Большое значение Н. К. Крупская
придавала формированию у детей
умения трудиться. Она особо
выделяла умение планировать
работу, отбирать материалы и
инструменты, правильно использовать
их, добиваться результата. Вместе
с тем она неоднократно напоминала
о необходимости тесно связывать
труд детей в детском саду
с организацией их быта, их
играми, не обособлять трудовое
воспитание от решения задач всестороннего
развития [11].
Крупская
рассматривала и вопросы нравственно
воспитания.
В
содержании и методах нравственного
воспитания Н. К. Крупская рекомендовала
«смотреть не только на ребенка сегодняшнего
дня, но и на ребенка завтрашнего
дня». Современный ребенок не то,
что прежний ребенок, писала Н. К.
Крупская в 1926 г. Среда меняется, и
ребенок меняется, он не живет вне времени
и пространства [10].
Формирование
нравственных качеств у дошкольника
осуществляется в процессе его нравственного
воспитания, воздействия на все стороны
его личности, на сознание, чувства и волю.
«Вопросы морали, — писала Н. К. Крупская,
— Владимир Ильич всегда тесно связывал
с вопросами мировоззрения».
Большую
роль в нравственном воспитании Н. К.
Крупская признавала за искусством. «Искусство
должно быть поставлено на службу сплочения
ребят»,— писала она. «Музыка, танец,
театр захватывают нас часто,
если они созвучны нашим переживаниям,
до крайности». Говоря об искусстве
как способе самовыражения, выявления
личности и сплочения коллектива,
она имеет в виду не только развитые
формы, которыми дети овладевают в обучении,
но и такие безыскусственные, как
мимика, жест, интонация, танец, свойственные,
прежде всего детям младшего возраста.
Подробно останавливалась Н. К. Крупская
и на важнейшем факторе нравственного
воспитания — на деятельности, на организации
нравственного опыта дошкольников.
Классификация
методов нравственного воспитания,
предложенная Н. К. Крупской, включает
методы формирования нравственного
сознания (этическая беседа, лекции,
пример) и методы, связанные с
формированием нравственного поведения,
с отдельными видами деятельности (игра,
участие школьников в общественной
работе, производительный труд), причем
ею даны конкретные и детальные указания
и советы по применению отдельных методов/
Выдвигая две группы методов,
Н. К. Крупская всегда мыслила
использование их в сочетании.
Установка на сознание, полагала
она, помогает развитию нравственных
навыков поведения, что соотносится
с ее требованиями «врезываться
в жизнь», «надо не только знать,
но и уметь», необходима организация
деятельности, при которой школьник
упражнялся, приучался бы к выполнению
нравственных норм.
Заключение
В
заключении можно сказать, что Н.К.Крупская
сыграла огромную роль в становлении
системы дошкольного образования.
Не смотря на не стабильную ситуацию в
стране в этот период, она продолжала работать
и проводила исследования, которые были
и во многом до сих пор являются "путеводной
звездой" для всех современных исследователей.
В
своих трудах Н.К.Крупская описывала
различные методы и способы воспитания
гармонично развитой личности ребенка.
Также она проводила исследования
по многим областям образования, например
таких как: детская игра, трудовое воспитания,
нравственное воспитание.
Н.К.Крупская
огромное значение придавала и связи
дошкольного образования со школой,
связи ДОУ и семьи, а также личности воспитателя
и учителя.
Проанализировав
работы Н.К.Крупской я хочу сделать
вывод: что она является одним их основоположником
дошкольного воспитания в России, благодаря
ее трудам и огромному вкладу в процесс
воспитания детей дошкольного возраста,
в современности мы имеем хорошую базу
для воспитания и обучения детей.
Список
литературы
- Аванесова
В. 'Н. Обучение самых маленьких в детском
саду. М., 1968.
Авторы:
Введенский Р.М., Маландин В.В., Колесникова
Е.А., Талина Г.В., Артамонов Г.А., Комиссаренко
А.И.
- Антология
педагогической мысли России первой половины
XIX в. - Москва: Педагогика, 1987 - с.560
- Бушканец
М.Г. Леухин Б.Д. 'Хрестоматия по педагогике'
- Москва: Просвешение, 1976 - с.432
- Дошкольная
педагогика / Г.А.Айдашева, Н.О.Пичугина,
С.В.Ассаулова. – Издательство «Феникс»,
2004.
- Дошкольная
педагогика: Содерж. ком. воспитания в
дет. Д71 саду. Учеб. пособие для студентов
пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика
и психология»/Под ред. В. И. Логиновой,
П. Г. Саморуковой.— М.: Просвещение, 1983.—304
с
- Дошкольная
педагогика: Содерж. ком. воспитания в
дет. Д71 саду. Учеб. пособие для студентов
пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика
и психология»/Под ред. В. И. Логиновой,
П. Г. Саморуковой.— М.: Просвещение, 1983.—304
с
- Дошкольная
педагогика: Учеб. пособие для учащихся
пед. училищ по спец. № 2010 «Воспитание
в дошкольных учреждениях» и № 2002 «Дошкольное
воспитание» /Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А.
Сохина.—М.: Просвещение, 1978.—416 с.
Издательство:
ВЛАДОС, 2008 г.
- История дошкольной
педагогики / М. Ф. Шабаева, В. А. Ротенберг,
И. В. Чувашев / под ред. Л. Н. Литвина. —
М.: Просвещение, 1989.
- История России
XVII–XVIII вв.: учебник для студентов вузов,
обучающихся по специальности «История»
- Крупская
Н. К. О дошкольном воспитании.
Сборник статей и речей. Изд. 2-е, доп.
М., "Просвещение", 1973. 288 с. с 1Ш
(Б-ка воспитателя детского сада).
- Крупская
Н. К. О трудовом воспитании,—В кн.: Н. К.
Крупская. О дошкольном воспитании. Сб.
статей и речей. М., 1967.
- Крупская
Н.К. Собрание сочинений, М., 1959 г.
- Макаренко
А.С. 'О воспитании' - Москва: Издательство
политической литературы, 1990 - с.416
- Методические
рекомендации к "Программе воспитания
и М54 обучения в детском саду" /Сост.
Л. В. Русскова.— М.: Просвещение, 1986.—400
с.
- Н.Е.Ковалев
и др., "Просвещение", Москва, 1975 г.
Е. И. Руднева. "Педагогическая система
Н. К. Крупской"
- Народное
образование в СССР. Под ред. М. А. Прокофьева
и др. Издательство "Просвещение",
М., 1967 г.
- Нравственно-эстетическое
воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина
Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной
Н. А.
- Поздняк
Л.В. Факультету дошкольной педагогики
и психологии Московского педагогического
государственного университета 80 лет
/ Л.В. Поздняк // Стратегия дошкольного
образования в ХIХ веке : проблемы и перспективы
: матер. науч.-практич. конфер., посвященной
80-летию со дня основания факультета дошкольной
педагогики и психологии МПГУ (1921—2001 гг.).
— М. : МПГУ, 2001. — С. 3.
- Программа
Коммунистической партии Советского Союза.
М., 1976, ч. II, раздел V.
- "Хрестоматия
по возрастной и педагогической психологии",
под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис М., Изд-во
Моск. ун-та. 1980 г
- Хрестоматия
по истории педагогики Под ред. С.А.Каменева,
сост. Н.А.Желваков, М., 1936 г.Изд-во Московского
университета, 1968 г. "