Педагоги новаторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:30, реферат

Описание работы

Задолго до того как современная наука обнаружила необычайные возможности человеческого мозга, уже древние греки открыли для себя, что ментальные способности можно в значительной степени увеличить, если использовать специальные приемы, ведь эйдетическую (от греч. eidos – образ) или образную память можно развить, это не врожденное, а приобретенное свойство человека. При обучении иностранным языкам детей школьного возраста использование мнемоники оправдано, поскольку в этом возрасте, в силу психологических особенностей, мышление еще сохраняет наглядный характер.

Работа содержит 1 файл

Задолго до того как современная наука обнаружила необычайные возможности человеческого мозга.docx

— 193.19 Кб (Скачать)

"А если  сделать наоборот? А если изменить  форму объекта? А если взять  другой материал? А если уменьшить  или увеличить объект?" и т.д. 

Все рассмотренные  методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).  

 

31. Расстройства мышления

Психологи достаточно хорошо умеют определять формы и  уровни расстройств мышления, степень  его отклонения от стандартов, "нормы". При эйфории, приподнятом настроении, увлеченности (у некоторых людей  – в начальной фазе опьянения) происходит необычайное ускорение  мыслительного процесса, одна мысль  как бы "наезжает" на другую. Непрерывно возникающие мысли, суждения, становясь все более поверхностными, заполняют наше сознание и изливаются целыми потоками на окружающих. Подобный непроизвольный, непрерывный и неуправляемый поток мыслей называется "ментизмом".

Противоположное качество – неоправданная "обстоятельность мышления". Оно становится как бы вязким, малоподвижным, при этом обычно утрачивается способность выделять главное, существенное. Рассказывая о чем-либо, люди, страдающие подобной "обстоятельностью", старательно и бесконечно описывают всякие мелочи, подробности, не имеющие никакого значения детали.

Люди эмоциональные, возбудимые иногда пытаются объединять несопоставимое: совершенно разные обстоятельства и явления, противоречащие друг другу  идеи и положения, допускают подмену  одних понятий другими. Такое "субъективное" мышление называют паралогическим.

Логические связи  нарушены, смысловое единство отсутствует, но грамматическое построение фраз остается совершенно правильным. Человек с  серьезным видом вам что-то объясняет, а вы не можете понять, в чем дело. Такое мышление называют "разорванным" (разорванное мышление).

Привычка к  шаблонным решениям и выводам  может привести к неспособности  самостоятельно находить выход из неожиданных  ситуаций и принимать оригинальные решения, т.е. к тому, что в психологии называют функциональной ригидностью мышления. Эта особенность мышления связана с его чрезмерной зависимостью от накопленного опыта, чья ограниченность и повторяемость затем воспроизводятся стереотипами мысли.

Ребенок или  взрослый мечтает, воображая себя героем, изобретателем, великим человеком  и т.п.

Выдуманный фантастический мир, отражающий глубинные процессы нашей психики, у некоторых людей  становится определяющим фактором мышления. В этом случае можно говорить об аутистическом мышлении. Аутизм означает столь глубокое погружение в мир своих личных переживаний, что исчезает интерес к реальности, теряются и слабеют контакты с действительностью, исчезает стремление общаться с окружающими. Аутистическое мышление отражает "психическую реальность", удивительное переплетение мотивов, желаний, влечений, устремлений и эмоциональных реакций, которые в совокупности могут быть названы душевным состоянием человека.

Крайняя степень  расстройства мышления – бред, или "интеллектуальная мономания". Бредовыми считаются мысли, идеи, рассуждения, не соответствующие действительности, явно противоречащие ей. Во всех остальных отношениях нормально рассуждающие и мыслящие люди вдруг начинают высказывать крайне странные для окружающих идеи, не поддаваясь никаким переубеждениям. Одни, не имея медицинского образования, изобретают "новый" способ лечения, например рака, и все силы отдают борьбе за "внедрение" своего гениального открытия ("бред изобретательства"). Другие разрабатывают проекты совершенствования общественного устройства и готовы на все ради борьбы за счастье человечества ("бред реформаторства"). Третьи поглощены житейскими проблемами: они или круглосуточно "устанавливают" факт неверности своего супруга, в которой, впрочем, и так заведомо убеждены ("бред ревности"), либо, уверенные, что в них все влюблены: назойливо пристают с любовными объяснениями к окружающим ("эротический бред"). Наиболее распространенным является "бред преследования": с человеком якобы плохо обращаются на службе, подсовывают ему самую трудную работу, издеваются, угрожают, начинают преследовать.

Интеллектуальное  качество и степень "убедительности" бредовых идей зависят от возможностей мышления того, кто ими "захвачен". Обнаружить "бредовый" характер умело  излагаемых идей далеко не просто, да и  не всегда возможно. Поэтому бредовые интерпретации и положения могут  легко "заражать" окружающих, а  в руках фанатичных или параноидальных личностей оказываются грозным социальным оружием.  

 

32. Общая характеристика  воображения

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего  мира человек наряду с восприятием  того, что действует на него в  данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение – это психический  процесс создания нового в форме  образа, представления  или идеи.

Человек может  мысленно представить себе то, что  в прошлом не воспринимал или  не совершал, у него могут возникать  образы предметов и явлений, с  которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным  с мышлением, воображение характеризуется  большей, чем при мышлении, неопределенностью  проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен  только человеку и  является необходимым  условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким  образом, он уже заранее создает  образ материальной вещи, которая  будет изготовляться в последующей  практической деятельности человека. Эта способность человека заранее  представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование  новых сочетаний из тех временных  связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая  актуализация уже имеющихся временных  связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При  этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс  воображения представляет собой  совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово  служит источником появления образов  воображения, контролирует путь становления  их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения  – объективная  реальность.

Воображение –  это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема  получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале  выражение).

Для воображения  характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение  всеобщего и единичного на чувственном  уровне уже произведено. Благодаря  этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в  своем универсальном ракурсе, обнаруживая  свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого.

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.

В психологии различают  произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе Целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем  при наличии осознанной и отреферированной поисковой доминанты, второе – в  сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т.д.

Особую форму  воображения образует мечта. Она  обращена к сфере более или  менее отдаленного будущего и  не предполагает немедленного достижения реального результата, а также  его полного совпадения с образом  желаемого. Вместе с тем мечта  может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.  

 

33. Виды воображения

Можно выделить несколько видов воображения, среди  которых основные – пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать...

В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики.

Активное  воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее  воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.

Несмотря на то, что продуктами воссоздающего  воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком  образы, этот вид воображения основан  на прежнем опыте. К.Д.Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение  является продуктом воздействия  на мозг человека материального мира. Главным образом воссоздающее/воображение  – это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция  прежних восприятий в новой их комбинации.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово "предвидеть" тесно связано и происходит из одного корня со словом "видеть", что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.

Таким образом, благодаря этой способности, человек  может "мысленным взором" увидеть, что произойдет с ним, с другими  людьми или окружающими вещами в  будущем. Ф.Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Творческое  воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека..

Образы творческого  воображения создаются посредством  различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого  воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый – операции, посредством которых  формируются идеальные образы, и  второй – операции, на основе которых  перерабатывается готовая продукция.

Информация о работе Педагоги новаторы