Педагоги новаторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:30, реферат

Описание работы

Задолго до того как современная наука обнаружила необычайные возможности человеческого мозга, уже древние греки открыли для себя, что ментальные способности можно в значительной степени увеличить, если использовать специальные приемы, ведь эйдетическую (от греч. eidos – образ) или образную память можно развить, это не врожденное, а приобретенное свойство человека. При обучении иностранным языкам детей школьного возраста использование мнемоники оправдано, поскольку в этом возрасте, в силу психологических особенностей, мышление еще сохраняет наглядный характер.

Работа содержит 1 файл

Задолго до того как современная наука обнаружила необычайные возможности человеческого мозга.docx

— 193.19 Кб (Скачать)

Для эффективного использования установки следует  тщательно формулировать самоинструкцию для запоминания: в ней должны быть максимально отражены требования к полноте материала при вспоминании, его точности и к длительности его сохранения. Нужно четко дифференцировать материал, указывая, что следует  запомнить на время, что — навсегда, что — дословно, а что лишь принять к сведению или уяснить  себе общий смысл запоминаемого. 
 
Запоминание существенно улучшается в активной деятельности. Материал легче запомнить, если четко сформулировать цель деятельности. Человек, решивший арифметическую задачу, часто не помнит исходных чисел, хотя они были объектами его деятельности, но они входили не в цель, а в способы достижения цели. Активная умственная работа с материалом помогает развитию способности укрупнять и оптимально организовывать запоминаемые единицы. Если осуществить группировку материала или его классификацию, то значительно улучшается последующее припоминание. Обычно легко вспоминается примерно пять представителей каждого класса, поэтому чем больше классов создают испытуемые, тем больше элементов они запоминают. 
 
Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, потому что пересказ — это активная, организованная целью умственная работа. 
 
Еще один способ, при котором для облегчения запоминания большого и сложного материала: составляют его план, в явном виде содержит все упомянутые приемы. Составление плана или блок-схемы включает в себя разбивку материала на части, придумывание заглавий для них, определение связей. При чтении лекций полезно записать в верхнем углу доски план или схему лекции и обращаться к нему по ходу изложения темы. После окончания чтения лекций по курсу, целесообразно попросить слушателей самостоятельно нарисовать схему курса, выделив в ней основные блоки и связи между ними. Опыт показывает, что такое мероприятие способствует формированию целостного представления о предмете. 
 
Запоминание зависит от самой эмоциональной окрашенности материала и, независимо от знака эмоций, способствует запоминанию большого числа факторов, но положительный опыт запоминается лучше, чем отрицательный, а отрицательный — лучше, чем нейтральный. Если надо помочь человеку что-то вспомнить, целесообразно побудить его начать со свободного сказа о событии. Такая форма активизирует сопутствующие ассоциации, облегчая тем самым вспоминание деталей. 
 
III.

Мы рассмотрели  ряд способов, повышающих эффективность  долговременной памяти. Теперь обратимся  к приемам, облегчающим работу кратковременной  памяти. Повторение — основной метод удержания информации в кратковременном хранилище на время консолидации. Забывание происходит наиболее интенсивно в первые 6 часов после запоминания. Поэтому если сведения требуется запечатлеть надолго, то их целесообразно повторять с такими интервалами: через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа. Раннее повторение возмещает быстрое первоначальное забывание, в то время как непрерывное повторение до полного запоминания неэкономично. 
 
Однако без надлежащего мотива даже многократное повторение не обеспечивает надежного запоминания. Вот пример из жизни известного французского психолога Бинэ. Будучи неверующим, он был женат на очень религиозной женщине. Не желая обижать ее, он ежедневно повторял за ней слова вечерней молитвы в течение многих лет, однако не мог воспроизвести их самостоятельно в отсутствие жены. 
 
Для повышения успешности и точности запоминания необходимо учитывать темп введения новых сведений и фон, на котором происходит восприятие. Слишком быстрый темп приводит к наложению одних сведений на другие и искажению информации, поступающей на хранение. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда материал вводится на фоне помех (радиопередач, работающего телевизора или магнитофона). Все это ухудшает качество запоминания и существенно замедляет скорость обучения. Побочная деятельность сразу после введения важной для запоминания информации нежелательна по той же причине. В этом случае уместно вспомнить старинную рекомендацию — в особо ответственных ситуациях повторять материал перед сном, тогда ничто не сможет помешать консолидации. 
 
В течение дня продуктивность памяти изменяется: между 8 и 12 часами утра она максимальна, после обеда заметно снижается, а затем вновь несколько возрастает для «жаворонков». Для «сов» оптимум приходится на время с 8 до 12 вечера. Поскольку в зависимости от индивидуальных особенностей эти общие тенденции сильно различаются, постольку полезно заметить, какие интервалы наиболее благоприятны для вашей памяти, и учесть это. 
 
Эффективная работа памяти обеспечивается механизмом забывания. С его помощью человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Мы записываем, чтобы забыть, а не для того, чтобы запомнить, с тем чтобы разгрузить свою память от мелочей и оставить за ней только привычку заглядывать в записную книжку В этой ситуации запись действует почти как выполнение намерения, как разряжение напряжения. Человек надеется на то, что запись своевременно напомнит и этим ослабляет внутреннюю потребность не забыть. Забывание — вовсе не признак плохой памяти или причина ее низкой продуктивности, а, напротив, один из важнейших компонентов хорошо работающего механизма. Приспособительная роль забывания отчетливо видна на таком факте: чаше жалуются на забывание люди, профессии которых связаны с быстрой сменой используемой информации: репортеры, радио- и теледикторы. 
 
Вместе с тем нельзя упускать из виду, что уровень запоминания зависит от того, приятным или неприятным был соответствующий опыт. Чтобы что-то вспомнить, человеку необходимо вернуться в то состояние, в котором он получил информацию. Если он тогда был разозлен или огорчен вашей просьбой что-то сделать, то, чтобы вспомнить об этом, он должен вернуться в это состояние. Поскольку ему не хочется вновь чувствовать себя так плохо, то он вряд ли вспомнит. Поэтому забыванием очень трудно управлять, удается произвольно забыть обиду, поражение, несчастную любовь. Приказывая себе забыть, человек непроизвольно припоминает то, что хочет забыть, и тем самым укрепляет следы и облегчает воспоминание. Поэтому сознательная заинтересованность в забывании только мешает делу.
 
 

Задание № 1. 
1. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь: 
А) психические процессы; 
Б) психические состояния; 
В) психические свойства. 
Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. 
Все психические явления делятся на три группы: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности. 
Психический процесс - это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.1  
Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.2  
Психическое отражение - это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы - это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.  
Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые. Вся психическая деятельность человека - это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов. 
Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию (Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности). Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.  
Психическое состояние - это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей. 
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными. 
Все психические состояния подразделяются на четыре вида:  
1.Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти). 
2.Эмоциональные (эмоциональный тон ощущения, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация). 
3.Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их квалификация связана со структурой сложного волевого действия). 
4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).  
Психические свойства личности - типичные для данного человека особенности его психики (Психические свойства личности - это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень психической деятельности и поведения, типичный для данного индивида.1  
К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность; 3) способность и 4) характер. 
Личность - индивид, включенный в общественные отношения, это социальное качество человека, тогда как индивид - это отдельный представитель биологического рода homo sapiens (таковым является новорожденный). Каждая личность имеет неповторимые сочетания психических особенностей - психический склад; это и составляет его индивидуальность. 
Понятие "человек" более широкое, чем понятие "личность". Оно включает в себя и понятие "индивид", и понятие "личность".  
Психические процессы, состояния и свойства человека - это единое проявление его психики. Исходным психическим образованием, проявляющимся и в свойствах личности, и в различных психических состояниях, являются психические процессы.2  
Психические процессы обеспечивают связь личности с действительностью. Через них формируются свойства личности. Образовавшиеся свойства в свою очередь влияют на течение процесса. Так, в процессе ощущений формируются конкретные сенсорные свойства и целостная сенсорная ориентация личности, которая определяет в дальнейшем количественно-качественную характеристику ощущений. В процессе решения теоретических и практических задач формируется волевая организация личности, определяющая и то, как принимаются решения, и то, как они реализуются в жизни. 
Образовавшаяся направленность личности ведет к избирательности восприятия и эмоциональных реакций, связанных с  
ним. Вот почему человек видит в действительности то, что хочет видеть, 
в зависимости от потребностей, интересов и установок. Хотя отражение - объективный процесс, оно осложнено субъективными свойствами личности. Таким образом, на основе психических процессов образуются психические свойства, их определенная система, которая регулирует протекание психических процессов.  
Характер протекания психических процессов, как и проявления свойств, зависит от состояния психической активности личности. По определению С.Л. Рубинштейна, состояние является эффектом психической деятельности и фоном, на котором деятельность протекает. Отражение какого-либо события - сложное явление. Оно включает в себя множество процессов: ощущение и восприятие, воспроизведение, мышление, эмоции и т.д. Вовлеченные в деятельность "силы" настраивают активность личности на определенный лад.  
Однако не столько объем, сколько содержание отражаемого имеет решающее значение в настройке тонуса психической активности. Осознание общественной и личной значимости воздействия или замысла вызывает соответствующие эмоции, которые в зависимости от их характера, понижают или повышают уровень общей активности личности. Установившийся уровень психической деятельности по инерции продолжает некоторое время сохраняться. Вся последующая психическая активность протекает в соответствии с возникшим состоянием.  
Состояние детерминировано внешними или внутренними условиями, однако его динамика и характер зависят от свойств личности. Например, у человека инертного типа нервной деятельности состояние оказывается более устойчивым по сравнению с состоянием подвижного человека. Известно, что критическое замечание, сделанное в адрес одних людей, мобилизует их силы, в то время как такое же замечание в адрес других приводит к понижению тонуса активности, возникновению депрессивного состояния.1  
Таким образом, все формы проявления психики взаимосвязаны и взаимообусловлены. С развитием личности происходят и изменения в ее структуре. Вместе с тем структура каждой личности относительно устойчива.  
Задача 1.  
Психологи-идеалисты утверждали, что психические явления могут быть познаваемы только при помощи самонаблюдения.  
Докажите, почему принципиально не возможно познание психических явлений с помощью самонаблюдения. 
Группа эмпирических методов (куда входит и самонаблюдение) в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основной. Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах - как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение. Традиционная интроспективная психология считала самонаблюдение единственным или, во всяком случае, основным методом психологии. Это было реализацией в методах исследования той общей позиции, согласно которой психика превращалась в замкнутый в себе внутренний мир. Познание собственной психики посредством самонаблюдения всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности. Таким образом, совершенно отпадает возможность превращать самонаблюдение - как того хочет радикальный идеализм - в единственный или основной метод психологического познания. Вместе с тем, так как реальный процесс самонаблюдения в действительности всегда является одной из сторон и присутствует в объективном наблюдении, экспериментатору в ходе психологического исследования надо направлять своими вопросами испытуемого не на то, чтобы он сообщал, каким ему представляется то, что он делает и переживает, а на то, чтобы он по заданию экспериментатора совершал соответствующее действие и таким образом обнаруживал сплошь и рядом им самим неосознанные закономерности, согласно которым в действительности объективно протекают соответствующие процессы. Наблюдение в психологии должно вестись объективными методами, т.е. исходить из единства внутреннего (самонаблюдение) и внешнего (объективное наблюдение), субъективного и объективного. Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях. Научно обоснованным объективное наблюдение является в том случае, когда оно связано с установлением и проверкой гипотез. Отделение субъективного истолкования от объективного и выключение субъективного производится в самом процессе наблюдения, соединенного с постановкой и проверкой гипотез. Психологическое истолкование внешних данных само непосредственно не дано, оно должно быть найдено на основе гипотез, которые должны быть в наблюдении проверены, т.е. описание должно переходить в объяснение - от этого зависит судьба научного исследования. К основным недостаткам метода наблюдения относится то, что установки, интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут весьма сильно влиять на результаты наблюдения. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель ориентирован на подтверждение своей гипотезы. Он воспринимает избирательно только часть происходящего. Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность точных записей. Определенную трудность представляет интерпретация данных. И, наконец, наблюдение требует значительных затрат времени. Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.  
Таким образом, невозможно в полной мере познание психических явлений только с помощью наблюдения (тем более только самонаблюдения). Наблюдение, сохраняя свое значение, должно дополняться другими методами исследования. Психология, как и каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов. Методы науки служат раскрытию закономерностей, но сами они опираются на основные закономерности предмета науки. Поэтому методы науки развиваются и видоизменяются вместе с развитием самой науки. В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов. Организационные методы включают: сравнительный метод, лонгитюдный метод (многократное обследование), комплексный метод. Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкета, и т.д.), анализ продуктов деятельности, биографический метод. Метод обработки данных: количественный и качественный. Метод коррекции: аутотренинг, групповой тренинг, способы психотерапевтического воздействия, обучение.1  
2. Дайте характеристику эмоциональным состояниям и процессам (понятие, свойства, закономерности, виды). 
Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха. Под влиянием этого опасения мы отходим в безопасную зону. Сама по себе эта ситуация еще не причинила нам вреда, но через наше чувство она отразилась как угрожающая нашему самосохранению. Сигнализируя о непосредственном положительном или отрицательном значении различных явлений, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тормозят наши действия.  
Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на  
жизненно значимые воздействия. Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов. Особенностью эмоций является их интегрированность - возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт. Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции - это эволюционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях.  
Эмоции возникают в ответ на ключевые для удовлетворения определенной потребности особенности предметов. Отдельные биологически значимые свойства предметов и ситуаций вызывают эмоциональный тон ощущений. Они сигнализируют о встрече организма с искомым или опасным свойством предметов. Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающее в результате отражения их непосредственной связи с актуализированными потребностями.  
Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны - они или положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответствующие потребности). Эмоции побуждают к стереотипным формам поведения.  
Эмоции - это механизм непосредственной, импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственной оценке жизненных явлений и ситуаций. Эмоции - это состояние жизнедеятельности, связанное с соотнесением актуализированных потребностей с условиями их удовлетворения в текущей ситуации. Можно выделить следующие относительно самостоятельные виды эмоциональных состояний: 1) интерес - возбуждение; 2) удовольствие - радость; 3) удивление - изумление; 4) горе - страдание; 5) гнев - ярость; 6) отвращение - омерзение; 7) презрение - пренебрежение; 8) страх - ужас; 9) стыд - застенчивость; 10) вина - раскаяние. Из этих десяти фундаментальных эмоций образуется 120 сложных эмоциональных комплексов - триад (горе - гнев - отвращение; страх - стыд - вина и т.д.). 
Различают низшие эмоции, связанные с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.), и высшие, подлинно человеческие эмоции - чувства. Чувства связаны с удовлетворением социально выработанных потребностей. Чувства долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и т.п. формируются у человека по мере становления индивидуума как личности. Переживая те или иные чувства, человек оперирует исторически выработанными нравственными и эстетическими понятиями ("добро", "зло", "справедливость", "прекрасное", "безобразное" и т.п.). Эмоции ситуативно обусловлены, чувства могут быть длительными и устойчивыми.  
Эмоции и чувства отличаются в зависимости от их качества (положительные или отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность. В зависимости от того, насколько существенны отражаемые в чувствах стороны действительности, различают глубокие и неглубокие чувства. 
В зависимости от влияния эмоций и чувств на активность деятельности они подразделяются на стенические и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Так, чувства радости и вдохновения побуждают человека к энергичной деятельности. Астенические эмоции и чувства расслабляют человека, парализуют его силы (чувства паники или страха). Одно и то же чувство может оказывать различное воздействие на деятельность разных людей. Например, чувство страха может и мобилизовать и демобилизовать силы человека. Это зависит от индивидуальных особенностей личности и его волевых состояний.  
Эмоции и чувства различаются также по интенсивности (сильные и слабые) и продолжительности (кратковременные и устойчивые). Высшие чувства подразделяются еще и по своему содержанию. В связи с этим различаются следующие виды высших чувств: праксические, интеллектуальные, моральные и эстетические. 
Эмоции, являясь психическими процессами, имеют свои закономерности и динамику протекания (возникновение, высшее напряжение и разряжение). Эмоции влияют на все другие психические процессы. Они могут быть как организующими, так и дезорганизующими факторами сознания, деятельности. 
По регулирующей функции эмоции делятся на следующие виды: 1) эмоциональный тон ощущения; 2) эмоциональный отклик; 3) настроение; 4) конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация.  
Эмоциональный тон ощущения - наше отношение к качеству ощущения. Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т.д.) являются для нас приятными, нейтральными или неприятными. Эмоциональный тон различных воздействий, закрепляясь в памяти, затем включается в различные восприятия и представления. Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют существенную роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийный информации.  
Эмоциональный отклик - оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в окружающей среде. Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом. Одним из видов эмоционального отклика является синтония - сопереживание эмоциональному состоянию других людей.  
Настроение - ситуативно обусловленное доминирование определенной эмоции или чувства, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность на протяжении более или менее длительного периода. Настроение является особым видом эмоциональной регуляции жизнедеятельности в результате непосредственного отражения связи данной ситуации с опытом человека, его установками. В настроении проявляется стимулирующая функция эмоций и чувств, их доминирущее влияние на деятельность человека. Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоций или чувств - воодушевление, наиболее низкий - апатия.  
Стресс - нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверх сильным воздействием, адекватная реакция на ранее не сформировалась, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс - это эмоциональное состояние, связанное с тотальной мобилизацией сил на поиск выхода из создавшегося положения, на достижение необходимого приспособительного эффекта. Стрессовые состояния возникают в результате сверхсильных травмирующих воздействий. В отличие от всех других видов эмоций стресс не имеет парных проявлений и во всех случаях является отрицательно-эмоциональным состоянием. Это состояние побуждает к поиску выхода из экстремальной ситуации. 
Аффект - внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсных действий. Аффект вызывается очень сильными и неожиданными раздражителями, когда человек не подготовлен к обдуманной реакции на них.  
Аффект является эмоциональным взрывом в условиях дефицита информации, необходимой для адекватного поведения. Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия. В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности - избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-нибудь одно, часто искаженное, представление. В состояние аффекта страдает прежде всего тормозной процесс, возбуждение начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания. Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией, расстройством памяти. 
Фрустрация - стойкое и глубоко отрицательное эмоциональное состояние, вызванное крушением близкодостижимой и значимой цели, срыв стратегических планов личности, сопровождающееся, как правило, агрессивными проявлениями в отношении фрустратора.  
Состояние фрустрации связано со значительной и продолжительной дезорганизацией психических процессов (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т.д.). Труднопреодолимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины этого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек сознательно ищет какие-либо компенсирующие выходы или неосознанно совершает неадекватные действия: уходит в мир грез, иногда регрессирует, возвращается к более ранним стадиям психического развития. Фрустрационная толерантность - устойчивость индивида к фрустарционным воздействиям. 
Возникновение и угасание чувств подчинено всем закономерностям формирования условного рефлекса. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, обобщенность и перенос чувств - одна из их закономерностей. Другая закономерность - притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее постоянно и повсюду слышишь, шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает удовольствия. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим воздействиям.  
Следующая закономерность - контраст чувств. Чувства, возникающие при воздействии различных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. Одной из закономерностью чувств является их суммация. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. В результате суммации чувств повышается эмоциональная чувствительность к тем или иным объектам. Иногда противоположные чувства, проявляясь одновременно, также усиливают друг друга.  
Эмоциональные состояния, не получившие исхода в соответствующих действиях, иногда замещаются эмоциональными состояниями, связанными с другой деятельностью. Одной из закономерностей эмоций является их переключаемость. Успешность переключения зависит от того, насколько велика значимость нового объекта.  
В ряде случаев сильные эмоции являются взаимно не совместимыми - создается конфликтная ситуация. Конфликт между противоположными, амбивалентными чувствами изживается различными способами: вытеснением одних чувств под каким-либо оправдательным предлогом, искажением отдельных представлений. Иногда это может приобрести патологический характер, при котором объективная действительность становиться как бы несовместимой с сознанием больного.  
Эмоции и чувства имеют внешнее проявление - экспрессию. Внешнее выражение эмоций и чувств осуществляется движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика - жесты, позы, осанка), изменениями тона голоса, темпа речи.  
 
Задача 2.  
Укажите, какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере. Охарактеризуйте эти закономерности: 
А) находясь в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари, хотя вновь вошедший отчетливо ощутил его; 
Б) некоторые люди обладают цветным слухом, т.е. слышат звуки, окрашенные в разные цвета; 
В) при обтирании лица водой комнатной температуры острота зрения летчика-наблюдателя повышалась; 
Г) при некотором усилении освещения в зале звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче. 
Ощущение - психологический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения являются как бы "воротами" нашего познания. Ощущением называется простейший, далее не разложимый психический процесс. Например, говоря о ощущении цвета, мы имеем ввиду совершенно однородный цвет, отвлекаясь от величины и формы предмета.  
Ощущения - это чувствительность к физическим и химическим свойствам среды. 
Ощущение - превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания. Они обеспечивают чувственную основу психической деятельности, предоставляют сенсорный материал для построения психических образов. 
В примере А) данной задачи, проявляется адаптация. Адаптация - изменение чувствительности анализатора (рецепторы, проводящие нервные пути и соответствующие участки в коре головного мозга) в результате его приспособления к действующим раздражителям. Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит более быстро, к другим - медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей.  
В примерах Б), В), Г) проявляется взаимодействие ощущений. Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецепторов, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Исследования, проведенные С.В. Кравковым, показали, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Так, оказалось, что звуковое раздражение может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям и наоборот (случай Г).  
В случае В) произошла сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов. А.Р. Лурия выделял две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизация: первый носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме; вторая - временный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта - физиологических и психологических (случай В).  
В случае Б) проявляется явление синестезии - возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты "окрашенного слуха", который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов. Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как "светлые", а низкие как "темные".  
 
Задание № 2.  
1) Исходя из понятия личности, раскройте основные характеристики личности преступника. 
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенность его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях. Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью. В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.  
Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.  
Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Реализуя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных). 
Понять личность - это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена. В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством - духовностью. Духовность - высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности - ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.  
Личность преступника - системообразующий фактор преступного деяния. Информация о преступнике - это информация о направленности поведения преступника, о значимости для него тех или иных объектов, об их месте в структуре деятельности преступника, о том, что входит и что не входит в зону его активного сознания. Выявление преступника требует психологического анализа процесса мотивации, целеобразования, программирования и самоконтроля его действий. Планируя свои действия, человек определяет значимые условия деятельности, программу отдельных исполнительных действий и систему критериев успешности деятельности. Признаки действий, проявившиеся в материальной обстановке, так же как и результат действий, свидетельствуют о мотиве и о цели преступного деяния. 
Юридическая психология призвана исследовать причины образования в личности преступника таких психических особенностей, которые приводят в определенных внешних ситуациях к принятию им решения действовать вопреки запрещению закона. Так же необходимо исследовать, как эти изменения в психике реализуются, действуют во время совершения преступления. Для этого важно выявить и подвергнуть анализу психологическую структуру преступления.  
Преступление во всех случаях есть сознательное действие личности. Эти действия прогнозируются, планируются, подготавливаются, наконец, для их совершения используются знания, опыт, навыки и т.д. В этой психологической структуре всегда реализуется комплекс психических изменений личности (социально-психологические дефекты), который обуславливает преступность ее действий в определенной ситуации. Даже в том случае, если совершено преступление без заранее обдуманного плана, когда преступное решение действовать возникло под влиянием сложившейся ситуации (ситуативное преступление), полностью проявляют себя сложившиеся психические изменения личности.  
Основная причина преступления - экономические и социальные условия развития общества. Социализация в личности человека определяется самим его существованием в обществе, его деятельностью в самых разнообразных сферах производства, потребления, возникающими на этой основе потребностями, общениями.  
Важно изучать не только социальные причины и условия, которые могут привести к совершению преступления, но и тот процесс, те причины, которые приводят к появлению в психологии личности готовности, способности совершить преступление в определенной ситуации (порожденной общими или частными причинами). Подобное решение может быть принято только в том случае, если в психологии данного лица уже имеется определенная антиобщественная направленность, определенный дефект. Любые внешние социальные условия всегда воспринимаются сознанием человека, перерабатываются им. Это сознание или пытается изменить социальные условия, или приспосабливается к ним. Постоянный процесс приспособления сознания человека к социальным условиям (с сохранением активной тенденции к улучшению этих социальных условий) называется социализацией личности. Социализация личности есть процесс восприятия личностью мировоззрения, структуры потребности, знаний, опыта, системы общений и отношений, являющихся господствующими в данном социальном строе. Степень социализации личности определяется отношением этой личности ко всем основным элементам, определяющим сущность данного социального строя. В общем процессе социализации личности, который прогнозируется, направляется, осуществляется, контролируется обществом, могут быть и различные дефекты. Так, в силу ряда причин личность может искаженно воспринимать социальный опыт, оказывается изолированной от целенаправленного воздействия положительного социального влияния, оказывается под воздействием различных еще бытующих антисоциальных установок, стремлений, потребностей. Социальные условия жизни определяют развитие психики конкретного человека - его опыта, знаний, отношений, стремлений интересов, потребностей. Социальное обязательно преломляется через психику - психология личности всегда социально обусловлена. В соответствии с этим дефекты социализации личности определяют и дефекты психологической структуры данной личности.  
Социально-психологические свойства личности возникают в результате дефектов ее социализации, наличие которых в определенной ситуации предопределяет выбор решения, ведущего к совершению противоправных действий. Лицу, совершившему преступление, всегда присущи определенные отрицательные психические свойства. Так, умышленные убийства совершаются лицами, которым в ряде случаев присуще такое свойство, как жестокость, злоба. В ряде случаев преступление совершается в результате повышенной агрессивности человека, развития у него эгоизма, трусости и т.д. 
Дефекты социализации личности прежде всего проявляются в структуре потребностей. Гипертрофия физиологических, материальных потребностей приводит к нарушению общей структуры их, к развитию эгоистических, собственнических тенденций в психологии личности, приводит к развитию и появлению отрицательных психических свойств личности. Подобные изменения наступают и при изменении способа удовлетворения потребности, нарушений соотношения между мерой затраты труда и удовлетворением потребностей и т.д. 
2) Дайте характеристику психологии обыска (ориентирование основы поисковой деятельности следователя, индивидуально-психологические особенности обыскиваемого).  
Обыск - принудительное следственное действие по обследованию объектов и отдельных граждан с целью отыскания и изъятия срытых предметов и документов, имеющих доказательное значение для раскрытия преступления. Обыск производится по мотивированному постановлению следователя, в котором указывается, в связи с чем и где он будет производиться, а также какие ценности, предметы или документы подлежат изъятию. В постановлении (поскольку оно предъявляется обыскиваемому лицу) не должно быть данных, оглашение которых может помешать дальнейшему ходу следствия.  
Психологическая направленность деятельности следователя при обыске состоит в поиске специально скрываемых материальных объектов, имеющих доказательное значение в условиях контактного взаимодействия противоборствующих сторон. При этом каждая сторона стремится лучше узнать стратегию поведения другой, избежать самой каких-либо демаскирующих проявлений и повлиять на ход деятельности другой стороны. Стратегия воздействия на обыскиваемое лицо состоит в ослаблении защитных барьеров, в снижении их сопротивляемости. В связи с этим следователю необходимо хотя бы ориентировочно знать побуждения обыскиваемого к сокрытию определенных предметов (стыд перед родственниками, соседями, сослуживцами; страх наказания, боязнь повредить престижу, потерять хорошую репутацию и т.п.). В зависимости от характера мотивации поведения обыскиваемого лица следователь определяет тактику взаимодействия с ним. В одних случаях акцентируется внимание на выгоды, связанные с добровольной выдачей, в других - подчеркивается правило неразглашаемости результатов обыска. При этом следователь преодолевает определенные "смысловые барьеры", сформировавшиеся в сознании обыскиваемого лица. Преодолевая их, следователь оказывает воздействие на внутренние позиции обыскиваемого, выдвинутые им для смыслового оправдания своего поведения.  
В обзорной стадии следователь выясняет, какие помещения и хранилища принадлежат лично обыскиваемому и членам его семьи, устанавливается наличие ключей от хранилищ. Далее осуществляется обход и обзор всех подлежащих обыску помещений на территории. При этом следователь устанавливает предварительную систему поиска, намечает тактические приемы обыска. При определении системы обыска следователь руководствуется соответствующими розыскными предположениями - версиями. Для выдвижения розыскных версий необходимо знать типичные способы сокрытия, произвести анализ конкретных условий, проявив нестандартное мышление, допуская необычность действий по сокрытию искомых объектов со стороны обыскиваемого лица. При этом повышенную ориентацию должны вызвать все предметы, обнаруженные в нетипичных для них местах нахождения. На обзорной стадии обыска устанавливаются возможные связи между характером искомых предметов (ружье, пистолет, нож, одежда с изобличающими следами, труп или его части и т.п.) и возможностями их сокрытия в данных конкретных условиях. При этом часть предметов обоснованно исключается из поиска. На стадии детального поиска следователю целесообразно придерживаться определенной последовательности поисковых действий. Место обыска условно разделяется на определенные участки, устанавливается строгая очередность их обследования. В первую очередь осматриваются места общего пользования и место, куда предполагается помещать осмотренные и изъятые вещи.  
Следователь должен проявлять полную уверенность в успешном осуществлении обыска, уметь максимально сосредоточиться, иметь максимальный уровень трудоспособности. Этому способствует соответствующая подготовка операции, своевременность ее проведения, привлечение необходимого числа помощников, специалистов, наличие необходимых технических средств. Признаки неуверенности в поведении следователя могут быть замечены окружающими и резко снизить активность деятельности других участников обыска. Даже в том случае, если следователю длительное время не удается добиться положительных результатов обыска, он должен сдерживать свои эмоции, не допуская каких-либо высказываний и иных действий, которые могут отрицательно повлиять на ход операции. В целях обеспечения наивысшей направленности и сосредоточенности сознания на поисковой деятельности следователь должен придерживаться рекомендуемых пяти правил. Во-первых, не следует приступать к обыску очень уставшим. Во-вторых, не допускать конфликтов с обыскиваемым лицом, при этом избегать другой крайности - излишней близости и "панибратства" (за исключением случаев, когда это оправдывается в качестве тактического приема). Все необходимые контакты надо осуществлять вежливо и сдержано. В-третьих, необходимо устранить все отвлекающие факторы (ненужное хождение, хлопотливость участников, посторонние разговоры и т.п.). В-четвертых, важно не спешить и не приступать к осмотру нового объекта до полного обследования предыдущего. При этом надо действовать строго последовательно, в рамках намеченной системы. Пятое условие, которое должен соблюдать следователь, - это делать перерывы для отдыха при проявлении признаков усталости.  
При обыске позиции сторон не равнозначны. Следователь наделен властными полномочиями, профессиональными знаниями и навыками. В свою очередь, обыскиваемое лицо, находясь чаще всего в конфликтной ситуации, стремится избежать возможности обнаружения изобличающих его предметов и документов. Это вызывает состояние повышенной психической напряженности, сдвиги в его эмоционально-волевой регуляционной сфере. Особенно остро обыскиваемый реагирует на все то, что может привести к обнаружению скрываемых предметов. В психической деятельности обыскиваемого интенсивно функционируют защитные механизмы. Обыскиваемое лицо может проявить общительность и замкнутость, сдержанность и показную откровенность, высокомерие и агрессивность. Срываемое жизненно важное событие, страх перед изобличением создают в сознании обыскиваемого лица "очаг аффектации", функционально перестраивающий всю его психическую деятельность. Этот очаг психотравмы не только дезорганизует нормальную психическую деятельность индивида, но и субъективно переживается как душевная тяжесть. При этом спонтанно (самопроизвольно) формируются защитные механизмы, варьирующиеся в зависимости от психического склада личности.  
Лицо, утаивающее определенное обстоятельство, контролирует все то, что имеет отношение к этому обстоятельству. При этом моделируется определенная "зона охранения", специально перекрываются все возможные подходы к этой зоне. Но эта специальная "перекрытость" и является демаскирующим обстоятельством. Одним из проявлений защитных механизмов может быть усиление речевой активности обыскиваемого лица, стремление его вести разговоры на посторонние темы, которые могли бы отвлечь внимание обыскивающих от поисковой деятельности.  
Изыскивая способ сокрытия, преступник руководствуется разными оборонительными принципами, "концепциями". Но во всех случаях неизбежно моделируется поисковая деятельность следователя. Позиция прячущего определяется на фоне субъективно моделируемой "слабости" обыскивающего. Наиболее вдумчивые преступники учитывают даже установку следователя на трудный, изобретательный поиск и оставляют скрываемую вещь почти на виду (прибегают к мнимой маскировке). Однако страх изобличения в большинстве случаев вызывает гиперболизацию действий прячущего, аномалию его поведенческих проявлений, что и выступает в качестве важнейшего демаскирующего признака. В действиях по сокрытию проявляются характерологические особенности прячущего. Так, недоверчивый и жадный человек стремится, как правило, приблизить объекты сокрытия к месту своего постоянного пребывания. Трусливый прячет в более отдаленных местах, осуществляет перестраховочные действия. Физически сильные и умные люди могут оборудовать тайники в труднодоступных местах.  
3) Назовите основания для проведения судебно-психиатрической экспертизы. Дайте конкретные формулировки вопросов, которые могут быть предложены для разрешения психологам-экспертам.  
Судебная экспертиза - это процессуальное действие, проводимое в целях получения заключения по вопросам, имеющим доказательное значение по делу. Судебно-психологическая экспертиза назначается постановлением судьи, мотивированным определением суда, в которых указывается лицо, подлежащее экспертному обследованию, его процессуальный статус, кратко описываются обстоятельства дела, мотивируется необходимость назначения судебно-психологической экспертизы, указываются намеченные эксперты, место их работы и вопросы, поставленные для экспертного разрешения.  
Основания проведения судебно-психологической экспертизы могут быть различны для разных поводов. Поэтому при назначении судебно-психиатрической экспертизы следует четко установить повод для ее назначения, т.е. выявить факты, свидетельствующие о необходимости проведения судебно-психологической экспертизы.  
Судебно-психологическая экспертиза по поводу умственной отсталости несовершеннолетнего может быть назначена только после проведения судебно-психиатрической экспертизы и при наличии в поведении лица отдельных психических проявлений, свидетельствующих о возможности его отставания в психическом развитии. При этом ни педагогическая запущенность, ни низкая успеваемость не являются показателями отставания в психическом развитии несовершеннолетнего. Признаками отставания являются: 1) инфантильность поведения и мышления (несоответствие поступков и суждений возрастному уровню данного лица, их детскость), не способность к самостоятельным умозаключениям; 2) несоответствие мотивов содержанию и целям действий; 3) нарушение в целенаправленности и критичности поведения; 4) неспособность к социальной коррекции поведения. При наличии всех этих признаков или одного из них может быть вынесено постановление о проведение судебно-психологической экспертизы, в котором должны быть поставлены конкретные вопросы примерно в такой формулировке: 1) Имеются ли у данного лица отклонения от нормального для данного возраста уровня психического развития и в чем они выражаются; 2) Можно ли на основе данных психологии сделать вывод о том, что имеющиеся у данного лица отклонения в психическом развитии препятствовали осознанию им полностью (или частично) значения своих общественно опасных действий; 3) В какой мере лицо могло руководить своими действиями?  
Перед судебно-психологической экспертизой, связанной с выявлением способности лица правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для дела. Такими вопросами могут быть, например: имеются ли у данного лица резко выраженные отклонения в восприятии и понимании определенных явлений, обладает ли лицо повышенной внушаемостью, может ли слабое умственное развитие данного лица быть причиной искажений передаваемой им информации и т.п.  
При расследовании половых преступлений эксперту-психологу могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением или отрицанием беспомощного состояния потерпевшей. Состояние беспомощности имеет разные проявления и может быть вызвано разными причинами: общая физическая слабость, болезнь, алкогольное опьянение, отсутствие возможности свободного волеизъявления, малолетний возраст, неспособность правильно оценивать ситуацию и др. Перед судебно-психологической экспертизой в этих случаях могут быть поставлены два вопроса: 1) находилась ли потерпевшая в соответствующей ситуации в состоянии беспомощности; 2) могла ли потерпевшая, находясь в таком состоянии, сознавать характер и значение совершаемых с ней действий.  
Поводом для проведения судебно-психологической экспертизы в связи с аффектом является наличие признаков крайне повышенного и внезапно возникшего эмоционального перевозбуждения, проявившихся в преступном действии непосредственно за противоправными действиями потерпевшего. Для определения состояния аффекта перед судебно-психологической экспертизой ставится один вопрос: находилось ли лицо в момент совершения определенных действий (описание этих действий) в состоянии психологического аффекта? 
4. Расследуя уголовное дело о хищении государственного имущества, следователь столкнулся с необходимостью разрешения вопроса о том, кем напечатан машинописный текст документа. 
Какие психологические закономерности лежат в основе возможности решения такого вопроса? 
Решение возникшего перед следователем вопроса возможно только при комплексной экспертизе. Специфика методологии комплексной экспертизы заключается в одновременном исследовании взаимосвязанных сторон, свойств, признаков объекта методами различных наук и совместном рассмотрении, сопоставлении и обобщении полученных результатов с целью извлечения наиболее полной и достоверной информации для дачи заключения по интересующему судебно-следственные органы вопросу, когда без кооперирования методов и знаний разных отраслей науки решить эту задачу не возможно.  
Специфика предмета комплексной экспертизы образует направленность экспертного исследования на установление эффекта взаимодействия болезненных (психопатологических) и неболезненных (возрастного, ситуационного, эмоционального, личностного) психических факторов и определение на основе учета этого системного качества наиболее точной и полной меры их влияния на характер психического отражения, рефлексии и регуляции поведения данного лица (подэкспертного) в интересующий следователя период (в нашем случае во время написания машинописного документа). Таким образом, комплексная экспертиза устанавливает отличия индивидуально нормальных пограничных психических состояний и доклинических расстройств от клинически очерченных пограничных психопатологический проявлений. Комплексная позволяет оценить результат влияния возрастного, эмоционального и личностного факторов на психическое отражение и регуляцию и лиц с пограничными варианта психического здоровья. Участие экспертов в изучении документа позволит установить идет ли речь об акцентуализации характера (вариант нормы), психопатии или психопатоподобном оформлении эндогенных или органических процессов.  
При настоящем уровне развития учения о личности и состоянии ее диагностики комплексная экспертиза может с достаточной надежностью отвечать на вопрос об особенностях структуры и содержания устойчивых и обобщенных мотивационных образований личности. Возможность раскрытия главных особенностей личности, определяющих устойчивость и избирательность поведения, посредством выявления своеобразия ее структуры, содержания и динамических тенденций свидетельствует о направленности личности. Современный исследования показали, что каждой личностной черте, способствующей совершению действий, соответствует другая черта, выступающая в виде внутренней преграды. Поступок --это либо преодоление преграды, либо, под ее влиянием, отказ от действия. Оказавшись в ситуации выбора из двух действий, человек предпочитает то, при котором преодолевается менее выраженная внутренняя преграда. В роли внутренних преград, наряду с чертами личности, выступают мотивы, идеалы, нормы, ожидаемые санкции, самооценка. Наличие определенных комбинаций внутренних преград определяет особенности личности человека. Таким образом, с учетом состояния теории, методологии и методических возможностей практического определения личности к предмету комплексной экспертизы индивидуально-психологических особенностей могут быть отнесены две основные задачи: 1) диагностика направленности, черт личности и характера; 2) оценка влияния личностного фактора на поведение и (или) своеобразие психической деятельности исследуемого в интересующий следователя ситуации.1  
Литература.  
1. Васильев В. Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М.: Юрид. лит., 1991 
2. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 1996  
3. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза - М.: Юрид. лит., 1988 г. 
4. Общая психология. // под ред. В.В. Богословского и др., - М.: Изд. "Просвещение", 1981 
Общая психология: курс лекций. // сост. Е.И. Рогов - М.: ВЛАДОС, 1995 г.  
14.09.1999 г. Мулюкова Е.Ф. 
 
1 Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 1996 2 Общая психология. // под ред. В.В. Богословского и др., - М.: Изд. "Просвещение", 1981 1 Общая психология. // под ред. В.В. Богословского и др., - М.: Изд. "Просвещение", 1981 2 Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 1996 1 Общая психология. // под ред. В.В. Богословского и др., - М.: Изд. "Просвещение", 1981 1 Общая психология: курс лекций. // сост. Е.И. Рогов - М.: ВЛАДОС, 1995 г. 1 Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза - М.: Юрид. лит., 1988 г. 1 1

 
Работа  на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы  получить полностью  оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто скачать работу.
 
Скачать работу     

Психические процессы, свойства и состояния в  структуре личности. Формирование личности 

В психологии понятия "личность” рассматривают в  совокупности понятий: "человек”, "индивид”, "индивидуальность”.

И – человек

ІІ – индивид

ІІІ – личность

ІV – индивидуальность

И. Людина – избранник  человеческого рода "Homosapiens” (хомосапиенс).

ІІ. Индивид –  это отдельный избранник человеческого  рода, конкретная самисть.

ІІІ. Личность –  общий человек, которому присущие взгляды  для жизнь, убеждение, а итак развитое мировоззрение, которая активно  реализует свое способности.

ІV. Индивидуальность – круг неповторимых бес у человека.

Человек становится личностью около таких условиях:

1 – если рождается  психически здоровой (рожденный  лицо еще не столо личностью);

2 – если формируется  в общества (среди людей).

Структура молва (Асмолов):

Строя наделенной посредством роду определенными  биологическими качествами, лицо становится личностью сообразно мере усвоения социального опыта в своих  его проявлениях (способов и средств  производства, духовной культуры и  тому подобное).

Процесс формирования молва и его значения дабы общественного  век (выносится для самостоятельную  изза аудиторную работу).

Количественные  и качественные изменения происходят в движение всех етапив образование личности. Они связаны с физиологичным развитием, все определяются не им, а последствиями взаимодействия с зовнишним миром, которое регулируется нервной системой и ее психичними функциями, а в детстве осуществляется изза допомогой взрослых в совместной деятельности из ими, регулируется словом. Это обеспечивает качественные изменения как отдельных психических процессов, беспричинно и психики в целом.

Психика ребенка  формируется с возрастом и  осложняется как структурно организована динамическая система. Возникают нови психические качества, новые сложные психические структуры в результате дифференциации имеющихся структур, выделения отдельных функций и новой их интеграции, то столо собрание в небывалое целое. Процес психического развития сговориться не посредством элементов к целому, а посредством структурно более низкого к высшему целому. Онтогенез психики выступает как необратимая последовательность осложняемых структур, в которой генетически более поздние структуры возникают из более ранних и включают их у себя в измененном виде.

Онтогенез психики  происходит не сообразно прямой, а  сообразно спирали. Каждая новая психическая строение возникает для основе попереднеи. Более ранние структуры не исчезают с появлением более поздних, у индивида всегда столо дерзать восвояси к ним.

Осложнение психических  структур около переходе посредством  нижчих к высшим уровням психической жизни касается всех сторон психического развития — мотивационного плана психического дияльности ребенка (комплексы потребностей, интересов и других спонукань к действиям), смыслового бока психических процессов (системы представлений, знаний, понятий неестественный объективной действительности), операционного их плана (системы действий, операций, навыков), всей психической деятельности в целом.

В процессе психического развития ребенка диффузные проявления ее активности превращаются, сообразно  данным Грамма. С. Костюка, в действия, регулируемые обидами объектов, сколько их вызывают. Эти действия ведуть к обогащению чувственного познания мира. Восприятие объектов прежде включается в акты общения ребенка с взрослыми, которые ее присматривают, ее хватательных и других действий, а дальше оно превращается в особенное перцептивное действие, направленное для взгляд объектов, наблюдения изза ними, обследование их, выделение характерных признаков и изготовление целостных образов объектов. В то же пора формируются и беспричинно называемые мнемични, репродуктивные действия, которые характеризуют развитие памяти. Развивается мышление, переходя посредством наглядно действенной к наглядно образной и понятийной форме. Складаються эмоции и чувства.

Во пора приобретения ребенком опыта появляются разные надежда  ее предметной деятельности, которая  вызывает последующее развитие психики  ребенка. Взаимосвязь психики и  деятельности становится джерелом прогрессивных изменений. Каждому вековому этапу психичного развития свойственная своя ведущая деятельность, в которой, изза О. М. Леонтьевим, некогда исключительно удовлетворяются актуальные потребности индивида, формируются мотивационные, познавательные, цилеутворювальни, операционные, эмоциональные и другие процессы. Это такие виды, как познавательная деятельность, общение, игра, виконання поручений взрослых, учебы, труд, творчество.

На протяжении психического развития и становления  разных видив деятельности складываются психические свойства индивида, которые являют собой потенциальную форму существования процессов и действий, которые сохраняются и тогда, если актуально не функционируют. Это умственные, эмоциональные, волевые, моральные и трудовые качества индивида, характерные черты его сознания и самосознания.

Создается порядок  психических свойств подрастающего  человеческого индивида — личность. Личность способна осознавать окружающее бытие, выделять себя из среды, воспитывать  изза пределы прошлого и теперешнего, прогнозировать свое будущее, предвидеть не исключительно близкие, все и более отдалены результаты своих действий, осознавать нормы суспильной поведения и руководствоваться ими. Развитие сознания молва заключается в формировании миропонимания, убеждений, которые обеспечивают ее моральную стойкость, переимчивость завоевывать низшие побуждения высшим мотивам деятельности, владеть правильную линию в своем поведении.

Формирование  системы психических свойств  подрастающего индивида, его сознания и самосознания является необходимым  условием становления его как  общественного существа, как субъекта общения с другими людьми, будущего носителя. общественных отношений. Индивид  незаметно становится таким субъектом, вступая в отношения в доступной  дабы него форме, выполняя функции и  обязанности, которые полагаются для  него в семье, в школе, в производственном коллективе и тому подобное.

С развитием  молва оказываются типологические и индивидуальные отличия. Они заключаются  в функциональных особенностях нервной  системы, темпераменте, в потребностях, интересах, характерологичних чертах детей и подростков, моральных, волевых эмоциональных, умственных качествах, уровневые развитию способностей и тому подобное. При этом складывается неповторимая специфичность молва —ии индивидуальность.

Информация о работе Педагоги новаторы