Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:11, курсовая работа
цель нашего исследования – раскрыть педагогические аспекты дошкольного образования с точки зрения Н.К. Крупской
Задачи исследования:
1. Описать особенности дошкольного образования в России в начале 20 века.
2. Раскрыть сущность дошкольного воспитания и образования в трудах Н.К. Крупской.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс дошкольных учреждениях в начале XX в. в России.
Предмет исследования: педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской
Методы исследования:
1. Анализ учебно-методической и историко-педагогической литературы по теме исследования.
В
связи с тем, что обучение стало
начинаться с 7 лет и из детских
садов в школу ушли дети двух возрастов
– 7 и 8 лет, в дошкольных учреждениях
освободилось много мест, что дало
возможность охватить большее количество
детей. Однако потребность в детских
садах все возрастала, т.к. в послевоенные
годы значительно увеличилась
Советское
правительство отпускало
В 1949 году было издано постановление ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР «О мерах по расширению детских дошкольных учреждений и родильных домом и улучшению их работы», в котором к строительству детских домов привлекалась широкая общественность. Принимались меры по укреплению состава заведующих и воспитателей и улучшению педагогической работы с детьми [13].
В
«Руководстве для воспитателей», изданном
в 1953 году, по-новому рассматривались
многие вопросы воспитательно-
В Академии педагогических наук РСФСР и на кафедрах дошкольной педагогики велись научные исследования проблем дошкольного воспитания.
Огромное
значение для развития дошкольного
воспитания в СССР имело принятое
21 мая 1959 г. постановление ЦК КПСС и
Совета Министров СССР «О мерах по
дальнейшему развитию детских дошкольных
учреждений, улучшению воспитания и
медицинского обслуживания детей дошкольного
возраста». Постановление предусматривало
целую систему мер
Значение развития учреждений дошкольного воспитания было подчеркнуто в Программе КПСС, где говорилось: «Коммунистическая система народного образования основывается на общественном воспитании детей. Воспитательное влияние семьи на детей должно все более органически сочетаться с их общественным воспитанием».
Развитие сети дошкольных учреждений и школ-интернатов разных типов обеспечит полное удовлетворение потребностей трудящихся в общественном воспитании детей дошкольного и школьного возраста по желанию родителей.
Развитие дошкольного воспитания в СССР на современном этапе определяется «Основами законодательства СССР и союзных республик о народном образовании», принятыми Верховным Советом СССР в 1973 г. В них были сформулированы задачи дошкольного воспитания, принципы организации и управления дошкольными учреждениями. Соответствующие законы приняты во всех союзных республиках.
Вопросы развития дошкольных учреждений как учреждений государственных постоянно включаются в народнохозяйственные планы. В решениях всех партийных съездов, на которых принимались директивы по развитию народного хозяйства, находили свое отражение планы развития дошкольного воспитания. На сессиях Верховных Советов СССР и союзных республик при обсуждении народнохозяйственных планов эти вопросы обсуждаются наряду с важнейшими задачами хозяйственного строительства [21 ].
В
развитии дошкольного дела в СССР
постоянно возрастает роль общественности.
Там, где исполкомы местных Советов
народных депутатов постоянно держат
под контролем развитие и функционирование
сети детских воспитательных учреждений,
быстрее решаются все проблемы, в
том числе полнее удовлетворяются
интересы и потребности населения
в них. Характерно в этом плане
движение, начатое в 1976 г. газетой
«Известия» по инициативе группы женщин-депутатов.
«Известия» стали контролировать ввод
в строй новых дошкольных учреждений
по республикам, краям и областям.
Это начинание способствовало успешному
выполнению намеченных планов.
1.3. Жизнь Н.К. Крупской
Огромный
вклад в строительство
Н.
К. Крупская родилась в Петербурге в
1869 году в революционно-
Интерес к педагогической деятельности возник у Н. К. Крупской еще в семье, под влиянием собиравшихся у отца народовольцев, осуществлявших «хождение в народ». Развитию этого интереса в дальнейшем способствовали прогрессивно настроенные учителя гимназии. В гимназии она осознала, что в педагогической работе ее призвание и что учительницей она будет полезной своему народу. Однако после окончания гимназии Крупская, как дочь политически неблагонадежного человека, не могла получить место работы педагога [10].
В 1889 году Н. К. Крупская поступила на историко-филологическое отделение Высших женских курсов (Бестужевских) в Петербурге. Тогда же она сблизилась с кружком революционно настроенных студентов. В этом марксистском кружке она впервые услышала о деятельности Интернационала и познакомилась с появившимися в России произведениями К. Маркса и Ф. Энгельса.
Марксизм становится путеводной звездой в жизни Н. К. Крупской: «Марксизм дал мне величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь. Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было».
Для
того чтобы всецело отдаться изучению
марксизма и революционной
Осенью
1893 года в Петербург приехал В.
И. Ленин. В феврале 1894 года на совещании
питерских марксистов Надежда Константиновна
встретилась с Владимиром Ильичем
Лениным. «Мы встретились с Ильичем
уже как сложившиеся
Осенью 1894 года Крупская организовала кружок из рабочих — учеников школы, с которыми вел занятия Владимир Ильич. В другие кружки, где В. И. Ленин вел пропаганду марксизма, входили и некоторые ученики Крупской.
В 1895 году марксистские кружки
Петербурга объединились в
В 1899 году Н. К. Крупская написала свою первую книгу — «Женщина-работница», в которой с исключительной яркостью раскрыла ужасающие условия жизни трудящихся женщин в России и с марксистских позиций осветила вопросы воспитания пролетарских детей. Это была первая марксистская книга о положении трудящихся женщин в России.
После окончания срока своей ссылки Н. К. Крупская выехала за границу, где в это время уже жил Владимир Ильич, и приняла активнейшее участие в работе по созданию Коммунистической партии и подготовке будущей революции [11].
Возвратившись вместе с В. И. Лениным в 1905 году в Россию, Надежда Константиновна по поручению Центрального Комитета большевистской партии вела огромную партийную работу, которую продолжала затем за границей, куда вновь эмигрировала вместе с В. И. Лениным в 1907 году.
В то же время Н. К. Крупская трудилась и над решением педагогических проблем, обстоятельно изучала большую зарубежную и русскую педагогическую литературу, посещала школы, получала обширную информацию о положении народного образования в России [7].
Выступая в печати по вопросам образования и воспитания, Надежда Константиновна раскрыла сословно-классовую сущность школы царской России, буржуазно-помещичью идеологическую направленность воспитания в ней и наметила пути развития новой школы, школы, которую следует создать после победы пролетарской революции.
К этому времени относится ряд статей Н. К. Крупской, опубликованных в журнале «Свободное воспитание», издававшемся в России: «Следует ли обучать мальчиков «бабьему делу»?», «К вопросу о свободной школе», «Самоубийства среди учащихся и свободная трудовая школа».
Революционное движение в
В этих условиях по совету Ленина Надежда Константиновна решила написать обобщающую работу, которая показала бы развитие демократических педагогических идей и вскрыла эксплуататорский характер современной буржуазной школы. В 1915 году ею была написана книга, вышедшая в 1917 году под названием «Народное образование и демократия».
Владимир
Ильич, посылая рукопись этой книги
А. М. Горькому, высоко оценил ее значение.
Это была первая марксистская книга,
в которой дана история идей трудового
воспитания, изложено учение Маркса и
Энгельса о политехническом образовании,
дано критическое освещение
Как эта, так и ряд других работ Н. К. Крупской, написанных до Великого Октября, имели большое значение для выработки основ новой, социалистической педагогики [5].
Возвратившись
вместе с В. И. Лениным после Февральской
революции 1917 года в Россию, Н. К. Крупская
по указанию партии принимает активное
участие в организации
В дни Великого Октября Н. К. Крупская работала в штабе революции — Смольном и в Выборгском комитете партии. После победы Советской власти Надежда Константиновна стала членом коллегии Наркомпроса, а с 1929 года — заместителем наркома просвещения РСФСР. Она заведовала внешкольным отделом Наркомпроса, а в 1920 году, когда был организован Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет) — орган, руководивший всей политико-просветительной работой в стране, Надежда Константиновна была поставлена во главе этого комитета. В то же время (с 1921 года) она возглавляла научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета (ГУСа), принимала непосредственное участие в разработке учебных планов, программ и ряда важнейших педагогических документов. Значительна роль Надежды Константиновны в деле строительства советской школы. Она руководила рядом педагогических журналов, писала статьи и книги по педагогическим проблемам, читала лекции в Академии коммунистического воспитания, поддерживала теснейшую связь с учителями и учащимися, вела большую переписку с работниками просвещения, комсомольцами и пионерами [7].
Информация о работе Педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской