Оздоровление детей в условиях ЛТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 02:54, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования. Показать, что труд является эффективным средством воспитания для здоровья и всестороннего развития личности.
Задачи:
Формирование устойчивых убеждений в необходимости, том, что труд является основной благополучия общества и каждого его члена.
Рассмотреть трудовое воспитание как одно из важнейших аспектов развития личности.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы изучения процесса воспитания
Сущность процесса воспитания
Психология и трудовое воспитание
Глава II. Педагогическое значение труда как средство воспитания
2.1. Воспитательное значение труда и влияние к здоровью ребенка
2.2. Виды труда
Глава III. Практическая часть
3.1. История АМУДОД Амгинской станции юных натуралистов.
Использованные литературы

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

       Психолог  А.Ф. Лазурецкий      первым        разработал   и применил для изучения личности    естественный  эксперимент.   Он    считал,  что личность ребенка, отношение его к  людям,    природе,    работе,   самому  себе,   можно  исследовать    исключительно в    естественных   условиях  в  процессе  труда.

       Педагогика  Я.А. Каменского  природно  - своеобразный   характер: «В обучении необходимо   исходить  из   законов природы, взрослых особенностей развития человека».

       Томас   Мор  внес  идею  о  воспитании   молодого   поколения   в  соединении обучения с трудом.

       Франсуа      Рабле     стремился       дать    образование   во    время      экскурсий   и     прогулок.     Обращал     внимание     на   самостоятельное    мышление,     творчество и    активность.   Можно    сделать    вывод,  что  еще  в феодальном обществе выступали за      полноценное  физическое,   нравственное   и  эстетическое   воспитание.

       К. Д. Ушинский    считал,       что       чем     моложе    ребенок,   тем   больше   его восприимчивость   к    воспитанию,    а   вместе с   тем  то,  что    в   детстве  заложено, то   крайне    трудно    разрушить.

       Такого    же   мнения   придерживались  Л. Н. Толстой и выдающийся советский педагог  А.  С.  Макаренко.

       Можно   сделать  вывод,  что  чем    раньше    начнет   всесторонне   развиваться личность      ребенка,      тем    быстрее   и  продуктивнее  получится  результат. 
 

      1.2.  Психология и трудовое воспитание 

      Возрастная  психология –это область знаний, акцентирующая  внимание на психологических особенностях детей разного возраста, в то время  как психология развития –это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного преобразования психологии детей. Возрастную психологию нельзя представить себе вне развития, как нечто неизменное. Точно так же развитие немыслимо без выделения его возрастных особенностей. В реально существующей области знаний о возрастном развитии детей оба эти момента слиты.

      Предметов возрастной психологии является и представление  в виде научных фактов и соответствующих  теорий основных особенностей психического развития детей их перехода из одного возраста в другой, включая развернутые разносторонние содержательные психологические характеристики детей, относящихся к разным возрастным группам.

      Возрастная  психология отмечает те сравнительные  медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменение охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев доя ряда лет детей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психологического состояния организма ребенка, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

      Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения обычно устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления, в то время так ситуационные изменения психологии и поведения индивида не устойчивы, обратимы и предполагают их закрепление в последующих упражнениях. Эволюционные и революционные изменение преобразуют психологию человека как личности, а ситуационные оставляют ее без видимых перемен, затрагивая лишь частные формы поведения, знания, умения и навыки.

      Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют его в нужное русло. Условия определяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступаю в качестве движущих сил развития,  тем не менее, влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты. Что же касается законов психического развития, то они определяют собой те общие и частные закономерности,  с помощью которых можно описать психические развитие человека и, опираясь на которые можно этим развитием управлять.

      К концу младшего школьного возраста дети в своем общении с окружающими  людьми обычно выходят за пределы круга семьи. Если в дошкольном детстве и в младшем школьном возрасте ребенок еще практически полностью находится в окружении семьи и двора, то с наступлением подросткового возраста ситуация радикально изменяется. Теперь ребенок большую часть своего времени проводит вне семьи, в школе, на улице, в общении со сверстниками и другими взрослыми людьми за пределами места своего жительства.

      Психологический выход за пределы семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, роли самовоспитания, средств массовой информации и культуры в воспитании. Происходит смена социальной ситуации и культуры в позиции школьника, в результате чего получают ускорение процесса формирование его личности, а учение временно отходит на второй план. Все это естественно и обычно имеет место тогда, когда он не замкнут в кругу семьи, и имеет возможность для самостоятельного выхода в свет.

      Промежуточная инстанцией на пути отдаление от семьи  становится для ребенка школа. С  одной стороны, она еще чем-то напоминает семью, например тем. Что в ней сохраняется отношение к подросткам как к детям и предъявляются соответствующие требования. Только тогда, когда они переходят в старшие классы школы, к ним в семье и школе начинают относиться иначе, правила обращения смягчаются и становятся более вольными. Люди, с которыми подростки чаще вступают в общение, -это уже чужие люди и отношения с ними строится в основном как официальные.

      Первая  и основная группа качеств –это те, которые связаны с самообслуживанием дома и школе. Молодые люди, оставляющие школы, должны уметь самостоятельно находить для себя работу или устраиваться на учебу, нанимать и оборудовать жилье, если об этом есть необходимость, самостоятельно обеспечить питание, включая приобретение и приготовление пищи, самостоятельно обеспечивать себя одеждой, решать другие личные и деловые проблемы, связанные с устройством жизни, такие, с которыми сравнительно легко справляется социально адаптированный взрослый человек.

      Вторая  группа качеств касается ориентации в социальной, политической, экономической и культурной жизни общества. У каждого молодого человека по окончании школы должны сложиться убеждения, мировоззрение, система социальных установок, определяющих отношение человека к миру, к людям, к самому себе. Современные молодые люди должны знать права в таком объеме, чтобы ни только самим нарушат законы, но и помогать в этом плане другим. Им должны быть известны элементарные основы экономики, и чтобы можно было заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью, начать какое –либо дело, из которого можно извлечь материальную выгоду.

      Третья  группа личностных качеств относится  к нравственной основе личности и  ее культуре, и хотя называется нами последней по порядку, но по своему нравственному значению является первой и главной, характеризующей в целом уровень зрелости личности. К окончанию школы у молодых людей должны быть сформированы основные нравственные качества, а в регуляции поведения действовать определенные социальные  нормы.

      Все эти качество необходимо сформировать у детей за годы обучения в школе, и основная воспитательная нагрузка в этом плане приходится на средний  и старший школьный возраст. Обучение в средних и старших классах  охватывает довольно значительный период в жизни человека, около 6-7 лет, но по сравнению с масштабностью воспитательных задач, стоящих в это время, он кажется не таким уж большим.

      Постепенное приближение загруженности детей  к занятости взрослых должно происходит за счет увеличения времени, отводимого на личностные развития. Опыт показывает, что в системе школьного обучения в старших классах школы по –прежнему доминирует задача усвоения знаний, а воспитание понимаемое как развитие личности, отстает, то это в целом замедляет процесс психологического взросления детей. В результате они к окончанию школы по уровню своего социально –психологического развития на 4-5 лет отстают от своих зарубежных сверстников в наиболее развитых странах мира.

      Важным  средством воспитания, связанным  с формированием многих полезных личностных качеств, является самообслуживание. Для того, чтобы оно приобрело подлинное воспитательное значение, необходимо, чтобы самообслуживание было достаточно полным, то есть чтобы дети действительно самостоятельно решали деловые и личные проблемы. Без специальных знаний в области политики, права и экономики они вряд ли в состоянии в настоящее время это сделать. Следовательно, в программу школьного обучения начиная с 5-6 класса необходимо постепенно вводить соответствующие предметы и на практике закреплять знания, полученные учащимися, в их внутри школьных и внешкольных делах.

      Основы  нравственности и культуры, соответствующие  качества личности формируются на занятиях по гуманитарным предметам, также закрепляются в практических, в частности благотворительных, делах. Школьники средних и старших классов в той или иной форме должны заниматься благотворительностью, а школа- включать эти дела в основную программу воспитательной работы.

      Воспитание  в общении со сверстниками и взрослыми. Отличительная особенность детей подросткового и раннего юношеского возраста, о которой уже не раз говорилось на страницах учебника,  это их тяга к общению со сверстниками и, следствие этого, некоторая социально-психологическое изолированность от взрослых, сопровождающаяся образование не больших, замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью. Как можно эту естественную тягу подростков к межличностному одновозрастному общению употребить с максимальной пользой для их воспитания? Для нахождения на этот вопрос необходимо выяснить три вещи: каковы потребности детей, побуждающие их к общению друг с другом именно в этом возрасте; каковы воспитательные задачи, которые с помощью такого общения можно решить; каковы возможности групп подростков в решении этих задач.

      Для того чтобы имеющиеся в общении возможности были максимально реализованы детьми, необходимо, чтобы они как можно больше взаимодействовали не только между собой, но и со взрослыми самых разных делах и ситуациях. Желательно, чтобы такие естественно образующиеся группировки детей были на виду у взрослых людей, однако не для того, чтобы вмешиваться в их дела, а стой, целью, педагогически и психологически руководить ими, усиливая их положительное воспитательное влияние на детей. Такие группы, в частности, можно использовать для организации школьного ученического самоуправления, для решения тех воспитательных задач.

      Взрослые, время от времени включающиеся в  общении подростков и юношей, могут принести им ощутимую пользу. Дети данного возраста на самом деле очень нуждаются помощи взрослых, хотя сами этого могут и не осознавать, более того-не стремиться и не искать такой помощи. Дети часто не в состоянии найти правильные ответы на те вопросы, которые их волнуют и которые они между собой активно обсуждают.

      Особенно  благоприятные возможности для межвозрастного общения детей и взрослых создает их совместный труд. Участие в труде вместе с взрослыми формирует у подростка чувство ответственности. Для ускоренного развития этого чувство у подростков их необходимо включать в совместный труд со взрослыми людьми на правах помощников, обладающий своей системой прав и обязанностей.  Доверие взрослого весьма импонирует подростку, так-как в этом случае удовлетворяется его потребность быть и казаться взрослым. Подросток обычно очень старается оправдать оказанное ему доверие. Если младшие подростки бывают полностью удовлетворены ролью помощника взрослого, то старшим подросткам особенно приятно, когда они находятся со взрослым на равных правах  и при необходимости могут полностью его заметит, т.е. выполнит какую -либо работу вполне самостоятельно.

      В целом подростки положительно относятся  к руководству их деятельности со стороны взрослых, если это руководство основано на равноправном, уважительном отношении или на разумном опеке. Деспотическое управление со стороны взрослого, базирующее на произволе и желание взрослого показать свою власть, дети отвергают. Такие действие со стороны взрослого вызывают у них решительный протест, а если этот протест не имеет положительного результата. То есть, состояние депрессии.

      Такая же картина, но с более выраженными  отрицательными симптомами, не редко  наблюдаются в семьях, где родители ведут себя подобным образом в  отношении своих детей. Установлено, например, что дети слишком авторитарных родителей редко в жизни полагаются только на свои собственные силы, не способны действовать и мыслить самостоятельно, лишены возможности воплотить в жизни свои далеко идущие замыслы, брать на себя ответственность и за частую сами этого не желают. Они имеют и менее уверены в себе, менее любознательны и менее зрелы в социально –на нравственном отношении, как правило, хуже справляются с проблемами интеллектуального характера.

      Самовоспитание  подростков. Одно из наиболее примечательных явлений, связанное с подростковым возрастом, - это сильная тяга к самовоспитанию. Активный процесс самовоспитания начинается именно в этом возрасте и обычно продолжается в той или иной форме в течение всей последующей жизни человека. Говорят о начале самовоспитания в подростковом возрасте, мы имеем в виду тот факт, что, достигнув возраста 12-13 лет, дети впервые начинают задумываться над возможностями интеллектуального и личностного самосовершенствования и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия.

Информация о работе Оздоровление детей в условиях ЛТО