Педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

цель нашего исследования – раскрыть педагогические аспекты дошкольного образования с точки зрения Н.К. Крупской
Задачи исследования:
1. Описать особенности дошкольного образования в России в начале 20 века.
2. Раскрыть сущность дошкольного воспитания и образования в трудах Н.К. Крупской.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс дошкольных учреждениях в начале XX в. в России.
Предмет исследования: педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской
Методы исследования:
1. Анализ учебно-методической и историко-педагогической литературы по теме исследования.

Работа содержит 1 файл

текст курсавой со ссылками.docx

— 83.38 Кб (Скачать)

    Особое  значение придавала Н.К.Крупская игре в деле воспитания коллективистических  чувств. Она призывала всячески помогать детям в их объединении, подчеркивая, что в игре ребенок лучше усваивает  значение правил и необходимость  их соблюдения: в коллективной игре воспитываются воля, выдержка, самообладание; игра учит совместному, коллективному  действию, вырабатывая умение владеть  собой; игра воспитывает в ребятах  определенную организованность. «В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения. Такие игры вырабатывают детей – организаторов, умеющих  упорно стремиться к цели, увлекать за собой других, организовывать их». Н.К.Крупская подчеркивала, нельзя шаблонизировать игры, необходимо давать простор детской инициативе и творчеству. В самостоятельных играх не следует навязывать содержание игры. Однако необходимо отводить опасные игры, возбуждающие у детей нежелательные чувства.

    Идеи  Крупской были развиты и реализованы  на практике выдающимся советским педагогом  А.С.Макаренко. Он придавал игре большое  значение в воспитании ребенка: «  Каков ребенок в игре, таков  во многом он будет в работе, когда  вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». В жизни ребенка игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности [15].

    Н.К.Крупская и А.С.Макаренко рассматривали  игру как деятельность, в которой  формируются качества личности будущего гражданина и деятеля необходимые  для будущей трудовой деятельности.

    У игры есть и другие функции. Дети, играя, еще и учатся. Благодаря игре легче  происходит вхождение в учебную  деятельность. В ходе игры происходит настрой всех психофизиологических функций, обеспечивающих успешное выполнение этой деятельности. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. В условиях игры дети сосредотачиваются  лучше и запоминают больше, чем  в условиях, когда надо просто запомнить [12].

    Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает  ребенка к целенаправленному  сосредоточению и запоминанию. Целенаправленность, способность к волевым усилиям  – необходимое для развития личности качество. Игра не бесцельная забава.

    Игры  бывают разные: сюжетно-ролевые, подвижные  и дидактические.

    Сюжетно-ролевые  – это основной вид игры ребенка  дошкольного возраста. Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка  и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

    Сюжетно-ролевая  игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его  мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно-ролевой  игре знания, впечатления ребенка  не остаются неизменными: они пополняются  и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие  в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и  ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры [10].

    Сюжет игры – это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

    Роль  является основным стержнем сюжетно-ролевой  игры. Чаще всего ребенок принимает  на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем  сознании ребенок отождествляет  себя с тем или иным человеком  и действует в игре от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме [11].

    К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых и детей (старших, а иногда и сверстников ), действия и поступки которых произвели на них наибольшее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Интерес ребенка к той или иной роли связан и с тем местом, которое занимает данная роль в развертываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения – равноправия, подчинения или управления – вступает с другими играющими, принявший на себя ту или иную роль. Сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы [12].

    Наиболее  общий мотив – стремление ребенка  к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения.

    Непосредственные  мотивы игры с возрастом детей  изменяются. Если у младшего дошкольника  основная побудительная причина  игры – действие с привлекательными для него предметами, то для ребенка  старшего дошкольного возраста основной мотив – воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом изображаемые в игре взрослые. Для  школьника основное в сюжетно-ролевой  игре – проявление высоких моральных  качеств, которыми отличается тот или  иной человек ( храбрость, честность и др.) [7].

    Таким образом, игра есть деятельность, в  которой дети моделируют общественную жизнь взрослых. Дети отражают в  играх быт семьи – уход взрослых за детьми, домашний труд, праздники  и тд.; жизнь детского сада или школы – труд воспитателя, учителя; жизнь самих детей. Дети изображают разнообразный труд взрослых: труд шофера, моряка, летчика.

    Сюжетно-ролевая  игра в своей развитой форме, как  правило, носит коллективный характер. Наличие детского общества – наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

    Подвижные игры – эти игры составляют большую  группу игр с правилами. В основе их лежит разнообразные движения – ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание [2].

    Подвижные игры удовлетворяют потребность  растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания, связанные  с игрой, - все это благотворно  влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего физического развития. Подвижные  игры включают комплексы движений разного  вида, большинство из которых связаны  с крупными мышечными группами. Это делает данный вид игр важным средством физического воспитания, развития движений детей.

    Разнообразные двигательные операции в подвижной  игре выполняются в наиболее естественной форме, тесно связаны с эмоциональными проявлениями детей. Благодаря этому  совершенствуются выразительность  движений, ловкость, смелость. Воспитательное значение подвижных игр не ограничивается их воздействием на физические качества ребенка. Они развивают также  быстроту реакций, находчивость и сообразительность, умение быстро и точно оценивать  обстановку и в соответствии с  этим изменять направление движения, его скорость и тд. Выполнение правил игры способствует формированию волевых черт характера, организованность. Большинство подвижных игр рассчитано на участие группы детей. Эти игры формируют способность действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность. Дети приучаются сговариваться, объединяться для проведения любимых игр, считаться с мнением своих партнеров, справедливо разрешать возникшие конфликты.

    Для подвижных игр характерны все  признаки игры вообще и игры с правилами. В структуре подвижной игры также  можно выделить игровую задачу и  игровые действия. Игровые действия состоят из разнообразных движений, доступных детям. Правила игры предусматривают  организацию детей и их взаимоотношения, определяют обязанности играющих, порядок выполнения движений [10].

    Дидактические игры – среди дидактических игр  различают игры в собственном  смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Дидактическая игра содержит два  начала: учебное (познавательное) и  игровое (занимательное). Взрослый одновременно является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

    Для дидактической игры, как и для  любой игры с правилами, характерно наличие игрового замысла или  игровой задачи. Игровые задачи могут  быть самыми разнообразными. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении задачи следует избегать повторений в ее содержании  cущественными элементами дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими. Есть правила, ограничивающие или запрещающие определенные проявления и действия или предусматривающие «наказание» за нарушение других правил и совершение запрещенных действий [12].

    Между игровым замыслом, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровой замысел определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким  образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. Это свойство игры – обучать и  развивать ребенка через игровой  замысел.

    Дидактические игры способствуют упражнению детей  в применении знаний, более глубокому  их усвоению. Существует большое количество дидактических игр, направленных и  на систематизацию знаний.

    В процессе дидактических игр идет совершенствование психических  познавательных процессов. В играх  с народными дидактическими игрушками, совершенствуется сенсорная культура детей; развивается восприятие цвета, величины, формы предмета, идет усвоение эталонов свойств и качеств предметов, накопление сенсорного опыта. В играх с картинками и в ряде словесных игр совершенствуются операции сравнения, обобщения, классификации. В ряде игр формируется сообразительность и умственная активность. Каждая дидактическая игра требует от участников более или менее длительного и устойчивого внимания: играющий должен внимательно следить за действиями партнеров, за сигналами и тд [10].

    В дидактической игре формируется  умение подчиняться правилам, так  как от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности. Большинство игр такого рода являются коллективными. По характеру используемого материала дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

    Игры  с предметами – это игры с использованием народных дидактических игрушек  и реальных предметов. Играя с  ними, дети учатся сравнивать, устанавливать  сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В этих играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности решения задач [8].

    Настольно-печатные игры – интересное занятие для  детей. Они разнообразны по видам: парные картинки – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; объединение картинок по внешним  признакам и по смыслу; лото, домино, составление разрезных картинок и кубиков – развивает логическое мышление, умение из отдельных частей составлять целый предмет.

    Дидактическая игра в педагогическом процессе выступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей. Таким образом, дидактическая игра служит средством всестороннего развития и воспитания детей [6]. 

    2.2. Н.К.Крупская о трудовом воспитании дошкольников

    Трудовое  воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего  поколения готовности трудиться, стремления и умения практически участвовать  в построении коммунистического  общества, процесс формирования коммунистического  отношения к труду. Трудовое воспитание направлено на успешное освоение молодежью  трудового опыта, включающего знания, умения и навыки трудовой деятельности, нравственное отношение к труду  и трудящемуся человеку, на всестороннее развитие личности [16].

    Опираясь  на учение классиков марксизма-ленинизма, Н. К. Крупская и А. С. Макаренко разработали  важнейшие вопросы теории и практики трудового воспитания детей и  молодежи в условиях детского сада, школы и семьи. Н. К. Крупская в  своих работах определила значение и место трудового воспитания в формировании личности советского человека. Она подчеркивала, что  трудовое воспитание должно занять важное место в работе детского сада, школы, а также в семье с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. Труд детей как главное  средство трудового воспитания должен рассматриваться не как самоцель, а как мощное средство всестороннего воспитания и развития детей [5].

Информация о работе Педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской