Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2012 в 18:03, дипломная работа
Цель исследования - определить и апробировать педагогические условия, организации пальчиковой гимнастики как средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики.
2. Диагностировать уровень речевого развития и уровень сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков детей старшей группы ДОУ.
3. Апробировать условия использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи детей 5-6 лет в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики.
1.1 Характеристика этапов и направлений развития речи в период дошкольного детства 7
1.2 Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики 11
1.3 Пальчиковая гимнастика: понятие, общая характеристика 16
1.4 Возможности использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи дошкольников 19
Глава 2. Педагогические условия использования пальчиковой гимнастики для развития речи детей старшей группы д/с № 57
г. Рыбинска
2.1 Организация линейного педагогического эксперимента 24
2.2 Особенности формирования речи и двигательных кистевых и пальцевых навыков у детей старшей группы 29
2.3 Включение пальчиковых игр в воспитательно-образовательную работу с детьми старшей группы 34
2.4 Обсуждение результатов контрольного среза 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
К 4-5 годам дети начинают употреблять в своей речи существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризуют состояние и настроение людей; используют существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги.
В 5-6 лет дети употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу.
В 6-7 лет у детей расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Они используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, употребляют разные части речи точно по смыслу [4, c.33].
В исследованиях, проведенных под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой, рассмотрены конкретные направления речевого развития.
Словарная работа является одной из важнейших в обшей системе работы по развитию речи. При выявлении словаря (его уровня) важно не только уделять внимание установлению наличия слов, обозначающих предмет, действия, свойства, но и выявлять смысловую нагрузку слов, имеющихся в словаре ребенка и возможность использования их в своей речи (активное владение). Овладение словарным составом родного языка является необходимым условием освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи.
Формирование грамматического строя речи у ребенка-дошкольника включает работу над морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).
Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства языка).
У ребенка должно быть развито умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка — это тот уровень, к которому стремятся педагоги.
В формировании связной речи — т.е. речи содержательной,
логичной, последовательной, организованной - особенно отчетливо выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между
предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связать их разнообразными способами связей, используя разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания [19, с.43].
Таким образом, мы выяснили, что именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие речи ребенка. Овладение языком, формирование активной речи в дошкольном детстве служит основой для всего психического развития ребенка и задача педагога состоит в том, чтобы помочь ему правильно работать над речью, развивать культуру речи, развивать фонематический слух, связную речь, так как постепенно речь станет важным условием планирования дальнейших действий ребенка.
1.2. Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики
В процессе индивидуального развития ребенка речь тесно связана с движениями, в первую очередь пальцев рук. В институте физиологии детей и подростков АПН сотрудниками лаборатории нервной высшей деятельности ребенка в ходе обследования большого количества детей было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук [17, с.70-78]. Так, на основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Приведем примеры критериев нормального развития функции речи и руки. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации - по данным Е.М. Мастюковой. (Таблица 1)
Таблица 1
Возрастные особенности развития функции речи и руки | ||
Возраст | Навыки поведения | Речевая активность. (экспрессивная речь) |
3 месяца | Условно-рефлекторные движения | Предречевые вокализации: гуканье, гуление, вскрики. |
6 месяцев | Ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку игрушку, размахивает ею. | Слоговой лепет устойчив, оформлен. |
1 год | Большой палец может быть отодвинут на 90 градусов. | Полная артикуляция слогов. Самостоятельно говорит слова. |
1 год 6 мес. – 1 год 7 мес. 1 – 2 года | Полностью развивается хватательная функция, кубик берёт 5 пальцами сверху. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.
Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. | Скачок в формировании экспрессивной речи: обращаясь к взрослому, называет предметы, активно подражает речи взрослого Складывает предложения. Словарный запас 100 – 300 слов (к концу 2 года) |
2 – 3 года | Берёт кубик первыми тремя пальцами. Открывает ящик и опрокидывает всё содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы. (Примечание: когда функции пальцев рук развиты достаточно хорошо, кубик берётся 2 пальцами за грани, можно считать, что у ребёнка полностью открылась функция речи в головном мозге.) | Возникает описательная речь; умеет ответить на вопрос; запоминает множество двустиший, концовки песен, повторяет их. |
3 - 4 года | Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков. | Словарный запас возрастает в 3 – 4 раза. Может рассказать наизусть небольшую сказку. |
4 – 5 лет | Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки. | Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцирует на слух и в произношении. Практически усваиваются все частные грамматические формы. |
Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Как видим из таблицы, развитие мелкой моторики рук оказывает влияние на все направления развития речи у ребенка: развитие связной стороны речи, словаря, звуковую сторону речи и грамматического строя. Это значит, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Теснейшая взаимосвязь между движениями рук и развитием зрения человека в детстве сохраняется очень долго.
Например, если попросить дошкольника, знающего счет до десяти, сосчитать глазами несколько одинаковых предметов – можно убедиться, что без помощи рук он этого сделать не сможет. Считая, непременно укажет пальцем на каждый предмет. Рука как бы передает зрению свои движения.
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев — неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот [16, с.48].
Исследования ученых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий головного мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря хорошему развитию пальцев, в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела» (М.М. Кольцова).
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Это облегчение двигательной координации, преодоление зажатости, скованности.
Мелкая ручная моторика взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Видимо, наши предки хорошо это знали, поскольку в детском фольклоре существует огромное количество потешек, таких как «Сорока-белобока», «Ладушки», «Водичка, водичка» и др. в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать: понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи говорящего.
Как известно, ребенок рождается с набором рефлексов, один из них "хватательный": если вложить указательные пальцы ребенку в ладошки, и он крепко ухватится за них, так что его можно даже приподнять.
Также ребенок способен долго не выпускать из рук предмет. Все эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения [15, с.1].
По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в осознанное умение брать и отпускать. Это произойдет примерно в 4 месяца [4, с.70]. Сначала малыш сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Получается, что наши древние прабабушки, играя в «Сороку» со своим чадом, побуждали его поскорее раскрыть ладошку, которой отведена важная роль в познании мира путем осязания, т.е. тренировали хватательный рефлекс своего малыша.
А сегодня учеными доказано, что чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша [6, с.48]
Заметим, что, занимаясь с ребенком пальчиковой гимнастикой, мы оказываем оздоравливающее и тонизирующее воздействие на организм малыша. Мы целенаправленно (по замыслу потешки) влияем на рефлексогенные зоны, расположенные на кисти ребеночка, воздействие на которые вызывают определенные действия на внутренние органы.
Эти зоны способны воспринимать внешние раздражения и переводить их в нервные сигналы, а затем через центральную нервную систему изменять и нормализовывать функции органов.
По насыщенности такими зонами кисть не уступает уху и стопе. Установлено, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного
— на печень и почки, мизинца — на сердце [15, с.2].
Еще древнегреческий философ Анаксагора писал: «Рука каждого человека показывает его участь и таит в себе чудодейственную силу излечения болезней» [22, с.77].
Регулярные пальчиковые упражнения улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус и, конечно же влияют на развитие речи.
Итак, различные игры, содержащие в себе элемент пальчиковой гимнастики, помогают малышу поддерживать нормальную работу внутренних органов, развиваться физически, интеллектуально, эмоционально, активно овладевать речью - одним из главных умений ребёнка дошкольного возраста, которое существенно влияет на его последующее развитие.
Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.
Из этого следует сделать простой, но в тоже время наиважнейший вывод, что такие немудреные (на первый взгляд) традиционные игры непосредственно влияют помимо развития речевой активности ребенка, чему и посвящена данная работа, на развитие мозга, интеллекта, творческих способностей, на нормальное функционирование внутренних органов человека, помогают овладеть бесценным даром народного слова.
1.3. Пальчиковая гимнастика: понятие, общая характеристика
Пальчиковая гимнастика или «Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев [26].
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами.
Благодаря массирующему и звуковому воздействию на активные точки и нервные окончания ладони и пальцев рук, считалось, что упражнения с шарами оздоровляют сердечно сосудистую систему, улучшают работу кишечника, укрепляют внимание и память, снимают стрессы, нормализуют давление и оказывают всестороннее оздоравливающее воздействие на организм. Для детей шары изготовлялись из кедра, можжевельника, персикового дерева. Благодаря небольшим размерам, они отлично подходили для детской ладони [24].
А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами (катать два ореха между ладонями; один орех прокатывать между пальцами; удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук) [25].
У ребенка, который занимается пальчиковой гимнастикой или другими упражнениями на развитие мелкой моторики, совершенствуются следующие движения (по Е.А. Янушко):
хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие – двумя руками);
соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек – пирамид, матрешек и др.;