Педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

цель нашего исследования – раскрыть педагогические аспекты дошкольного образования с точки зрения Н.К. Крупской
Задачи исследования:
1. Описать особенности дошкольного образования в России в начале 20 века.
2. Раскрыть сущность дошкольного воспитания и образования в трудах Н.К. Крупской.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс дошкольных учреждениях в начале XX в. в России.
Предмет исследования: педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской
Методы исследования:
1. Анализ учебно-методической и историко-педагогической литературы по теме исследования.

Работа содержит 1 файл

текст курсавой со ссылками.docx

— 83.38 Кб (Скачать)

     В связи с тем, что обучение стало  начинаться с 7 лет и из детских  садов в школу ушли дети двух возрастов  – 7 и 8 лет, в дошкольных учреждениях  освободилось много мест, что дало возможность охватить большее количество детей. Однако потребность в детских  садах все возрастала, т.к. в послевоенные годы значительно увеличилась рождаемость. Особенно остро встал этот вопрос в сельской местности, где до войны было мало детских садов [15].

     Советское правительство отпускало огромные средства на общественное дошкольное воспитание. Вместе с тем требовалось  улучшение воспитательно-образовательной  работы в детских садах. XX съезд  партии указал на необходимость приступить к решению важной задачи общественного  воспитания детей – к охвату всех детей дошкольного возраста, родители которых этого пожелают, государственными яслями и детскими садами. Новые  детские сады строились там, где  потребность в них ощущалась  более остро, а именно: при новых  предприятиях, где работало много  женщин.

     В 1949 году было издано постановление  ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР «О мерах по расширению детских дошкольных учреждений и родильных домом и улучшению их работы», в котором к строительству детских домов привлекалась широкая общественность. Принимались меры по укреплению состава заведующих и воспитателей и улучшению педагогической работы с детьми [13].

     В «Руководстве для воспитателей», изданном в 1953 году, по-новому рассматривались  многие вопросы воспитательно-образовательной  работы в детском саду. Обучение детей рекомендовалось проводить в организованной форме – на занятиях. Программный материал был рассчитан на определенное количество занятий для каждой возрастной группы детского сада.

     В Академии педагогических наук РСФСР  и на кафедрах дошкольной педагогики велись научные исследования проблем  дошкольного воспитания.

     Огромное  значение для развития дошкольного  воспитания в СССР имело принятое 21 мая 1959 г. постановление ЦК КПСС и  Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и  медицинского обслуживания детей дошкольного  возраста». Постановление предусматривало  целую систему мер материального  и педагогического характера. Во исполнение этого постановления  Совет Министров РСФСР утвердил в 1960 г. «Временное положение о дошкольном детском учреждении яслях-саде». В положении указывалось, что ясли-сады создаются с целью «осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста». В яслях-садах воспитываются дети от двух месяцев до семи лет. Эти детские учреждения могут создаваться как в системе органов народного образования, так и при предприятиях, учреждениях, колхозах и других организациях. Контроль за подбором руководителей и педагогических работников осуществляется органами народного образования.

     Значение  развития учреждений дошкольного воспитания было подчеркнуто в Программе  КПСС, где говорилось: «Коммунистическая  система народного образования  основывается на общественном воспитании детей. Воспитательное влияние семьи  на детей должно все более органически сочетаться с их общественным воспитанием».

     Развитие  сети дошкольных учреждений и школ-интернатов разных типов обеспечит полное удовлетворение потребностей трудящихся в общественном воспитании детей дошкольного и школьного возраста по желанию родителей.

     Развитие  дошкольного воспитания в СССР на современном этапе определяется «Основами законодательства СССР и  союзных республик о народном образовании», принятыми Верховным  Советом СССР в 1973 г. В них были сформулированы задачи дошкольного  воспитания, принципы организации и  управления дошкольными учреждениями. Соответствующие законы приняты  во всех союзных республиках.

     Вопросы развития дошкольных учреждений как  учреждений государственных постоянно  включаются в народнохозяйственные планы. В решениях всех партийных  съездов, на которых принимались  директивы по развитию народного  хозяйства, находили свое отражение  планы развития дошкольного воспитания. На сессиях Верховных Советов  СССР и союзных республик при  обсуждении народнохозяйственных планов эти вопросы обсуждаются наряду с важнейшими задачами хозяйственного строительства [21  ].

     В развитии дошкольного дела в СССР постоянно возрастает роль общественности. Там, где исполкомы местных Советов  народных депутатов постоянно держат под контролем развитие и функционирование сети детских воспитательных учреждений, быстрее решаются все проблемы, в  том числе полнее удовлетворяются  интересы и потребности населения  в них. Характерно в этом плане  движение, начатое в 1976 г. газетой  «Известия» по инициативе группы женщин-депутатов. «Известия» стали контролировать ввод в строй новых дошкольных учреждений по республикам, краям и областям. Это начинание способствовало успешному  выполнению намеченных планов. 

1.3. Жизнь Н.К. Крупской

     Огромный  вклад в строительство советской  школы и в разработку советской  педагогической теории внесла Надежда  Константиновна Крупская (1869—1939) — жена, друг и соратник В. И. Ленина, выдающийся деятель Коммунистической партии, организатор советского просвещения, крупнейший педагог-марксист. В практической деятельности и в педагогических трудах Н. К. Крупской воплощена ленинская программа воспитания нового человека — активного строителя социализма и коммунизма [12].

     Н. К. Крупская родилась в Петербурге в 1869 году в революционно-демократической  семье. Ее отец Константин Игнатьевич Крупский был человеком передовых  взглядов. Он служил подпоручиком в  частях царской армии, расположенных  в Польше, и во время польского  восстания 1863 года оказывал помощь повстанцам. За свои антиправительственные взгляды  и действия он был признан неблагонадежным  и уволен со службы, сначала с военной, а затем и с гражданской.

     Интерес к педагогической деятельности возник у Н. К. Крупской еще в семье, под  влиянием собиравшихся у отца народовольцев, осуществлявших «хождение в народ». Развитию этого интереса в дальнейшем способствовали прогрессивно настроенные  учителя гимназии. В гимназии она  осознала, что в педагогической работе ее призвание и что учительницей она будет полезной своему народу. Однако после окончания гимназии Крупская, как дочь политически неблагонадежного человека, не могла получить место работы педагога [10].

     В 1889 году Н. К. Крупская поступила на историко-филологическое отделение  Высших женских курсов (Бестужевских) в Петербурге. Тогда же она сблизилась с кружком революционно настроенных студентов. В этом марксистском кружке она впервые услышала о деятельности Интернационала и познакомилась с появившимися в России произведениями К. Маркса и Ф. Энгельса.

     Марксизм  становится путеводной звездой в  жизни Н. К. Крупской: «Марксизм дал  мне величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность  в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь. Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было».

     Для того чтобы всецело отдаться изучению марксизма и революционной работе, Н. К. Крупская ушла с курсов и стала  заниматься революционной пропагандой  среди рабочих столицы. С осени 1891 года она поступила учительницей в вечерне-воскресную школу в  с. Смоленском на Шлиссельбургском тракте (на окраине Петербурга), где вела активную политическую и педагогическую деятельность среди рабочих вплоть до 1896 года, когда была арестована.

     Осенью 1893 года в Петербург приехал В. И. Ленин. В феврале 1894 года на совещании  питерских марксистов Надежда Константиновна встретилась с Владимиром Ильичем  Лениным. «Мы встретились с Ильичем  уже как сложившиеся революционные  марксисты, и это наложило печать на нашу совместную жизнь и работу», — вспоминала Н. К. Крупская [1].

     Осенью 1894 года Крупская организовала кружок из рабочих — учеников школы, с  которыми вел занятия Владимир Ильич. В другие кружки, где В. И. Ленин  вел пропаганду марксизма, входили  и некоторые ученики Крупской.

       В 1895 году марксистские кружки  Петербурга объединились в единую  политическую организацию «Союз  борьбы за освобождение рабочего  класса», в работе которого  Н. К. Крупская принимала активное  участие. В декабре 1895 года  В. И. Ленин и другие руководители  «Союза борьбы» были арестованы  и заключены в тюрьму, а через  год была арестована и Надежда  Константиновна. В конце 1897 года  Н. К. Крупская с трудом добилась  разрешения отбывать ссылку в  селе Шушенском, куда уже был  выслан Владимир Ильич Ленин.  В годы ссылки Н. К. Крупская  была ближайшим помощником В.  И. Ленина в его огромной  теоретической деятельности.

     В 1899 году Н. К. Крупская написала свою первую книгу — «Женщина-работница», в  которой с исключительной яркостью раскрыла ужасающие условия жизни трудящихся женщин в России и с марксистских позиций осветила вопросы воспитания пролетарских детей. Это была первая марксистская книга о положении трудящихся женщин в России.

     После окончания срока своей ссылки Н. К. Крупская выехала за границу, где  в это время уже жил Владимир Ильич, и приняла активнейшее  участие в работе по созданию Коммунистической партии и подготовке будущей революции [11].

     Возвратившись вместе с В. И. Лениным в 1905 году в  Россию, Надежда Константиновна по поручению Центрального Комитета большевистской партии вела огромную партийную работу, которую продолжала затем за границей, куда вновь эмигрировала вместе с  В. И. Лениным в 1907 году.

     В то же время Н. К. Крупская трудилась  и над решением педагогических проблем, обстоятельно изучала большую зарубежную и русскую педагогическую литературу, посещала школы, получала обширную информацию о положении народного образования в России [7].

     Выступая  в печати по вопросам образования  и воспитания, Надежда Константиновна раскрыла сословно-классовую сущность школы царской России, буржуазно-помещичью  идеологическую направленность воспитания в ней и наметила пути развития новой школы, школы, которую следует  создать после победы пролетарской революции.

     К этому времени относится ряд  статей Н. К. Крупской, опубликованных в журнале «Свободное воспитание», издававшемся в России: «Следует ли обучать мальчиков «бабьему делу»?», «К вопросу о свободной школе», «Самоубийства среди учащихся и  свободная трудовая школа».

       Революционное движение в России, руководимое большевистской партией,  ширилось и крепло, в стране  назревала революция. «Надо было  готовиться к моменту,— писала  Н. К. Крупская,— когда власть  перейдет в руки рабочего класса, надо оыло подготовлять фронт просвещения. Работа эта стала неотложной: когда разразилась война, надо было браться за работу вплотную» [11].

     В этих условиях по совету Ленина Надежда  Константиновна решила написать обобщающую работу, которая показала бы развитие демократических педагогических идей и вскрыла эксплуататорский характер современной буржуазной школы. В 1915 году ею была написана книга, вышедшая в 1917 году под названием «Народное  образование и демократия».

     Владимир  Ильич, посылая рукопись этой книги  А. М. Горькому, высоко оценил ее значение. Это была первая марксистская книга, в которой дана история идей трудового  воспитания, изложено учение Маркса и  Энгельса о политехническом образовании, дано критическое освещение состояния  школы и педагогики в капиталистических  странах.

     Как эта, так и ряд других работ  Н. К. Крупской, написанных до Великого Октября, имели большое значение для выработки основ новой, социалистической педагогики [5].

     Возвратившись вместе с В. И. Лениным после Февральской  революции 1917 года в Россию, Н. К. Крупская по указанию партии принимает активное участие в организации народного  образования - в Выборгском районе Петрограда, помещает ряд статей по вопросам народного  просвещения в большевистской прессе.

     В дни Великого Октября Н. К. Крупская работала в штабе революции —  Смольном и в Выборгском комитете партии. После победы Советской власти Надежда Константиновна стала членом коллегии Наркомпроса, а с 1929 года — заместителем наркома просвещения РСФСР. Она заведовала внешкольным отделом Наркомпроса, а в 1920 году, когда был организован Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет) — орган, руководивший всей политико-просветительной работой в стране, Надежда Константиновна была поставлена во главе этого комитета. В то же время (с 1921 года) она возглавляла научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета (ГУСа), принимала непосредственное участие в разработке учебных планов, программ и ряда важнейших педагогических документов. Значительна роль Надежды Константиновны в деле строительства советской школы. Она руководила рядом педагогических журналов, писала статьи и книги по педагогическим проблемам, читала лекции в Академии коммунистического воспитания, поддерживала теснейшую связь с учителями и учащимися, вела большую переписку с работниками просвещения, комсомольцами и пионерами [7].

Информация о работе Педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской