Педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

цель нашего исследования – раскрыть педагогические аспекты дошкольного образования с точки зрения Н.К. Крупской
Задачи исследования:
1. Описать особенности дошкольного образования в России в начале 20 века.
2. Раскрыть сущность дошкольного воспитания и образования в трудах Н.К. Крупской.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс дошкольных учреждениях в начале XX в. в России.
Предмет исследования: педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской
Методы исследования:
1. Анализ учебно-методической и историко-педагогической литературы по теме исследования.

Работа содержит 1 файл

текст курсавой со ссылками.docx

— 83.38 Кб (Скачать)

    Разнообразие  типов дошкольных учреждений обеспечивает охват детей разного контингента  с учетом всех социально-экономических  условий. Руководство воспитательной работой во всех типах детских  дошкольных учреждений осуществляют органы народного образования [10]. 

1.1. Политическая система в России в послеоктябрьский период

       После окончания гражданской войны  в Советской России начался острейший  социально-политический кризис, вызванный  недовольством крестьян политикой «военного коммунизма». Крестьянские выступления против продразверстки зимой 1920/21 гг. приобрели характер вооруженных восстаний против большевиков в Тамбовской и Воронежской губерниях и Западной Сибири, для подавления которых большевики использовали регулярные войска. С 28 февраля по 18 марта 1921 г. против политики большевиков выступили моряки Балтийского флота и гарнизон Кронштадта. Они требовали переизбрания Советов, свободы слова и печати, освобождения политзаключенных и др. Эти настроения широких кругов населения не могли не сказываться на положении в самой правящей партии, внутри которой намечался раскол [20].

       Выход из кризиса был найден на Х съезде РКП (б), который проходил в марте 1921 г. Его решения о найме рабочей  силы, о разрешении в огромных масштабах  частной собственности, о замене продразверстки продналогом и свободной  торговле было направлено на удовлетворение наиболее насущных требований крестьянства и части рабочего класса. Они положили начало проведению в жизнь новой  экономической политики, имевшей главными целями восстановление разрушенной в период мировой и гражданской войн экономики России и установление нормальных экономических отношений между рабочим классом и крестьянством. Съезд принял также резолюцию «О единстве партии», направленную на то, чтобы снять напряженность в отношениях между ее различными лидерами. Одновременно было принято решение о ликвидации существования в России других политических партий [6].

       В связи с принятыми решениями  Советская власть, допускавшая частную  собственность, провела реорганизацию  карательных органов государственной  власти и законодательной основы их деятельности. 8 февраля 1922 г. был  опубликован декрет ВЦИК о ликвидации ВЧК и передаче ее функций НКВД. Это объяснялось окончанием гражданской войны и необходимостью отказа от чрезвычайных органов власти. В составе НКВД создавалось Государственное политическое управление /ГПУ/, имеющее свои органы на местах. Таким образом, политические дела выделялись в особое производство [20].

       В 1922 г. В.И. Ленин поручил органам  юстиции разработать и принять  уголовный кодекс, который бы отвечал  новым реалиям. Вскоре новое советское  законодательство начало действовать. В июне–июле 1922 г. проходил первый политический процесс в Советской России над 47 руководителями эсеровской партии, который закончился вынесением смертного приговора 14 подсудимым. Однако под давлением мировой общественности приговор был заменен высылкой подсудимых за границу. Сама партия эсеров была распущена. Одновременно произошел «самороспуск» меньшевистской партии. В конце августа 1922 г. из Советской России отплыл «философский пароход», который увез в эмиграцию около 160 выдающихся представителей отечественной культуры. Высылки политических оппонентов большевиков продолжались и впоследствии [6].

       Принятие  Х съездом резолюции «О единстве партии» не означало, что руководители РКП (б) безукоснительно следовали ей. Дело в том, что признанный вождь партии В.И.Ленин по состоянию здоровья уже осенью 1922 г. вынужден был отойти от дел и передать их своим соратникам. В апреле 1922 г. на пост Генерального секретаря ЦК партии был назначен И.В. Сталин. Заместителем Ленина на посту председателя правительства был назначен А.И. Рыков.

       В 1926 г. была предпринята попытка объединения  всех оппозиционеров, недовольных И.В. Сталиным. Однако в это объединение вошли слишком разные люди, у которых существовали принципиальные разногласия друг с другом. Оппозиция попыталась привлечь на свою сторону партийные массы и создать нелегальные партийные структуры. Однако единства между оппозиционерами не было и И.В. Сталину удалось, опираясь на послушный ему партийный аппарат, исключить наиболее видных оппозиционеров из партии, а своего главного соперника Л.Д. Троцкого в 1928 г. выслать из Москвы.

       И.В. Сталин в своей борьбе за власть открыто применял резолюцию «О единстве партии», запрещающую фракционность и заставляющую меньшинство принимать волю большинства. В борьбе с политическими противниками И.В. Сталин все чаще стал опираться на органы ОГПУ, которые от слежки за оппозиционерами стали переходить к открытому вмешательству во внутрипартийную борьбу, давая козыри одной стороне в борьбе с другой. Свидетельства, добытые чекистами, все чаще использовались в политической борьбе и стали основой для организации новых политических процессов.

       В конце 20-х годов начинается активная законотворческая деятельность, направленная на то, чтобы создать благоприятные  условия для работы карательных  органов. 3-я сессия III созыва ЦИК  СССР 25 февраля 1927 г. ввела в действие главу первую статьи 58 уголовного кодекса РСФСР «Преступления государственные». Сразу же развернулась работа по подготовке таких процессов.

       В 1928 г. было сфабриковано «Шахтинское дело», по которому по обвинению в промышленном саботаже проходили так называемые буржуазные специалисты. Уже на этом процессе прозвучало очень популярное впоследствии обвинение в связи осужденных с западными кругами. На конец 1928 г. падает заключительный аккорд расправы с Л.Д. Троцким и его сторонниками. Сам Л.Д. Троцкий в январе 1929 г. был выслан из СССР, а его сторонники были сосланы на периферию [18]. 

1.2. Создание системы дошкольного образования в России в послеоктябрьский период

     Начало  государственной системы дошкольного  образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному  воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного  образования: бесплатность и доступность  общественного воспитания детей  дошкольного возраста. В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К.Н.Корнилова  был открыт второй Московский государственный  университет, где организовался  педагогический факультет с дошкольным отделением. В этом же году при Наркомпросе был организован специальный дошкольный отдел. Корнилов был убежденным сторонником общественного воспитания. Ему принадлежат работы «Общественное воспитание пролетарских детей», «Методика исследования ребенка раннего возраста» и другие. Эти работы имели большое значение в разработке проблем дошкольной педагогики, они пользовались большой популярностью. В это время был создан музей по дошкольному воспитанию. Инициатором был Е.А.Аркин. он вел большую работу по изучению анатомо-физиологических особенностей дошкольников. Его фундаментальный труд «Дошкольный возраст, его особенности и гигиена» стал прекрасным пособием для детских врачей и воспитателей [18].

     Важной  вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств [17].

     С 1928 года начал выходить ежемесячный  научно-методический журнал «Дошкольное  воспитание». К 40-м годам XX в. сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более  двух миллионов воспитанников.

     Война 1941 -1945 гг. прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики и становлению  дошкольного воспитания.

     22 июня 1941 г. фашистская Германия  вероломно напала на Советский  Союз. В числе тяжелых потерь, которые понесла наша страна  во время этой невиданной в  истории войны, было и уничтожение  многочисленных учреждений, культуры, школ и дошкольных учреждений.

     Несмотря  на тяжелое военное и экономическое  положение, Коммунистическая партия и  Советское правительство по-прежнему проявляли заботу о нормальной деятельности школы и воспитательных учреждений. Особое внимание партия и правительство  уделяли обеспечению нормальных условий жизни, воспитания и обучения сотен тысяч детей, лишившихся родителей  и переселенных в восточные районы страны. В начале 1942 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял специальное постановление о борьбе с детской беспризорностью, согласно которому при облисполкомах создавались особые комиссии, а в районных отделах народного образования вводились должности инспекторов по патронированию и борьбе с детской безнадзорностью, создавалась сеть детприемников и детдомов, осуществлялись меры по трудоустройству старших подростков [16].

     В спасении детей участвовала вся  страна. Поддержанное государством, развернулось движение по усыновлению детей-сирот. Только в одном лишь Ташкенте 643 семьи  взяли на воспитание осиротевших  детей, а в целом по Союзу так  поступили тысячи семей. Была организована широкая сеть детских домов, интернатов и групп продленного дня. Лишь в Узбекистане свыше 100 тыс. детей, оставшихся без родителей, получили должный уход и воспитание. Проводилась  целая система мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, открывались детские столовые, летом  работали многочисленные пионерские лагеря и детские площадки. Весной 1944 г. было принято и затем полностью  выполнено правительственное постановление  об охвате различными формами организованного  летнего отдыха 2 млн. 500 тыс. детей  школьного и дошкольного возраста.

     В годы Великой Отечественной войны  чрезвычайно усложнилась работа по дошкольному воспитанию. Многие дошкольные учреждения были разрушены  фашистскими захватчиками; эвакуация  же значительных масс населения в  восточные районы, большая занятость  женщин на производстве резко усилили  потребность в детских садах  и яслях. Новые дошкольные учреждения открывались обычно при эвакуированных предприятиях. Было увеличено время  пребывания детей в них, широкое  распространение получили группы с  круглосуточным пребыванием детей. Возник новый тип воспитательных учреждений — дошкольные интернаты, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями. Широкое распространение получили дошкольные детские дома.

     В особо сложных условиях работали дошкольные учреждения осажденных городов  и тех местностей, которые находились в зоне действия фашистской авиации. Здесь воспитатели с детьми большую часть времени вынуждены были находиться в бомбоубежищах.

     Большое значение для развития дошкольного  воспитания имело принятое в 1944 г. постановление  СНК СССР «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению  медицинского и бытового обслуживания женщин и детей». Постановление предусматривало  целый комплекс мер по улучшению  работы различных типов дошкольных учреждений, таких как ясли, детские  сады, детские дома и консультации.

     В результате комплекса мероприятий, предпринятых государственными органами, к концу войны число дошкольных учреждений в СССР и число мест в них даже превысили довоенный  уровень.

     В дошкольных учреждениях большое  внимание уделялось физическому  развитию детей, а также воспитанию у них чувства патриотизма, интернационализма, любви к Советской Армии [20].

     Важную  роль в разработке теоретических  и методических вопросов воспитания сыграли научно-практические конференции, начало которым было положено еще  в предвоенные годы. В период 1941—1945 гг. было проведено 16 таких конференций, посвященных различным вопросам теории и практики дошкольного воспитания.

     В декабре 1944 г. был принят новый «Устав детского сада», детально осветивший важнейшие  вопросы деятельности детских садов  и сыгравший большую роль в  организации дошкольного воспитания в послевоенные годы. Особое значение имела разработка «Руководства для  воспитателя детского сада», содержащего  программные и методические указания для работы в различных возрастных группах, что способствовало улучшению  практической работы.

     Принятие  новых «Устава» и «Руководства...», активное применение которых началось уже после окончания войны, явилось  свидетельством значительного развития теории и практики дошкольного воспитания в СССР [20].

     В первые послевоенные годы были полностью восстановлены разрушенные фашистами дошкольные учреждения и теперь последовательно решались задачи укрепления их материальной базы, повышения уровня педагогической работы, улучшения подготовки кадров.

     Огромное  внимание уделялось укреплению здоровья детей, ослабленных направляли в  санаторные детские сады.

Информация о работе Педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской