Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:30, реферат
Задолго до того как современная наука обнаружила необычайные возможности человеческого мозга, уже древние греки открыли для себя, что ментальные способности можно в значительной степени увеличить, если использовать специальные приемы, ведь эйдетическую (от греч. eidos – образ) или образную память можно развить, это не врожденное, а приобретенное свойство человека. При обучении иностранным языкам детей школьного возраста использование мнемоники оправдано, поскольку в этом возрасте, в силу психологических особенностей, мышление еще сохраняет наглядный характер.
Работа по составлению развернутого и свернутого плана занимает большое место во втором полугодии I класса, когда дети уже умеют читать и писать. Во II-III классах эта работа продолжается на материале значительных по объему ариф-метических и грамматических текстов (например, третьеклас-сники составляют развернутые планы решения арифметических задач, тексты которых содержат сложную систему условий).
Теперь от учащихся
требуется не только выделение единиц,
смысловая группировка
Специальная работа необходима для формирования у млад-ших школьников приемов воспроизведения. Прежде всего, учи-тель показывает возможность вслух или мысленно воспроизве-сти отдельные смысловые единицы материала до того, как он усваивается целиком. Воспроизведение отдельных частей боль-шого или сложного текста может быть распределено во време-ни (повторение текста сразу после работы с ним или через определенные промежутки времени). В процессе этой работы учитель демонстрирует детям целесообразность использования плана как своеобразного компаса, позволяющего находить на-правление при воспроизведении материала.
Смысловая группировка материала, сопоставление его от-дельных частей, составление плана первоначально формируются у младших школьников как приемы произвольного запоми-нания. Но когда дети хорошо овладевают ими, психологическая роль этих приемов существенно меняется: они становятся осно-вой развитой непроизвольной памяти, которая выполняет важ-ные функции в процессе усвоения знаний, как в конце начально-го обучения, так и в последующие годы.
Соотношение непроизвольной и произвольной памяти в про-цессе их развития внутри учебной деятельности различно. В 1 классе эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного, так как у детей еще не сформированы осо-бые приемы осмысленной обработки материала и самоконтроля. К тому же при решении большинства задач учащиеся выполня-ют развернутую мыслительную деятельность, которая еще не стала для них привычной и легкой. Поэтому каждый элемент знания обдумывается особенно тщательно (известно, с какой тщательностью и как внимательно производится каждый этап действия в самом начале вычисления с переходом через деся-ток). В психологии установлена следующая закономерность: лучше всего запоминается то, что служит предметом и целью мыслительной работы. Ясно, что в этих условиях все преимуще-ства на стороне непроизвольной памяти.
По мере формирования
приемов осмысленного запоминания
и самоконтроля произвольная память
у второклассников и
Обе формы памяти - произвольная и непроизвольная - пре-терпевают в младшем школьном возрасте такие качественные изменения, благодаря которым устанавливается их тесная взаимосвязь и взаимопереходы. Важно, чтобы каждая из форм памяти применялась детьми в соответствующих условиях (на-пример, при заучивании какого-либо текста наизусть исполь-зуется преимущественно произвольная память). Не следует думать, что лишь произвольное запоминание приводит к пол-ноценному усвоению учебного материала. Такое усвоение может происходить и с помощью непроизвольной памяти, если она опирается на средства логического осмысления этого материала. Логическая обработка учебного материала может происходить очень быстро, и со стороны порой кажется, что ребенок просто впитывает в себя сведения, как губка. На самом деле этот про-цесс состоит из многих действий. Их выполнение предполагает особую выучку, без которой память школьников остается нево-оруженной и неорганизованной, т.е. «плохой памятью», когда школьники стремятся непосредственно запомнить то, что тре-бует специального разбора, группировки и сопоставления. Формирование соответствующих приемов работы с учебным тек-стом выступает как наиболее эффективный путь воспитания «хорошей памяти».
От I к III классу
эффективность запоминания
Весьма важными для успешного обучения являются такие качества хорошей памяти как: полнота и точность запоминания, точность сохранения приобретенных знаний и живость воспроизведения.
Полнота запоминания заключается в том, что у ученика удерживается в сознании и, когда это нужно, воспроизводится все то содержание, которое соответствует поставленной задаче. Если нужно дословно запомнить, например стихотворение, то нельзя пропустить ни одного слова. Если требуется запомнить ход мыслей, переданный своими словами, то должны быть воспроизведены все мысли и в должной последовательности. В ряде случаев полнота запоминания невозможна без последовательности, особенно это относится к повествованиям. Если, например, ученик запомнил все детали рассказа, но совершенно в иной последовательности, нарушающей правильное изложение, то о полноте запоминания не может быть и речи. Полнота запоминания включает не только запечатление всех элементов материала, но и их необходимых связей.
Обычно от учащихся требуется точность запоминания с тем, чтобы они приучались чувствовать ответственность за то, что они выучили. Во многих случаях нет необходимости требовать дословного запоминания, но нужно всегда бороться с неряшливостью запоминания, когда ученик запечатляет материал «приблизительно» переставляет в числе порядок знаков, коверкает имена и т.д.
Прочность запоминания рассчитана на длительное сохранение в памяти с тем, чтобы выученный материал мог быть воспроизведен учениками спустя долгое время после заучивания. Прочность запоминания также означает более глубокое внедрение материала в круг имеющихся у ученика знаний, его жизненного опыта и деятельности.
Живость воспроизведения состоит в том, что выученный материал воспринимается учениками достаточно быстро и тогда именно когда это нужно. Бывает, что на заданный вопрос ученик не может ответить сразу, вспоминает его лишь тогда, когда уже сел на место. Учеников надо систематически приучать постоянно быть готовыми воспроизвести то, что они выучили. Это не означает, что они должны давать поспешные ответы. Живость воспроизведения нужно сочетать с вдумчивостью, без которой воспроизведение бывает неточным, случайным.
Приложения
ЗАПОМИНАНИЕ
– обобщенное название активных процессов,
обеспечивающих удержание материала в
памяти; ввод в память информации. Может
протекать как мгновенное запечатление.
Посредством этих процессов ведется селективный
отбор Поступающей информации для ее последующего
воспроизведения и включения в уже существующую
систему ассоциативных связей. Для человека
характерно то, что развитие его памяти
идет прежде всего за счет осмысленной
переработки запоминаемой информации.
Если в раннем детстве реализуется прежде
всего непосредственное запоминание,
то в дальнейшем за счет употребления
опосредующих элементов происходит формирование
опосредованной памяти, которая является
решающей в жизни взрослого человека.
Запоминание – важнейшее условие последующего
восстановления приобретенных знаний.
Успешность запоминания определяется
в первую очередь возможностью включения
нового материала в систему осмысленных
связей. В зависимости от места процессов
запоминания в структуре деятельности
различаются запоминание произвольное
и непроизвольное. При прочих равных условиях
запоминание произвольное продуктивнее
непроизвольного, обеспечивает большую
систематичность, сознательность усвоения
новых знаний и управляемость этим процессом
(-> обучаемость). По механизму выделяются:
1) запоминание логическое;
2) запоминание механическое. По результату
выделяются:
1) запоминание дословное;
2) запоминание смысловое.
Важную роль среди механизмов запоминания
играет систематическое повторение, когда
исходные элементы включаются в новую
систему ассоциативных связей, повторение.
Продлевая эффективную длительность воздействия
информации, оно служит средством развития
высших социализированных форм памяти,
прежде всего запоминания произвольного.
Но исследования показывают, что повторение
не безусловно необходимо для долговременного
запоминания, – в частности, его роль значительно
снижается при запоминании жизненно важного
материала и сведений, несущих для индивида
большую смысловую нагрузку.
ЗАПОМИНАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ
– запоминание без намерения запомнить
материал, без использования специальных
средств для лучшего сохранения материала
в памяти. Связанные с памятью процессы
выполняют здесь операции, обслуживающие
другие действия. В результате запоминание
носит относительно непосредственный
характер и происходит без специальных
волевых усилий, предварительного отбора
материала и сознательного применения
мнемонических приемов (-> мнемоника).
Вместе с тем зависимость запоминания
от целей и мотивов деятельности сохраняется:
в силу того, что актуально выполняемую
деятельность обслуживают различные процессы
памяти, полнота, точность и прочность
непроизвольного запоминания зависят
от ее целей и мотивов. Как показали отечественные
исследования, оно значительно успешнее,
когда запоминаемый материал входит в
содержание цели выполняемого действия.
Важную роль играет и специфика решаемой
задачи. Ориентировка на смысловые, семантические
связи ведет к более глубокой обработке
материала и более продолжительному запоминанию
непроизвольному.
ЗАПОМИНАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ
– специальное действие, конкретная задача
и намерение коего – запомнить точно,
на максимальный срок, с целью последующего
воспроизведения или просто узнавания
– определяет выбор способов и средств
запоминания, а потому влияет на его результаты.
Могут использоваться специальные средства
для лучшего сохранения материала в памяти.
Такое запоминание обычно имеет сложное
опосредованное строение. К числу обычных
способов запоминания произвольного относятся:
1) составление предварительного плана;
2) выделение смысловых опорных пунктов;
3) семантическая и пространственная группировка
материала;
4) представление материала в форме наглядного
образа зрительного;
5) соотнесение материала с уже имеющимися
знаниями. При прочих равных условиях
запоминание произвольное продуктивнее
непроизвольного, обеспечивает большую
систематичность, сознательность усвоения
новых знаний и управляемость этим процессом
(-> обучаемость). В зависимости от мнемических
целей и используемых мнемических приемов
эффективность произвольного запоминания
бывает различной. При формулировке мнемических
задач, когда определяется, насколько
полно, точно и надолго надо запомнить,
происходит ориентировка на выделение
различных признаков исходного материала
и актуализуются определенные способы
и стратегии запоминания. Важную роль
при этом играет повторение запоминаемого
материала. Как показывает практика, достаточно
эффективны следующие приемы:
1) смысловая группировка и выделение ключевых
элементов структуры запоминаемой информации;
2) связывание нового материала с ранее
усвоенным.
МНЕМОТЕХНИКА
– система специальных приемов, служащих
для облегчения запоминания. Суть мнемотехнических
приемов запоминания – в том, что запоминаемая
информация как-то осмысливается, структурируется.
Самым распространенным приемом является
организация ассоциативного поля вокруг
запоминаемых понятий. Например, элементы
воспринимаемой информации могут мысленно
привязываться к неким константным в .своей
последовательности системам – располагаться
в строго определенных местах некоего
помещения и пр.
В этом качестве можно использовать достаточно
формальные мнемотехнические системы,
не имеющие логической связи с новой информацией;
но особенно эффективны такие мнемотехнические
приемы, позволяющие увязать эту информацию
с уже имеющейся за счет установления
строго логических связей.
МНЕМОНИКА
(мнемотехника) – система различных приемов,
облегчающих запоминание и увеличивающих
объем памяти путем образования дополнительных
ассоциаций.
Один из приемов мнемоники – установление
связей между запоминаемыми объектами
и их мысленным размещением в воображаемом,
хорошо знакомом пространстве, разделенном
по определенному принципу. Пример мнемонического
приема – запоминание последовательности
цветов в спектре с помощью фразы, где
первые буквы слов соответствуют первым
буквам названий цветов: «Каждый Охотник
Желает Знать, Где Сидят Фазаны».
Для повышения эффективности памяти использование
искусственных приемов мнемоники имеет
лишь второстепенное и вспомогательное
значение, ибо основной опорой запоминания
являются не искусственные, а логически
оправданные, осмысленные связи как внутри
того, что запоминается (между его частями),
так и между запоминаемым материалом и
чем-то уже известным.
Способы управления и развития памяти
Распечатать Переслать другу
Продуктивность деятельности тесно связана с возможностями памяти. Многие люди недовольны работой памяти, поскольку в нужный момент не могут вспомнить нужные сведения. Знание разнообразия способов улучшения работы своей памяти будет полезно каждому.
I.
Приемы произвольного запоминания можно
разделить на две группы: основанные на
выявлении внутренних связей, существующих
в самом материале, и на привнесении извне
искусственных связей в запоминаемый
материал. Последние называются мнемоническими,
и применяются они в тех случаях, когда
нет содержательных знаний о внутренней
структуре материала или трудно ее выявить.
Здесь мы рассмотрим несколько мнемонических
техник: локальной привязки, словесных
посредников, разбиения на группы.
Локальная привязка,
или метод мест, состоит в построении
для запоминания опорного ряда, состоящего
из хорошо знакомых или легко заучиваемых
объектов. Последовательность объектов
в опорном ряду организована так, что жестко
предопределен порядок их перечисления.
На практике таким опорным рядом может
служить последовательность комнат в
своей квартире, домов на своей улице и
т. д. Человек сначала заучивает опорный
ряд, затем использует его элементы, чтобы
сопоставить с ними элементы запоминаемого
ряда.
Метод словесных посредников по существу
близок к предыдущему. Он также основан
на соотнесении двух рядов объектов —
предназначенного для запоминания и опорного,
организованного в осмысленную фразу.
Этот метод тоже используется давно. Так,
запоминания очередности следования различных
цветов в солнечном спектре заучивалось
предложение «Каждый охотник желает знать,
где сидит фазан», в котором первые буквы
слов совпадают первыми буквами названий
цветов солнечного спектра, расположенных
в порядке убывания длины волны. Еще одна
фраза используется жителями Петербурга
для запоминания последовательности параллельных
улиц, выходящих на Загородный проспект:
«Разве можно верить пустым словам балерины?»
Это соответствует званиям улиц Рузовской,
Можайской, Верейской, Подольской, Серпуховской
и Бронницкой.
Облегчает запоминание и группировка
— разбиение ряда объектов на части и
объединение частей в ритмическую структуру
при произнесении названий объектов, например
при запоминании номера телефона 6695668
он разбивается на группы 669-5-668.
Удобным приемом
является и запоминание опорных
слов, дат, с которыми увязывается
вновь заучиваемое. Этот прием иногда
называют «вешалкой». Например, даты
исторических событий запомнить, если
заучивать не каждую в отдельности, а вначале
твердо усвоить одну дату и, отталкиваясь
от нее, запоминать последующие события
как бывшие за два, три, пять лет до или
после нее.
Припоминание слова зависит от того, насколько
часто встречалось оно в прошлом опыте
человека, и от того, входит ли это слово
в значимую для человека категорию. Фамилии
потому трудно припоминаются, что не входят
ни в одну из категорий. Метод
ассоциаций предполагает создание связей
между элементом запоминаемого ряда и
зрительным образом. При этом, чем необычнее
ассоциация, тем прочнее запоминание.
Еще один из приемов мнемотехники, получивший
особенное распространение в последние
десятилетия в связи с растущей тенденцией
к экономии времени, — акронимы. Он
состоит в составлении сокращенных названий
из первых букв. Например: СНГ, ЮНЕСКО,
ООН, НАТО.
II.
Разнообразие приемов
Обратимся теперь к приемам запоминания,
которые опираются либо на выявление или
усиление внутренних связей в самом запоминаемом
материале, либо на связи материала с интересами
человека. Один из наиболее эффективных
способов облегчения произвольного запоминания
— создание нужной
установки. Установка на запоминание
создается с помощью самоинструкции, направленной
на достижение требуемой полноты, точности
или прочности запоминания. Она влияет
не только на сам факт запоминания, но
и на длительность сохранения.
Одно дело сказать себе, что помнить следует
до определенного дня (экзамена), другое
— усвоить навсегда. В первом случае, после
того как экзамен пройдет, выученное быстро
начинает забываться. Вот характерный
пример: в эксперименте группе участников
прочли два отрывка текста одинаковой
трудности, причем сказали, что первый
спросят завтра, а второй — через неделю.
В действительности предложили рассказать
оба отрывка через две недели. Оказалось,
что первый отрывок испытуемые почти полностью
забыли, а второй значительно лучше сохранился
у них в памяти благодаря другой установке
при запоминании.