Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2012 в 18:03, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - определить и апробировать педагогические условия, организации пальчиковой гимнастики как средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики.
2. Диагностировать уровень речевого развития и уровень сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков детей старшей группы ДОУ.
3. Апробировать условия использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи детей 5-6 лет в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики.
1.1 Характеристика этапов и направлений развития речи в период дошкольного детства 7
1.2 Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики 11
1.3 Пальчиковая гимнастика: понятие, общая характеристика 16
1.4 Возможности использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи дошкольников 19

Глава 2. Педагогические условия использования пальчиковой гимнастики для развития речи детей старшей группы д/с № 57
г. Рыбинска
2.1 Организация линейного педагогического эксперимента 24
2.2 Особенности формирования речи и двигательных кистевых и пальцевых навыков у детей старшей группы 29
2.3 Включение пальчиковых игр в воспитательно-образовательную работу с детьми старшей группы 34
2.4 Обсуждение результатов контрольного среза 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52

Работа содержит 1 файл

ВКР Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

Егора У. по сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков мы отнесли к уровню ниже среднего, а по речевому развитию к низкому уровню (5-я группа).

При выполнении первого теста диагностики мальчик сосредоточился и постарался поймать мяч. Но очень перенапрягся и не всегда мог его поймать, хотя движения и положение рук были правильные.

При выполнении символических действий (2 тест), ребенок отказался «хмурить брови и посылать воздушный поцелуй», т. к. мальчик проявляет настороженность, напряжение, скованность. При выполнении описательных действий «какой формы яблоко (арбуз, мяч), какой формы огурец (палочка)» Егор У. не понимал смысла самого задания, и отказался их делать, даже после рекомендаций воспитателя.

При выполнении 3-го теста на воспроизведение кистевых и пальцевых поз мальчик был уже более спокоен, после показа взрослым пытался повторить задания, но его движения были неловкие и неточные.

Мальчик имеет низкий уровень речевого развития. Это говорит о том, что у ребенка не до конца активизировался пассивный словарь, связная речь развита плохо, ребенку легче и комфортней действовать, чем выражать словами.

В заданиях «бывает глубоким, мелким, высоким, низким, легким, тяжелым?», «что называют словом « ручка»», «придумай предложение со словом « ручка»» и др. (на словарь и грамматику) Егор У. называет по одному слову с большой помощью воспитателя. Но с заданием на умение пользоваться вежливыми формами речи «скажи зайчику, что бы он попрыгал, спрятался, потанцевал» ребенок справился хорошо: « Зайка, попрыгай пожалуйста»

Фонетика: ребенок не произносит все звуки алфавита и не посещает занятия логопеда (в саду нет специалиста). При беседе с родителями не однократно делался на это акцент, но не понятно по каким причинам мальчика не водят к специалисту. С заданиями по звуковой культуре речи он часто путался, не мог сосредоточиться.

Связная речь: в заданиях « описать ежа по картинке», «составлении рассказа по серии картинок «Сказка Теремок»», «составление самостоятельного рассказа «Как я провел выходные» - часто затруднялся в составлении высказываний были многочисленные паузы, потребовалась максимальная помощь взрослого, не мог развернуть логический сюжет, не все структурные части присутствовали, хотя на самостоятельном рассказе «Как я провел выходные» мальчик немного оживился и речь его была интонационно выразительна.

Подводя итоги всему выше изложенному, можно говорить о том, что на диагностическом этапе эксперимента, исходя из вышеперечисленных критериев, нами были выявлены уровни сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков и речевого развития детей. Каждый ребенок был отнесен к одной из пяти групп. Определены количественные и качественные показатели, выраженные в гистограммах (приложение 1.3, 2.3), а также в описательных примерах. Мы выявили, что доминирующими группами по развитию речи и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков являются третья и четвертая (средний уровень, уровень ниже среднего).

Выявленные затруднения в речевом развитии у детей старшей группы, исходя из результатов диагностики, указывают на необходимость осуществления дальнейшей работы путем использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста при реализации воспитателем педагогических условий, выдвинутых нами в гипотезе.

 

2.3 Включение пальчиковых игр в воспитательно-образовательную работу с детьми старшей группы

Полученные результаты диагностического этапа исследования позволили нам осознанно подойти к организации формирующего этапа эксперимента, целью которого является апробация обозначенных в гипотезе педагогических условий использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Формирующий этап эксперимента проводился нами с октября по декабрь 2010 года в старшей группе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида  № 57 "Ручеек".

Как показано в теоретической части работы, целенаправленное и систематическое использование пальчиковой гимнастики в воспитательно-образовательном процессе будет успешно стимулировать и развивать мелкую моторику и речь ребенка.

Выстраивая содержательное обеспечение формирующего этапа экспериментального исследования, нами были подобраны пальчиковые игры в соответствии с тематикой занятий познавательно-речевого и художественно-эстетического циклов, а также игры, которые развивают подражательную способность, развивают точную координацию движений, обогащают словарный запас, совершенствуют связную речь и др. Картотека игр представлена в приложении 8.

Для обеспечения системности в работе нами был составлен тематический план занятий познавательно-речевого и художественно-эстетического циклов с включением пальчиковых игр. Тематический план использования пальчиковой гимнастики на занятиях познавательно-речевого и художественно-эстетического циклов в старшей группе д/с № 57 (на месяц) представлен в приложении 9.

Рассмотрим примеры занятий с использованием пальчиковых игр.

Развитие речи: «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»

Воспитатель предлагает вниманию детей картину «Ежи» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой). Просит их подумать, как можно назвать картину и говорит, что пока дети думают, он покажет им своего ежика. Детям показывается картинка с изображением ежика с одной стороны, а с другой текст упражнения пальчиковой гимнастики. Сначала воспитатель сам выполняет упражнение, затем просит повторить упражнение вместе и обращает внимание на то, что в группе появилось много ежиков. Таким образом, воспитатель подводит детей к названию картины, активизируя мышление, речь детей и поднимает их эмоциональный уровень, так как в дошкольном детстве игра остается ведущим видом деятельности. В конце занятия педагог предлагает согреть ежиков теплым солнышком. Предлагается пальчиковая гимнастика, с использованием другой картинки – «Солнышко». Очень важно обращать внимание на то, что бы все дети выполняли задание, детям, которые испытывают затруднения, воспитатель помогает и выполняет задание совместно с ребенком. Так, Егор У., Тимур З., Настя Л. (дети ниже среднего и низкого уровня по развитию речи и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков) естественно и комфортно чувствовали себя при выполнении упражнения, каждый из них старался проговорить хотя бы последние слова за воспитателем. Особенно понравилось делать «Солнышко» Андрею Р., Кириллу М. (дети со средним уровнем).

Лепка: «Красивые птички» (По мотивам народных дымковских игрушек)

На этом занятии мы закрепляли такие приемы лепки, как оттягива­ние, сплющивание, прищипывание. Подобрали такие пальчиковые игры, которые бы повторяли позу пальцев при выполнении этих приемов. При уточнении, спрашивая детей, как они будут лепить, мы предложили им вспомнить выполнение этих приемов. Девочкам предложили пальчиковое упражнение – «Курочка», мальчикам – «Петушок». Эти упражнения Е.М. Косинова отнесла ко второй группе – упражнения для пальцев условно статистические, т.е.  упражнения, которые совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений. Во время выполнения мальчики с удовольствием наблюдали за девочками, а девочки за мальчиками, что позволило нам создать более положительную и дружелюбную обстановку. Варя Т. и Лиза З. выполняли упражнение, показывая друг другу и при необходимости поправляли друг друга в словах, тем самым закрепляя текст. Девочки проделывали это очень эмоционально.

Тимоша М., Алеша М. не сразу начали выполнение упражнений. Мальчики застенчиво просмотрели, как это делают девочки, затем смотрели за мальчиками, и, не захотев отставать от сверстников, принялись за выполнение.

В конце занятия мы предложили встать каждому ребенку около своей птички и показать, как наши птички полетят – упражнение « Птичка летит» на расслабление мышц кистей рук. Затем ребята рассматривали всех птичек, радовались общему результату и показывали уже самостоятельно, как полетят их птички.

Экология: «Сравнительное наблюдение за рыбами. Знакомство с новой рыбкой».

Для этого занятия мы приготовили две емкости: одна с водой (большой таз), другая с песком (коробка). В середине занятия, при уточнении, чем питаются рыбки, как их надо кормить, мы предложили детям потренироваться, как они это будут делать. Приведем пример.

Воспитатель: «Давайте представим, что песок это корм. Покажите, как вы будите кормить рыбок? Как надо растирать корм?» (Дети берут пальчиками песок, который находится в коробке, растирая, сыплют его, имитируя кормление рыбок).

Воспитатель: «Давайте покажем, как хорошо живется рыбкам у нас в аквариуме».

Дети руками имитируют движение рыбок (гимнастика проводится в воде).

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Егор У., Алеша М., Настенька Л. одними из первых подошли к емкостям. Игры с песком и водой доставили детям огромное удовольствие, каждый из них старался как можно тщательней растереть корм (песок) для рыбок, а затем поплескаться в воде, имитируя их. Таким образом, мы провели и массаж подушечек пальцев, и стимулировали развитие пространственного восприятия, воображения (рыбки плавают по всему аквариуму), и, конечно, активизировали мозговые речевые центры.

Рисование: «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»

Для занятия мы использовали пальчиковую гимнастику в виде физкультминутки.

Примерно через десять минут самостоятельной, напряженной работы, мы предложили детям немного отдохнуть. Попросили их встать и выполнить следующее упражнение, проговаривая текс:

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (руки в стороны, сжимать и разжимать кулачки)

Рисовать опять начнём.

 

Дети охотно отвлеклись и размялись. Однако, после отдыха, Андрей Р., Артем Ж., Вика С. с неохотой продолжили рисование, дети хотели играть дальше, а рисование дымковских узоров трудный и напряженный процесс. Нужно очень внимательно и желательно точно располагать рисунок (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги). Мы сказали им о том, что мы еще раз обязательно поиграем по окончании занятия. И именно поэтому в конце занятия мы выполнили то же упражнение.

Ребенок и окружающий мир: «Кто нам хлеб растит»

В середине занятия, после слов: «Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто?», мы предложили два комплекса пальчиковой гимнастики по Е.М. Косиновой  - «Месим тесто» и «Печем блины». Эти упражнения развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют дифференцированных движений. Именно поэтому, дети с низким и ниже среднего уровнем развития речи (Егор У., Тимофей М., Тимофей Б., Варя Т.) с большим энтузиазмом откликнулись на наше предложение, а затем каждый попытался рассказать, как его мама печет блины, и как они помогают ей. Эти упражнения стали стимулом  развития связной речи у детей.

Аппликация: «Подарок для Мурки».

Перед тем как сделать подарок для Мурки, воспитатель предлагает придумать имя для кошки и поиграть с ней – пальчиковые упражнения «Кошка», «Кошка показывает коготки». Тем самым, мы подготавливаем пальцы к работе с ножницами, клеем и обогащаем словарь. Каждый ребенок вспомнил свое домашнее животное, а Алиса К. (уровень речевого развития выше среднего) очень хорошо описала свою собаку («собачка у нас тонконогая» и т.д.).

Конструирование: «Улица, придуманная нами»

На этом занятии, для обыгрывания нашей улицы, мы раздали фигурки персонажей (приложение 14) и предложили, чтобы каждый сходил в гости в дом, к тому, кто ему нравится и пообщался с ним. Все дети восприняли это очень эмоционально. Надев фигурки на пальчики, они пошли в гости. На наше удивление, Вика С. (уровень речевого развития и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков ниже среднего) свободно, без затруднения передвигала пальчиками-ножками и пошла в гости к Тимоше М.. Мальчик (уровень ниже среднего) немного смутившись, принял ее и начал охотно общаться.

Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом уровней речевого развития и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков потребовало от нас так же системности и доступности. Как уже говорилось, нами был составлен план индивидуальной работы с детьми с учетом уровней речевого развития и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков (приложение 10).

Вторая половина дня наиболее приемлема для организации индивидуальной работы с детьми старшей группы. Мы планировали свою работу каждый день с детьми одной из уровневой групп, учитывая особенности речевого развития и сформированность двигательных кистевых и пальцевых навыков.

Работая с детьми второй группы (уровень речевого развития и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков выше среднего), мы решали следующие задачи:  совершенствование активного владения словарем, грамматическим строем речи, закрепление умения отчетливо произносить звуки, слова, фразы, придавая им интонационную окраску, обучение рассказыванию руками маленьких историй, сказок, стихов, продолжать обучение рассказывать связно и последовательно.

Например, для обучения рассказыванию руками маленьких историй и обучения умению рассказывать связно и последовательно, мы предложили девочкам этой группы рассказ «Жил был человечек».

«Жил был человечек  и построил он себе дом. Домик получился красивый с высокой трубой на крыше. Вокруг дома построил он забор с воротами. Возле дома человечек посадил цветы»

Перед девочками были разложены четыре сюжетные картинки, опираясь на наглядный материал, после показа воспитателем они должны были повторить движения и текст. Ксюша З. часто путалась, иногда забывала показывать предмет руками, в речи часто запиналась, начала нервничать, но когда она все-таки справилась с заданием, сказала: «Это очень трудно» и заулыбалась.

В работе с детьми 3-й группы (средний уровень речевого развития и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков), мы включили менее сложные задания, также предусмотрев обогащение словаря, уточнение и закрепление умения отчетливо произносить звуки, слова, фразы, придавая им интонационную окраску и закрепление умения рассказывать стихи руками.

Например, пальчиковое упражнение «Что такое? Кто такой?»

«Соединяем подушечки одноименных пальцев, начиная с мизинцев. На каждое соединение паль­цев называем марку автомобиля (породу собак, виды транспорта и т. д.), а на соединение больших паль­цев делаем «обобщение», например:

—              «BMV», «Мерседес», «Ауди», «Опель» — мар­ки машин;

Информация о работе Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста