Педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

цель нашего исследования – раскрыть педагогические аспекты дошкольного образования с точки зрения Н.К. Крупской
Задачи исследования:
1. Описать особенности дошкольного образования в России в начале 20 века.
2. Раскрыть сущность дошкольного воспитания и образования в трудах Н.К. Крупской.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс дошкольных учреждениях в начале XX в. в России.
Предмет исследования: педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской
Методы исследования:
1. Анализ учебно-методической и историко-педагогической литературы по теме исследования.

Работа содержит 1 файл

текст курсавой со ссылками.docx

— 83.38 Кб (Скачать)

Введение

       Актуальность  исследования. Содержание образования является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования, начальный этап овладения культурно-историческими ценностями [3].

       В 90-е годы XIX века, а именно с 1894 г. стали  появляться первые народные бесплатные детские сады для детей бедноты  и рабочих, летние детские ясли, получил  распространение детский сад - элементарная школа. В теорию и практику дошкольного образования проникли идеи «свободного воспитания», усилилась критика Фребелевской системы, одним из важнейших стал вопрос о подготовке детей к школе, о преемственности содержания дошкольного и начального школьного. 1917 год можно считать переломным: до этого времени развитие сети дошкольных учреждений в России было делом общественности и частной инициативы, после Октябрьской революции дошкольное образование становится делом государственной важности [8]. Огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории внесла Надежда Константиновна Крупская (1869—1939) — жена, друг и соратник В. И. Ленина, выдающийся деятель Коммунистической партии, организатор советского просвещения, крупнейший педагог-марксист. В практической деятельности и в педагогических трудах Н. К. Крупской воплощена ленинская программа воспитания нового человека — активного строителя социализма и коммунизма [13].

       На  сегодняшний день труды Н.К. Крупской представляют собой основополагающий фактор развития дошкольной педагогики. Современные авторы  в той ли иной степени проводят параллели своих трудов с наследием Н.К. Крупской [17].

       Исходя  из этого мы определили цель нашего исследования – раскрыть педагогические аспекты дошкольного образования с точки зрения Н.К. Крупской

       Задачи  исследования:

       1. Описать особенности дошкольного  образования в России в начале 20 века.

       2. Раскрыть сущность дошкольного  воспитания и образования в  трудах Н.К. Крупской.

       Объект  исследования: учебно-воспитательный процесс дошкольных учреждениях в начале XX в. в России.

       Предмет исследования: педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской

       Методы  исследования:

       1. Анализ учебно-методической и  историко-педагогической литературы  по теме исследования.

       Практическая  значимость нашей курсовой работы представляется в систематизации и конкретизации изученных материалов по теме исследования.

       Курсовая  работа имеет в своей структуре  введение, две главы, заключение и  список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I

    Система дошкольного воспитания в России в начале XX века 

      Всестороннее развитие личности  рассматривается советской педагогической  наукой как непрерывный процесс,  который начинается от рождения  ребенка и продолжается всю  жизнь.

      В соответствии с этим современная  система народного образования  включает ряд преемственно связанных  звеньев. Первое звено — детские  дошкольные учреждения разных  типов [18].

      Общественное воспитание детей  в нашей стране начинается  с дошкольного возраста. Являясь  первым звеном в системе народного  образования, дошкольные учреждения  в тесной связи с семьей  обеспечивают детям всестороннее  гармоническое развитие и подготовку  к успешному обучению в школе.  Они решают важную социально-политическую  задачу — обеспечивают возможность  женщине-матери  равное с мужчиной участие в трудовой и общественно-политической жизни государства. Признавая вовлечение женщины в общественное производство прогрессивным явлением, ибо это ставило ее в ряды пролетариата, содействовало развитию ее политического самосознания, Ф. Энгельс требовал воспитания «всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет» [9].

      Это требование рассматривалось В. И. Лениным как часть революционной борьбы за права трудящихся женщин, за права детей, за создание резервов рабочего класса и получило отражение в Программе партии, принятой на II съезде РСДРП в 1903 г. После Великой Октябрьской социалистической революции дошкольное воспитание было включено в систему народного образования, что провозглашалось в Декларации о дошкольном воспитании (декабрь 1917 г.), а затем в «Положении об единой трудовой школе...» (сентябрь 1918 г.).

      В. И. Ленин постоянно заботился  о расширении сети детских  садов, называл их ростками  коммунизма, призывал укреплять  эти ростки, подчеркивал их особую  роль в воспитании подрастающего  поколения, в освобождении женщины [16].

      Выполняя заветы В. И. Ленина, Коммунистическая партия Советского  Союза развернула огромную работу  по созданию широкой сети детских  учреждений, по разработке новой  теории коммунистического воспитания  детей дошкольного возраста, по претворению ее в практику [19].

      Благодаря постоянной заботе  КПСС и Советского правительства  сеть детских дошкольных учреждений  в нашей стране получила широкое  развитие и все более приобретает  характер всеобщности. В 1913 г.  в царской России насчитывалось  всего 150 детских садов, охватывающих 4000 детей. В 1925 г. было уже  1369 детских садов, в которых  воспитывалось 72 685 детей. К 1981 г. в дошкольных учреждениях  страны воспитывалось 14,5 млн.  детей. В соответствии с решениями  XXVI съезда КПСС в течение одиннадцатой  пятилетки будет построено дошкольных  учреждений не менее чем на 2,5 млн. мест [20].

      Одновременно с развитием сети  детских учреждений в нашей  стране развивалась научная теория  советского дошкольного воспитания, росли педагогические кадры, повышалось качество воспитания [13].

      Особое влияние на развитие  теории и практики дошкольного  воспитания оказали деятельность  Надежды Константиновны Крупской  и ее труды по теории педагогики. Еще до Октябрьской социалистической  революции в книге «Женщина-работница» (1899) Надежда Константиновна подчеркивала, что лишь социалистическое общество  обеспечит свободу женщине и  даст детям не только средства  к существованию, но и всестороннее  развитие. После победы Октября  Н. К. Крупская участвует в  съездах по дошкольному воспитанию, уделяет большое внимание разработке  программных документов для детских  садов, определению содержания  и методов коммунистического воспитания дошкольников [6].

      Значительное влияние на разработку  теории дошкольного воспитания  оказали труды выдающегося советского  педагога А. С. Макаренко. Дальнейшую работу по созданию советской теории дошкольного воспитания продолжили советские ученые Е. И. Тихеева, Е. А. Аркин, А. П. Усова, Е. А. Флерина, А. М. Леушина, Н. М. Щелованов и др. В 1943 г. в Институте теории и истории педагогики Академии педагогических наук был создан сектор проблем дошкольного воспитания, который возглавила А. П. Усова. В 1960 г. был организован Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания, который ныне в составе десяти лабораторий осуществляет разработку наиболее значимых проблем коммунистического воспитания детей дошкольного возраста. Проблемами теории и практики дошкольного воспитания занимаются также кафедры дошкольной педагогики педагогических вузов страны [2].

      В итоге за годы существования  Советского государства в нашей  стране была создана система  общественного дошкольного воспитания, не имеющая себе равных в  мире ни по масштабам развития  сети, ни по своему материальному  обеспечению, ни по уровню воспитательно-образовательной  работы.

      Педагогический процесс во всех  детских садах строится по  «Программе воспитания в детском  саду», разработанной на основе  признания определяющего значения  социальных условий жизни и  воспитания в духовном и физическом  развитии человека, ведущей роли  деятельности и руководящей роли  взрослых в воспитании и развитии  ребенка. В программе определены  задачи и содержание всестороннего  воспитания в соответствии с  возрастными возможностями и  перспективами развития ребенка.  Эти задачи реализуются в процессе  организуемых воспитателем разнообразных  видов деятельности (игра, труд, учение  и др.), в ходе которых у детей  формируются соответствующие знания, умения, навыки, поведение, развиваются  умственные и художественные  способности, формируются нравственные  качества личности. Требования программы усложняются с учетом развития ребенка, перехода его из одной возрастной группы в другую.

      Организационные основы работы  детских дошкольных учреждений  определены «Уставом детского  сада» и «Временным положением  о дошкольном детском учреждении  ясли-сад». В этих документах указаны задачи детского сада, его структура, принципы комплектования групп, типы детских учреждений, длительность их работы и т. д. Утверждается руководящая роль воспитателя в педагогическом процессе, права и обязанности других сотрудников детского сада [4].

      Основной тип дошкольного учреждения  — ясли-сад, в котором воспитываются дети от 2 мес. до 7 лет. Ясли-сады созданы в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» (1959) [8].

      Данное постановление было направлено  на установление единой системы  воспитания детей от первого  года жизни до перехода в  школу, на улучшение организации  лечебно-профилактического обслуживания  детей, на укрепление связи  родителей и детского сада  в осуществлении единства воздействия  на детей. Воспитание детей  поручается одному педагогическому  коллективу и одному врачу,  который наблюдает за состоянием  здоровья и физического развития  каждого ребенка.

      Функционируют также и раздельные  детские учреждения — ясли, где  воспитываются дети от 2 мес. жизни  до 3 лет, и детские сады для  детей от 3 до 7 лет. Существование  яслей и детских садов вызывается особенностями местных условий.

      Детские сады различаются по  количеству возрастных групп  и по длительности пребывания  детей в учреждении. Основным типом является детский сад, работающий 9—12 часов и имеющий возрастные группы, соответствующие делению детей на возрастные периоды: первая группа детей раннего возраста от 2—3 мес. до 1 года; вторая группа детей раннего возраста — от 1 года до 2 лет; первая младшая группа — от 2 до 3 лет; вторая младшая группа — от 3 до 4 лет; средняя — от 4 до 5 лет; старшая — от 5 до 6 лет и подготовительная к школе — от 6 до 7 лет.

      В зависимости от количества  детей допускаются детские сады  со смешанным по возрасту составом  детей и меньшим количеством  групп: однокомплектные, двухкомплектные, трехкомплектные. В многокомплектных детских садах организуются параллельные возрастные группы.

    При заводах и фабриках, работающих в  три смены, организуются детские  сады или группы с круглосуточным пребыванием детей. В этих случаях  дети живут в детском саду в  течение рабочей недели, и родители берут их домой на выходные дни. Если дети находятся в детском саду 9 часов, то они получают трехразовое  питание, если 12 или 24 часа, то четырехразовое.

    Особый  тип учреждений — санаторный детский  сад. Такие детские сады созданы  с оздоровительной целью. Здесь  дети получают усиленное питание, длительное время проводят на воздухе, находятся  под постоянным наблюдением врача. Детские сады этого типа располагаются  за городом или в зеленой зоне. Наряду с лечебно-профилактической работой в санаторном детском  саду проводится воспитательная работа [11].

      Существуют дошкольные учреждения  специального назначения для  детей с нарушениями слуха,  речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного  аппарата. В таких детских садах  обеспечивается воспитание и  обучение детей по специальной программе и методике с целью коррекции и компенсации их развития, а также успешной подготовки к обучению в специальных школах.

      Дома ребенка и дошкольные  детские дома предназначены для  воспитания детей-сирот или детей,  воспитание которых в семье  по разным причинам затруднено. В домах ребенка находятся  дети от рождения до 3 лет, в дошкольных детских домах — от 3 до 7 лет. Заботу о таких детях полностью берет на себя государство. Персонал домов ребенка и детских домов отвечает за жизнь, здоровье и своевременное всестороннее развитие каждого ребенка, формирует необходимые навыки и умения, обеспечивает подготовку к школе.

Информация о работе Педагогическая деятельность и научные труды Н.К. Крупской