки |
Переживание слабости, тщетности усилий |
0 (0%) |
1 (10 %) |
15 |
Уши |
Стремление слушать, внимать |
5 (83 %) |
6 (60 %) |
16 |
Человек размеренно шагает |
Уверенность |
1 (16%) |
2 (20%) |
17 |
Шея пропущена |
Субъект находится под властью своих впечатлений |
2 (33 %) |
1 (10 %) |
На этапе контрольного эксперимента
в экспериментальной группе выявлены
изменения в положительную
В контрольной группе произошли незначительные изменения в положительную сторону по следующим вопросам: 1,3, 15, 16. В отрицательную сторону изменений не произошло. Сводная таблица по творческом тесту «Автопортрет» на констатирующем и контрольном этапах представлена в приложении 10.
Мы считаем, что результаты в
экспериментальной группе улучшились
благодаря проведенной
На последнем занятии тренинга
нами была проведена повторно методика
«КОС» с целью выявления
Диаграммы с распределением результатов смотреть в приложении 11. Результаты по данной методике на констатирующем и контрольном этапах см. в приложении 12.
Таблица 10
Распределение ответов по методике «КОС» на контрольном этапе
№ |
№ |
Коммуникативные умения |
Организаторские умения | ||
Показатель |
Уровень |
Показатель |
Уровень | ||
1 |
M. L |
0,85 |
Очень высокий |
0,85 |
Очень высокий |
2 |
S. V. |
0,95 |
Очень высокий |
0,85 |
Очень высокий |
Таблица 11
Сводная таблица по методике «КОС» на констатирующем и контрольном этапах исследования