Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2012 в 18:03, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - определить и апробировать педагогические условия, организации пальчиковой гимнастики как средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики.
2. Диагностировать уровень речевого развития и уровень сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков детей старшей группы ДОУ.
3. Апробировать условия использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи детей 5-6 лет в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики.
1.1 Характеристика этапов и направлений развития речи в период дошкольного детства 7
1.2 Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики 11
1.3 Пальчиковая гимнастика: понятие, общая характеристика 16
1.4 Возможности использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи дошкольников 19

Глава 2. Педагогические условия использования пальчиковой гимнастики для развития речи детей старшей группы д/с № 57
г. Рыбинска
2.1 Организация линейного педагогического эксперимента 24
2.2 Особенности формирования речи и двигательных кистевых и пальцевых навыков у детей старшей группы 29
2.3 Включение пальчиковых игр в воспитательно-образовательную работу с детьми старшей группы 34
2.4 Обсуждение результатов контрольного среза 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52

Работа содержит 1 файл

ВКР Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

Рост показателей произошел и у Вари Т., Тимофея М., Вики С, Насти Л., из 4-й группы по уровням развития они перешли в третью. Детям при поддержке педагога удалось преодолеть некоторые трудности, связанные с отрицательной установкой на выполнение заданий при тестировании сформированности двигательных кистевых и пальцевых поз. Создание положительного эмоционального фона, четкие, исчерпывающие инструкции воспитателя способствовали адекватному и посильному выполнению заданий.  Работу над речевым развитием необходимо продолжить, так как дети усвоили  материал на уровне репродукции, проявляли незначительную творческую активность и самостоятельность.

К сожалению, не произошло изменений в уровне речевого развития и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков у Тимура З., Тимофея Б., Алеши М. (уровень ниже среднего). Мы планируем продолжать эту работу. Тимур З. часто отсутствовал в детском саду по причине болезни, Тимофей Б. и Алеша М. в силу особенностей своего характера очень часто тяжело шли на контакт, не только со сверстниками, воспитателями, но и с родителями при обучении в воспитательно-образовательном процессе, поэтому мы не смогли провести всю запланированную работу.

Хочется порадоваться за Егора У.: мальчик из 5-й группы по уровню речевого развития перешел в четвертую, тем самым подтвердилось соответствие между сформированностью двигательных кистевых и пальцевых навыков и речевым развитием. Постепенно его речь стала интонационно окрашена, активизировался пассивный словарь, он пытался строить грамматически правильные словосочетания, фразы, предложения. Работа по речевому развитию требует усилий не только со стороны ребенка и воспитателя, но и со стороны родителей. Мы намерены продолжать работу в этом направлении.

Динамику речевого развития и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков представляем в приложении 7.

Из всего выше сказанного можно сделать заключение, что нам удалось выявить положительную динамику речевого развития  детей старшего дошкольного возраста при условии использования пальчиковой гимнастики, что практически подтверждает гипотезу нашего исследования. При  включении пальчиковой гимнастики в структуру занятий познавательно-речевого и художественно-эстетического циклов, проведении индивидуальной работы с детьми, использовании дополнительного наглядного материала, взаимодействии с родителями у детей улучшился уровень речевого развития. У многих детей активизировался пассивный словарь, произошло обогащение словарного запаса, связная речь стала более грамотна, выразительна и содержательна.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведенный линейный педагогический эксперимент показал, что пальчиковая гимнастика будет средством развития речи  детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях:

      включении пальчиковой гимнастики в структуру занятий познавательно-речевого (развитие речи, экология, окружающий мир) и художественно-эстетического (рисование, лепка, аппликация) циклов;

      проведении индивидуальной работы с детьми с учетом речевого развития и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков;

      использовании дополнительного наглядного материала (пальчиковый театр, настольно-печатные дидактические игры, схемы, сюжетные картинки) с учетом возраста детей;

    организации взаимодействия с родителями через консультации, индивидуальные беседы.

Теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования (мы опирались на работы Е. С. Анищенкова, А. Г. Арушанова, Т.Г. Визель, А.Н. Гвоздев, Е. М. Косинова, О.С. Ушакова, Д.Б. Эльконин,  и др.) позволили нам придти к выводу, что овладение языком, формирование активной речи в дошкольном детстве служит основой для всего психического развития ребенка и задача педагога состоит в том, чтобы помочь ему правильно работать над речью, развивать культуру речи, развивать фонематический слух, словарь, связную речь.

Первоначальная диагностика убедила нас в необходимости организации специальной работы по развитию речи детей посредством пальчиковой гимнастики, поскольку у детей нашей группы преобладали уровни ниже среднего и среднего речевого развития и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков.

В практической работе нами были определены и экспериментально обоснованы педагогические условия использования пальчиковых игр как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста. Мы осуществили подборку пальчиковых игр с учетом уровней речевого развития и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков; изготовили дополнительный наглядный материал, который использовали совместно с пальчиковыми играми  на занятиях познавательно-речевого и художественно-эстетического циклов; проводили индивидуальную работу по подгруппам с детьми, а так же работали в этом направлении с родителями. Эти условия были реализованы в ходе осуществления формирующего этапа и позволили нам доказать на практике гипотезу экспериментальной работы.

По данным контрольного среза мы отметили ряд позитивных изменений, связанных с повышением уровней речевого развития и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков, следовательно, проведенная работа оказала стимулирующее воздействие на речевое развитие детей. Можем сказать, что пальчиковая гимнастика полностью вписывается в логику воспитательно-образовательного процесса, в обучение дошкольников, посещающих детский сад.

Целесообразно рекомендовать картотеку пальчиковых игр, составленную нами для речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Ближайшей перспективой данного исследования мы считаем продолжение работы с детьми старшей и подготовительной групп по развитию речи детей посредством пальчиковой гимнастики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1.   Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов /Е. С. Анищенкова. – М.; АСТ: Астрель. 2008. – 61, [3] с.: ил.

2.   Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.

3.   Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. - СПб.: КАРО, 2005. - (Коррекционная педагогика) – стр.24

4.   Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, «Академия развития», 1998. – 240с.

5.   Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384,(16)с.- (Высшая школа)

6.   Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи, М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. -  стр. 470

7.   Ермаковой С.О.“Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”: Рипол Классик, 2007, 256 стр.

8.   Жукова Н.С., Мастюкова Е. М.. Если ваш ребенок отстает в развитии / М., 1993.

9.   Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.,1973

10.             Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. Учебное издание. – М., ЭКСМО, 2004.

11.             Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 32 с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»).

12.             Кулеша Э. Освоение предметных действий умственно отсталыми дошкольниками // Дефектология.- 1989. - N 3.

13.             Розенгард-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. - М: Из-во АПН РСФСР, 1963. - 96с.

14.             Рузина М.С., Афонькин С.Ю.. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. — СПб.: КРИСТАЛЛ, 1997 — 336 с, ил.

15.             Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 48 с.

16.             Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

17.             Сиротюк А.Л. Плоды просвещения// Дошкольное воспитание, 2006, №1

18.             Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – 2-е изд. – СПб.: КОРОНА-Век, 2007. – 32 с., ил.

19.             Ушакова О.С. Материалы курса «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития»: лекции 5–8. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. — 80 c.

20.             Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика обследования развития речи дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. — Москва, 1997. 

21.             Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.

22.             Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные психологические труды. - М., Педагогика, 1989.

23.             Янушко Е.А. “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”: М., Мозайка-синтез, 2007, 56 стр.

24.             www.mirf.ru/Articles/

25.             www.academy.edu.by/sites/logoped/jopan

26.             http://nattik.ru/

2

 



Информация о работе Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста