Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:11, курсовая работа
цель нашего исследования – раскрыть педагогические аспекты дошкольного образования с точки зрения Н.К. Крупской
Задачи исследования:
1. Описать особенности дошкольного образования в России в начале 20 века.
2. Раскрыть сущность дошкольного воспитания и образования в трудах Н.К. Крупской.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс дошкольных учреждениях в начале XX в. в России.
Предмет исследования: педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской
Методы исследования:
1. Анализ учебно-методической и историко-педагогической литературы по теме исследования.
Особое значение придавала Н.К.Крупская игре в деле воспитания коллективистических чувств. Она призывала всячески помогать детям в их объединении, подчеркивая, что в игре ребенок лучше усваивает значение правил и необходимость их соблюдения: в коллективной игре воспитываются воля, выдержка, самообладание; игра учит совместному, коллективному действию, вырабатывая умение владеть собой; игра воспитывает в ребятах определенную организованность. «В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения. Такие игры вырабатывают детей – организаторов, умеющих упорно стремиться к цели, увлекать за собой других, организовывать их». Н.К.Крупская подчеркивала, нельзя шаблонизировать игры, необходимо давать простор детской инициативе и творчеству. В самостоятельных играх не следует навязывать содержание игры. Однако необходимо отводить опасные игры, возбуждающие у детей нежелательные чувства.
Идеи Крупской были развиты и реализованы на практике выдающимся советским педагогом А.С.Макаренко. Он придавал игре большое значение в воспитании ребенка: « Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». В жизни ребенка игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности [15].
Н.К.Крупская и А.С.Макаренко рассматривали игру как деятельность, в которой формируются качества личности будущего гражданина и деятеля необходимые для будущей трудовой деятельности.
У игры есть и другие функции. Дети, играя, еще и учатся. Благодаря игре легче происходит вхождение в учебную деятельность. В ходе игры происходит настрой всех психофизиологических функций, обеспечивающих успешное выполнение этой деятельности. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда надо просто запомнить [12].
Потребность
в общении со сверстниками, в их
эмоциональном поощрении
Игры бывают разные: сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические.
Сюжетно-ролевые – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры [10].
Сюжет игры – это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме [11].
К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых и детей (старших, а иногда и сверстников ), действия и поступки которых произвели на них наибольшее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Интерес ребенка к той или иной роли связан и с тем местом, которое занимает данная роль в развертываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения – равноправия, подчинения или управления – вступает с другими играющими, принявший на себя ту или иную роль. Сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы [12].
Наиболее общий мотив – стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения.
Непосредственные
мотивы игры с возрастом детей
изменяются. Если у младшего дошкольника
основная побудительная причина
игры – действие с привлекательными
для него предметами, то для ребенка
старшего дошкольного возраста основной
мотив – воспроизведение
Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети моделируют общественную жизнь взрослых. Дети отражают в играх быт семьи – уход взрослых за детьми, домашний труд, праздники и тд.; жизнь детского сада или школы – труд воспитателя, учителя; жизнь самих детей. Дети изображают разнообразный труд взрослых: труд шофера, моряка, летчика.
Сюжетно-ролевая
игра в своей развитой форме, как
правило, носит коллективный характер.
Наличие детского общества – наиболее
благоприятное условие для
Подвижные игры – эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежит разнообразные движения – ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание [2].
Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания, связанные с игрой, - все это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего физического развития. Подвижные игры включают комплексы движений разного вида, большинство из которых связаны с крупными мышечными группами. Это делает данный вид игр важным средством физического воспитания, развития движений детей.
Разнообразные двигательные операции в подвижной игре выполняются в наиболее естественной форме, тесно связаны с эмоциональными проявлениями детей. Благодаря этому совершенствуются выразительность движений, ловкость, смелость. Воспитательное значение подвижных игр не ограничивается их воздействием на физические качества ребенка. Они развивают также быстроту реакций, находчивость и сообразительность, умение быстро и точно оценивать обстановку и в соответствии с этим изменять направление движения, его скорость и тд. Выполнение правил игры способствует формированию волевых черт характера, организованность. Большинство подвижных игр рассчитано на участие группы детей. Эти игры формируют способность действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность. Дети приучаются сговариваться, объединяться для проведения любимых игр, считаться с мнением своих партнеров, справедливо разрешать возникшие конфликты.
Для подвижных игр характерны все признаки игры вообще и игры с правилами. В структуре подвижной игры также можно выделить игровую задачу и игровые действия. Игровые действия состоят из разнообразных движений, доступных детям. Правила игры предусматривают организацию детей и их взаимоотношения, определяют обязанности играющих, порядок выполнения движений [10].
Дидактические игры – среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Дидактическая игра содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Взрослый одновременно является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Для дидактической игры, как и для любой игры с правилами, характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Игровые задачи могут быть самыми разнообразными. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении задачи следует избегать повторений в ее содержании cущественными элементами дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими. Есть правила, ограничивающие или запрещающие определенные проявления и действия или предусматривающие «наказание» за нарушение других правил и совершение запрещенных действий [12].
Между
игровым замыслом, игровыми действиями
и правилами существует тесная взаимосвязь.
Игровой замысел определяет характер
игровых действий. Наличие правил
помогает осуществить игровые действия
и решить игровую задачу. Таким
образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.
Это свойство игры – обучать и
развивать ребенка через
Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению. Существует большое количество дидактических игр, направленных и на систематизацию знаний.
В процессе дидактических игр идет совершенствование психических познавательных процессов. В играх с народными дидактическими игрушками, совершенствуется сенсорная культура детей; развивается восприятие цвета, величины, формы предмета, идет усвоение эталонов свойств и качеств предметов, накопление сенсорного опыта. В играх с картинками и в ряде словесных игр совершенствуются операции сравнения, обобщения, классификации. В ряде игр формируется сообразительность и умственная активность. Каждая дидактическая игра требует от участников более или менее длительного и устойчивого внимания: играющий должен внимательно следить за действиями партнеров, за сигналами и тд [10].
В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности. Большинство игр такого рода являются коллективными. По характеру используемого материала дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Игры с предметами – это игры с использованием народных дидактических игрушек и реальных предметов. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В этих играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности решения задач [8].
Настольно-печатные
игры – интересное занятие для
детей. Они разнообразны по видам: парные
картинки – нахождение среди разных
картинок двух совершенно одинаковых;
объединение картинок по внешним
признакам и по смыслу; лото, домино,
составление разрезных картинок
и кубиков – развивает
Дидактическая
игра в педагогическом процессе выступает
прежде всего как самостоятельная деятельность
детей. Таким образом, дидактическая игра
служит средством всестороннего развития
и воспитания детей [6].
2.2. Н.К.Крупская о трудовом воспитании дошкольников
Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, стремления и умения практически участвовать в построении коммунистического общества, процесс формирования коммунистического отношения к труду. Трудовое воспитание направлено на успешное освоение молодежью трудового опыта, включающего знания, умения и навыки трудовой деятельности, нравственное отношение к труду и трудящемуся человеку, на всестороннее развитие личности [16].
Опираясь на учение классиков марксизма-ленинизма, Н. К. Крупская и А. С. Макаренко разработали важнейшие вопросы теории и практики трудового воспитания детей и молодежи в условиях детского сада, школы и семьи. Н. К. Крупская в своих работах определила значение и место трудового воспитания в формировании личности советского человека. Она подчеркивала, что трудовое воспитание должно занять важное место в работе детского сада, школы, а также в семье с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. Труд детей как главное средство трудового воспитания должен рассматриваться не как самоцель, а как мощное средство всестороннего воспитания и развития детей [5].
Информация о работе Педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской