Педагогическое общение как условие формирования коллектива в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 07:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить педагогические условия формирования детского коллектива в процессе организации педагогического общения.
Задачи:
1.Изучить литературу по проблеме исследования;
2.Изучить стили и виды педагогического общения;
3.Изучить особенности формирования коллектива в младшем школьном возрасте.
4.Рассмотреть влияние особенностей педагогического общения на развитие индивидуальности младшего школьника.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....... 3
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы педагогического общения.
1.1. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса ……………………………………………….. 6
1.2. Особенности межличностных отношений младших школьников в детском коллективе …………………………………………………….... 13
1.3. Роль учителя в формировании коллектива детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………….... 21
Глава II. Психолого-педагогические условия формирования детского коллектива средствами организации педагогического общения
2.1. Описание методик исследования роли педагогического общения в формировании детского коллектива в младшем школьном возрасте …. 29
2.2. Тренинг как средство совершенствования педагогического
общения ………………………………………………………………………. 38
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………….. 43
Заключение ………………………………………………………………….. 50
Библиография ……………………………………………………………….. 52

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 95.00 Кб (Скачать)

Десятая группа педагогических умений - это интегральные умения учителя оценить свой труд в целом: умение увидеть причинно-следственные зависимости между его задачами, целями, способами, средствами, условиями, результатами; умение учителя перейти от оценки отдельных педагогических умений к оценке своей результативности и профессионализма.

Поступление в школу - это особый период в жизни ребенка, который  знаменуется переходом не только к новой ведущей деятельности, но и к новому деятельностно-опосредованному  типу взаимоотношений, которые складываются у ребенка с наиболее референтной  для него в этот период группой  или лицом. Именно таким лицом  для первоклассника является учитель. От отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации  в школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения  «учитель-ученик» [9, с. 25].

Как правило, учитель для ученика - высший авторитет, которому, на первых порах, уступает даже авторитет родителей. Учитель не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения, пресекающий их нарушения, вся деятельность которого подчинена  основной задаче - дать детям знания. И ученики обычно хорошо понимают это. Они четко осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличают его  от других взрослых.

Это определяется тем, что в начальных  классах коллектива по существу нет, он только начинает формироваться; позиция  каждого ученика создается в  основном через учителя. Преимущественно  через учителя строятся в классе отношения между детьми: учитель  организует их совместную деятельность и общение, его требования и оценки принимаются и усваиваются учащимися. Дети смотрят друг на друга глазами  взрослых, а в школе - глазами учителя.

Управлять ученическим коллективом  – это значит управлять процессом  его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента  воспитания школьников с учетом той  стадии развития , на которой он находится. Управление ученическим коллективом  осуществляется как два взаимосвязанных  и взаимообусловленных процесса [36, с. 65]: 1) сбора информации об ученическом  коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его состояний  воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого  отдельного ученика.

Оптимизация управления ученическим  коллективом связана с вычленением  параметров и разработкой критериев, характеризующих уровень развития коллектива и положение школьника  в системе коллективных отношений; разработкой методик изучения коллектива, форм и методов использования  полученной информации. Важным условием оптимизации является интеграция оказываемых  на коллектив воспитательных воздействий  в единую систему, обеспечивающую непрерывность  этих процессов. Такая интеграция достигается  путем: 1) использования комплекса  педагогических воздействий на коллектив; 2) постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в  повседневной жизни; 3) создания таких  ситуаций в жизни коллектива, которые  способствуют его положительному влиянию  на отдельных членов; 4) расширение функций  ученического самоуправления; 5) объединения  усилий всех тех, кто участвует в  работе с коллективом [36, с. 66].

Отношение учителя к ребенку - индикатор  отношений к нему и его одноклассников. Учитель должен поддерживать дружбу ребят, формировать их интересы. Важная цель воспитательной работы - привить  ребятам чувство, что класс - это  доброжелательный, чуткий коллектив  сверстников, младших и старших  товарищей. И, наконец, учителю принадлежит  главная роль в учебном процессе: он передает знания, воспитывает ребенка.

Но влияние педагога будет оптимальным  только в том случае, если ученик положительно относится к учителю, если в его сознании складывается представление об учителе как  о человеке, много знающем и  умеющем, добром и справедливом. Это  значит, что, прежде всего учитель  должен быть гуманным, высокообразованным и творческим человеком. В общении  с детьми он не может допустить  фальши, неискренности, нетерпимости, грубости, раздражительности, злости, потери самообладания. Он должен уметь  понять всех и каждого, вовремя прийти на помощь, обладать педагогическим терпением. Ведь именно от мастерства учителя, его  общения зависят взаимопонимание, установление в детском коллективе дружбы, чуткости, отзывчивости.

Мастерство учителя проявляется  в развитии тенденции педагогического  процесса, в восприятии его ребенком как свободно выбранного. Главное - создание непринужденной обстановки, предоставление ребенку радости  в жизни, снятие отрицательных эмоций, постоянное обогащение растущих духовных и познавательных потребностей.

Учитель должен бережно относиться к достоинству ребенка, быть доброжелательным и деликатным в общении, разумно  любить, соединять в себе мягкость и требовательность. Общаясь с  детьми, педагог должен отдавать себе отчет в происходящих взаимодействиях, управлять ими, быть как бы вне  их: наблюдать, анализировать, принимать  решения, чувствовать ответную реакцию, гибко менять поведение, находить оптимальные  способы и средства влияния [18, с. 61].

Педагог учит детей организовывать коллектив. Для успешной организации  коллектива учитель должен знать  основные принципы его формирования.

Наиболее стабильное звено в  официальной структуре школьного  коллектива – коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьника – учение. Именно в классном коллективе между  школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого он выполняет роль того своеобразного фундамента, на безе которого формируются различные  школьные коллективы. Ученический коллектив  как система – это:

  • Органичная часть более сложного объединения – воспитательного коллектива, включающего помимо детского коллектива и коллектива педагогов-воспитателей;
  • Относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;
  • Скоординированное единство двух структур: официальной, складывающейся под влиянием взрослых, определяющих его организационное строение и деятельность, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения;
  • Субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей;
  • Носитель общего интегративного свойства – характеризует коллектив как целостное образование, отличное от суммы составляющих его индивидов и входящих в него микрогрупп, и проявляющегося в общественном мнении коллектива, в его эмоциональных реакциях, в нормах, традициях, определяющих поведение его членов [36, с. 65-66].

 Для младшего школьника школа  - это, прежде всего, учитель.  Если ребенок любит учителя,  значит, он любит учиться, любит  школу. Психологическая совместимость  между учителем и учащимися  - одно из условий эффективного  учебного процесса. Поэтому для  учителя большое значение имеет  знание того, как его воспринимают  дети. Эти знания дают ему возможность  определить свои личностные и  профессиональные качества. Педагог  способствует формированию мнения  у детей друг о друге, тем  самым обретает определенный  статус в коллективе сверстников  и именно от педагога зависит,  какой это будет коллектив.  Благополучная внутригрупповая  позиция школьника ведет к  расширенным контактам, развивая  коммуникативные качества, формируя  уверенность в себе, в своих  силах [24, с. 129].

 

 

ГЛАВА II. Психолого-педагогические условия формирования детского коллектива средствами организации педагогического общения

2.1. Описание методик  исследования роли педагогического  общения в формировании детского  коллектива в младшем школьном  возрасте

Для проверки теоретических аспектов нами была проведена экспериментальная  работа.

Базой исследования служила СОШ № 4. В эксперименте участвовали 2 класса: 3 «а» (экспериментальная группа) и 3 «б»(контрольная группа).

Нами было начато исследование в январе 2012 года. В исследовании участвовало 2 педагога и 35 учащихся.

В таблице 1 даны параметры исследования по которым проводилась экспериментальная  работа.

Таблица 1

Параметры исследования:

Критерии

Методики

Межличностные отношения учащихся (выявление лидера в группе, определение  статуса личности)

 

«Социометрия»

Благоприятный психологический климат в классе (комфортная психологическая  обстановка, оптимизм в настроении, принцип сотрудничества, доброжелательность)

 

 

«Учитель-Ученик»

«Мой учитель»

Особенности коммуникативных возможностей учителя (речевая (коммуникативная) культура, общительность, организаторские способности)

 

«КОС»

Стиль руководства (благополучное  психоэмоциональное состояние, уравновешенность, личностно-ориентированное преподавание)

 

«Портрет учителя»


 

Был предложен творческий тест, в  ходе которого нами было выявлено отношение  учащихся к своему педагогу. Испытуемым предлагалось дома написать сочинение  по теме: «Мой учитель. Какой он?».

Цель методики: выявить роль учителя в жизни испытуемых, отношение испытуемых к своему классному коллективу.

 Оснащение: ручка, двойной листок бумаги.

 На этапе констатирующего  эксперимента мы проанализировали  работы детей из экспериментальной  группы: большинство детей в первую  очередь описывают личностные  качества учителя («Наша учительница  самая добрая», «Моя учительница  самая красивая и хорошо объясняет  тему урока», «Она нас не ругает, так, чуть-чуть поругает…», «Мой  учитель хороший и добрый…», «Наша  учительница учит нас хорошим  и добрым поступкам». Дети выделяют, что учитель применяет разные  формы работы («Мы ходим на  экскурсии, концерты»), («Мы проводим  различные мероприятия в классе, разучиваем песни»…).

В контрольной группе дети также, в  первую очередь, описывают личностные и профессиональные качества педагога: «красивая», «хорошо объясняет», «очень добрая»… .

Ответы респондентов показали, что  в обеих группах дети любят, уважают  своего учителя, ценят его личностные и профессиональные качества.

Каждый старается рассказать о  своем учителе только самое лучшее, пытается выделить лучшие качества педагога, что, возможно свидетельствует о  благоприятном климате в классе, о положительном отношении к  педагогу и одноклассникам. Работы детей представлены в приложении 1.

Для более полной оценки личности педагога нами был также проведен опросник «Учитель-ученик» (см. прил. 2). Испытуемые в течении 10 минут отвечали на вопросы. В первых двух предложено выбрать лицо, которое соответствует  чаще всего выражению лица педагога ребят. Рисунки предполагали положительный, удовлетворительный и отрицательный  показатель.

Таблица 2

Сводная таблица с распределением ответов по опроснику «Учитель-ученик»  на констатирующем этапе

Вопрос 

Экспериментальная группа

20 человек

Контрольная группа

15 человек

1

Какой ты видишь свою учительни-цу?

17 (85%)

3(15%)

-

7 (40%)

8 (60%)

-

2

Какой хотел бы видеть свою учительни-цу?

19 (83%)

1 (17%)

-

15 (100%)

-

-

   

Да

Нет

Иногда 

Да 

Нет

Иногда 

3

С радостью ли ты идешь  в школу?

18 (66%)

2 (33%)

-

6 (60)%

4 (40%)

-

 

 

 

4

 

 

Что сделает учительница, если забыл  тетрадь с домашним заданием дома?

 

 

Отпра-вит за тетра-дью

 

 

Поста-вит «2»

 

 

Отру-гает

 

 

Отпра-вит за тетра-дью

 

 

Поста-вит «2»

 

 

Отругает 

10 (50%)

5 (25%)

5 (25%)

10 (66%)

-

5 (34%)

 

 

 

5

 

 

 

Что тебе нравится в твоей учительни-це?

Личностные качес-тва 

Профессиональные каче-ства

Другое

Личностные качества

Профессиональные качества

Другое 

15 (75%)

5 (25%)

-

9 (60%)

6 (40%)

-

   

Да

Нет

Иногда

Да

Нет

Иногда

6

Интересно ли тебе на уроках?

20 (100%)

-

-

14 (93%)

1(7%)

-

7

Всегда ли понимает тебя учитель?

8 (40%)

3 (15%)

9 (45%)

7 (46%)

2 (13%)

6 (41%)

8

Часто ли хвалит тебя учитель?

9 (45%)

11 (55%)

-

5 (33%)

4 (26%)

6 (41%)

9

Если бы тебе предложили перейти в другой класс, согласился бы ты?

-

20 (100%)

-

2 (10%)

13 (90%)

-


Как видно из таблицы 2, в экспериментальной группе межличностные отношения лучше, чем в контрольной группе, а уровень взаимопонимания выше в контрольной группе, что подтверждается ответами к вопросам № 6 и 7. В экспериментальной группе, чаще всего, оценивают личностные и профессиональные качества педагога, нежели какие-либо другие факторы. Об этом свидетельствуют ответы к вопросу № 5.

66 % детей из экспериментальной  группы отмечают, что учитель  нечасто хвалит детей, что подтверждают  ответы к вопросу № 8. В контрольной  группе 10 % детей отмечают, что на  уроках им неинтересно (вопрос  № 6), 50 % учащихся считают, что  учитель понимает детей (вопрос  № 7) и также 50 % детей ответили, что учитель хвалит их не  часто (вопрос № 8).

В нашей экспериментальной работе мы использовали методику «Портрет учителя», где детям предлагалось нарисовать портрет своего учителя. Это было необходимо, так как в основе проективных методов лежит принцип психологической проекции, согласно которому испытуемый проецирует свои неосознаваемые или скрытые потребности, переживания, мотивы. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Распределение результатов по методике «Портрет учителя» на констатирующем этапе:

Признаки 

Интерпретация

Экспер.группа               20 человек

Контр.группа

15 человек

1

Большая голова

Подчеркивание значения мышления, воображения

6 (30 %)

2 (20 %)

2

Волосы сильно заштрихованы

Тревога, связанная  с мышлением или воображением

2 (33 %)

4 (40 %)

3

Глаза, пустые глазницы

Значимое стремление избегать визуальных контактов, враждебность

1(16 %)

2 (20 %)

4

Грубое искажение  формы, пропорции

Нарушение социализации

1 (16 %)

1 (10 %)

5

Изображение в  период совершения какого-либо действия

Свойственно лицам  с выразительными движениями, увлеченностью  спортом, танцами

-

-

6

Маленькая фигура

Встречаются у  напряженных, полных страхом людей

1 (16 %)

-

7

Наличие рук

Базовое стремление к борьбе

3 (50 %)

7 (70 %)

8

Непропорциональность  фигуры

Регрессия и  нарушение критичности

1 (16 %)

2 (20 %)

9

Ноги – их отсутствие

Скованность

3 (50 %)

4 (40 %)

10

Плечи мелкие

Ощущение малоценности, жестокости

1 (16 %)

-

11

Плечи угловатые

Осторожность, защита

1 (16 %)

3 (30 %)

12

Размах рук

Интенсивное стремление к действиям

1 (16 %)

-

13

Сидящая фигура

Творческая  направленность, иногда пассивность

-

-

14

Тонкие руки

Переживание слабости, тщетности усилий

-

1 (10 %)

15

Уши

Стремление  слушать, внимать

4 (66 %)

5 (50 %)

16

Человек размеренно шагает

Уверенность

-

-

17

Шея пропущена

Субъект находится  под властью своих впечатлений

2 (33 %)

1 (10 %)

Информация о работе Педагогическое общение как условие формирования коллектива в младшем школьном возрасте