Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 07:24, курсовая работа
Цель: определить педагогические условия формирования детского коллектива в процессе организации педагогического общения.
Задачи:
1.Изучить литературу по проблеме исследования;
2.Изучить стили и виды педагогического общения;
3.Изучить особенности формирования коллектива в младшем школьном возрасте.
4.Рассмотреть влияние особенностей педагогического общения на развитие индивидуальности младшего школьника.
Введение……………………………………………………………………....... 3
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы педагогического общения.
1.1. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса ……………………………………………….. 6
1.2. Особенности межличностных отношений младших школьников в детском коллективе …………………………………………………….... 13
1.3. Роль учителя в формировании коллектива детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………….... 21
Глава II. Психолого-педагогические условия формирования детского коллектива средствами организации педагогического общения
2.1. Описание методик исследования роли педагогического общения в формировании детского коллектива в младшем школьном возрасте …. 29
2.2. Тренинг как средство совершенствования педагогического
общения ………………………………………………………………………. 38
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………….. 43
Заключение ………………………………………………………………….. 50
Библиография ……………………………………………………………….. 52
Десятая группа педагогических умений - это интегральные умения учителя оценить свой труд в целом: умение увидеть причинно-следственные зависимости между его задачами, целями, способами, средствами, условиями, результатами; умение учителя перейти от оценки отдельных педагогических умений к оценке своей результативности и профессионализма.
Поступление в школу - это особый период в жизни ребенка, который знаменуется переходом не только к новой ведущей деятельности, но и к новому деятельностно-опосредованному типу взаимоотношений, которые складываются у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой или лицом. Именно таким лицом для первоклассника является учитель. От отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации в школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения «учитель-ученик» [9, с. 25].
Как правило, учитель для ученика - высший авторитет, которому, на первых порах, уступает даже авторитет родителей. Учитель не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения, пресекающий их нарушения, вся деятельность которого подчинена основной задаче - дать детям знания. И ученики обычно хорошо понимают это. Они четко осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличают его от других взрослых.
Это определяется тем, что в начальных
классах коллектива по существу нет,
он только начинает формироваться; позиция
каждого ученика создается в
основном через учителя. Преимущественно
через учителя строятся в классе
отношения между детьми: учитель
организует их совместную деятельность
и общение, его требования и оценки
принимаются и усваиваются
Управлять ученическим коллективом – это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития , на которой он находится. Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса [36, с. 65]: 1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его состояний воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика.
Оптимизация управления ученическим
коллективом связана с
Отношение учителя к ребенку - индикатор отношений к нему и его одноклассников. Учитель должен поддерживать дружбу ребят, формировать их интересы. Важная цель воспитательной работы - привить ребятам чувство, что класс - это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших и старших товарищей. И, наконец, учителю принадлежит главная роль в учебном процессе: он передает знания, воспитывает ребенка.
Но влияние педагога будет оптимальным
только в том случае, если ученик
положительно относится к учителю,
если в его сознании складывается
представление об учителе как
о человеке, много знающем и
умеющем, добром и справедливом. Это
значит, что, прежде всего учитель
должен быть гуманным, высокообразованным
и творческим человеком. В общении
с детьми он не может допустить
фальши, неискренности, нетерпимости,
грубости, раздражительности, злости,
потери самообладания. Он должен уметь
понять всех и каждого, вовремя прийти
на помощь, обладать педагогическим терпением.
Ведь именно от мастерства учителя, его
общения зависят
Мастерство учителя
Учитель должен бережно относиться к достоинству ребенка, быть доброжелательным и деликатным в общении, разумно любить, соединять в себе мягкость и требовательность. Общаясь с детьми, педагог должен отдавать себе отчет в происходящих взаимодействиях, управлять ими, быть как бы вне их: наблюдать, анализировать, принимать решения, чувствовать ответную реакцию, гибко менять поведение, находить оптимальные способы и средства влияния [18, с. 61].
Педагог учит детей организовывать коллектив. Для успешной организации коллектива учитель должен знать основные принципы его формирования.
Наиболее стабильное звено в
официальной структуре
Для младшего школьника школа
- это, прежде всего, учитель.
Если ребенок любит учителя,
значит, он любит учиться, любит
школу. Психологическая
ГЛАВА II. Психолого-педагогические условия формирования детского коллектива средствами организации педагогического общения
2.1. Описание методик
исследования роли
Для проверки теоретических аспектов нами была проведена экспериментальная работа.
Базой исследования служила СОШ № 4. В эксперименте участвовали 2 класса: 3 «а» (экспериментальная группа) и 3 «б»(контрольная группа).
Нами было начато исследование в январе 2012 года. В исследовании участвовало 2 педагога и 35 учащихся.
В таблице 1 даны параметры исследования
по которым проводилась
Таблица 1
Параметры исследования:
Критерии |
Методики |
Межличностные отношения учащихся (выявление лидера в группе, определение статуса личности) |
«Социометрия» |
Благоприятный психологический климат в классе (комфортная психологическая обстановка, оптимизм в настроении, принцип сотрудничества, доброжелательность) |
«Учитель-Ученик» «Мой учитель» |
Особенности коммуникативных возможностей учителя (речевая (коммуникативная) культура, общительность, организаторские способности) |
«КОС» |
Стиль руководства (благополучное
психоэмоциональное состояние, уравновешенность,
личностно-ориентированное |
«Портрет учителя» |
Был предложен творческий тест, в ходе которого нами было выявлено отношение учащихся к своему педагогу. Испытуемым предлагалось дома написать сочинение по теме: «Мой учитель. Какой он?».
Цель методики: выявить роль учителя в жизни испытуемых, отношение испытуемых к своему классному коллективу.
Оснащение: ручка, двойной листок бумаги.
На этапе констатирующего
эксперимента мы
В контрольной группе дети также, в первую очередь, описывают личностные и профессиональные качества педагога: «красивая», «хорошо объясняет», «очень добрая»… .
Ответы респондентов показали, что в обеих группах дети любят, уважают своего учителя, ценят его личностные и профессиональные качества.
Каждый старается рассказать о
своем учителе только самое лучшее,
пытается выделить лучшие качества педагога,
что, возможно свидетельствует о
благоприятном климате в
Для более полной оценки личности педагога нами был также проведен опросник «Учитель-ученик» (см. прил. 2). Испытуемые в течении 10 минут отвечали на вопросы. В первых двух предложено выбрать лицо, которое соответствует чаще всего выражению лица педагога ребят. Рисунки предполагали положительный, удовлетворительный и отрицательный показатель.
Таблица 2
Сводная таблица с распределением ответов по опроснику «Учитель-ученик» на констатирующем этапе
№ |
Вопрос |
Экспериментальная группа 20 человек |
Контрольная группа 15 человек | ||||
1 |
Какой ты видишь свою учительни-цу? |
17 (85%) |
3(15%) |
- |
7 (40%) |
8 (60%) |
- |
2 |
Какой хотел бы видеть свою учительни-цу? |
19 (83%) |
1 (17%) |
- |
15 (100%) |
- |
- |
Да |
Нет |
Иногда |
Да |
Нет |
Иногда | ||
3 |
С радостью ли ты идешь в школу? |
18 (66%) |
2 (33%) |
- |
6 (60)% |
4 (40%) |
- |
4 |
Что сделает учительница, если забыл тетрадь с домашним заданием дома? |
Отпра-вит за тетра-дью |
Поста-вит «2» |
Отру-гает |
Отпра-вит за тетра-дью |
Поста-вит «2» |
Отругает |
10 (50%) |
5 (25%) |
5 (25%) |
10 (66%) |
- |
5 (34%) | ||
5 |
Что тебе нравится в твоей учительни-це? |
Личностные качес-тва |
Профессиональные каче-ства |
Другое |
Личностные качества |
Профессиональные качества |
Другое |
15 (75%) |
5 (25%) |
- |
9 (60%) |
6 (40%) |
- | ||
Да |
Нет |
Иногда |
Да |
Нет |
Иногда | ||
6 |
Интересно ли тебе на уроках? |
20 (100%) |
- |
- |
14 (93%) |
1(7%) |
- |
7 |
Всегда ли понимает тебя учитель? |
8 (40%) |
3 (15%) |
9 (45%) |
7 (46%) |
2 (13%) |
6 (41%) |
8 |
Часто ли хвалит тебя учитель? |
9 (45%) |
11 (55%) |
- |
5 (33%) |
4 (26%) |
6 (41%) |
9 |
Если бы тебе предложили перейти в другой класс, согласился бы ты? |
- |
20 (100%) |
- |
2 (10%) |
13 (90%) |
- |
Как видно из таблицы 2, в экспериментальной группе межличностные отношения лучше, чем в контрольной группе, а уровень взаимопонимания выше в контрольной группе, что подтверждается ответами к вопросам № 6 и 7. В экспериментальной группе, чаще всего, оценивают личностные и профессиональные качества педагога, нежели какие-либо другие факторы. Об этом свидетельствуют ответы к вопросу № 5.
66 % детей из экспериментальной
группы отмечают, что учитель
нечасто хвалит детей, что
В нашей экспериментальной работе мы использовали методику «Портрет учителя», где детям предлагалось нарисовать портрет своего учителя. Это было необходимо, так как в основе проективных методов лежит принцип психологической проекции, согласно которому испытуемый проецирует свои неосознаваемые или скрытые потребности, переживания, мотивы. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Распределение результатов по методике «Портрет учителя» на констатирующем этапе:
№ |
Признаки |
Интерпретация |
Экспер.группа 20 человек |
Контр.группа 15 человек |
1 |
Большая голова |
Подчеркивание значения мышления, воображения |
6 (30 %) |
2 (20 %) |
2 |
Волосы сильно заштрихованы |
Тревога, связанная с мышлением или воображением |
2 (33 %) |
4 (40 %) |
3 |
Глаза, пустые глазницы |
Значимое стремление избегать визуальных контактов, враждебность |
1(16 %) |
2 (20 %) |
4 |
Грубое искажение формы, пропорции |
Нарушение социализации |
1 (16 %) |
1 (10 %) |
5 |
Изображение в период совершения какого-либо действия |
Свойственно лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами |
- |
- |
6 |
Маленькая фигура |
Встречаются у напряженных, полных страхом людей |
1 (16 %) |
- |
7 |
Наличие рук |
Базовое стремление к борьбе |
3 (50 %) |
7 (70 %) |
8 |
Непропорциональность фигуры |
Регрессия и нарушение критичности |
1 (16 %) |
2 (20 %) |
9 |
Ноги – их отсутствие |
Скованность |
3 (50 %) |
4 (40 %) |
10 |
Плечи мелкие |
Ощущение малоценности, жестокости |
1 (16 %) |
- |
11 |
Плечи угловатые |
Осторожность, защита |
1 (16 %) |
3 (30 %) |
12 |
Размах рук |
Интенсивное стремление к действиям |
1 (16 %) |
- |
13 |
Сидящая фигура |
Творческая направленность, иногда пассивность |
- |
- |
14 |
Тонкие руки |
Переживание слабости, тщетности усилий |
- |
1 (10 %) |
15 |
Уши |
Стремление слушать, внимать |
4 (66 %) |
5 (50 %) |
16 |
Человек размеренно шагает |
Уверенность |
- |
- |
17 |
Шея пропущена |
Субъект находится под властью своих впечатлений |
2 (33 %) |
1 (10 %) |