Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2012 в 18:03, дипломная работа
Цель исследования - определить и апробировать педагогические условия, организации пальчиковой гимнастики как средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики.
2. Диагностировать уровень речевого развития и уровень сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков детей старшей группы ДОУ.
3. Апробировать условия использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи детей 5-6 лет в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики.
1.1 Характеристика этапов и направлений развития речи в период дошкольного детства 7
1.2 Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики 11
1.3 Пальчиковая гимнастика: понятие, общая характеристика 16
1.4 Возможности использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи дошкольников 19
Глава 2. Педагогические условия использования пальчиковой гимнастики для развития речи детей старшей группы д/с № 57
г. Рыбинска
2.1 Организация линейного педагогического эксперимента 24
2.2 Особенности формирования речи и двигательных кистевых и пальцевых навыков у детей старшей группы 29
2.3 Включение пальчиковых игр в воспитательно-образовательную работу с детьми старшей группы 34
2.4 Обсуждение результатов контрольного среза 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
3. Фонетика
4. Связная речь
Согласно вышеперечисленным критериям были определены следующие методы:
1. Тестирование (автор Т.Г. Визель)
2. Экспериментальная методика (автор О.С. Ушакова, Е.М. Струнина)
С целью выявления уровня сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков мы провели тестирование (автор Т.Г. Визель) в индивидуальной форме. Диагностируемый ребенок выполнял последовательно три теста, которые по своему содержанию заключались в следующем:
1 тест – манипуляция с предметом.
2 тест – манипуляция без предмета.
3 тест – воспроизведение кистевых и пальцевых поз.
С целью выявления уровня речевого развития мы провели обследование так же в индивидуальной форме. Диагностируемому ребенку предлагалось пройти три серии заданий:
1 серия заданий – словарь и грамматика.
2 серия заданий - звуковая культура речи.
3 серия заданий – связная речь.
Все результаты фиксировались нами в оценочных картах. На основе анализа полученных данных определялась группа по уровню сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков и речевого развития.
По сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков мы выделили следующие группы, ориентируясь на сформулированные показатели оценки выполнения детьми заданий:
В первую группу входят дети, которые продемонстрировали самый высокий уровень сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков. Легко показывали действие, которое им предлагалось.
Во вторую группу (уровень выше среднего) входят дети, которые повторяли позу не всегда, но движения их были правильные.
В группу среднего уровня входят дети, которые пытались повторить позу, но движения их были не ловкие.
В четвертую группу с уровнем ниже среднего сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков вошли дети, для большинства, которых характерна отрицательная установка на выполнение задания, даже порой они могли отказаться повторить позу.
Пятую группу (низкий уровень) составили дети, которые набрали наименьшее количество балов, их действия неловкие, неосознанные и они не испытывали удовольствия от повторения упражнения.
Описание данной методики, сводные таблицы результатов диагностик и уровни речевого развития у детей старшей группы представлены в приложениях 1.1., 1.2, 1.3.
С целью определения уровня речевого развития был использован метод наблюдения. Это основной метод педагогической оценки. При определении уровня речевого развития группы распределяются следующим образом:
1 группа – дети с высоким уровнем – полное освоение содержания материала по разделу «развитие речи», творческий уровень, качественно и самостоятельно выполняет задания повышенной сложности, аргументирует, доказывает свои действия, ответы.
2 группа – уровень выше среднего – почти полное усвоение программного материала с незначительными недочетами, достаточная активность, самостоятельность, с незначительными неадекватными реакциями.
3 группа – дети со средним уровнем – полное освоение материала на уровне репродукции, незначительная творческая активность и самостоятельность.
4 группа – уровень ниже среднего - элементарная грамотность, уровень репродукции с допущением незначительных либо редких значительных ошибок, заниженный уровень самостоятельности и активности.
5 группа – дети с низким уровнем - уровень не усвоения основных речевых правил и понятий.
Описание данной методики, сводные таблицы результатов тестирования и уровни сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков представлены в приложениях 2.1, 2.2, 2.3.
Целью формирующего этапа (октябрь – декабрь 2010 года) была апробация обозначенных в гипотезе педагогических условий использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи дошкольников. В связи с рациональной структуризацией режима дня старших дошкольников мы рассмотрели возможные формы организации пальчиковой гимнастики как средства развития речи детей. Планируя воспитательно-образовательную работу, мы подобрали пальчиковые игры по типу занятий – познавательно-речевого и художественно-эстетического циклов.
Прежде чем спланировать содержание линейного педагогического эксперимента, мы изучили практические материалы и пособия таких авторов как Л.П. Савина, Е.С. Анищенкова, Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова, Е.М Косинова и др. Е.М Косинова представила в своей книге «Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику» упражнения, которые совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений. В книге Е.С. Анищенковой «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» представлен большой выбор игр на различные программные темы - «Овощи», «Животные» и др., которые мы использовали для составления тематического плана занятий. А так же дается схема обследования сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков, автором методики которой является доктор психологических наук Т.Г. Визель, которая и была взята нами для обследования детей. Все эти пособия мы взяли за основу, так как предполагаем, что целенаправленное использование пальчиковых игр при определенных нами в гипотезе педагогических условий будет способствовать речевому развитию детей.
Продумывая организацию предметно-развивающей среды в группе мы предусмотрели:
Уголок «Веселые пальчики».
Подбор книг и картинок с изображением пальчиковых поз.
Наглядный материал.
Картотеку пальчиковых игр.
Папки ширмы для родителей.
Целью контрольного этапа экспериментального исследования было выявление результатов проделанной работы и их соответствия гипотезе педагогического исследования. Критерии анализа остались прежними:
1. Манипуляции с предметом
2. Манипуляции без предмета
3. Воспроизведение кистевых и пальцевых поз
и
1. Словарь
2. Грамматика
3. Фонетика
4. Связная речь
Были использованы методы и методики: тестирование уровня сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков (Т.Г. Визель); экспериментальная методика для определения уровня речевого развития детей группы (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина).
2.2 Особенности формирования речи и двигательных кистевых и пальцевых навыков у детей старшей группы
Диагностический этап экспериментального исследования был проведен в сентябре 2010 года. Была обследована старшая группа в составе 18 детей, представим результаты диагностического этапа экспериментального исследования.
Для определения уровня сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков мы провели тестирование по «Схеме обследования уровня сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков» Т.Г. Визель (в обработке Е.С.Анищенковой), для определения уровня речевого развития нами была взята экспериментальная «Методика обследования развития речи дошкольников» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
По результатам выполнения заданий каждый ребенок был отнесен к одной из пяти групп (в соответствии с пятибалльной шкалой, где первым уровнем оценивается наивысший результат, пятым – самый низкий).
На основании полученных данных мы констатировали следующие результаты (таблица 2, приложение 3):
Таблица 2
Уровень | Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий |
Речевое развитие | 0% | 17%; (3) | 39%; (7) | 38%; (7) | 6%; (1) |
Сформированность двигательных к. и п. навыков | 0% | 17%; (3) | 39%; (7) | 44%; (8) | 0% |
Уровень речевого развития и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков выше среднего (2-я группа) был определен у 3-х девочек (17%) – это Ксюша З., Алиса К., Валерия С. Все девочки с удовольствием откликнулись на выполнение заданий. Особенно им понравилось, когда мы попросили их улыбнуться. Для Валерии С. составило трудность такое задание, как хмурить брови. Девочка сначала немного смутилась, но затем, расслабившись, продолжила выполнение заданий. В плане речевого развития девочки тоже справились с заданиями без особых затруднений. Особенно интонационное оформление речи им удавалось лучше всего.
Для Ксюши З. составило трудность грамматически правильно выстроить предложения при описании ежика по картинке. Использовала в основном только простые предложения: «Это ежик. Он колючий. Он в лесу»
У всех трех девочек вызвала затруднение такая речевая ситуация, когда их попросили образовать слова от слова «лес». Девочки молча смотрели на воспитателя и ждали помощи. После нескольких наводящих вопросов лишь одна Алиса К. попыталась сказать одно слово «лесной».
При выполнении задания: «Придумай предложение со словом ручка» Валерия С. повторила слово несколько раз, затем замкнулась и просто смотрела на воспитателя. С помощью воспитателя девочка начала отвечать, но все же самостоятельно не смогла составить предложения разных типов.
Алиса К. испытывала затруднения в употреблении глаголов и прилагательных. Так, в задании «Какая игла у ежа?» называла всего два слова: «острая, колючая». При задании «Что можно делать с иглой» подобрала лишь два изолированных глагола: «шить, уколоться».
В группу детей со средним уровнем речевого развития и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков (3-я группа) вошли 7 человек (39%) – Даша Б., Артем Ж., Лиза З., Алена К., Кирилл М., Андрей Р., Никита С.. Они отличаются тем, что
с большим удовольствием принимали и пытались выполнить задания, но движения и ответы их не всегда были точны и правильны.
Андрей Р. – представитель этой уровневой группы.
При выявлении уровня сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков, охотно согласился ловить мяч, когда у него не получалось правильно поймать его – просил повторить снова и снова.
Очень эмоционально выполнял задания второго теста: хмурил брови, улыбался, прощался, здоровался и т. д., но от того что эмоции его переполняли, делал это неловко, неуклюже. Зачастую это были просто гримасы, но мальчик старался выполнить все, что ему предлагалось.
Третий тест «Воспроизведение кистевых и пальцевых поз» составил для мальчика особую трудность. Пытаясь повторить за воспитателем предложенные позы, часто путался и отвлекался.
При выявлении уровня речевого развития показал незначительную творческую активность и самостоятельность.
Словарь и грамматика: в умение подбирать определения к словам в задании «Что значит ручка?» ответил – «ей пишут». Ребенок не смог правильно составить фразу и проявил элементарную не грамотность.
При выполнении задания «придумай предложение со словом «ручка» дал однотипный ответ – «ей пишут», в задании «назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы» ответил так же, проявив элементарную неграмотность – «лошаденки, много – теленков».
Фонетика: ребенок не произносит все звуки алфавита и посещает занятия логопеда. В заданиях назвать слова, в которых слышаться определенные звуки путался и отвлекался. Мальчик отличается повышенной активностью в поведении.
Связная речь: по этому критерию мальчик показал неплохие результаты, но с определенными трудностями.
При выполнении задании «Описание ежа по картинке» мальчик отвлекался, суетился, брал и снова клал картинку. При описании ежа содержательность его высказываний определяется лишь перечислением признаков: «Ежик. Он хороший, колючий» Требовалась помощь воспитателя и наводящие вопросы: «где живет? что вокруг? что растет в лесу? ».
В задании «Рассказ по серии картинок» было предложено выложить последовательно картинки по сказке «Теремок» и рассказать сказку. Андрей Р. путался в последовательности, начинал нервничать. При помощи воспитателя ему это удалось и ребенок медленно, но рассказал сказку, используя простые, однотипные конструкции предложений. К концу рассказа проявляет эмоциональный подъем, применяя формально-сочинительную связь в предложении через союз «и»: « Медведь залез на крышу и сломал его!».
Андрей Р. составил самостоятельный рассказ на тему «Как я провел выходные»: « Утром мы с Кирюшей (брат) проснулись и пошли с бабушкой кататься на каток. Там был и Кирилл М. с папой. Мы катались вместе. Мы все падали и нам было весело. Вечером, когда мы пришли домой, бабушка сказала, что в следующие выходные мы опять пойдем». В рассказе присутствует сюжет, есть начало, середина, конец. Правильно связывал слова, вновь использовал способ формально-сочинительной связи через союз «и», были небольшие заминки и паузы.
В 4-ю группу (уровень ниже среднего) по речевому развитию и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков вошли 7 детей (38%) – Тимофей Б., Тимур З., Настя Л., Алеша М., Тимофей М., Вика С., Варя Т.. Большинство из этих детей настороженно восприняли выполнение данных им заданий. Уровень речевого развития – 7 детей (39%) - Тимофей Б., Тимур З., Настя Л., Алеша М., Тимофей М., Вика С., Варя Т..