Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 02:54, дипломная работа
Цель исследования. Показать, что труд является эффективным средством воспитания для здоровья и всестороннего развития личности.
Задачи:
Формирование устойчивых убеждений в необходимости, том, что труд является основной благополучия общества и каждого его члена.
Рассмотреть трудовое воспитание как одно из важнейших аспектов развития личности.
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения процесса воспитания
Сущность процесса воспитания
Психология и трудовое воспитание
Глава II. Педагогическое значение труда как средство воспитания
2.1. Воспитательное значение труда и влияние к здоровью ребенка
2.2. Виды труда
Глава III. Практическая часть
3.1. История АМУДОД Амгинской станции юных натуралистов.
Использованные литературы
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам. Предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.
Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом – листьями, желудями, соломой, корой и т. д. –дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.
Так же труд можно разделить на такие виды: бытовой труд, учебный труд и общественно полезный труд.
Бытовой труд. С него начинается трудовая жизнь, а следовательно, и привычка трудиться. Первые уроки бытового труда ребенок получает в семье. Именно от семьи, от ее трудовой атмосферы зависит, каким вырастут дети, как они будут смотреть на труд, будут ли любить его и испытывать удовлетворение от труда или будут тяготиться им и стремиться избегать его.
Приучение детей к труду, формирование у них трудовых умений и навыков в семье начинается с элементарных операций по самообслуживанию. Вместе с родителями, под их руководством и наблюдением дети работают дома, в саду, на огороде, во дворе. Чем старше дети, тем большее участие принимают они в общем труде (уборка квартиры, стирка, заготовка дров, уход за домашними животными, ремонт бытовой техники и т. д.)
А. С. Макаренко подчеркивал, что только та семья будет развиваться как дружный коллектив, где каждый является участником общего труда. Именно труд в семье воспитывает у детей уважительное отношение к труду родителей, готовит их к самообслуживанию в школе.
Учебный труд. Еще К. Д. Ушинским было замечено, что учение едва ли не самый тяжелый для ребенка труд, потому что он полон мысли, длителен, кропотлив, требует большого умственного напряжения. Сложность учебного труда состоит и в том, что результаты его труднее обнаруживаются, далеко не всегда сразу видны школьникам.
В процессе учебного труда учащиеся овладевают рядом умственных и практических действий различной степени сложности и различного уровня самостоятельности. Это формирует у них устойчивые познавательные интересы. Рациональные приемы умственной деятельности, что имеет первостепенное значение в условиях интеллектуализации труда и возрастания роли непрерывного образования.
Задачи трудового воспитания и обучения решаются на уроках труда. В начальных классах дети занимаются вырезыванием из бумаги, лепкой из глины и пластилина, ухода за растениями, работают на пришкольном участке. Труд на учебно - опытном участке и в школьных мастерских в средних классах, практикумы по промышленному и сельскохозяйственному труду в старших классах, практикумы по промышленному и сельскохозяйственному труду в старших классах вооружают учащихся общетрудовыми умениями и навыками, расширяют политехнический кругозор, способствуют формированию профессиональных намерений и жизненных планов.
Общественно полезный труд. Этот вид труда давно стал добрым спутником учебного процесса, подлинной школой общественного служения. Не являясь источником материальных ценностей, общественно полезный труд с первых дней пребывания ребенка в школе включает учащихся в сферу общественных отношений, приобщает их к общенародным делам.
Круг выполняемых учащимися общественно полезных дел достаточно широк – от шефства над детскими садами и семьями ветеранов труда и войны до озеленения сел и огородов, создания лесных полос и парковых зон, охраны природы и исторических памятников.
Труд во имя человека – лучшая школа воспитания.
Важное место в трудовой подготовке учащихся занимает школьное самообслуживание. Его предметом является забота о чистоте и красоте класса, лабораторий, мастерских, территории школы, спортивной площадки и пришкольного участка, ремонт библиотечных книг и наглядных пособий. Простейшей формой самообслуживания является дежурство по школе.
Труд по самообслуживанию может и долго срочным, ручным и механизированным, простым и сложным.
В процессе самообслуживания у учащихся воспитываются коллективизм, бережность и аккуратность, закладываются прочные основы санитарно-гигиенических навыков. Они выступают как хозяева класса, школы, организаторы своего совместного труда, быта и отдыха.
Специфическая особенность общественно полезного труда в том, что его организация и руководство принадлежать самим учащимся, объединенным в ученические организации.
Постоянно действующей формой привлечения учащихся к школьному самоуправлению является общественное поручение. Систематическое выполнение общественных поручений – постоянных и эпизодических, индивидуальных и групповых – расширяет круг социального общения школьников, вооружает их организаторским опытом, навыками управления людьми.
Таким
образом, чтобы управлять
трудовым воспитанием и развитием,
надо иметь четкое
представление о
видовом составе
труда, в котором
принимают участие дети.
Глава III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1.
Содержание работы.
Ежегодно на базе станции работает летний учебно-производственный лагерь «Юннат», также работает с 2006 года экспериментальный платный образовательный лагерь «ЭкоАмма» с охватом 10 детей.
Финансирование: через Соцстрах-питание, кроме этого выплачивается материальная компенсация с внебюджетного средства СЮН и выдается заработная плата через центр занятости труда.
В
летнем учебно-производственном лагере
дети учатся, трудятся, отдыхают, работают
по благоустройству села, учебно-опытного
участка, проводятся наблюдения, опыты
по научно-исследовательской
В
этом году наше учреждение отметила свой
15-летний юбилей, и в связи с юбилеем наши
воспитанники под руководством руководителей,
кроме основной работы, оказали посильную
помощь в организации этого мероприятия:
покрасили забор, окна конторы, клумбы
цветов, участвовали в оформлении мероприятия
и были непосредственно участниками юбилея.
Учебно - производственый лагерь работал на три сезона:
1 сезон с 6июня по 1 июля
2 сезон с 4 июля по 27 июля
3
сезон с 1 августа по 26 августа
Основные направления лагеря
Производственная работа
Образовательный процесс
Научно-
Природоохранная деятельность
Воспитательная
работа
Штатное расписание:
Руководитель –1
Рабочий – 1
Руководители кружка 4
По
приказу директора СЮН
Матвеев Д.Ф.- руководитель лагеря
Архипова Е.Д., Ефремова А.Я – цветоводства
Караканова М.А.,Третьякова М.
Конникова
А.Г., Иванова К.Н – экология, садоводство
Режим
дня:
9.00- сбор ( контора)
10 ч 00м- 12 ч 30 м работа
13 ч 00м- 14 ч 00 м обеденный перерыв
14 ч 00 м – 16 ч 00 м работа, кружки
16 ч 00 м- 16 ч 30 м полдник
16 ч 30 м- 17 ч 00 м кружки, отдых, игры.
Среда,
пятница после обеда, суббота
день мероприятий
Зарплата:
1 сезон 1000 рублей за 20 дней ( 1 день 50 руб.)
2 сезон 1000 рублей за 20 дней ( 1 день 50 руб.)
3 сезон 1000 рублей за 20 дней ( 1 день 50 руб.)
Охват детей:
1 сезон 30 детей
2 сезон 30 детей
3
сезон 30 детей
-гуманизация (воспитание любви к природе, товарищество, преемственность)
-интеллектуально-
-спортивно-оздоровительные (спортивные игры, конкурсы, эстафета, закаливание, купание, использование лекарственных трав)
-производственный труд
-творческие
(поделки из природного
В лагере проводились