Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2012 в 18:03, дипломная работа
Цель исследования - определить и апробировать педагогические условия, организации пальчиковой гимнастики как средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики.
2. Диагностировать уровень речевого развития и уровень сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков детей старшей группы ДОУ.
3. Апробировать условия использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи детей 5-6 лет в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики.
1.1 Характеристика этапов и направлений развития речи в период дошкольного детства 7
1.2 Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики 11
1.3 Пальчиковая гимнастика: понятие, общая характеристика 16
1.4 Возможности использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи дошкольников 19
Глава 2. Педагогические условия использования пальчиковой гимнастики для развития речи детей старшей группы д/с № 57
г. Рыбинска
2.1 Организация линейного педагогического эксперимента 24
2.2 Особенности формирования речи и двигательных кистевых и пальцевых навыков у детей старшей группы 29
2.3 Включение пальчиковых игр в воспитательно-образовательную работу с детьми старшей группы 34
2.4 Обсуждение результатов контрольного среза 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
Министерство образования РФ
Филиал
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Ярославский государственный педагогический университет
м. К.Д. Ушинского» в г. Рыбинске Ярославской области
Кафедра теории и методики профессионального образования
Специальность 030900 «Дошкольная педагогика и психология»
Выпускная квалификационная работа
на тему «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Работа выполнена студенткой
6 курса
педагогического факультета
Смирновой Любовь Петровной
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент
Карелина Инесса Олеговна
Допустить к защите
Зав. кафедрой,
кандидат педагогических наук, доцент
Ревякина Ирина Ивановна
«___» ______________20___г.
Рыбинск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики.
Глава 2. Педагогические условия использования пальчиковой гимнастики для развития речи детей старшей группы д/с № 57
г. Рыбинска
2.1 Организация линейного педагогического эксперимента 24
2.2 Особенности формирования речи и двигательных кистевых и пальцевых навыков у детей старшей группы 29
2.3 Включение пальчиковых игр в воспитательно-образовательную работу с детьми старшей группы
2.4 Обсуждение результатов контрольного среза 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Истоки способностей и дарований
детей находятся на кончиках пальцев.
В. А. Сухомлинский
В последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.).
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга (А. В. Антакова-Фомина, Т.Г. Визель, А.Н. Гвоздев, Е. И. Исенина, М.М. Кольцова, Д.Б. Эльконин и др.). Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снимает психическое напряжение.
С каждым годом растет объем знаний, который педагогам нужно передать детям, ориентируясь на осмысление, а немеханическое усвоение этих знаний. Для этого необходимо позаботиться о своевременном и полноценном формировании речи дошкольников, так как речь является основным условием успешного обучения (В.В. Гербова, Т.Н. Доронова, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др.).
Одним из эффективных средств развития речи детей является пальчиковая гимнастика (Е. С. Анищенкова, Е. М. Косинова, Е. П. Пименова, Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова), однако в методических пособиях для практических работников ДОУ не указаны конкретные педагогические условия организации пальчиковой гимнастики, что на наш, взгляд затрудняет ее использование в педагогическом процессе дошкольного учреждения с целью развития речи дошкольников.
Выявленное противоречие обусловливает актуальность темы исследования: каковы педагогические условия использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования - определить и апробировать педагогические условия, организации пальчиковой гимнастики как средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики.
2. Диагностировать уровень речевого развития и уровень сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков детей старшей группы ДОУ.
3. Апробировать условия использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи детей 5-6 лет в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о возможности использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста при реализации воспитателем следующих педагогических условий:
включения пальчиковой гимнастики в структуру занятий познавательно-речевого (развитие речи, экология, окружающий мир) и художественно-эстетического (рисование, лепка, аппликация) циклов;
проведения индивидуальной работы с детьми с учетом уровней речевого развития и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков;
использования дополнительного наглядного материала (пальчиковый театр, настольно-печатные дидактические игры, схемы, сюжетные картинки) с учетом возраста детей;
организации взаимодействия с родителями через консультации, индивидуальные беседы.
Методы исследования:
- эмпирические (констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование (автор Т.Г. Визель), экспериментальная методика О.С.Ушаковой, Е.М. Струниной);
- аналитические (теоретический анализ литературы, количественная обработка результатов исследования, качественный анализ полученных данных).
Теоретической базой исследования являются работы отечественных ученых, посвященные проблемам развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста (А. Г. Арушанова, Т.Г. Визель, А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин и др.).
Новизна результатов исследования состоит в том, что педагогические условия использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи у детей дошкольного возраста были выделены в ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы и апробированы в группе детей старшего дошкольного возраста.
Значимость результатов работы состоит в том, что нами были составлены: тематический план использования пальчиковой гимнастики на занятиях познавательно-речевого и художественно-эстетического циклов;
план индивидуальной работы с детьми с учетом уровней речевого развития и сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков;
подготовлены материалы по организации работы с родителями (консультации, памятки, буклеты); составлена картотека пальчиковых игр; консультации для воспитателей ДОУ.
Достоверность результатов исследования обеспечивается комплексным использованием методов диагностики в соответствии с критериями диагностики речевого развития детей (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина) и показателями тестирования уровня сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков (Т.Г. Визель).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 26 наименований, приложений. В текст работы включены иллюстрации и таблицы.
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики
1.1. Характеристика этапов и направлений развития речи в период дошкольного детства
Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами [2, с.2]. Она развивается и обогащается на протяжении всей жизни человека, и ее целенаправленное формирование – центральное звено всего образования.
Именно в дошкольном детстве происходит интенсивное развитие речи.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов[6].
Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи [13].
А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й — подготовительный — до одного года (к концу первого года жизни появляются первые слова).
2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет (в это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности ребенка).
3-й — дошкольный — до 7 лет (формируется фонематическое восприятие).
4-й — школьный (сознательное усвоение речи) [21, с.19]
Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.
Д.Б. Эльконин считает, что ребенок начинает понимать обращенную к нему речь взрослых во второй половине 1-го года жизни. Он устанавливает связи между произносимыми словами (их звуковым образом) и предметами или собственными действиями. Эти связи возникают либо в совместной деятельности взрослых с ребенком, либо путем специального обучения. К 9-10 месяцам их количество становится довольно значительным [22, c.361].
Это так называемый подготовительный этап к появлению самостоятельной речи, в основе которого лежит, возможно, выделение легко замечаемых признаков [22, c.364].
При правильном воспитании резкий перелом в развитии речи ребенка обычно происходит в начале второй половины 2-го года жизни, когда наряду с увеличением количества употребляемых слов возникают первые двух - трехсловные предложения [22, c.366]. Ребенок обращается к взрослым по любому поводу. Собственная речь ребенка уже включена в его деятельность, часто сопровождая манипулирование с предметами, игрушками. Речь становится организатором его действий, входя в них как обязательный компонент.
На 2-м и 3-м году жизни ребенок общается с взрослыми с помощью речи. Здесь уже вводится контекстная речь (это более высокий уровень овладения речевой деятельностью, так как говорящему необходимо четко представлять себе последовательность событий, о которых пойдет речь, суметь найти нужные формы для выражения и этой последовательности, и своего отношения к событию) [12, c.104].
В этот период у дошкольников идет интенсивный запас слов. К концу 3-го года жизни он уже может достигнуть от 1200 до 1500 слов.
На основании диалогической речи происходит и активное овладение грамматическим строем родного языка. Грамматический строй, по наблюдению А.Н. Гвоздева, также проходит два периода. Первый - от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес., это период предложений, состоящих из аморфных слов - корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде.
Второй период - от 1 года 10 мес. до 3 лет. Это время усвоения грамматической структуры предложения, связанное с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения.
Интенсивно в возрасте 3 - 3,5 идет и процесс словотворчества. Причем дети правильно чувствуют язык, понимают, что употребление определенных суффиксов приведет к созданию образа маленького зверька. И пусть они называют их не правильно с точки зрения лексикологии, но формально они действуют верно. (А.Н. Гвоздев приводит пример игры с сыном: я мишульчик, а ты медведь) [6, c.87]. Необходимо работать над речью, развивать культуру речи, развивать фонематический слух. Постепенно речь становится важным условием планирования дальнейших действий. Сначала ребенок проговаривает все свои последующие действия, но позже, такая речь становится внутренней.