Педагоги новаторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:30, реферат

Описание работы

Задолго до того как современная наука обнаружила необычайные возможности человеческого мозга, уже древние греки открыли для себя, что ментальные способности можно в значительной степени увеличить, если использовать специальные приемы, ведь эйдетическую (от греч. eidos – образ) или образную память можно развить, это не врожденное, а приобретенное свойство человека. При обучении иностранным языкам детей школьного возраста использование мнемоники оправдано, поскольку в этом возрасте, в силу психологических особенностей, мышление еще сохраняет наглядный характер.

Работа содержит 1 файл

Задолго до того как современная наука обнаружила необычайные возможности человеческого мозга.docx

— 193.19 Кб (Скачать)

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое  и практическое, интуитивное и  аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуационные обобщения.

Проводится также  различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое  мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин "эгоцентрическое мышление", оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на "степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта".

Необходимо также  отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

По С.Л.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.

Начальной фазой  мыслительного процесса является осознание  проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой  мыслительной работы.

Первый признак  мыслящего человека – умение увидеть  проблему там, где она есть. Возникновение  вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.

От осознания  проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых  достаточно лишь по-новому соотнести  исходные данные и переосмыслить  ситуацию.

В большинстве  случаев для решения задач  необходима некоторая база теоретических  обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся  знаний в качестве средств и методов  решения.

Применение правила  включает две мыслительные операции:

  • определить, какое именно правило привлечь для решения;
  • применение общего правила к частным условиям задачи.

Автоматизированные  схемы действия можно считать  навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например при решении математических задач.  

 

26. Мыслительный процесс

При решении  сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как  гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке. Критичность – признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное.

Когда заканчивается  проверка, мыслительный процесс переходит  к окончательной фазе – суждению по данному вопросу.

Таким образом, мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который  является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения, и т.п.).

Выделяют четыре стадии решения проблемы:

  • подготовка;
  • созревание решения;
  • вдохновение;
  • проверка найденного решения.

Структура мыслительного  процесса решения проблемы:

  1. Мотивация (желание решить проблему).
  2. Анализ проблемы (выделение "что дано", "что требуется найти", какие недостающие или избыточные данные, и т.д.).
  3. Поиск решения:

    3.1. Поиск решения  на основе одного известного  алгоритма (репродуктивное мышление).

    3.2. Поиск решения  на основе выбора оптимального  варианта из множества известных  алгоритмов.

    3.3. Решение  на основе комбинации отдельных  звеньев из различных алгоритмов.

    3.4. Поиск принципиально  нового решения (творческое мышление).

    3.4.1. На основе  углубленных логических рассуждений  (анализ, сравнение, синтез, классификация,  умозаключение и т.п.).

    3.4.2. На основе  использования аналогий.

    3.4.3. На основе  использования эвристических приемов. 

    3.4.4. На основе  использования эмпирического метода  проб и ошибок.

    В случае неудачи:

    3.5. Отчаяние, переключение на другую деятельность: "период инкубационного отдыха" – "созревание идей", озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление). Факторы, способствующие "озарению":

    1. высокая увлеченность проблемой;
    2. вера в успех, в возможность решения проблемы;
    3. высокая информированность в проблеме, накопленный опыт;
    4. высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).
  1. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.
  1. Реализация решения.
  2. Проверка найденного решения.
  3. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2). Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия достигается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, а результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом. Это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт "складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели".
 

  

27. Операции мыслительной  деятельности

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных  операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ – мысленное расчленение предмета, явления пли ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без  синтеза приводит к механическому  сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое  из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается  склонность – у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают умы  аналитические, главная сила которых  – в широте синтеза.

Абстракция – выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (или генерализация) – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстракция и  обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного  процесса, при помощи которого мысль  идет к познанию. Познание совершается  в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Надо сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаше оно насыщено эмоциональностью. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает. РАССУЖДЕНИЕ – это работа мысли над суждением.

Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность.

Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

Таким образом, к операциям мышления относят  сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Мышление осуществляется в понятиях и представлениях, и  главной формой протекания мышления является рассуждение, как работа над суждением. Дедуктивное рассуждение называется обоснованием, индуктивное – умозаключением.

Мышление может  происходить на разных уровнях, таких  как наглядное мышление и мышление отвлеченное, теоретическое. Как уже  отмечалось, человек не может мыслить  только в понятиях без представлений, в отрыве от наглядности, но также  не может мыслить лишь чувственными образами без понятий. Поэтому эти  два уровня мышления взаимосвязаны.

Но возможен случай, в котором отвлеченное  теоретическое мышление почти не требуется. Это, в частности элементарные практические задачи. Некоторые люди прекрасно справляются со сложными теоретическими задачами, обнаруживая  при этом высокий уровень мышления, но оказываются порой беспомощными, когда нужно найти выход из затруднительной практической ситуации. И наоборот: люди, прекрасно ориентирующиеся  в очень сложных практических ситуациях, могут оказаться неспособными решить элементарную теоретическую  проблему. Для объяснения этого нужно  подчеркнуть различия между последовательностью  мыслительных операций в одном и  другом случае. В непосредственно-действенной  ситуации можно сначала уяснить  лишь начальный этап решения, обозначить первоначальные необходимые действия и реализовать их. При этом происходит немедленное изменение ситуации и выявляются попутные изменения, которые  до совершения действия были не предусмотрены. Таким образом, действие, выполняемое  на первых этапах мыслительного процесса, освобождает от необходимости предусмотреть, представить и учесть все многообразие изменения ситуаций, которое оно  вносит и которое нужно было бы заранее учесть при решении задачи, протекающей не непосредственно  в самом ходе действия.

Мышление как  процесс – это анализ, синтез и обобщение, посредством которых  человек ставит и решает задачу (вычленяет  ее условия и требования, соотносит  их друг с другом, выявляет искомое  и т.д.). Личностный аспект мышления составляют прежде всего мотивация  и способности человека (т.е. его  отношение к решаемой задаче, к  другим людям и т.д., в чем проявляются  и формируются его побуждения к мыслительной деятельности и его  умственные способности).

Информация о работе Педагоги новаторы