Педагоги новаторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:30, реферат

Описание работы

Задолго до того как современная наука обнаружила необычайные возможности человеческого мозга, уже древние греки открыли для себя, что ментальные способности можно в значительной степени увеличить, если использовать специальные приемы, ведь эйдетическую (от греч. eidos – образ) или образную память можно развить, это не врожденное, а приобретенное свойство человека. При обучении иностранным языкам детей школьного возраста использование мнемоники оправдано, поскольку в этом возрасте, в силу психологических особенностей, мышление еще сохраняет наглядный характер.

Работа содержит 1 файл

Задолго до того как современная наука обнаружила необычайные возможности человеческого мозга.docx

— 193.19 Кб (Скачать)

Социальные и  биологические условия психического развития индивида.

Психическое развитие индивида, формирования молва столо биологически и социальное предопределенным процессом.

Человеческий  единица развивается и как  биологическое существо, как избранник  биологического вида Ноmо sариеns, и как часть человеческого общества. История предыдущего развития человека, то столо ее филогенез, влияет для индивидуальное развитие (онтогенез) двумя путями — биологическим и социальным.

По данным Грамма. С. Костюка, онтогенез человеческого организма определяется биологической наследственностью, онтогенез молва — социальной наследственностью. Эти два детерминанта тесно связаны в процессе развития человека. Биологическая спадковисть имеет своим источником генетический аппарат человека, который сформировался в процессе биологической эволюции и определяет розвиток ее организма. Социальная наследственность представлена сукупнистю культурных достижений человечества, накопленных в процеси его исторического и общественного развития.

Наличие этих двух детерминант определила и два  протилежних взгляды для факторы происхождения личности. Представники первого взгляда считали, сколько онтогенез психики человека детерминируется едва биологическим фактором, биологичной наследственностью. Согласно новомодный мысли, психическое развитие индивида определяется не природой, а социальными условиями его жизни.

С точки зрения современной науки в онтогенезе психики человека существует ансамбль биологических и социальных условий. Последнее название в развитии молва  принадлежит социальным условиям, все  это развитие мочь без биологических  предпосылок. Действие биологических  предпосылок заключается в том, сколько из человеческого зародку возникает человеческий склад с присущими ему возможностями последующего развития. Становление людського организма происходит сообразно определенной программе, заданной в его генотипе. Генотип определяет человеческий образец анатомофизиологичной структуры организма, его морфологических и физиологичных признаков, строения нервной системы, пола, характеру дозревания и тому подобное. Генотип определяет также динамические свойства нервных процессов, безумовнорефлекторни мозкови связки, с которыми рождается дитя и которые регулируют первые акты поведения, связанные из и органическими потребностями.

Хотя исходный фонд наследственно организованных потребностей и актов поведения  у ребенка небольшой, все ее нервная  система имеет в себе наследственно обусловлены огромные возможности образования новых потребностей и форм поведения, которых недостает у животных.

Человеческие  задатки — это естественные потенции возникновения, развития и функционирования психических свойств особистости. Задатки реализуются в психических свойствах исключительно в общественных условиях жизни. Достояние общества не фиксуються и не передаются в генах. Они усваиваются посредством общение, воспитание, учебу, трудовую деятельность. Тильки посредством социализации индивида осуществляется его развитие как личности.

Одних задатков мало дабы формирования психических  властивостей. Как свидетельствуют результаты экспериментальных исследований психического развития одиняйцовых Близнецов (они имеют идентичные генетические качества, потому сколько развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки), присущие им психические властивости могут заметно отличаться в зависимости посредством условий воспитания. Сходство в их психическом развитии збильшуеться, если они воспитываются совместно, и уменьшается, если забота осуществляется около разных условиях. Отличие между близнюками растет около переходе посредством простых психических функций к сложным.

Исчислении экспериментальные  данные, добытые в исследованиях  О. Г. Лурии, Г. Заззо, Бы. М. Тепловая, В. Д. Небилицина, М. Ю. Малкова и других, свидетельствуют, сколько психические свойства людей запрещено собственноручно и прямолинейно убивать из их задатков. Они, как подчеркивает Грамм. С. Костюк, столо “результат индивидуальной истории развития, предопределяемой не исключительно естественными данными, все и общественными обстоятельствами и дияльнистю самой ребенка”.

Общественные, социальные условия влияют для психическое  развитие индивида благодаря исторически  выработанным средствам, присущим едва человечеству. Социальная среда, в которую  попадает и в котором развивается  ребенок, — это и объекты, явления  природы, и создана человечеством  искусственная предметная среда, а  некогда исключительно это люди, их взаимоотношения, созданные ими  вещи, орудия деятельности, языковые имущество  духовные ценности в целом изготовление человеческой цивилизации. За мыслью В. И. Вернадского, — это ноосфера, которая  имеет планетарный характер.

Предопределены  историческим развитием человеческой цивилизации материальные и духовные ценности передаются каждому новому поколению не посредством хромосомный аппарат, а благодаря спилкуванню детей с взрослыми, в процессе намеренно органи- зованой познавательной и практической деятельности. На психическое развитие ребенка собственноручно влияют не всетаки социальные условия, а едва те, с которыми она вступает в контакт.

Влияние общественной среды изменяется в зависимости  посредством процесса дозревания ребенка, роста ее физических и умственных сил, становления потребностей и  стремлений, способности сприймати объекты и повторять им, посредством возникновения новых видов деятельности. Жизненные связки ребенка из окружающей социальним средой характеризуются выборочностью, а с возрастом расширяются и обогащаются. Сначала главной социальним средой дабы ребенка является семья, родители, родственники, которые присматривают ее. Позже около с детьми появляются другие люди — воспитатели и учителя образовательных учреждений, товарищи, школьные и внешкольные группы. Ребенок окунается в общественное окружение, с которым устанавливаются как непосредственные, беспричинно и опосредствованные контакты — посредством имущество массовой информации, покровительство в совместной деятельности и тому подобное. Влияния социального окружения опосредствуют также уровнем собственного активности ребенка в деятельности и поведении, характером отношений с другими людьми, уровнем культуры, образованности, индивидуальними чертами характера и тому подобное.

Процесс становления  человеческой молва здийснюеться как “самодвижение”, которому, сообразно мнению Грамма. С. Костюка, свойственное ансамбль внешних и внутренних условий. Внешние условия визначаються естественной и общественной средой, необходимым дабы существования индивида, его жизнедеятельности, учебы, труда, развития. За формулой детерминации, которую выдвинул С. Л. Рубинштейн, внешние условия влияют для дело развития посредством внутренние условия, которые содержатся в самом индивиде. Внешние и внутренние условия развития столо протилежностями, связанными между собой. Внешнее, объективное, социальне усваивается индивидом и становится внутренним, суб’ективним, психическим, которое определяет его новые отношения к внешнему миру. Механизмом такого усвоения визнаеться, согласие взглядам Же. П’яже

Л. С. Виготского, П. Я. Гальперина, интериоризация, то столо превращение, врастание зовнишних практических действий во внутренние умственные действия. Благодаря этому формируется переимчивость к операции объектами в образах, мыслях, их превращение, продуцирование новых объектов. Внешнее становится внутренним, психическим, испытывая определенные изменения, превращения. Происходит и антипод дело — екстериоризация, с посредством которого осуществляется об’ективация внутреннего, его переход во иноземный план дияльности.

Соотношение внешнее  и внутреннее, об’ективного и субъективного, социального и психического изменяется для разных этапах развития личности, приобретает индивидуальних особенности. Противоречие между внешним и внутришним становится источником “самодвижения”, психического развития индивида, становления личности.

Внутренние противоречия, которые возникают в жизни  человека, побуждают к активности, направленной для их преодоление. Но зато появляются новые противоречия, которые вторично виступають как внутренние побуждения к совершенствованию личности, ее деятельности и поведения.

Сложный покрой “самодвижения” развития молва был  раскрыт Грамму. С. Костюком. Одним из основных суперечностей, сколько закономерно оказываются для всех вековых этапах, является расхождение между новыми потребностями целями, стремлениями личности, которая развивается, и достигнутым ею уровнем овладения средствами, необходимыми дабы их удовольствия. Эти противоречия возникают потому, сколько мотивационный область розвитку молва опережает его смысловую и операционную стороны. Такие внутренние противоречия развязываются в дитинстви в сюжетной игре дошкольников, посредством которую они активно включаются в жизни взрослые, усваивают их досвид. Противоречия появляются и в процессе появления новых потребностей и мотивов и борьбы со старыми или если возникает нужда в подчинении более близких, непосредственных, индивидуальных мотивив более отдаленным, опосредствованным, общественным мотивам деятельности.

Значительные  противоречия оказываются в диалектическом изза своим характером процессе становления познавательной сферы личности. Они детерминируют переход посредством непосредственного перцептивного (связанного с восприятием) к опосередкованого мисленневого познания ребенком объективной дийсности, посредством более низких к высшим степеням развития мышления, посредством аналитического выделения разных признаков объектов к синтетичного их отображения, объединения в группы, которые отражаются словами, понятиями.

В учебной деятельности школьников возникают суперечности связанные с расхождением между новыми познавательными целями, заданиями и имеющимися способами действий, между новими ситуациями и предыдущим опытом учеников, между узагальненнями, которые уже сложились, и новыми фактами. Учеба постепенно вызывает возникновения внутренних суперечностей, их осознания учениками, развертывание активной дияльности, направленной для их устранение. Преодоление каждого противоречия требует приговор новых дабы учеников заданий, поиска новых способов действий, формирования более совершенных операций, то столо склад следующего шага будущий в развитии познавательной деятельности личности. Такие противоречия притаманни и трудовой деятельности школьников, в которой совмещаются понимание и труд, проектируется будущий продукт, виконуються действия, направленные для его изготовление.

В жизни подрастающей личности, которая разрабатывает  перспективни цели, планы, проекты, возникают противоречия, розходження между желаемым будущим и теперешним, между тем, чего хочет личность, и тем, сколько у нее есть. Эти расхождения побуждают человека к действиям в длительном времени, которое совмещает ее прошлое, теперешнее и будущее.

Диалектические  противоречия возникают также между  досягнутим уровнем развития индивида и способом его жизнь, местом, которое он занимает в системе общественных отношений. У подрастающей молва возникает старание расширить приманка взаимоотношения с окружающей общественной средой, включитися в новые надежда общественное и личностно значимой дияльности. В ходе реализации этого стремления возникают новые стимулы к последующему развитию.

Возникновение специфических противоречий характеризует  розвиток эмоциональной сферы личности. Они связаны из полярнистю, амбивалентнистю большинства эмоций, какие переживаються как противоположные (удовольствие — неудовлетворение, радисть — печаль и тому подобное). Единство и соперничество противоположных эмоций определяют развитие эмоциональной сферы, переход посредством ситуацийних эмоциональных состояний к стойким чувствам, свойственных особистости. Стойкие чувства молва формируются посредством усвидомлення перемена и преодоление противоположных переживань (например, смак смелости формируется посредством осознание и поборення страху).

С развитием  возникают также разногласия  между свидомими и несознательными тенденциями в поведении и деятельности индивида. Несознательные тенденции зачастую являются результатом попереднеи сознательной деятельности человека, его установок. Последние складаються в ходе сознательной деятельности а дальше действуют без усвидомлення личностью. Переносясь для другие сообразно содержанию надежда деятельности, они могут останавливать ее, возбуждать суперечности, которые надо преодолевать. Следствием этого является розвиток более адекватных взаимосвязей между сознательным и несвидомим.

Диалектические  противоречия присущи развитию произвольной регуляции поведения и деятельности подрастающей личности, формированию ее самостоятельности, воле. Уже малышам  свойственное старание к самостоятельности, которое зачастую приобретает форму  острого возражения требований взрослых, протидияння им, сколько сопровождается, предполагать у трехлетних детей, явлениями упрямства, непослушания, негативизма. У подростков это прагнення может обнаруживаться в протестах навстречу избыточной регламентации родителями их поведения; около этом оно, как правило, опережает развитие самоконтроля, саморегуляции собственного поведения и деятельности, которая тоже порождает определенные противоречия. В результате правильной воспитательной коррекции названные противоречия преодолеваются, сколько ведет к развитию самостоятельности, воли, к осознанию необходимости и способности завоевывать ей приманка действия, преодолевать внешние и внутренние препятствия.

Информация о работе Педагоги новаторы