Оздоровление детей в условиях ЛТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 02:54, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования. Показать, что труд является эффективным средством воспитания для здоровья и всестороннего развития личности.
Задачи:
Формирование устойчивых убеждений в необходимости, том, что труд является основной благополучия общества и каждого его члена.
Рассмотреть трудовое воспитание как одно из важнейших аспектов развития личности.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы изучения процесса воспитания
Сущность процесса воспитания
Психология и трудовое воспитание
Глава II. Педагогическое значение труда как средство воспитания
2.1. Воспитательное значение труда и влияние к здоровью ребенка
2.2. Виды труда
Глава III. Практическая часть
3.1. История АМУДОД Амгинской станции юных натуралистов.
Использованные литературы

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

       Еще        один      из    основоположников    советской     теории    и      практики трудового        воспитания   –  А.  С.  Макаренко   писал,  что   дети - будущие граждане общества     и   ценность   их    в  этом обществе будет определяться тем, насколько они будут   подготовлены  к   труду.   Он   полагал,   что   правильное  советское воспитание нельзя   себе  представить  как  воспитание   нетрудовое.

       Труд    имеет  особое  значение  в  процессе  нравственного воспитания ребенка. В    труде   формируются    такие  качества   личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность,      самостоятельность  и  инициатива.

       Выполнение    определенных  посильных  трудовых  обязанностей  способствует воспитанию   у  ребенка  чувства ответственности,  доброжелательности,  отзывчивости.

       Таким     образом,    отрицательное    отношение   детей   к  труду  порождается рядом   с   причиной.  Сюда   относятся   издержки   неправильного семейного воспитания; интерес   к  результатам  труда, но  неспособность  детей   к  преодолению  трудностей в   процессе   практической  деятельности;  интерес   к  процессу  труда,   но  нежелание преодолевать  необходимыми  умениями   и  навыками,   требующими     многократного повторения     одних    и    тех,    же    утомительных       действий.    Преодоление   этих противоречий   станет   возможным,  если  учитель   будет  активно  включать учащихся в    трудовую  деятельность  и  педагогически  правильно  ее  организовывать. 
 
 
 

       Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТРУДА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ  

       2.1. Воспитательное значение труда и влияние к здоровью ребенка 

        Детский производственный труд дает не только воспитательный, развивающий, образовательный, обучающий, но и экономический эффект. Результаты научных исследователей, проведенных в Институте профессионального самоопределения молодежи Российской академии образования (РАО) (И.А. Сасова, В.И. Родничева, С.С. Гриншпун, В.В. Зубань и др.), свидетельствуют, что большая педагогическая и экономическая эффективность производительного труда школьников достигается в том случае, если он организован на хозрасчетной основе. Причем, чем больше и полнее задействованы хозрасчетные принципы в трудовой деятельности школьников, тем выше уровень их знаний об основах организации и экономики производства, богаче личный опыт трудовой деятельности, шире возможность проявления качеств личности хозяина производства.

      Очень большую роль в воспитании и обучении школьников в труде, для труда  и через труд играют педагогические кадры по трудовому и профессиональному  обучению.

      Воспитание  в труде – это прежде всего  воспитание любви к труду. Поддержка любви к учению, к знанию, к природе, ко всему живому и прекрасному; развитие склонностей; укрепление коллективизма; подготовка к выбору профессии; воспитание характера, нравственности, убеждений – все педагогические цели, сколько их есть, свиваются в один узел, который называется труд.

       В      школе       недооценивают       воспитательного   значения  психологической и   практической  подготовки  к  труду,   не  привлекают   подростков  к  планированию общественно    полезного    труда    и    недостаточно   разъясняют    его   общественную значимость.  Учащиеся      чаще     всего    выполняют    простую   работу,   требующую только      физического    напряжения,    без    связи    полученных      знаний   с   трудом. Такой      труд     теряет      воспитывающую     роль.    Это  происходит     потому,   что сложность     задач    трудового     воспитания   в   данном    случае   упрощается.    Само включение       учащихся     в    трудовой     процесс    автоматически   не     решает    все воспитательные      проблемы,    оно      может     формировать    как    трудолюбие,   так и  негативное    отношение     к   труду.    Нельзя    ожидать,  писал  В. А. Сухомлинский, что    с  первых    же  шагов    трудовой     деятельности   труд   будет   привлекательным для     ребенка,    и    он  сразу     полюбит    его.    Наоборот,   в  настоящем  труде  на первых     порах    разочарование   приходит   гораздо   раньше   усталости.   Подлинная любовь    к   труду  воспитывается   благодаря  осознанию ребенком созидательной роли своих усилий,   осознанию   общественной     значимости    труда.   Без     этого   элемента сознательности      принуждение    наталкивается     на    упорство    учащихся,    которое возрастает    по   мере     усиления   принуждения.   Чем  больше   осознает  воспитанник возвышенную    цель   труда,    тем  меньше    он  нуждается   в    контроле  и   тем ярче него    выступает      в   качестве  побуждающего   стимула   его  собственная     совесть. Вместе    с  тем   А. С. Макаренко    подчеркивал,   что   труд  «вообще»    не   является воспитательным    средством.   Воспитательным  средством    может   быть    такой труд, который    организован    определенным   образом,   с  определенной  целью,   труд   как часть     всего   воспитательного   процесса.

       В  настоящее   время    актуально  ставить  вопрос   о  воспитании  у  учащихся инициативы,   самостоятельность,   находчивости,   творческого подхода к труду, развитии организаторских   способностей,   общественно  -  трудовой  активности.   Труд   должен:

       - формировать чувство долга, ответственности;

       - быть   соответствующим   образом организован. Подростка надо ставить в такие условия,   где   бы   он мог показать  свои   возможности, почувствовать ответственность и    новое   отношение  к  труду.  Это  новое  отношение должно возникнуть в трудовой деятельности,  в  системе   отношений,  складывающихся  в  процессе   труда;

       - формирование    коллективные  отношения,  чувство взаимной ответственности и   взаимной   помощи;

       - быть  радостным,   сопровождаться   положительными   эмоциями,  вызывать бодрость,   уверенность   в  своих силах;

       - быть   разнообразным  полезным,  иметь   перспективу.

       Организуя      общественно     полезный,      производственный    труд,     учителя теоретически       осмысливали        его    педагогическую   ценность    и     все     больше   убеждались    в   том,   что      вовлечение     учащихся     в    общественно     полезную    и   производительную      деятельность    может   формировать   как     трудолюбие,   так и    негативное   отношение    к   труду.   Все    зависит     от     характера   практической деятельности     и   тех      внутренних    эмоционально  -  мотивационных   переживаний учащихся,       которыми     она    сопровождается.  Поэтому    они   стремятся   к    тому, чтобы       в     процессе    организации      труда    вызвать   у   учащихся       радость   от сделанного    своими    руками      и    затем,   опираясь    на   это    чувство,    постоянно стимулировать   трудовую   активность.

       Формирование   у   учащихся    готовность  к   труду   осуществляет  в   школе в      единстве  с   идейно  -  политическим,   военно – патриотическим   и  эстетическим их       воспитанием,    вовлечением  в   общественную    жизнь.  Этому    способствует вовлечение школьников   в  разнообразную   деятельность  по  интересам,  организация содержательного,    имеющего  общественную,    политическую   направленность досуга. В   школе   исходили   из   следующего   утверждения  А. С. Макаренко: «Вы   можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической  жизни,   то   этот   труд    просто    нейтральным  процессом, не дающим положительного    результата»2.

       В школе глубоко изучаются интересы, наклонности, природные задатки  учащихся, они учитываются    при    комплектовании    кружков,    распределении     общественных поручений,     при    организации    шефства    старших     над   младшими,   организации внеурочной       работы    в    школе    и   по   месту    жительства.   Вместе   с  учителями классные        руководители     стремятся      вовлекать   трудных,  пассивных   детей    в кружки   и  общества,   давать    им   посильные   поручения,  приобщать к   проведению школьных   мероприятий   и    таким   путем   включать  их  в   активную  жизнь школы. При    этом    они   используют    такие  методы   воздействия,   как  поощрение за успехи, воспитание      подростков на     положительных     примерах     родителей,   передовых тружеников   села.

       Привлечение    ребят    к   планированию    общественно     полезных      дел,   к обсуждению    и   решению   вопросов    жизни   школьного     коллектива,  к укреплению сознательной     дисциплины,   созданию     благоприятных      условий      для   учебы   и отдыха,      к  участию     в     ученическом      самоуправлении  –  все   это    приближает ученический     коллектив   класса,    школы      к    нормам      жизни    и     деятельности современных      трудовых    коллективов.

       Подготовка    школьников   к   труду,     воспитание   у   них    готовности    к трудовой     деятельности   -  сложная     задача,    для      решения    которой   необходима глубокая    перестройка   всего учебно-воспитательного процесса. Одними из важнейших условий такой перестройки должны стать постоянная учеба, работа над собой, повышение педагогического   мастерства    каждого   учителя,   организация       его     специальных знаний   и   навыков,     без    которых    ни   один    учитель  не     может  быть хорошим воспитателем.

       ___________

       2Макаренко А.С. соч.: В 7т. –М.;1958-Т.5-С. 116

    1. Виды труда
 

       Разнообразные      виды  труда      неодинаковы      по    своим      педагогически   возможностям,   значение   их    меняется    на  том    или    ином      возрастном    этапе. Если.     Например,      самообслуживание     большее        воспитательное       значение      имеет      в      младших     группах  –  оно     приучает    детей      к     самостоятельности,     к  преодолению   трудностей  вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста    этот   труд   не  требует усилий, для детей становится привычным.  Оценивая воспитательное   значение     самообслуживания,    прежде   всего,   следует отметить его жизненную     необходимость,     направленность    на    удовлетворение     повседневных личных      потребностей    ребенка.    Ежедневное    выполнение  элементарных  трудовых заданий   приучает    детей  к  систематическому   труду.     Дети   начинают    понимать, что      все    имеют     трудовые     обязанности,      связанные     с   их    повседневными потребностями.  Это   помогает     воспитывать   отрицательное   отношение к безделью и  лени.

       Самообслуживание  – это     постоянное  забота  о   чистоте  тела,  о порядке костюма,       готовность    сделать    для   этого    все   необходимое     и   сделать    без требований        извне,    из   внутренней    потребности,     соблюдать      гигиеническое правила.    Понятно,     что    такого   отношения     детей   к труду по самообслуживанию можно     добиться    кропотливой   систематической   работой  в  детском  саду и семье.

       Самообслуживание     является   основным    видом  труда   маленького  ребенка. Приучение    детей  самим одеваться, умываться, сеть, убирать за собой игрушки на место формулирует     у    них   самостоятельность,    меньшую    зависимость    от    взрослого, уверенность        в     своих   силах,      желание   и   умение   преодолеть    препятствия. 

       Труд  детей в природе.       Труд     детей    в  природе    создает    благоприятные условия         для    физического   развития,   совершенствует     движения,  стимулирует действия       разных     органов,    укрепляет    нервную   систему,    большое    значение имеет        труд       в    природе   для    умственного   и    сенсорного   развития     детей. В    этом   труде,    как   не  в  каком    другом     сочетается   умственные    и   волевые усилия.

       Труд    в  природе связан    с    расширением     кругозора    детей,    получением доступных        знаний,      например,   о   почве,     посадочном     материале,    трудовых процессов, орудиях труда. Труд в  природе   способствует  развитию наблюдательности, любознательности   детей,  воспитывает  у   них  интерес    к    сельскохозяйственному труду,      и    уважение   к   людям,   которые   им   занимаются.    Труд     в   природе помогает     воспитать     любовь    к   ней.     Через   содержания    труда   в   природе, например,      выращивание    красивых    цветов,    направленного   на   удовлетворение эстетических       потребностей     людей,     через    организацию      трудового    процесса в   соответствии   с требованиями    культуры  и  эстетики,  использование    результатов труда    для   удовлетворения    практических    потребностей  и радостных   эстетических эмоций,  осуществляется   эстетическое   воспитание  детей.

       Ручной  труд – развивает   конструктивные   способности      детей,     полезные практические    навыки     и    ориентировки,   формирует   интерес   к  работе, готовность за    нее,    справится    с   ней,    умение    оценить   свои    возможности,    стремление выполнить      работу    как   можно   лучше   (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Информация о работе Оздоровление детей в условиях ЛТО