Педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

цель нашего исследования – раскрыть педагогические аспекты дошкольного образования с точки зрения Н.К. Крупской
Задачи исследования:
1. Описать особенности дошкольного образования в России в начале 20 века.
2. Раскрыть сущность дошкольного воспитания и образования в трудах Н.К. Крупской.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс дошкольных учреждениях в начале XX в. в России.
Предмет исследования: педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской
Методы исследования:
1. Анализ учебно-методической и историко-педагогической литературы по теме исследования.

Работа содержит 1 файл

текст курсавой со ссылками.docx

— 83.38 Кб (Скачать)

    Н. К. Крупская считала, что уже в  дошкольном возрасте надо начинать политехническое  образование — поддерживать интерес  к технике, знакомить со свойствами материалов, а затем в школе  осуществлять политехническое обучение, опираясь на широкую общеобразовательную  основу. Раннюю профессионализацию труда  в школе и детском саду Н. К. Крупская считала неприемлемой, так  как это ограничивает развитие ребенка, готовит узкого ремесленника.

      Н. К. Крупская указывала, что  труд развивает детей эстетически и физически начиная с дошкольного возраста. Однако она обращала особое внимание на необходимость дозировать трудовые нагрузки и подчеркивала, что доступность труда для детей должна определяться с учетом их физических и психических особенностей. Так, для подростков это разные по сложности виды труда в мастерских, приближающиеся к производительному труду взрослого; для дошкольников это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд. Она предостерегала от недооценки этих видов труда для детей всех возрастов, справедливо считая их основой самостоятельности, равноправия в быту и правильных взаимоотношений между мужчинами и женщинами [12].

      Большое значение Н. К. Крупская  придавала формированию у детей  умения трудиться. Она особо  выделяла умение планировать  работу, отбирать материалы и инструменты, правильно использовать их, добиваться результата. Вместе с тем она неоднократно напоминала о необходимости тесно связывать труд детей в детском саду с организацией их быта, их играми, не обособлять трудовое воспитание от решения задач всестороннего развития [11].

      Учитывая возрастные особенности  детей дошкольного и младшего  школьного возраста, невозможность  широкого привлечения их к  производительному труду, Н. К.  Крупская предлагала систематически  знакомить детей с трудом взрослых, подчеркивая его общественную  направленность и коллективный  характер в условиях социализма. Эта форма трудового воспитания  должна занять, по мнению Н.  К. Крупской, важное место в  работе детского сада.

      Таким образом, по мысли Н.  К. Крупской, труд является важнейшим  звеном коммунистического воспитания  в детском саду, школе и семье.

    Идеи  Н. К. Крупской и А. С. Макаренко о  трудовом воспитании разрабатываются  советской дошкольной педагогикой, внедряются в практику работы детского сада, в практику семейного воспитания (З. Н. Борисова, Р. С. Буре, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, Л. А. Порембская и др.) [10]. 
 

     2.3. Н.К. Крупская о нравственном воспитании дошкольников

     Нравственное  воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего  поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. [17]

     В содержании и методах нравственного  воспитания Н. К. Крупская рекомендовала  «смотреть не только на ребенка сегодняшнего дня, но и на ребенка завтрашнего  дня». Современный ребенок не то, что прежний ребенок, писала Н. К. Крупская в 1926 г. Среда меняется, и ребенок меняется, он не живет вне времени и пространства.

       Научно-технический прогресс и  расцвет культуры в социалистическом  обществе отражаются на общем  развитии детей, нужно и в  их нравственном воспитании «забегать»  несколько вперед, не отрываясь, однако, от действительности [7].

       Формирование нравственных качеств  у дошкольника осуществляется в процессе его нравственного воспитания, воздействия на все стороны его личности, на сознание, чувства и волю. «Вопросы морали, — писала Н. К. Крупская, — Владимир Ильич всегда тесно связывал с вопросами мировоззрения».

       Основы марксистско-ленинского мировоззрения  — почва, на которой вырастают  моральные качества, воспитывается  коммунистическая убежденность, сознательное  коммунистическое поведение.

       Формированию у дошкольников нравственного сознания, нравственных понятий и представлений Н. К. Крупская придавала большое значение. Функцию нравственного сознания она видела в том, что оно ориентирует в определенных обстоятельствах в поведении, активизирует его. Опора на сознание создает устойчивость в поведении учащихся, помогает успешно руководить их действиями, поступками. Принцип сознательности пронизывает все высказывания Н. К. Крупской по вопросам нравственного воспитания дошкольников [16].

     В педагогическом наследии Н. К. Крупской проблема воспитания коммунистического  мировоззрения как основы коммунистической нравственности представлена с исчерпывающей  полнотой. Разрабатывая научные основы содержания дошкольного образования, она указала пути воспитания основ диалектико-материалистического мировоззрения у дошкольников на различных возрастных ступенях прежде всего через содержание отдельных учебных предметов.

       Для того чтобы нормы коммунистической  морали стали личными убеждениями  дошкольников, привычными формами их поведения, необходимо, по утверждению Н. К. Крупской, не только целенаправленное развитие сознания, но и нравственных чувств. Эмоциям она отводит большое место в обучении, но еще большее значение она придавала им в нравственном воспитании. Она советовала базироваться на переживаниях, на опыте ребенка и подростка, их брать за исходный пункт. «Эмоциональные переживания в области общественной жизни создают повышенный интерес к явлениям общественной жизни», — говорила она. Особенно важны коллективные переживания, сопереживания и товарищеская организация в переходном возрасте. Она рассматривала их как побуждения к действию. Совместные переживания способствуют формированию коммунистического поведения. Например, чувство интернационализма, которому она отводит весьма значительное место в нравственном воспитании, формируется совместными переживаниями, которые роднят детей разных национальностей. Для того чтобы лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» сделать для детей родным и близким, нужно «дать детям (разных национальностей) побольше совместных каких-то переживаний», — говорила Н. К. Крупская. Действенную роль чувств она раскрывает, в частности, в статьях, посвященных атеистическому воспитанию. Анализируя факты истории, она показывает, как религиозные чувства создавали барьер для проникновения разума [12].

       Большую роль в нравственном  воспитании Н. К. Крупская признавала  за искусством. «Искусство должно  быть поставлено на службу  сплочения ребят»,— писала она.  «Музыка, танец, театр захватывают  нас часто, если они созвучны  нашим переживаниям, до крайности». Говоря об искусстве как способе  самовыражения, выявления личности  и сплочения коллектива, она имеет  в виду не только развитые  формы, которыми дети овладевают  в обучении, но и такие безыскусственные, как мимика, жест, интонация, танец, свойственные, прежде всего детям младшего возраста. Подробно останавливалась Н. К. Крупская и на важнейшем факторе нравственного воспитания — на деятельности, на организации нравственного опыта дошкольников.

       Опора на сознание и чувство  играет важную роль в нравственном  воспитании, но устойчивость коммунистических  качеств, подлинная коммунистическая  убежденность дошкольника воспитываются в практической деятельности, в которой проявляются не только сознание и чувство, но и воля, его стремления, решительность и настойчивость.

       Основной деятельностью для дошкольников  она считала игру, а задачу  нравственного воспитания в отношении  дошкольников она видела в  том, чтобы научить их дружно  жить и дружно выполнять любую  маленькую работу, что важно для  развития самодеятельности, инициативы, организованности [10].

       Классификация методов нравственного воспитания, предложенная Н. К. Крупской, включает методы формирования нравственного сознания (этическая беседа, лекции, пример) и методы, связанные с формированием нравственного поведения, с отдельными видами деятельности (игра, участие школьников в общественной работе, производительный труд), причем ею даны конкретные и детальные указания и советы по применению отдельных методов.

       Выдвигая две группы методов,  Н. К. Крупская всегда мыслила  использование их в сочетании.  Установка на сознание, полагала  она, помогает развитию нравственных  навыков поведения, что соотносится  с ее требованиями «врезываться  в жизнь», «надо не только знать,  но и уметь», необходима организация  деятельности, при которой школьник  упражнялся, приучался бы к выполнению  нравственных норм [12]. 
 
 

     Выводы  по второй главе

    В своем первом произведении — «Женщина-работница» (1899) — Надежда Константиновна пишет  о тяжелом положении трудящейся матери в дореволюционной России. В капиталистическом обществе мать, занятая на работе, не может уделить  необходимое время воспитанию своего ребенка. «Итак, мы видим,— подчеркивает она,— что в большинстве случаев  женщина-работница поставлена в  полную невозможность разумно воспитывать своих детей». Только в социалистическом обществе может быть широко, начиная с дошкольного возраста, поставлено общественное воспитание детей, которое призвано обеспечить их всестороннее развитие.

    В 1917 году Надежда Константиновна выдвинула  программу организации широкой  сети яслей, детских садов и площадок для детей трудящихся. Она принимала  самое активное участие во всей огромной работе по организации и развертыванию  сети советских дошкольных учреждений. Своими многочисленными статьями по вопросам дошкольного воспитания она  пробуждала горячий интерес к  нему широких масс населения, их творческую активность в этом деле.

    В педагогических трудах Н. К. Крупской выражена большая любовь к ребенку, огромная забота о детях трудящихся, стремление с раннего детства воспитывать  советских детей как будущих  граждан великой социалистической Родины.

    Большое значение Н.К. Крупская отдавала игре в  процессе воспитания ребенка.

    Игра  только внешне кажется беззаботной  и легкой. А на самом деле она  подчас становится подлинно напряженным  трудом и через усилие ведет к  удовольствию. Преодоление самого себя в условиях игры приносит ребенку  истинное удовлетворение и развивает  его личность. В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы; в игре ребенок активно развивается как личность. У игры есть и другие функции: дети, играя, еще и учатся.

    Свобода и самостоятельность ребенка  проявляется: а) в выборе игры или  ее содержания; б) в добровольности объединения с другими детьми; в) в свободе вхождения и выхода из игры и тд. В играх свобода и самостоятельность детей проявляется по-разному.

    Нельзя  принуждать ребенка к игре. Игра по принуждению перестает быть игрой. Это хорошо понимала Н.К.Крупская, которая  призывала руководить детскими играми так, чтобы не лишать детей их инициативы и самостоятельности и не вынимать из игры « душу». Для игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих. Проявления играющих детей регулируются определенными требованиями и правилами.

    Н.К.Крупская подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка. « Для детей  игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для  них – труд, игра для них –  серьезная форма воспитания. Игра – способ познания окружающего». Она считала, что игра полностью отвечает потребностям ребенка, воспитывает у него такие качества, как жизнерадостность, активность, живость воображения, пытливость. Она неоднократно напоминала о том, что игры укрепляют костяк ребенка, развивают мускулатуру, органы чувств: в играх воспитываются меткость глаз, ловкость и сила движения. Н.К.Крупская рассматривала игру как средство познания мира; через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения и животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется кругозор интересов, выявляются вкусы и запросы.

    Особое  значение придавала Н.К.Крупская игре в деле воспитания коллективистических  чувств. Она призывала всячески помогать детям в их объединении, подчеркивая, что в игре ребенок лучше усваивает  значение правил и необходимость  их соблюдения: в коллективной игре воспитываются воля, выдержка, самообладание; игра учит совместному, коллективному действию, вырабатывая умение владеть собой; игра воспитывает в ребятах определенную организованность. «В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения.

    Игры  бывают разные: сюжетно-ролевые, подвижные  и дидактические.

    Также Н.К. Крупская не малую роль отдавала и трудовому воспитанию. Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, стремления и умения практически участвовать в построении коммунистического общества, процесс формирования коммунистического отношения к труду. Трудовое воспитание направлено на успешное освоение молодежью трудового опыта, включающего знания, умения и навыки трудовой деятельности, нравственное отношение к труду и трудящемуся человеку, на всестороннее развитие личности.

    Опираясь  на учение классиков марксизма-ленинизма, Н. К. Крупская и А. С. Макаренко разработали  важнейшие вопросы теории и практики трудового воспитания детей и  молодежи в условиях детского сада, школы и семьи. Н. К. Крупская в  своих работах определила значение и место трудового воспитания в формировании личности советского человека. Она подчеркивала, что  трудовое воспитание должно занять важное место в работе детского сада, школы, а также в семье с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. Труд детей как главное  средство трудового воспитания должен рассматриваться не как самоцель, а как мощное средство всестороннего  воспитания и развития детей.

    Н. К. Крупская считала, что уже в  дошкольном возрасте надо начинать политехническое  образование — поддерживать интерес  к технике, знакомить со свойствами материалов, а затем в школе  осуществлять политехническое обучение, опираясь на широкую общеобразовательную  основу. Раннюю профессионализацию труда  в школе и детском саду Н. К. Крупская считала неприемлемой, так как это ограничивает развитие ребенка, готовит узкого ремесленника.

      Н. К. Крупская указывала, что  труд развивает детей эстетически и физически начиная с дошкольного возраста. Однако она обращала особое внимание на необходимость дозировать трудовые нагрузки и подчеркивала, что доступность труда для детей должна определяться с учетом их физических и психических особенностей. Так, для подростков это разные по сложности виды труда в мастерских, приближающиеся к производительному труду взрослого; для дошкольников это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд. Она предостерегала от недооценки этих видов труда для детей всех возрастов, справедливо считая их основой самостоятельности, равноправия в быту и правильных взаимоотношений между мужчинами и женщинами.

Информация о работе Педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской