Педагогическое общение как условие формирования коллектива в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 07:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить педагогические условия формирования детского коллектива в процессе организации педагогического общения.
Задачи:
1.Изучить литературу по проблеме исследования;
2.Изучить стили и виды педагогического общения;
3.Изучить особенности формирования коллектива в младшем школьном возрасте.
4.Рассмотреть влияние особенностей педагогического общения на развитие индивидуальности младшего школьника.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....... 3
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы педагогического общения.
1.1. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса ……………………………………………….. 6
1.2. Особенности межличностных отношений младших школьников в детском коллективе …………………………………………………….... 13
1.3. Роль учителя в формировании коллектива детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………….... 21
Глава II. Психолого-педагогические условия формирования детского коллектива средствами организации педагогического общения
2.1. Описание методик исследования роли педагогического общения в формировании детского коллектива в младшем школьном возрасте …. 29
2.2. Тренинг как средство совершенствования педагогического
общения ………………………………………………………………………. 38
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………….. 43
Заключение ………………………………………………………………….. 50
Библиография ……………………………………………………………….. 52

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 95.00 Кб (Скачать)

В ответах испытуемых экспериментальной  группы выделяются высокие проценты по следующим показателям: стремление слушать, внимать (вопрос 15), базовое  стремление к борьбе (7), наличие скованности (9). Проанализировав результаты исследования, можно сделать предположение, что  у этого педагога преобладает  авторитарный стиль педагогической деятельности.

В контрольной группе отмечены такие  высокие показатели как: базовое  стремление к борьбе(7), стремление слушать, внимать (15), тревога, связанная с  мышлением, воображением (2). Здесь, как  и в первом случае, можно предположить, что у учителя также авторитарный стиль руководства. Рисунки ребят  представлены в приложении 3.

Одно из основных открытий ребенка  семи лет - это приход в школу. С  приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основными видами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебной  деятельности еще предстоит развиться. С поступлением в 1-й класс у  ребенка меняется ведущий вид  деятельности - игровой на учебный. Дети должны научиться различать  игровые и учебные задания, понимать, что учебное задание в отличие  от игры обязательно, его необходимо выполнять независимо от того, хочет  ребенок это сделать или не хочет.  В этом возрасте учитель  должен формировать в детях адекватную самооценку.

Успех педагогического  общения во многом зависит от умения организовать целостный процесс  коммуникативной деятельности. Мы считаем, что проведение методики «КОС» необходимо (см. приложение 4) для определения  уровня коммуникативных и организаторских  склонностей.

Методика: «Оценка коммуникативных  и организаторских склонностей  учителя».

Цель методики: оценить коммуникативные и организаторские склонности учителя.

Оснащение: ручка, лист для ответов, опросник КОС.

Порядок работы: Испытуемому дают бланк для ответов и зачитывают инструкцию: «Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если ваш ответ на вопрос положителен (вы согласны), поставьте плюс, если же ваш ответ на вопрос отрицателен (вы не согласны) - поставьте минус. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимания на первые его слова. ваш ответ должен быть точно согласован с ними. отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов».

Диаграмма с распределением ответов по данной методике представлена в приложении 5.

Обработка данных происходила согласно шкале  оценок (см. табл.4)

 

Таблица 4

Шкала оценок коммуникативных и организаторских  склонностей

Кк

Ко 

Шкальная оценка

0,10-0,45

0,20-0,55

Низкий 

0,46-0,55

0,56-0,65

Ниже среднего

0,56-0,65

0,66-0,70

Средний

0,66-0,75

0,71-0,80

Высокий

0,76-1,00

0,81-1,00

Очень высокий


 

По данной шкале оценок мы распределили результаты респондентов (см.табл.5).

Таблица 5

Распределение ответов по методике «КОС» на этапе  констатирующего эксперимента:

И.О.

Коммуникативные умения

Организаторские умения

Показатель

Уровень

Показатель

Уровень

1

M. L

0,8

Очень высокий

0,75

Высокий

2

S. V.

0,75

Высокий

0,75

Высокий


 

В ходе проведения методики выявлено, что на констатирующем этапе коммуникативные  способности  выше, чем организаторские. Результаты распределились следующим образом: показатель коммуникативных способностей у 50 % очень высокий, высокий показатель также у 50%. Высокий коэффициент  организаторских способностей у 100%.

Следующий этап нашей работы направлен на выявление  статистической картины внутригрупповых  отношений. Для выявления уровня сплоченности мы использовали методику «Социометрия (см. прил.6).

Методика «Социометрия»

Цель методики: выявить уровень сплоченности данного коллектива.

Оснащение: ручка, лист для ответа.

Процедура  применения методики следующая:

1) Члены группы получают инструкцию, в которую заложен социометрический  критерий - основание для проявления  взаимных эмоциональных отношений.  Таким критерием может явиться  любой повод, в частности - некоторая  предполагаемая совместная деятельность  членов данной группы.

2) Исходя из заданного критерия, членам группы предлагается высказаться  друг о друге, осуществить взаимные  выборы или отклонения, предпочесть  или отвергнуть друг друга.  Делается это на основе серии  специальных вопросов, отвечая на  которые члены группы в письменной  форме выражают свои предпочтения  друг другу.

3) полученные письменные ответы  на соответствующие вопросы статистически  обрабатываются и представляются  в виде социометрической матрицы,  различных социограмм и социометрических  индексов, по которым судят о  системе межличностных, эмоционально-непосредственных  личных отношений в данной  группе и о положении, занимаемом  каждым членом группы в системе  этих отношений.

Полученные от членов группы письменные ответы переносятся в специальную  таблицу, которая называется "социометрическая матрица" (см.прил.9) Просматривая нижнюю строку матрицы, можно определить, кто  из членов группы получил больше всего  выборов. Этого ребенка, вероятно, и  следует считать лидером в  данной группе.

Следующий этап работы – определение диагностических  показателей социометрического  исследования и их интерпретация. В  качестве таковых выступает социометрический статус ребенка в системе межличностных  отношений.

 Статус  ребенка определяется числом  полученных им выборов. Дети  могут быть отнесены в зависимости  от этого к одной из 4-х статусных  категорий:

1 – «звезды»  - 5 и более выборов,

2 – «предпочитаемые»  - 3-4 выбора,

3 – «принятые» - 1-2 выбора,

4 – «не  принятые» - 0 выборов.

1 и 2 статусная  группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем  знать насколько благоприятен  статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок  желанен в системе межличностных  отношений, испытывают ли к  нему дети симпатию или нет.  В зависимости от этого можно  говорить об эмоциональном климате  группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

Распределение ответов по методике «Социометрия»  приведены в приложении 7, гистограммы в приложении 8.

Ответы  распределились следующим образом (см. табл.6).

Таблица 6

Распределение ответов по методике «Социометрия»  на констатирующем эксперименте:

Статус

Экспериментальная группа

20 человек

Контрольная группа

 

15 человек

1

«Звезды»

2 (10%)

1 (10%)

2

«Предпочитаемые»

6 (30%)

4 (26%)

3

«Принятые»

10 (50%)

8 (53%)

4

«Непринятые»

2 (10%)

2 (11%)


 

Как видно  из таблицы 6, основное количество ребят  имеют статус «принятые». Это свидетельствует  о холодном эмоциональном климате, слабой организации коллектива и  о низком уровне взаимодействия друг с другом.

Вывод: проанализировав  результаты мы видим, что на этапе  констатирующего эксперимента дети уважают педагога, ценят его личностные и профессиональные качества. Но при  этом не каждый учащийся чувствует  себя комфортно в группе сверстников, коллектив имеет слабую организованность, низкий уровень взаимодействия друг с другом.

 

    1. Тренинг как средство совершенствования педагогического общения

Программа социально-психологического тренинга для работы с педагогами «Все движения через общение или  общение – залог плодотворной работы»

Актуальность. Специфическими трудностями учителя являются проблемы понимания и взаимодействия не просто с другим человеком, а с развивающимся человеком, а также необходимость перестраивания типа педагогического мышления в условиях социальных изменений и рост педагогического самосознания.

Обратившись к проблеме конкретных и эффективных  методов, позволяющих стимулировать  расширение и рост самосознания и  ознакомившись с имеющимся в  нашей стране и за рубежом опытом, мы пришли к предположению о том, что одной из наиболее удобных, конструктивных, быстро действующих форм психологической  работы со специалистами, чья деятельность связана с активным общением, является специально организованный тренинг  развития профессионального самосознания, включающий помимо психотерапевтических и психокоррекционных техник деловые  и организационно-управленческие игры, дискуссионные методы  группового принятия решений и т.д.

Главные затруднения, по мнению А.К.Марковой, связаны:

  • С отсутствием у него адекватных средств педагогического общения и деятельности;
  • С неиспользованием у него имеющихся средств [14, с.192].

Поскольку большинство существующих видов  тренингов направлено на снятие ограничений  и преодоление трудностей, мешающих оптимальному развитию тех или иных сторон личности и ее эффективной  жизнедеятельности, раскрытие внутренних потенциалов человека и расширение его самосознания, то именно тренинг  позволяет реализовать все необходимые  психологические условия развития профессионального и личностного  самосознания участников.

Коммуникативные способности являются частью профессиональной культуры педагога. Высокий уровень  их развития, умение правильно реагировать  в сложных ситуациях на уроке, в ходе внеклассной работы, определенный профессионализм педагога, а также  умение сохранить собственное психологическое  здоровье. Такая постановка задач  коммуникативных тренинговых занятий  для педагогов отвечает их потребностям.

Цель программы: выявление и повышение уровня коммуникативных способностей педагога для дальнейшего успешного развития ребенка и коллектива учащихся.

Задачи программы:

  • Ориентация в специфике тренинга как метода обучения;
  • Первичная диагностика ожиданий участников затруднений в общении;
  • Актуализация каждым своей профессионально-педагогической позиции;
  • Формирование чувствительности к невербальным средствам общения;
  • Обработка эффективных средств педагогического общения;
  • Проектирование и конструирование каждым участником эффективных средств общения (эмпатическое понимание, умение давать обратную связь);
  • Работа над индивидуальными стратегиями и тактикой эффективного педагогического общения.

Тренинг направлен  на развитие следующих умений:

  • Умение педагога вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
  • Умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
  • Умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.

Информация о работе Педагогическое общение как условие формирования коллектива в младшем школьном возрасте