Педагоги новаторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:30, реферат

Описание работы

Задолго до того как современная наука обнаружила необычайные возможности человеческого мозга, уже древние греки открыли для себя, что ментальные способности можно в значительной степени увеличить, если использовать специальные приемы, ведь эйдетическую (от греч. eidos – образ) или образную память можно развить, это не врожденное, а приобретенное свойство человека. При обучении иностранным языкам детей школьного возраста использование мнемоники оправдано, поскольку в этом возрасте, в силу психологических особенностей, мышление еще сохраняет наглядный характер.

Работа содержит 1 файл

Задолго до того как современная наука обнаружила необычайные возможности человеческого мозга.docx

— 193.19 Кб (Скачать)

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т.Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной  диссоциации творческое воображение  немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность  диссоциации – существенное препятствие  для творческого воображения.

Ассоциация –  создание целостного образа из элементов  вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым  образам. Кроме того, существуют и  другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным  сходством.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.

Пассивное воображение  подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности  личности. Образы и представления  пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и  аффектов.

В ходе процессов  пассивного воображения происходив нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное  воображение отличается от реалистического  мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая  с помощью опыта.  

 

34. Мысленный эксперимент

Одной из наиболее очевидных форм проявления деятельности воображения в науке является мысленный эксперимент. К мысленному эксперименту обращался еще Аристотель, доказывая невозможность пустоты  в природе, т.е. используя мысленный  эксперимент, чтобы отвергнуть существование  тех или иных явлений. Широкое  применение мысленного эксперимента начинается, видимо, с Галилея. Во всяком случае, Э.Мах в своей "Механике" полагает, что именно Галилей первым дал  достаточное методологическое указание на мысленный эксперимент как  на особое познавательное образование, квалифицируя его как воображаемый эксперимент.

Мысленный эксперимент  не сводим к оперированию понятиями, но представляет собой познавательное образование, возникающее на основе воображения в процессе рационального  познания

Мысленный эксперимент  – это вид познавательной деятельности, строящийся по типу реального эксперимента и принимающий структуру последнего, но развивающийся целиком в идеальном  плане. Именно в этом принципиальном пункте проявляется здесь деятельность воображения, что и дает основание  называть данную процедуру воображаемым экспериментом.

Мысленный эксперимент  – деятельность, осуществляемая в  идеальном плане, способствующая появлению  у познающего субъекта новых эвристических  возможностей как в логико-понятийном, так и в чувственно-образном отображении  действительности. Мысленный эксперимент, замещая в некотором роде материальный, служит его продолжением и развитием. Субъект может произвести, например, косвенную проверку истинности знания, не прибегая к реальному экспериментированию  там, где это затруднительно или невозможно. Кроме того, мысленный эксперимент позволяет исследовать ситуации, не реализуемые практически, хотя и принципиально возможные.

Поскольку мысленный  эксперимент протекает в идеальном  плане, особую роль в обеспечении  реальной значимости его результатов  играет корректность форм мысленной  деятельности. При этом очевидно, что  мысленное экспериментирование  подчиняется логическим законам. Нарушение  логики в оперировании образами в  мысленном эксперименте ведет к  его разрушению. В мысленном эксперименте активность развертывается в идеальном  плане, и специфическими основаниями  объективности в данное случае являются логическая корректность оперирования с образами, с одной стороны, и  активность воображения – с другой. Причем решающая роль, как и должно быть в эксперименте, принадлежит  здесь "чувственной" стороне, т.е. воображению.

Мысленный эксперимент, таким образом, отличается от реального  эксперимента, с одной стороны, своей, так сказать, идеальностью, а с  другой – присутствием в нем элементов  воображения как базиса оценки идеальных  конструкций.

Так с помощью  воображения, достаточно жестко направляемого  логикой, Галилей представляет ситуацию, в которой причины, мешающие свободному движению тела, полностью устранены. Тем самым он преступает грань  реально возможного, но зато со всей возможной очевидностью демонстрирует  осуществимость инерциального движения – тело будет сохранять свое движение бесконечно долго.

Продуктивная  мощь воображения представила здесь  ситуацию, невозможную с точки  зрения аристотелевской физики. И  Галилей отдавал себе отчет в  том, что аристотелевской физике противостоит воображаемый результат  мысленного эксперимента – тело, продолжающее движение в отсутствие движущих его  сил, есть нечто невозможное с  точки зрения физики.

Таким образом, именно логическая оппозиция конкурирующих  теорий образует контекст, в котором  вполне допустимыми оказываются  недопустимые (с какой-либо из конкурирующих  позиций) предположения и "сумасшедшие" гипотезы. Короче, допустимым оказывается  воображение во всех смыслах этого  слова.

21. Общие понятия  о памяти

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память –  основа психической деятельности. Без  нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания  человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Образы  предметов или  процессов реальной действительности, которые  мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Представления памяти делятся на единичные и  общие.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Представление воображения – это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить  другой, связанный с ним. Запомнить  что-то – значит связать запоминание  с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную  нервную связь. Различают два  рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

Ассоциации  по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве.

Ассоциации  по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозге двумя объектами.

Ассоциации  по контрасту связывают два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность, ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость, и т.д.) обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.

Кроме этих видов  существуют сложные ассоциации –  смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

Принято считать, что образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности – основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.   

Информация о работе Педагоги новаторы