Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2012 в 18:03, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - определить и апробировать педагогические условия, организации пальчиковой гимнастики как средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики.
2. Диагностировать уровень речевого развития и уровень сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков детей старшей группы ДОУ.
3. Апробировать условия использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи детей 5-6 лет в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики.
1.1 Характеристика этапов и направлений развития речи в период дошкольного детства 7
1.2 Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики 11
1.3 Пальчиковая гимнастика: понятие, общая характеристика 16
1.4 Возможности использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи дошкольников 19

Глава 2. Педагогические условия использования пальчиковой гимнастики для развития речи детей старшей группы д/с № 57
г. Рыбинска
2.1 Организация линейного педагогического эксперимента 24
2.2 Особенности формирования речи и двигательных кистевых и пальцевых навыков у детей старшей группы 29
2.3 Включение пальчиковых игр в воспитательно-образовательную работу с детьми старшей группы 34
2.4 Обсуждение результатов контрольного среза 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52

Работа содержит 1 файл

ВКР Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

                    подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

                    движения кистей и пальцев рук.

Косинова Е.М. дает более общую характеристику изменений в речевом развитии ребенка при занятиях пальчиковой гимнастикой:

1.  Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно при­водит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согла­сованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2.  Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают уме­ние подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают рече­вую активность ребёнка.

3.  Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4.  Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихо­творными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5.  Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые поло­жения рук и последовательность движений.

6.  У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7.  В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Изучив разнообразные методические пособия и рекомендации (Е. С. Анищенкова,  Е. М. Косинова, Е. П. Пименова, Е. Ю. Тимофеева,  Е. И. Чернова и др.) мы выделили наиболее общие условия, при которых результативность пальчиковых упражнений была бы более эффективной:

1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2.  Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4.  Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

5.  При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6.  Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
          8.  Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
          9.  В идеале каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
         10.  При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

         11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

         12.  Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
          13.   Никогда не принуждайте.  Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Таким образом, пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.

 

1.4. Возможности использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи дошкольников

Учитывая важность проблемы  развития мелкой моторики, отметим, что в настоящее время появилось множество методической литературы и пособий по применению и использованию пальчиковых игр.

В книгах Л.П.Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”, Е.А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”, С.О.Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”, Е.П. Пименовой «Пальчиковые игры» и др. доступно и интересно рассказывается о значении мелкой моторики в развитии ребенка, даются рекомендации и проведение развивающих игр с различными предметами и материалами, даются рекомендации об использовании пальчиковых игр.

Так, в книге Л.П. Савиной даются следующие рекомендации: все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение — двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими. Каждое занятие имеет свое название, проводится в течение нескольких минут, два-три раза в день. Каждое упражнение иллюстрировано [15]. Приведем пример:

Разминка

Ты, утенок, не пищи!

Лучше маму поищи.

 

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.

 Можно использовать резиновые игрушки.

Наш малыш

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

 

В пособии для родителей и педагогов Елены Степановны Анищенковой «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» дается схема обследования уровня сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков, автором методики которой является доктор психологических наук Т.Г. Визель, что представляет большой интерес для педагогов [1].

Е.Ю. Тимофеева и Е.И. Чернова в своей книге «Пальчиковые шаги» предлагают разделить развивающую работу с детьми на четыре этапа [18]:

Первый этап: знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Это важно не только в работе с «шагами». Это умение является необходимым для полноценного речевого развития в дошкольном возрасте и в дальней­шем при обучении в школе.

Второй этап: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками.

Третий этап: содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук. Этот этап предполага­ет работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения.

Четвертый этап: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой — «вниз»).

Стоит заметить, что данные упражнения полезны не только детям, но и взрослым.

Елена Михайловна Косинова в книге «Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику» разделила все предлагаемые ею упражнения на три группы [10]:

I группа. Упражнения для кистей рук:

— развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

— учат напрягать и расслаблять мышцы;

— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

— учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические:

—совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические:

— развивают точную координацию движений;

— учат сгибать и разгибать пальцы рук;

— учат противопоставлять большой палец остальным.

И когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно рассказывать даже сказки руками. Например: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке проплыл па­роход (упражнение «пароход»), он сильно гудел и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река»), росло дерево (упражнение «дерево») и т. д.

В виде игры-путешествия познакомиться с пальчиковыми играми и не только, нам предлагают Рузина Мария Станиславовна, психофизиолог, которая за­нимается разработкой детских игровых тренингов и Афонькин Сергей Юрьевич, биолог, кандидат наук, педагог, популяризатор, председатель Петербургского Центра Ори­гами в своей книге «Страна пальчиковых игр» [14].

Книга предлагает уникальный арсенал пальчиковых игр и упражнений с бу­магой для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В сборник включены также пар­ные и групповые упражнения с пальцами, которые улучшают у детей телесное, невербальное общение, а также облегчают им контакты со сверстниками и взрос­лыми. Упражнения расположены в сборнике по мере возрастания сложности. Некоторые упражнения представляют собой частично адаптированную гимнас­тику — пианистов, машинисток, актеров кукольных театров. В игры с пальцами органично включаются элементы оригами, позволяющие будить фантазию ре­бенка, помогать ему постигать начала плоскостной и пространственной геомет­рии.

Например (гимнастика для пианистов):

ДОЖДИК

Стихи Б.Заходера

Пальцы, барабаня по столу, выстукивают ритм дождя. Начинается дождь медленно, вот упала одна капля (шлеп!), вот вторая (шлеп!) и полился дождик.

 

Дождик песенку поет.                             Пальцы постукивают

Только кто ее поймет?                        по столу сначала медленно, затем все быстрее.

Не пойму ни я, ни ты,                 Пальцы барабанят

Но зато поймут цветы,                   

И зеленая трава,                                   быстро-быстро - ливень!

И весенняя листва.

Лучше всех поймет зерно,                 Пальцы стучат все

Прорастать начнет оно.             медленнее и медленнее, останавливаются.

Кончился дождь!

Играя в дождик, можно читать стихотворение сначала все быстрее, а потом все медленнее, а можно и петь.

Таким образом, в ходе исследования методической и практической литературы по применению и использованию пальчиковых игр, мы пришли к выводу, что пальчиковая гимнастика будет эффективным средством развития речи детей старшего дошкольного возраста, при реализации воспитателем следующих педагогических условий:

      включении пальчиковой гимнастики в структуру занятий познавательно-речевого (развитие речи, экология, окружающий мир) и художественно-эстетического (рисование, лепка, аппликация) циклов;

      проведении индивидуальной работы с детьми с учетом уровней речевого развития и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков;

      использовании дополнительного наглядного материала (пальчиковый театр, настольно-печатные дидактические игры, схемы, сюжетные картинки) с учетом возраста детей;

    организации взаимодействия с родителями через консультации, индивидуальные беседы.

Для подтверждения данной гипотезы был спланирован линейный педагогический эксперимент.

 

 

 

Глава 2. Педагогические условия использования пальчиковой гимнастики для развития речи ребенка в период дошкольного детства.

2.1 Организация линейного педагогического эксперимента

Наше исследование проводилось в период с сентября по декабрь 2010 года на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида  № 57 "Ручеек" в старшей группе в составе 18 человек в возрасте 5 лет.

Выбор базы экспериментального исследования обоснован тем, что автор выпускной квалификационной работы является воспитателем данного детского сада, стаж работы пять лет. Основной общеразвивающей программой нашего дошкольного учреждения является "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Цель программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе.

Приоритетными направлениями являются:

- познавательно-речевое развитие;

- физическое развитие.

Решение задач экспериментального исследования потребовало организации линейного педагогического эксперимента, предусматривающего следующие этапы:

- диагностический (цель: выявить уровень развития речи и уровень сформированности развития двигательных навыков кистей и пальцев рук детей);

- формирующий (цель: апробировать обозначенные в гипотезе педагогические условия использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста);

- контрольный (цель: выявить изменения в развитии речи детей в ходе формирующей работы с использованием пальчиковой гимнастики).

Учитывая, что речевое развитие находятся в прямой зависимости от тонких движений пальцев рук, мы взяли за основу критерии тестирования, предложенные  Т.Г. Визель для обследования уровня сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков:

1.                  Манипуляции с предметом

2.                  Манипуляции без предмета

3.                  Воспроизведение кистевых и пальцевых поз

А так же критерии экспериментальной методики О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной по обследованию развития речи дошкольников:

1.                  Словарь

2.                  Грамматика

Информация о работе Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста