Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2012 в 18:03, дипломная работа
Цель исследования - определить и апробировать педагогические условия, организации пальчиковой гимнастики как средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики.
2. Диагностировать уровень речевого развития и уровень сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков детей старшей группы ДОУ.
3. Апробировать условия использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи детей 5-6 лет в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики.
1.1 Характеристика этапов и направлений развития речи в период дошкольного детства 7
1.2 Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики 11
1.3 Пальчиковая гимнастика: понятие, общая характеристика 16
1.4 Возможности использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи дошкольников 19
Глава 2. Педагогические условия использования пальчиковой гимнастики для развития речи детей старшей группы д/с № 57
г. Рыбинска
2.1 Организация линейного педагогического эксперимента 24
2.2 Особенности формирования речи и двигательных кистевых и пальцевых навыков у детей старшей группы 29
2.3 Включение пальчиковых игр в воспитательно-образовательную работу с детьми старшей группы 34
2.4 Обсуждение результатов контрольного среза 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
— такса, колли, пудель, болонка — собаки;
— роза, астра, сирень, ромашка — цветы и т. д.»
Кириллу М. и Артему Ж. очень понравилось называть марки машин и поэтому они очень хорошо справлялись с заданием. Слова проговаривали четко, внятно, а на слове-обобщении «машины» речь приобретала интонационную окраску, пальчики не путались. Большую трудность составило упражнение «Музыкант» для Лизы З., девочка постоянно путала слова, пальцы, не могла запомнить сколько раз ударять пальцем по столу. Работая с ней, нам приходилось действовать ее пальчиками, что бы девочка смогла запомнить.
Для детей 4-й группы (уровень развития речи и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков ниже среднего), мы предусмотрели те же речевые задачи, что и для детей со средним уровнем, а также решали задачу: закрепления умение воспроизводить кистевые и пальцевые позы по показу взрослого.
Например, мы сначала отрабатывали пальчиковое упражнение «Человечек». Мы положили перед детьми сюжетную картинку и показали, как нужно выполнить задание, затем дали усложненный вариант «Лыжник», т.е. поставили «Человечка» (пальчики) на лыжи (плоские счетные палочки). Лучше всех с заданием справился Тимофей Б.. Пальчики-ножки были прямые, передвигались на «лыжах» параллельно друг другу и стихотворное сопровождение доставляло ему удовольствие. Трудность при выполнении этих заданий возникла у Тимура З. Движения его были не скоординированы, мышцы пальцев рук напряжены, не мог переключиться с одного движения на другое, речь мальчика была невнятна. В этой ситуации мы старались подбодрить ребенка, помочь ему.
Егор У. имеет низкий уровень речевого развития и уровень сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков ниже среднего. С этим ребенком мы занимались отдельно. Сначала мы предложили ему работу с дидактическими картами «Пальчиковые шаги» (приложение 11) в стихотворном сопровождении взрослого, для того чтобы ребенок мог почувствовать каждый свой пальчик (прохождение по дорожкам). Затем Егору У. предлагались простые пальчиковые упражнения «Фонарики», «Ворота», «Замок». Вначале мальчик с неохотой выполнял задания, но когда у него стало получаться, даже попытался повторять стихотворный текст.
Работа велась в тесном контакте со сменным воспитателем и родителями, так как планировалась на каждый день. Работа с родителями (приложение 12) заключалась в следующем: были проведены консультации «Эти маленькие, ловкие пальчики!», «Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?»; изготовлена папка-ширма по теме; буклеты; индивидуальные беседы и памятки для домашнего задания. Не все родители одинаково воспринимали домашние задания. Например, мама Егора У. отнеслась к этому очень скептически и с нежеланием взяла памятку, а вот мама Артема Ж. с удовольствием согласилась заниматься с ребенком дома и потом каждый раз интересовалась об успехах сына.
Стоит отметить большую значимость наглядного материала (приложение 14), который помог нам в формирующей работе. Наглядный материал мы изготовили сами и использовали на протяжении всей формирующей работы, что оказалось большим подспорьем при обучении.
Также надо отметить, что нами для педагогов ДОУ была проведена консультация на педагогическом совете на тему: «Правила проведения пальчикового тренинга для дошкольников» (приложение 13).
В целом, формирующая работа позволила нам на практике убедиться в необходимости и значимости использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста. При организации педагогического процесса нами были практически апробированы и подтверждены педагогические условия использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста, которые были ранее обозначены нами в теоретической главе.
В заключении нами был проведен контрольный срез в данной группе для доказательства или опровержения предложения о том, что использование пальчиковой гимнастики будет способствовать развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
2.4 Обсуждение результатов контрольного среза
В конце формирующей работы мы провели контрольный срез и получили следующие результаты.
Для определения уровня сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков мы использовали то же тестирование, что и на этапе первоначальной диагностики: «Схема обследования сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков» Т.Г. Визель (в обработке Е.С. Анищенковой)); для определения уровня речевого развития: «Методика обследования развития речи дошкольников» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
По результатам выполнения заданий каждый ребенок был отнесен вновь к одной из пяти уровневых групп (в соответствии с пятиуровневой шкалой, где первым уровнем оценивается наивысший результат, пятым – самый низкий).
В качестве примера приведем характеристики представителей групп по уровням развития и сравним вновь полученные результаты с первоначальными.
Ксюша З., Алиса К., Валерия С. – представители 2-й группы (уровень речевого развития и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков выше среднего) по результатам первоначального и повторного диагностического обследования.
Девочки вновь подтвердили почти полное усвоение программного материала с незначительными недочетами, достаточную речевую активность, самостоятельность. Но хочется отметить, что как и при начальном диагностировании, так и при контрольном срезе девочки ждали помощи от воспитателя, присутствовали наводящие вопросы со стороны взрослого. При выполнении двигательных кистевых и пальцевых поз движения их были более правильные и точные.
Артем Ж. – представитель 3-й группы (средний уровень речевого развития и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков) по результатам первоначальной диагностики, теперь был отнесен нами к представителям 2-й группы (уровни развития выше среднего).
Активное участие мальчика на занятиях познавательно-речевого и художественно-эстетических циклов, самостоятельная работа с наглядным материалом (сюжетные картинки, пальчиковые персонажи и т.д.), активная помощь со стороны родителей, способствовали совершенствованию речевого развития и сформированности двигательного кистевого и пальцевого праксиса.
При тестировании по Т.Г. Визель, Артем Ж. уже более умело «посылал воздушный поцелуй» - губы были сложены трубочкой и шел хороший, свободный выдох, что очень важно при произношении звука «у».
При диагностировании речевого развития в разделе грамматика и словарь, мальчик более правильно объяснял значение таких слов как кукла, посуда: « у мамы много посуды, мы из нее едим, я помогаю маме мыть посуду». Когда мы предложили ему составить предложение со словом «игла», Артем составил более грамотное, содержательное предложение: «У мамы много иголок. Они нужны для того что бы зашивать мне куртку». Улучшилось звуковое произношение, ребенок старался проговорить скороговорку достаточно отчетливо.
В серии заданий по связной речи, в самостоятельном рассказе на тему «Как я провел выходные», присутствовал интересный сюжет, речь была логически последовательна, интонационно оформлена, было видно, что Артем Ж. понимает, о чем говорит.
Варя Т.
На общем фоне успехи этой девочки (переход от 4-й к 3-й группе по уровням речевого развития и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков) кажется весьма скромным, однако их субъективная значимость огромна. Ребенок заметно раскрепостился.
1 тест - поймать мяч – Варя Т. вся активизировалась, сосредоточилась и все -таки правильно его поймала.
2 тест - просим показать ряд символических действий и ряд описательных действий. Девочка более эмоционально, точно выполняла задания (хмурить брови, улыбаться, здороваться и т. д.).
3 тест - воспроизведение кистевых и пальцевых поз. Варя Т. на этот раз не стеснялась, внимательно слушала и смотрела на показ и пояснения взрослого, поэтому движения ее были более правильными.
При выполнении заданий на выявление уровня речевого развития показала более значительную творческую активность и самостоятельность, по сравнению с первоначальным этапом диагностики.
Например, в задании «Что сделал бы зайка, если бы встретил волка?», Варя так воодушевилась, что составила элементарный рассказ, который был эмоционально окрашен: « Зайка убежит в лес и волк его не догонит. Зайка спрячется в норке. Зимой у него шубка белая, волк его не увидит».
Тимофей М.
Изменения в речевом развитии и кистевом, пальцевом праксисе свидетельствуют о том, что мальчиком преодолены рамки исходной четвертой уровневой группы. Результаты повторной диагностики позволяют рассматривать Тимофея М., как представителя 3-й группы (средний уровень развития речи и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков).
1 тест - поймать мяч: положение рук при ловле мяча было правильным, ребенок испытывал удовольствие от выполнения задания.
2 тест - просим показать ряд символических действий и ряд описательных действий: с удовольствием улыбался, посылал воздушный поцелуй.
3 тест - воспроизведение кистевых и пальцевых поз: старается точно повторить все движения за взрослым, хотя и не всегда получается.
Мальчик называл практически всех детенышей животных, хотя и требовалась незначительная помощь педагога. При начальной диагностике было названо только две формы («зайчата, лисята»). В задании «Какие слова можно образовать со словом лес» Тимофей М. первым назвал слово «Лесовичок», как уже говорилось выше, это пальчиковый персонаж, использованный нами в процессе формирующей работы, затем назвал слово «лесной, лесочек», таким образом, демонстрируя хороший словарный запас.
Егор У. – представитель 5-й группы (низкий уровень речевого развития и уровень ниже среднего сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков). При повторном обследовании был отнесен нами полностью к 4-й группе (уровни развития ниже среднего).
1 тест – поймать мяч – мальчик был более сосредоточен, старался слушать инструкции воспитателя, но, как и в первый раз, не всегда мог его поймать.
2 тест – просим показать ряд символических действий и ряд описательных действий. При выполнении символических действий Егор У. в первоначальном диагностировании отказался «хмурить брови», при повторном обследовании мальчик был спокоен, его ничто не отвлекало и он попытался выполнить задание, но мимика лица выражала совсем другое, так как движения были неловкие. «Посылать воздушный поцелуй» мальчик отказался вновь, проявлял напряжение, скованность. При выполнении описательных действий «какой формы яблоко (арбуз, мяч), какой формы огурец (палочка)» Егор У. после рекомендаций воспитателя все же нарисовал пальчиком в воздухе круг, который напоминал неправильный овал и палочку (огурец) .
3 тест - воспроизведение кистевых и пальцевых поз. Мальчик спокоен, после показа взрослым пытался повторить задания, но движения оставались такими же неловкими и неточными, как и при начальной диагностике.
По уровню речевого развития мальчик показал незначительные улучшения.
Словарь и грамматика: в заданиях «бывает глубоким, мелким, высоким, низким, легким, тяжелым?», «что называют словом « ручка»», «придумай предложение со словом « ручка»» и др. Егор У. в некоторых случаях называет по два слова с помощью воспитателя: глубокое – море, речка; тяжелый – камень, стол. Но с заданием на умение пользоваться вежливыми формами речи «скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал» ребенок справляется также хорошо, как и в первый раз: « Зайка, попрыгай пожалуйста»
Фонетика: ребенок не произносит все звуки алфавита и не посещает занятия логопеда. Мы, как уже говорилось, родителям неоднократно делали на это акцент, но не понятно по каким причинам мальчик не занимается со специалистом. При выполнении заданий по звуковой культуре речи так же часто путался, был рассеян, не мог сосредоточиться.
Повторное диагностирование по критерию связная речь не выявило значительных улучшений. Егор У. затруднялся в составлении высказываний, были многочисленные паузы, требовалась максимальная помощь взрослого, не мог развернуть логический сюжет, не все структурные части присутствовали при составлении рассказов. Мы уверены, при тесном сотрудничестве воспитателя и родителей, у мальчика мог бы наблюдаться наибольший прогресс в речевом развитии.
Количественные показатели обработки данных и сравнительные результаты контрольного среза по речевому развитию и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков представлены в приложениях 4.1, 4.25.1, 5.2, 6.
Анализ результатов показал, что после проведения опытно-формирующей работы уровень речевого развития и уровень сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков повысился. Если на диагностическом этапе ко 2-й группе по уровню развития было отнесено 3 детей (17%), то на контрольном этапе 4 детей (22%); к 3-й группе по уровню развития было отнесено 7 детей (39%) на диагностическом этапе - 10 детей (56%) после проведения формирующей работы; к 4-й группе на этапе контрольного среза были отнесены 4 детей (22%), тогда как на диагностическом этапе - 7 детей (38%) по уровню речевого развития и 8 детей (44%) по уровню сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков. Детей с низкими уровнями речевого развития и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков выявлено не было.
Такую положительную динамику в повышении уровня речевого развития и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков, мы связываем с целенаправленной работой, которая заключалась в создании условий использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе.
Можно с радостью заметить, что Артем Ж. поднялся на уровень выше среднего как в плане речевого развития, так и по сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков. Его двигательные кистевые и пальцевые навыки стали более уверенны и точны. У мальчика не только увеличилось количество используемых слов, но и понимание различных значений одного и того же слова, он начал пользоваться разными типами связи внутри предложения, контролировал свою речь.