Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:11, курсовая работа
цель нашего исследования – раскрыть педагогические аспекты дошкольного образования с точки зрения Н.К. Крупской
Задачи исследования:
1. Описать особенности дошкольного образования в России в начале 20 века.
2. Раскрыть сущность дошкольного воспитания и образования в трудах Н.К. Крупской.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс дошкольных учреждениях в начале XX в. в России.
Предмет исследования: педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской
Методы исследования:
1. Анализ учебно-методической и историко-педагогической литературы по теме исследования.
Н. К. Крупская считала, что уже в дошкольном возрасте надо начинать политехническое образование — поддерживать интерес к технике, знакомить со свойствами материалов, а затем в школе осуществлять политехническое обучение, опираясь на широкую общеобразовательную основу. Раннюю профессионализацию труда в школе и детском саду Н. К. Крупская считала неприемлемой, так как это ограничивает развитие ребенка, готовит узкого ремесленника.
Н. К. Крупская указывала, что труд развивает детей эстетически и физически начиная с дошкольного возраста. Однако она обращала особое внимание на необходимость дозировать трудовые нагрузки и подчеркивала, что доступность труда для детей должна определяться с учетом их физических и психических особенностей. Так, для подростков это разные по сложности виды труда в мастерских, приближающиеся к производительному труду взрослого; для дошкольников это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд. Она предостерегала от недооценки этих видов труда для детей всех возрастов, справедливо считая их основой самостоятельности, равноправия в быту и правильных взаимоотношений между мужчинами и женщинами [12].
Большое значение Н. К.
Учитывая возрастные
Таким образом, по мысли Н.
К. Крупской, труд является важнейшим
звеном коммунистического
Идеи
Н. К. Крупской и А. С. Макаренко о
трудовом воспитании разрабатываются
советской дошкольной педагогикой,
внедряются в практику работы детского
сада, в практику семейного воспитания
(З. Н. Борисова, Р. С. Буре, В. И. Логинова,
В. Г. Нечаева, Л. А. Порембская и др.) [10].
2.3. Н.К. Крупская о нравственном воспитании дошкольников
Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. [17]
В содержании и методах нравственного воспитания Н. К. Крупская рекомендовала «смотреть не только на ребенка сегодняшнего дня, но и на ребенка завтрашнего дня». Современный ребенок не то, что прежний ребенок, писала Н. К. Крупская в 1926 г. Среда меняется, и ребенок меняется, он не живет вне времени и пространства.
Научно-технический прогресс и
расцвет культуры в
Формирование нравственных
Основы марксистско-ленинского
Формированию у дошкольников нравственного сознания, нравственных понятий и представлений Н. К. Крупская придавала большое значение. Функцию нравственного сознания она видела в том, что оно ориентирует в определенных обстоятельствах в поведении, активизирует его. Опора на сознание создает устойчивость в поведении учащихся, помогает успешно руководить их действиями, поступками. Принцип сознательности пронизывает все высказывания Н. К. Крупской по вопросам нравственного воспитания дошкольников [16].
В педагогическом наследии Н. К. Крупской проблема воспитания коммунистического мировоззрения как основы коммунистической нравственности представлена с исчерпывающей полнотой. Разрабатывая научные основы содержания дошкольного образования, она указала пути воспитания основ диалектико-материалистического мировоззрения у дошкольников на различных возрастных ступенях прежде всего через содержание отдельных учебных предметов.
Для того чтобы нормы
Большую роль в нравственном
воспитании Н. К. Крупская
Опора на сознание и чувство
играет важную роль в
Основной деятельностью для
Классификация методов нравственного воспитания, предложенная Н. К. Крупской, включает методы формирования нравственного сознания (этическая беседа, лекции, пример) и методы, связанные с формированием нравственного поведения, с отдельными видами деятельности (игра, участие школьников в общественной работе, производительный труд), причем ею даны конкретные и детальные указания и советы по применению отдельных методов.
Выдвигая две группы методов,
Н. К. Крупская всегда мыслила
использование их в сочетании.
Установка на сознание, полагала
она, помогает развитию
Выводы по второй главе
В
своем первом произведении — «Женщина-работница»
(1899) — Надежда Константиновна пишет
о тяжелом положении трудящейся
матери в дореволюционной России.
В капиталистическом обществе мать,
занятая на работе, не может уделить
необходимое время воспитанию своего
ребенка. «Итак, мы видим,— подчеркивает
она,— что в большинстве
В 1917 году Надежда Константиновна выдвинула программу организации широкой сети яслей, детских садов и площадок для детей трудящихся. Она принимала самое активное участие во всей огромной работе по организации и развертыванию сети советских дошкольных учреждений. Своими многочисленными статьями по вопросам дошкольного воспитания она пробуждала горячий интерес к нему широких масс населения, их творческую активность в этом деле.
В
педагогических трудах Н. К. Крупской выражена
большая любовь к ребенку, огромная
забота о детях трудящихся, стремление
с раннего детства воспитывать
советских детей как будущих
граждан великой
Большое значение Н.К. Крупская отдавала игре в процессе воспитания ребенка.
Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию. Преодоление самого себя в условиях игры приносит ребенку истинное удовлетворение и развивает его личность. В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы; в игре ребенок активно развивается как личность. У игры есть и другие функции: дети, играя, еще и учатся.
Свобода и самостоятельность ребенка проявляется: а) в выборе игры или ее содержания; б) в добровольности объединения с другими детьми; в) в свободе вхождения и выхода из игры и тд. В играх свобода и самостоятельность детей проявляется по-разному.
Нельзя принуждать ребенка к игре. Игра по принуждению перестает быть игрой. Это хорошо понимала Н.К.Крупская, которая призывала руководить детскими играми так, чтобы не лишать детей их инициативы и самостоятельности и не вынимать из игры « душу». Для игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих. Проявления играющих детей регулируются определенными требованиями и правилами.
Н.К.Крупская подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка. « Для детей игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра – способ познания окружающего». Она считала, что игра полностью отвечает потребностям ребенка, воспитывает у него такие качества, как жизнерадостность, активность, живость воображения, пытливость. Она неоднократно напоминала о том, что игры укрепляют костяк ребенка, развивают мускулатуру, органы чувств: в играх воспитываются меткость глаз, ловкость и сила движения. Н.К.Крупская рассматривала игру как средство познания мира; через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения и животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется кругозор интересов, выявляются вкусы и запросы.
Особое значение придавала Н.К.Крупская игре в деле воспитания коллективистических чувств. Она призывала всячески помогать детям в их объединении, подчеркивая, что в игре ребенок лучше усваивает значение правил и необходимость их соблюдения: в коллективной игре воспитываются воля, выдержка, самообладание; игра учит совместному, коллективному действию, вырабатывая умение владеть собой; игра воспитывает в ребятах определенную организованность. «В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения.
Игры бывают разные: сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические.
Также Н.К. Крупская не малую роль отдавала и трудовому воспитанию. Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, стремления и умения практически участвовать в построении коммунистического общества, процесс формирования коммунистического отношения к труду. Трудовое воспитание направлено на успешное освоение молодежью трудового опыта, включающего знания, умения и навыки трудовой деятельности, нравственное отношение к труду и трудящемуся человеку, на всестороннее развитие личности.
Опираясь на учение классиков марксизма-ленинизма, Н. К. Крупская и А. С. Макаренко разработали важнейшие вопросы теории и практики трудового воспитания детей и молодежи в условиях детского сада, школы и семьи. Н. К. Крупская в своих работах определила значение и место трудового воспитания в формировании личности советского человека. Она подчеркивала, что трудовое воспитание должно занять важное место в работе детского сада, школы, а также в семье с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. Труд детей как главное средство трудового воспитания должен рассматриваться не как самоцель, а как мощное средство всестороннего воспитания и развития детей.
Н. К. Крупская считала, что уже в дошкольном возрасте надо начинать политехническое образование — поддерживать интерес к технике, знакомить со свойствами материалов, а затем в школе осуществлять политехническое обучение, опираясь на широкую общеобразовательную основу. Раннюю профессионализацию труда в школе и детском саду Н. К. Крупская считала неприемлемой, так как это ограничивает развитие ребенка, готовит узкого ремесленника.
Н. К. Крупская указывала, что труд развивает детей эстетически и физически начиная с дошкольного возраста. Однако она обращала особое внимание на необходимость дозировать трудовые нагрузки и подчеркивала, что доступность труда для детей должна определяться с учетом их физических и психических особенностей. Так, для подростков это разные по сложности виды труда в мастерских, приближающиеся к производительному труду взрослого; для дошкольников это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд. Она предостерегала от недооценки этих видов труда для детей всех возрастов, справедливо считая их основой самостоятельности, равноправия в быту и правильных взаимоотношений между мужчинами и женщинами.
Информация о работе Педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской