Педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

цель нашего исследования – раскрыть педагогические аспекты дошкольного образования с точки зрения Н.К. Крупской
Задачи исследования:
1. Описать особенности дошкольного образования в России в начале 20 века.
2. Раскрыть сущность дошкольного воспитания и образования в трудах Н.К. Крупской.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс дошкольных учреждениях в начале XX в. в России.
Предмет исследования: педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской
Методы исследования:
1. Анализ учебно-методической и историко-педагогической литературы по теме исследования.

Работа содержит 1 файл

текст курсавой со ссылками.docx

— 83.38 Кб (Скачать)

     Н. К. Крупская продолжала углубленно разрабатывать  педагогическую теорию. Она широко освещала в своих трудах важнейшие  проблемы коммунистического воспитания, политехнического обучения, дидактики, последовательно боролась за реализацию марксистско-ленинского учения о воспитании и образовании.

     Н. К. Крупская была членом ЦК Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), депутатом и членом Президиума Верховного Совета СССР, почетным академиком, доктором педагогических наук. Вся ее жизнь  была отдана борьбе за дело партии, за счастье трудящихся, за коммунизм [18].

     Н. К. Крупская о воспитании нового человека. В своих статьях и выступлениях Н. К. Крупская отстаивала и пропагандировала программу борьбы за новую, социалистическую школу, которую выдвинула партия, разъясняла в них ленинские принципы связи школы с политикой, единства трудовой школы, ее светскости, разрабатывала вопросы патриотического и интернационального воспитания. Она четко сформулировала коренное отличие социалистической советской школы от буржуазной. В статье «К вопросу о целях школы» (1923) она писала: «Цели буржуазного государства ведут к подавлению личности громадного большинства детей, к затемнению их сознания, эти цели идут вразрез с интересами молодого поколения; цели, которые ставит школе рабочий класс, ведут к расцвету личности каждого ребенка, к расширению его кругозора, к углублению его сознания, к обогащению его переживаний, цели идут по линии интересов молодого поколения. В этом разница между целями буржуазии и целями пролетариата».

     Н. К. Крупская указывала, что воспитание подрастающего поколения играет большую роль в деле строительства  социализма. По ее словам, «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм» [16]. 

     Выводы  по первой главе

    Начало  государственной системы дошкольного  образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному  воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного  образования: бесплатность и доступность  общественного воспитания детей  дошкольного возраста.

    Важной  вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.

    С 1928 года начал выходить ежемесячный  научно-методический журнал «Дошкольное  воспитание».

    К 40-м годам XX в. сеть дошкольных образовательных  учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников.

    В годы Великой Отечественной войны  чрезвычайно усложнилась работа по дошкольному воспитанию. Многие дошкольные учреждения были разрушены фашистскими захватчиками. Новые дошкольные учреждения открывались обычно при эвакуированных предприятиях.

    Большое значение для развития дошкольного  воспитания имело принятое в 1944 г. постановление  СНК СССР «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению  медицинского и бытового обслуживания женщин и детей».

    В декабре 1944 г. был принят новый «Устав детского сада», детально осветивший важнейшие  вопросы деятельности детских садов  и сыгравший большую роль в  организации дошкольного воспитания в послевоенные годы. Особое значение имела разработка «Руководства для  воспитателя детского сада», содержащего  программные и методические указания для работы в различных возрастных группах, что способствовало улучшению  практической работы.

    В первые послевоенные годы были полностью восстановлены разрушенные фашистами дошкольные учреждения и теперь последовательно решались задачи укрепления их материальной базы, повышения уровня педагогической работы, улучшения подготовки кадров.

    Огромное  внимание уделялось укреплению здоровья детей, ослабленных направляли в  санаторные детские сады.

    Огромный  вклад в строительство советской  школы и в разработку советской  педагогической теории внесла Надежда  Константиновна Крупская.

    В 1889 году Н. К. Крупская поступила на историко-филологическое отделение  Высших женских курсов (Бестужевских) в Петербурге. Тогда же она сблизилась с кружком революционно настроенных студентов.

    Марксизм  становится путеводной звездой в  жизни Н. К. Крупской: «Марксизм дал  мне величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность  в конечном исходе дела, с которым  связала свою жизнь. Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что  он правилен, никогда не было».

    В 1899 году Н. К. Крупская написала свою первую книгу — «Женщина-работница», в  которой с исключительной яркостью раскрыла ужасающие условия жизни  трудящихся женщин в России и с  марксистских позиций осветила вопросы  воспитания пролетарских детей.

    Н. К. Крупская продолжала углубленно разрабатывать  педагогическую теорию. Она широко освещала в своих трудах важнейшие  проблемы коммунистического воспитания, политехнического обучения, дидактики, последовательно боролась за реализацию марксистско-ленинского учения о воспитании и образовании.

    Н. К. Крупская указывала, что воспитание подрастающего поколения играет большую роль в деле строительства  социализма. По ее словам, «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм».

    Надежда Константиновна подчеркивала, что лишь школа, тесно связанная с окружающей жизнью, с интересами ребенка, открывающая  ему различные сферы применения своих сил, создает условия для  развития человеческой личности. В  советской школе воспитание коллективиста  должно быть соединено с воспитанием  всесторонне развитого, внутренне  дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II

     Н.К. Крупская о дошкольном воспитании

    В своем первом произведении — «Женщина-работница» (1899) — Надежда Константиновна пишет  о тяжелом положении трудящейся матери в дореволюционной России. В капиталистическом обществе мать, занятая на работе, не может уделить  необходимое время воспитанию своего ребенка. «Итак, мы видим,— подчеркивает она,— что в большинстве случаев  женщина-работница поставлена в  полную невозможность разумно воспитывать своих детей». Только в социалистическом обществе может быть широко, начиная с дошкольного возраста, поставлено общественное воспитание детей, которое призвано обеспечить их всестороннее развитие.

    В 1917 году Надежда Константиновна выдвинула  программу организации широкой  сети яслей, детских садов и площадок для детей трудящихся. Она принимала  самое активное участие во всей огромной работе по организации и развертыванию  сети советских дошкольных учреждений. Своими многочисленными статьями по вопросам дошкольного воспитания она  пробуждала горячий интерес к  нему широких масс населения, их творческую активность в этом деле.

    Надежда Константиновна остро критиковала  буржуазное дошкольное воспитание, вскрыла  его подлинную классовую сущность [8].

      По ее словам, «народные» детские  сады, где воспитывались дети  трудящихся, целиком способствовали  «воспитанию подрастающего поколения  в направлении, диктуемом властью  помещиков и капиталистов их  страны». Она выступает и против  теории «свободного воспитания»,  находившей некоторое применение  в советских дошкольных учреждениях.

    Надежда Константиновна выдвигала целый  ряд предложений о новой организации  дошкольных учреждений, о ночных группах  в детских садах, о детских  площадках на бульварах и в  парках, об организации детских комнат в рабочих клубах и т. д. Она  дала много практических указаний о  содержании и методике коммунистического  воспитания детей дошкольного возраста, о физическом, умственном, нравственном, трудовом, эстетическом воспитании ребенка-дошкольника [7].

    В педагогических трудах Н. К. Крупской выражена большая любовь к ребенку, огромная забота о детях трудящихся, стремление с раннего детства воспитывать  советских детей как будущих  граждан великой социалистической Родины. 

      2.1. Н.К. Крупская об игре дошколят, и о видах детских игр

     Игра  только внешне кажется беззаботной  и легкой. А на самом деле она  подчас становится подлинно напряженным  трудом и через усилие ведет к  удовольствию. Преодоление самого себя в условиях игры приносит ребенку  истинное удовлетворение и развивает  его личность. В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы; в игре ребенок активно развивается  как личность. У игры есть и другие функции: дети, играя, еще и учатся.

     Сущность  и своеобразие игры как деятельности ребенка.

     Игра  – это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. Игра протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. В каждой игре есть значимая для  ребенка цель. Цели не являются постоянными. Н.К.Крупская указывала, что по мере развития ребенка меняется характер целей, которые он ставит себе в игре: от подражательных дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям. В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства, и эмоции, потребности и интересы: в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания [4].

    Игра  обладает и специфическими чертами. Среди них основным является своеобразие  мотивов. Игра – это свободная  и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью. По мере становления личности ребенка происходит развитие игры [7].

    Свобода и самостоятельность ребенка  проявляется: а) в выборе игры или  ее содержания; б) в добровольности объединения с другими детьми; в) в свободе вхождения и выхода из игры и тд. В играх свобода и самостоятельность детей проявляется по-разному.

    Нельзя  принуждать ребенка к игре. Игра по принуждению перестает быть игрой. Это хорошо понимала Н.К.Крупская, которая  призывала руководить детскими играми так, чтобы не лишать детей их инициативы и самостоятельности и не вынимать из игры « душу». Для игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих. Проявления играющих детей регулируются определенными требованиями и правилами.

    Несмотря  на разнообразие правил, во всех случаях  играющие принимают их и добиваются выполнения добровольно, в интересах  самого существования данной игры, так как нарушение правил ведет  к ее распаду, разрушению. Дети проявляют  значительно большую выдержку, устойчивость внимания, терпение при выполнении правил игры, чем при выполнении требований в обычной повседневной жизни. Правила выступают своего рода механизмом саморегуляции поведения детей. Наличие правил помогает детям самостоятельно организоваться в игре (распределить роли, подготовить игровую обстановку и тд.) [15].

    Многие  исследователи детских игр отличают силу и подлинность чувств, переживаемых ребенком в игре. Эти чувства богаты и разнообразны. Ребенок получает удовольствие, достигает в игре результатов, преодолевая трудности.

    В игре ребенок переживает не только положительные эмоции. Он переживает и горечь неудач, поражения, неудовлетворенность  достигнутыми результатами, обиду и  тд. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку радость, удовольствие, наслаждение. Игра без радости перестает быть игрой [6].

    Н.К.Крупская подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка. « Для детей  игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для  них – труд, игра для них –  серьезная форма воспитания. Игра – способ познания окружающего». Она считала, что игра полностью отвечает потребностям ребенка, воспитывает у него такие качества, как жизнерадостность, активность, живость воображения, пытливость. Она неоднократно напоминала о том, что игры укрепляют костяк ребенка, развивают мускулатуру, органы чувств: в играх воспитываются меткость глаз, ловкость и сила движения. Н.К.Крупская рассматривала игру как средство познания мира; через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения и животных.. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется кругозор интересов, выявляются вкусы и запросы [4].

Информация о работе Педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской