Оздоровление детей в условиях ЛТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 02:54, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования. Показать, что труд является эффективным средством воспитания для здоровья и всестороннего развития личности.
Задачи:
Формирование устойчивых убеждений в необходимости, том, что труд является основной благополучия общества и каждого его члена.
Рассмотреть трудовое воспитание как одно из важнейших аспектов развития личности.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы изучения процесса воспитания
Сущность процесса воспитания
Психология и трудовое воспитание
Глава II. Педагогическое значение труда как средство воспитания
2.1. Воспитательное значение труда и влияние к здоровью ребенка
2.2. Виды труда
Глава III. Практическая часть
3.1. История АМУДОД Амгинской станции юных натуралистов.
Использованные литературы

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

      Самовоспитание проходит определенный путь развития. Если попытаться охватить его основные возрастные ступени, то весь путь его преобразования с возрастом представляет следующим.

      Первая  ступень -физическое и волевое самовоспитание, подростковый возраст. Типичной целью в этом возрасте является волевое и физическое самосовершенствование подростка, а задача –улучшение волевых качеств личности, таких, как смелость, выносливость, самообладание, выдержка, уверенность в себе и другим –через применение специальных средств и упражнений.

      Вторая  ступень –нравственное самосовершенствование, ранний юношеский возраст. Наиболее часто встречающаяся цель самовоспитания в это время духовное, моральное  развитие, понимаемое как выработка у себя благородных качеств личности: порядочности, доброты, щедрости, верности к другим, преданности любимому человеку, готовность прийти на помощь и другим.

      Третья  ступень –профессиональное самовоспитание –средний и поздний юношеский  возраст, начало взрослости (20 до 40 лет)

      Четвертая ступень –социально мировоззренческое самовоспитание, период жизни после 40-45 лет. Иногда встречаются и пятая ступень, соответствующая постановке и реализации человеком цели самоактуализации, отмеченной как высшая ступень личностного развития в гуманистической психологии.

      Подростков в его физическом самовоспитании лучше всего помогут, конечно, занятие физической культурой и спортом. Особенно полезно для детей игровые виды спорта, а также легкая атлетика, плавание, комплексные физические упражнения, многоборье, способствующее разностороннему и гармоничному физическому развитию организма. В этих же занятиях неплохо вырабатываются и волевые качества личности. Одна из них –стремление детей этого возраста к романтизму, рыцарству и приключениям, навеянное соответствующей литературой и фильмами. В современных социальных условиях такое стремление часто сталкивается с прагматической ориентацией, порождаемой экономическими условиями жизни. Если романтический идеал требует от личности аскетизма и скромности в своих притязаниях, в частности материальных, то прагматический, напротив, порождает стремление к материальному благополучию и роскоши. Романтическая ориентация предполагает уединение, прагматическая- активное общение. Первой свойственно покорность судьбе, второй –борьба. Перечень антиномий чисто нравственного характера, возникающих при столкновении романтических идеалов с реальной современной действительностью. Главная трудность осуществления выбора между ними в самовоспитании состоит в том, что для юношей просто отказаться от одной из целей –романтической или прагматической –в пользу другой невозможно.

      Для подобного воспитания современных  юношей и девушек им можно рекомендовать  на ряду с чтением литературы романтической, героической и приключенческой  направленности обращаться и к лучшим произведениям деловой литературы, особенно тем, которые содержат в себе биографические сведения о наиболее выдающихся в этой сфере. Важно помочь молодым людям найти у прагматически ориентированных героев таких произведений привлекательные нравственные и романтические черты и, наоборот, искать и находить у романтиков полезные деловые свойства.

      Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще неиспользованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке.

      В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические  закономерности обучения и воспитания, формирования личности ребенка на различных  возрастных этапах в условиях различных  видов деятельности (игры, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических и психологических явлений. Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда школьника, более полно использовать резерв его личности, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность. О возможностях психологии в области трудового обучения и воспитания многое говорит сам перечень изучаемых ею проблем. Назовем некоторые из них.

      Прежде  всего, здесь следует выделить проблему главного психологического «ядро» в  трудовой подготовке школьников. Такое  «ядро», как показали исследования Т.В. Кудрявцева, Э.А. Ферапоновой и  других психологов, составляют формирование общетрудовых умений интеллектуального характера, умение выполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их творческих способностей и других качеств личности, важных для профессионального самоопределения школьников. Поскольку творчество является наиболее значительным проявлением человека, психологи ищут оптимальные пути и способы приобщения школьников к творческому труду.

        Особенно важным в трудовом  обучении школьников является мотивы, побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду как главной ценности.

      Много внимания психологи уделяют изучению психологического содержания трудовой деятельности профессионалов и составление  на этой основе профессиограмм.

      Во  многом случае психологические знания используются с эвристическими целями для объяснения механизмов эффективности  тех или иных способов обучения и  воспитания, для предсказания результатов  их применения. В качестве такого механизма  могут выступать мотив, потребность, интерес, самооценка.

      Многие  психологические знания используются в целях объединения психологически сходных трудовых целей и способов действия, а также способов обучения и воспитания.

      Педагогу  необходимо усвоить общие закономерности развития личности. Личность формируется под влиянием воспитания, социализации и самовоспитания. Личность – результат взаимодействия внешних влияний с внутренними условиями индивидуума, к которым относятся его направленность, способности, характер и другие личностные свойства.

      Познакомимся  с тем, как психологи исследуют  психологические содержание трудового  воспитания, в частности, формирование, всесторонне развитой личности средствами труда. По каким показателям судит психолог об изменениях, происходящих в облике личности под влиянием труда? Прежде всего, по действиям и поступкам человека, по изменению производительности его труда, по отношению к труду, к своему коллективу, по сдвигам в его потребностях, интересах, самооценке и притязаниях.

      Психика работающего человека, особенно его отношение к труду, очень заметно проявляется в продуктах его деятельности. Как школьник реагирует на неудачи и успехи в труде, на оценку качества его работы, когда его личные интересы сталкиваются с общественными.

      Наиболее распространенными методами исследования психологических проблем трудового воспитания являются наблюдение, эксперимент, опрос, тесты. С помощью наблюдения изучаются важные в любом виде труда черты характера: внимательность, самостоятельность, аккуратность и ряд других. Используется оно также для исследования взаимоотношений в детском коллективе.

      Богатым источником психологических знаний является эксперимент. Однако его использование  связано с большими трудностями. Во – первых, изменения в личности являются функцией не одного, а многих факторов, действующих в условиях трудового воспитания.

      В результате проведенного эксперимента было установлено, что общественная мотивация трудовой деятельности усиливает  интерес детей к труду. Другой разновидностью эксперимента является разработанная методика самооценивания через сравнение себя с другими. Результаты этого сравнения человеку небезразличны: он ими доволен или не доволен, успокаивается или начинает беспокоиться. Эту методику применяли для изучения отношения испытуемого к своим достижениям в трудовой деятельности, а также для выявления сдвигов в этом отношении при переходе к другим видам деятельности, например, от учебной к трудовой. Для этого испытуемым предлагается сравнивать свои успехи с успехами других учащихся. Таким образом, каждый оценивал не только других, но и самого себя, так как некоторых учащихся он располагал впереди себя. Но это самооценивание проводится не прямо, а косвенно. На основе ответов испытуемых затем определяются ранговые места испытуемого по самооценке.

      Для выявления основных тенденций  исследуемого поведении (например, типичных мотивов  трудовой деятельности или выбора профессии, престижности различных профессий  среди детей одного и того же возраста и др.) широко используется анкетирование, успех которого зависит от компетентности составителя анкеты в изучаемой проблематике. Например, при изучении основных мотивов трудовой деятельности старшеклассников с помощью закрытой анкеты составляют перечень наиболее распространенных побуждений к труду.

      При анкетировании очень важно обеспечить искренность ответов опрашиваемых. Это достигается продуманным  инструктажам, в котором называется цель исследования и его научность  важность, а также гарантируется  конфиденциальность.

      Но  недостатком анкета является то, что полученные с их помощью данные не допускают дифференцированного анализа, что не позволяет соотнести ответы с реальным поведением испытуемых, проверить достоверность их ответов.

      Для психологического изучения личности школьника  широко применяется метод обобщения независимых характеристик, предложенный психологом К.К. Платоновым. Он предусматривает сбор и обобщение сведений о личности, получаемых различных видах деятельности. В различных условиях общие свойства и качества личности (моральные качества, черты характера, темперамент) проявляются по – разному. Поэтому сведения собираются от различных лиц. Оценки этих людей будут различны. Это является достоинством данного метода, позволяющим более полно охарактеризовать личность, определить ей зону ближайшего развития, спроектировать ей дальнейшие пути развития.

      Для изучения направленности личности, ее мотивов, интересов, склонностей иногда применяют проективный метод (тест на завершение незаконченных предложений, изображений и др.)

      В основе этих методик лежит несознательная склонность человека к проекции, то есть к приписыванию другим людям собственных черт, стремлений, интересов. Так испытуемому предлагается картинка с изображенными на ней предметами, действующими лицами. Ситуация не определена. Испытуемому предлагается рассказать, что, по его мнению, было до этого, происходит сейчас, что будет в дальнейшем. По его высказываниям можно судить о мотивах.

      Преимущество  этих методик заключается в том, что во время их применения снижается  смущение, настороженность испытуемого, благодаря чему он максимально вовлекается  в  эксперимент.    Недостаток    –   трудность   в  истолковании  результатов.

     В. А. Сухомлинский      неоднократно    отмечал    плодотворное   взаимовлияние физического    и   умственного  труда:    умный,    образованный,    культурный    человек любой      труд      делает     более      творческим,    более   радостным.  Поэтому    очень важным условиям,     обеспечивающим       здоровую    основу     развития      личности   в коллективе    и    самого     коллектива,   Сухомлинский       считал     физический      труд обязательным     для   всех.

       Трудовое     воспитание   -  непременная  и  неотъемлемая составная часть общей системы   воспитания.  Соединение образования    с  производительным трудом является эффективным     средством    воспитания  всесторонне  развитых   людей.

       Оно   создает  наиболее  благоприятные  предпосылки  для  включения каждого из   психических  свойств  в  многостороннюю    связь    с    другими     свойствами  и их взаимного    оплодотворяющего   воздействия.   Всестороннее   развитие    обеспечивает подъем общей одаренности человека, динамично и целостно выражающий его творческую природу.       И   чем   богаче    эта    общая    одаренность,  тем  лучше    условия     для рассвета          специальных       способностей       человека.

       Психологическое    и  практическое     готовность   к    трудовой    деятельности включает    в  себя    трудолюбие,   чувство   долга,  коллективизм,   дисциплину  труда и    другие    морально  - волевые   качества   личности.

       Также     необходимо   учитывать  нравственно  -  психологическую    готовность учащихся     к   труду.       Показатели        нравственно  -  психологической    готовности учащихся    и  их   признаки   приведены    в   таблице 1 из методических рекомендаций М. Н. Глявина «Содержание, пути и средства воспитания у учащихся коммунистического отношения     к  труду».

       Очень важным моментом  в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является  и  положение   о  том,  что  труд    позволяет   наиболее    полно   и    ярко раскрыть    природные   задатки   и   склонности    ребенка.    Анализируя     готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но   и  о  том,   что     труд   дает    лично   ему.   Эти     задатки    как    порох:   чтобы зажечь,      необходимо   искра.

       Сущность       гармонического     развития     личности     Сухомлинский      видит в     неразрывной   связи    трудового  воспитания   с   другими  сторонами  воспитания- нравственного,         эстетического,      интеллектуального,         физического.   К      этому выводу      Василий    Александрович    пришел   благодаря   собственному  труду.

Информация о работе Оздоровление детей в условиях ЛТО