Педагогическое общение как условие формирования коллектива в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 07:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить педагогические условия формирования детского коллектива в процессе организации педагогического общения.
Задачи:
1.Изучить литературу по проблеме исследования;
2.Изучить стили и виды педагогического общения;
3.Изучить особенности формирования коллектива в младшем школьном возрасте.
4.Рассмотреть влияние особенностей педагогического общения на развитие индивидуальности младшего школьника.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....... 3
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы педагогического общения.
1.1. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса ……………………………………………….. 6
1.2. Особенности межличностных отношений младших школьников в детском коллективе …………………………………………………….... 13
1.3. Роль учителя в формировании коллектива детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………….... 21
Глава II. Психолого-педагогические условия формирования детского коллектива средствами организации педагогического общения
2.1. Описание методик исследования роли педагогического общения в формировании детского коллектива в младшем школьном возрасте …. 29
2.2. Тренинг как средство совершенствования педагогического
общения ………………………………………………………………………. 38
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………….. 43
Заключение ………………………………………………………………….. 50
Библиография ……………………………………………………………….. 52

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 95.00 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………....... 3

Глава I. Теоретические основы исследования проблемы педагогического общения.

1.1. Педагогическое общение  как форма взаимодействия субъектов  образовательного процесса ………………………………………………….. 6

1.2. Особенности межличностных  отношений младших школьников  в детском коллективе ……………………………………………………….... 13

1.3. Роль учителя в  формировании коллектива детей  младшего школьного возраста  …………………………………………………………………….... 21

Глава II. Психолого-педагогические условия формирования детского коллектива средствами организации педагогического общения

2.1. Описание методик  исследования роли педагогического  общения в формировании детского  коллектива в младшем школьном  возрасте …. 29

2.2. Тренинг как средство  совершенствования педагогического

общения ………………………………………………………………………. 38

2.3. Анализ результатов  опытно-экспериментальной работы………….. 43

Заключение ………………………………………………………………….. 50

Библиография ……………………………………………………………….. 52

Приложение 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации обучения. Проблема гуманизации образования поднималась многими великими педагогами в разные периоды (Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Януш Корчак, Ш. Амонашвили, К.Д. Ушинский и др.).

В понятие  гуманизации обучения входит организация  коллектива учащихся и влияние учителя  на этот коллектив. Важную роль в организации  детского коллектива играет учитель, который  указывает, учит и помогает процессу развития личности учащихся. В современном  цивилизованном обществе учитель является фигурой, которая требует особого  внимания, и там, где его место  занимают недостаточно подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь  возникают, обычно невосполнимы. Это  требует от общества создания таких  условий, чтобы среди учителей и  воспитателей оказывались люди, которые  наиболее подготовлены интеллектуально  и морально к работе с детьми. Если бы обучением и воспитанием  детей не занимались профессиональные педагоги, то через несколько поколений  общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось  бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.

Одну  из ведущих ролей в формировании детского коллектива играет педагогическое общение. От стиля педагогического  общения зависит процесс формирования и развития коллектива. Педагогическое общение служит залогом успешного  развития личности в коллективе. Актуальность исследуемой проблемы позволила  определить тему исследования: «Педагогическое общение как условие формирования коллектива в младшем школьном возрасте».

Цель: определить педагогические условия формирования детского коллектива в процессе организации педагогического общения.


Объект: образовательный процесс начальной школы.

Предмет: особенности организации педагогического общения как условия формирования коллектива младших школьников.

Гипотеза: Педагогическое общение как условие формирования коллектива учащихся младшего школьного возраста будет эффективным, если выполняются следующие условия:

  • Стиль педагогического общения, особенности вербальной и невербальной коммуникации учителя адекватен особенностям развития учащихся младшего школьного возраста.
  • Взаимодействие учителя и учащихся основано на принципах взаимопонимания и взаимоуважения.

Задачи:

    1. Изучить литературу по проблеме исследования;
    2. Изучить стили и виды педагогического общения;
    3. Изучить особенности формирования коллектива в младшем школьном возрасте.
    4. Рассмотреть влияние особенностей педагогического общения на развитие индивидуальности младшего школьника.

Методологическую основу исследования составили положения педагогической антропологии о человеке как субъекте, личности и индивидууме: В.А.Сухомлинский[44], о природе и сущности взаимоотношений людей: И.М.Юсупов[49], Н.И.Шелихова[46], Л.М.Митина[33], Я.Корчак[23], А.С.Макаренко[30], о целесообразном и творческом характере взаимоотношений в детском коллективе: Р.С.Немов[34], Д.Б.Эльконин[48], о личности как субъекте гуманистических взаимоотношений: А.Н.Леонтьев[28], А.В.Петровский[38], личностно-деятельностный подход к познанию и созидательному преобразованию социально-педагогической действительности: Ш.А.Амоношвили[4], В.Д.Шадриков[45], о роли учителя: Л.М.Митина[33], А.В.Маркова[31].

Методы исследования:

  1. Теоретический – сравнительно-сопоставительный метод
  2. Практический – беседа, опрос, наблюдения, анализ и самооценка, метод количественной и качественной обработки полученных данных.

Практическая значимостью исследования может стать разработанная тренинговая программа, способствующая повышению коммуникативных способностей педагогов.

Экспериментальной базой исследования: МОУ СОШ № 4, 3 «а» и 3 «б» классы. Количество детей, охваченных опытно-экспериментальной работой – 30 человек, педагогов – 2.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения (программа тренинга, таблицы, диаграммы и гистограммы)

В введении обосновывается актуальность темы, методологическая основа, научный аппарат исследования: объект, предмет, цели, задачи, гипотеза, методы исследования.

В первой главе «Теоретические основы исследования проблемы педагогического общения» мы рассматриваем педагогическое общение как форму взаимодействия субъектов образовательного процесса, особенности межличностных отношений и роль учителя в формировании коллектива детей младшего школьного возраста.

Во второй главе «Результаты опытно-экспериментальной  работы по проблеме исследования» рассматриваются описание методик исследования роли педагогического общения в формировании детского коллектива в младшем школьном возрасте и представлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

В заключении даются выводы по работе.

ГЛАВА I. Теоретические основы исследования проблемы педагогического общения

    1. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса

 Анализ психологии личности учителя и его педагогической деятельности не может быть полным без анализа специфики педагогического общения. Всякий труд предполагает общение людей. Труд преподавателя относится к числу таких, где взаимодействие - основа профессиональной деятельности. Можно сказать, что обучение по сути своей — это общение педагога с учащимися на определенную тему.

Успешное педагогическое общение  является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с  воспитанниками в педагогических целях  играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые  осложняют педагогическую работу, часто  вызывают чувство неудовлетворенности, а иногда и сомнения в своей  профессиональной состоятельности.

Коммуникации - контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом. Одной из главных составляющих коммуникации является общение.

Общение - категория, которая является основополагающей для рассматриваемой темы. Б.Ф. Ломов в работе «Проблема общения в психологии», как известно, назвал проблему общения «базовой категорией, логическим центром общей системы психологической проблематики», выделяя, что «общение выступает как самостоятельная специфическая форма активности субъекта…», указав неоднократно на ее недостаточную разработанность в психологии [29, с. 21].

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности [38, с. 39].

Общение – неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания [27, с.23].

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей [43, с. 393].

Смысл общения  состоит в том, что оно выступает  средством передачи форм культуры и  общественного опыта. Специфика  общения определяется тем, что в  его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая  свои индивидуальные особенности.

Основной формой осуществления  педагогического процесса является педагогическое общение. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и  ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического  процесса в качестве императива их индивидуального поведения. Основная цель педагогического общения состоит  как в передаче общественного  и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными  смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В  общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств  и качеств) индивидуальности, как  учащихся, так и педагогов.

В психолого- педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического  общения. Приведем некоторые из них:

В психологии педагогическое общение – это взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно – смысловых образований партнеров [43, с. 551].

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное  и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива [28, с. 16].

Педагогическое общение – как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся [18, с. 113].

А.А.Бодалев педагогическое общение определяет как «систему ограниченного социально – психологического взаимодействия педагога и обучаемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Преподаватель является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им». [7, с. 50]

Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты [33, с. 98].

По Н.В.Клюевой педагогическое общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие другого человека. [24, с. 413]

 Итак, под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимися.

Специфика педагогического общения проявляется  в его направленности: на само учебное  взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии  развития) и на предмет усвоения

В то же время педагогическое  общение  определяется и тройной ориентированностью на субъектов: личностной, социальной и предметной. Это происходит в  силу того, что учитель, работая с  одним обучающимся над освоением  какого-либо учебного материала, всегда ориентирует ее результат на всех, присутствующих в классе, т.е. фронтально воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие  педагогического общения, выявляясь  во всей совокупности названных характеристик, выражается также в том, что органически  сочетает в себе элементы личностно  ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения  [33, с.65].

Качество  педагогического общения определяется тем, что оно реализует специфическую  обучающую функцию, которая включает в себя воспитывающую. Ведь исходной позицией для организации оптимального образовательного процесса является воспитывающий  и развивающий характер обучения. Обучающая функция педагогического  общения является ведущей, но она  не самодовлеющая, она естественная часть многостороннего взаимодействия учителя – учеников, учеников между  собой.

Информация о работе Педагогическое общение как условие формирования коллектива в младшем школьном возрасте