Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 07:24, курсовая работа
Цель: определить педагогические условия формирования детского коллектива в процессе организации педагогического общения.
Задачи:
1.Изучить литературу по проблеме исследования;
2.Изучить стили и виды педагогического общения;
3.Изучить особенности формирования коллектива в младшем школьном возрасте.
4.Рассмотреть влияние особенностей педагогического общения на развитие индивидуальности младшего школьника.
Введение……………………………………………………………………....... 3
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы педагогического общения.
1.1. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса ……………………………………………….. 6
1.2. Особенности межличностных отношений младших школьников в детском коллективе …………………………………………………….... 13
1.3. Роль учителя в формировании коллектива детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………….... 21
Глава II. Психолого-педагогические условия формирования детского коллектива средствами организации педагогического общения
2.1. Описание методик исследования роли педагогического общения в формировании детского коллектива в младшем школьном возрасте …. 29
2.2. Тренинг как средство совершенствования педагогического
общения ………………………………………………………………………. 38
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………….. 43
Заключение ………………………………………………………………….. 50
Библиография ……………………………………………………………….. 52
Оглавление
Актуальность. Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации обучения. Проблема гуманизации образования поднималась многими великими педагогами в разные периоды (Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Януш Корчак, Ш. Амонашвили, К.Д. Ушинский и др.).
В понятие
гуманизации обучения входит организация
коллектива учащихся и влияние учителя
на этот коллектив. Важную роль в организации
детского коллектива играет учитель, который
указывает, учит и помогает процессу
развития личности учащихся. В современном
цивилизованном обществе учитель является
фигурой, которая требует особого
внимания, и там, где его место
занимают недостаточно подготовленные
люди, в первую очередь страдают
дети, причем потери, которые здесь
возникают, обычно невосполнимы. Это
требует от общества создания таких
условий, чтобы среди учителей и
воспитателей оказывались люди, которые
наиболее подготовлены интеллектуально
и морально к работе с детьми.
Если бы обучением и воспитанием
детей не занимались профессиональные
педагоги, то через несколько поколений
общество прекратило бы свое развитие.
Новое поколение людей
Одну
из ведущих ролей в формировании
детского коллектива играет педагогическое
общение. От стиля педагогического
общения зависит процесс
Цель: определить педагогические условия формирования детского коллектива в процессе организации педагогического общения.
Объект: образовательный процесс начальной школы.
Предмет: особенности организации педагогического общения как условия формирования коллектива младших школьников.
Гипотеза: Педагогическое общение как условие формирования коллектива учащихся младшего школьного возраста будет эффективным, если выполняются следующие условия:
Задачи:
Методологическую основу исследования составили положения педагогической антропологии о человеке как субъекте, личности и индивидууме: В.А.Сухомлинский[44], о природе и сущности взаимоотношений людей: И.М.Юсупов[49], Н.И.Шелихова[46], Л.М.Митина[33], Я.Корчак[23], А.С.Макаренко[30], о целесообразном и творческом характере взаимоотношений в детском коллективе: Р.С.Немов[34], Д.Б.Эльконин[48], о личности как субъекте гуманистических взаимоотношений: А.Н.Леонтьев[28], А.В.Петровский[38], личностно-деятельностный подход к познанию и созидательному преобразованию социально-педагогической действительности: Ш.А.Амоношвили[4], В.Д.Шадриков[45], о роли учителя: Л.М.Митина[33], А.В.Маркова[31].
Методы исследования:
Практическая значимостью
Экспериментальной базой исследования: МОУ СОШ № 4, 3 «а» и 3 «б» классы. Количество детей, охваченных опытно-экспериментальной работой – 30 человек, педагогов – 2.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения (программа тренинга, таблицы, диаграммы и гистограммы)
В введении обосновывается актуальность темы, методологическая основа, научный аппарат исследования: объект, предмет, цели, задачи, гипотеза, методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы исследования проблемы педагогического общения» мы рассматриваем педагогическое общение как форму взаимодействия субъектов образовательного процесса, особенности межличностных отношений и роль учителя в формировании коллектива детей младшего школьного возраста.
Во второй
главе «Результаты опытно-
В заключении даются выводы по работе.
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования проблемы педагогического общения
Анализ психологии личности учителя и его педагогической деятельности не может быть полным без анализа специфики педагогического общения. Всякий труд предполагает общение людей. Труд преподавателя относится к числу таких, где взаимодействие - основа профессиональной деятельности. Можно сказать, что обучение по сути своей — это общение педагога с учащимися на определенную тему.
Успешное педагогическое общение
является основой эффективной
Коммуникации - контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом. Одной из главных составляющих коммуникации является общение.
Общение - категория, которая является основополагающей для рассматриваемой темы. Б.Ф. Ломов в работе «Проблема общения в психологии», как известно, назвал проблему общения «базовой категорией, логическим центром общей системы психологической проблематики», выделяя, что «общение выступает как самостоятельная специфическая форма активности субъекта…», указав неоднократно на ее недостаточную разработанность в психологии [29, с. 21].
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности [38, с. 39].
Общение – неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания [27, с.23].
Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей [43, с. 393].
Смысл общения
состоит в том, что оно выступает
средством передачи форм культуры и
общественного опыта. Специфика
общения определяется тем, что в
его процессе субъективный мир одного
человека раскрывается для другого.
В общении человек
Основной формой осуществления
педагогического процесса является
педагогическое общение. Его продуктивность
определяется, прежде всего, целями и
ценностями общения, которые должны
быть приняты всеми субъектами педагогического
процесса в качестве императива их
индивидуального поведения. Основная
цель педагогического общения
В психолого- педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения. Приведем некоторые из них:
В психологии педагогическое общение – это взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно – смысловых образований партнеров [43, с. 551].
Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива [28, с. 16].
Педагогическое общение – как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся [18, с. 113].
А.А.Бодалев педагогическое общение определяет как «систему ограниченного социально – психологического взаимодействия педагога и обучаемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Преподаватель является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им». [7, с. 50]
Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты [33, с. 98].
По Н.В.Клюевой педагогическое общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие другого человека. [24, с. 413]
Итак, под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимися.
Специфика
педагогического общения
В то же
время педагогическое общение
определяется и тройной ориентированностью
на субъектов: личностной, социальной
и предметной. Это происходит в
силу того, что учитель, работая с
одним обучающимся над
Качество
педагогического общения