Отчет по практике в РГППУ в г. Березовском

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 09:37, отчет по практике

Описание работы

Цели организации педагогической практики:
- Формирование профессиональной компетентности студентов и подготовка к целостному выполнению функций педагога (учителя, мастера производственного обучения), к проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися;
- Отработка педагогических умений целеполагания, диагностико-аналитических, коммуникативных и конструктивных умений, развитие педагогического мышления, становление индивидуального педагогического стиля, формирование исследовательского подхода к работе.

Содержание

Введение
Дневник практики 18
Дневник практики……………………………………………..…………..……………..19
Дневник практики ……………………………………………….………………….…...20
Дневник практики………………………………………………………………………..21
Дневник практики………………………………………………………………………..22
Дневник практики 23
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ 24
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ………………………25
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ……………………….26
Комплексный анализ педагогической формы 27
Комплексный анализ педагогической формы 28
Комплексный анализ педагогической формы 29
Комплексный анализ педагогической формы 30
План-конспект занятия
План-конспект занятия 32
План-конспект занятия 33
План-конспект занятия 34
План-конспект занятия…………………………………………………………………..35
План-конспект занятия…………………………………………………………………..36
План-конспект проведенного внеклассного мероприятия….…………………...........37
Анализ внеклассного мероприятия……………………………………………………..43
Психолого-педагогическая характеристика……………………………………………45
Рейтинговый лист оценки результатов педагогической практике…………………...47
Приложения………………………………………………………………………………48
Вывод по практике…………………………………………………………………...….57

Работа содержит 1 файл

MY_PRAKTIKA.doc

— 504.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Конспект занятия

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. Понятия  «профессиональное образование» и «профессиональная подготовка»

В последние годы в педагогике обозначились новые тенденции, заключающиеся в изменении целеполагания в обучении и воспитании, усилении личностной ориентации содержания и технологий образования,  направленных на созидание личности человека,  дальнейшее углубление  индивидуализации и дифференциации образовательных траекторий каждого обучаемого, творческой  и развивающей функций  образования.

Область образования становится приоритетной, а содержание образования выступает одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации как в личностном, так и в профессиональном плане. Образование  нацелено на  обеспечение адекватных достижениям  мирового сообщества уровня общей и профессиональной культуры каждого отдельно взятого человека, уровня умственного развития личности, его профессиональной квалификации и профессиональной компетентности.

В обновляющейся России образование выступает, пожалуй, единственной работоспособной технологической сферой, активно участвующей в становлении личности человека, сферой воспроизводства  ее жизненных идеалов, проектов, а также их реализации. Оно становится приоритетной сферой не только накопления знаний и формирования умений и навыков, но и создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов;  сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала. В Национальной доктрине отражены новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров в вопросах качества общего и профессионального образования, а также воспитания подрастающего поколения.

Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая  преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; осмысление новых тенденций в развитии образования, изменение его места и роли в общественных процессах; утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, новых наукоемких технологий и экономики; создание основы для устойчивого  развития России.

Профессиональное образование предусматривает формирование лич­ности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности, к осуществлению и выполнению полно­го спектра профессиональных функций. Профессиональное образование – это социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ее ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности (Б.М. Бим-Бад).

Профессиональное образование – процесс и (или) результат профессионального  становления  и  развития личности,  сопровождающийся овладением заранее установленными знаниями, умениями и навыками по конкретным профессиям и специальностям (А.Н. Лейбович).

«Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ», – записано в Законе  РФ «Об образовании».

Профессиональная  подготовка в  широком  смысле – это  организация обучения профессиональных  кадров, различные формы получения профессионального образования;  в узком смысле – ускоренная форма  приобретения про-фессиональных  навыков (А.Н. Лейбович).

Профессиональное образование в Российской Федерации является неотъемлемой составной частью системы непрерывного образования. В учебных заведениях  профессионального  образования формируется, по существу, тот  кадровый потенциал   для социально-экономических реформ в России,  который определит будущее страны.

Изменившиеся социально-экономические условия на современном этапе развития общества привели к прогрессивным инновациям  и в профессиональном образовании. Одной из особенностей современного этапа развития профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих иностранными языками, психологически готовых к профессиональной деятельности в новых условиях, способных принимать адекватные реальным ситуациям взвешенные самостоятельные решения, видеть перспективы и планировать стратегию и тактику развития современного производства и свою профессиональную деятельность.

Характерной особенностью современных образовательных программ становится их обращенность к личности каждого отдельно взятого человека, направленность на реализацию  его образовательных запросов независимо от возраста и уровня образованности, способствуя тем самым выполнению социального заказа, предъявляемого обществом к  образовательной системе.

Интенсивные изменения в социокультурной и экономической жизни российского общества  требуют качественного преобразования характера и содержания  профессиональной подготовки учащихся  учреждений начального профессионального образования, студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования: углубления мобильности и конкурентоспособности в различных профессиональных сферах деятельности, расширения профессионального поля  этой деятельности, появления потребности  в квалифицированных специалистах, умеющих адекватно реагировать на постоянно меняющиеся приоритеты на рынке интеллектуального труда.

Профессиональное образование может рассматриваться в рамках различных подходов (педагогического, психологического, экономического, социологического) как особый вид образования, процесс, система, деятельность,  ценность, социальный институт.  В рамках данных подходов к характеристике профессионального образования стоит задача  выявления его социальной сущности и направленности, структуры и функций. Его значение для общества и личности позволяют рассматривать профессиональное образование как взаимосвязь и взаимодействие двух основных компо­нентов: производственно необходимого и социально необходимого образования. Конечно, в реальной действительности они переплетены и едины (хотя зачастую находятся в противоречивых отношениях между собой), и очень важно их функционально различать.

Главной задачей профессиональных учебных заведений является профессиональное формирование и развитие личности в соответствии с  интересами, способностями и социально-экономическими потребностями общества. Профессиональная подготовка выделяется как необходимый элемент формирования профессиональной направленности личности студентов в условиях стандартизации образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  План-конспект занятия

Тема занятия  Профессиональное становление личности специалиста. Этапы профессионального становления.

Кол-во часов 2 Теории 2 Практики 0

Педагогическая форма   урок-теория

Образовательная задача дать студентам представление о понятии «профессионал»

Развивающе-воспитательная задача развивать память и логическое мышление студентов, умение выделять главную цель урока и осмыслять полученные знания

Методы обучения   лекция

Комплексное методическое обеспечение

Учебное оборудование  для педагога: план-конспект, для студентов: конспект

Дидактическая техника  учебник

Учебно-наглядные средства  доска, мел

Организационно-педагогические средства  план-конспект

Тип урока   формирование новых знаний

Вид урока   урок-лекция

Ход занятия

Структура занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Организационная структура

Психолого-педагогическая структура

Приветствие

Приветствие

Организационный момент

Мотивационный этап

Фиксация отсутствующих;

Проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию;

Приготавливаются работе на занятиях

Основная часть

 

 

 

Формирование нового опыта

Объяснение учебного материала,  рассказ новой информации. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание уч-ся изучаемого материала.

Конспектирование

Запоминание, восприятие  нового материала

Первичной проверки понимания изученного

Коллективное закрепление

1.Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся.

Ответы на заданные вопросы

Закрепления новых знаний

Коллективное закрепление

1. Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

2. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Вопросы о не понятом материале

Подведение итогов

 

Индивидуальное закрепление

Разъяснение не понятого материала, подведение итогов. Установить правильность и осознанность изученного материала.

Задавание вопросов

Заключительная

Контроль и коррекция

Выдача контрольных вопросов по проверки знаний

Выполнение контрольной работы

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

Профессиональное становление личности специалиста.

Этапы профессионального становления

 

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой даны следующие понятия: профессионал – человек, который занимается чем-нибудь профессионально (в отличие от любителя), настоящий профессионал – человек, который работает высоко профессионально, профессионализм – хорошее владение своей профессией, профессиональный – занимающийся чем-нибудь как профессией, а также являющийся профессией. Профессионал  полностью отвечает требованиям данного производства, данной области деятельности, профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.

Подструктурой профессионала является про­фессиональная компетентность. В толковых словарях компетентность определяют как осведомленность, эрудированность. Под профессиональной компетентностью понимают совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Основными компонентами профессиональной компе­тентности являются:

• социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также вла­дение приемами профессионального общения и поведения;

• специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

• персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

• аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций.

Э.Ф.Зеер выделяет еще один вид компетентности – экстремальную профессиональную компетентность, т.е. способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

В поздней периодизации жизненного пути профессионала Е.А. Климов предлагает более подробную группировку фаз:

1)   оптация  –   период  выбора   профессии  в  учебно-профессиональ-ном заведении;

2)  адаптация – вхождение в профессию и привыкание к ней;

3)  фаза интернала – приобретение профессионального опыта;

4) мастерство – квалифицированное выполнение трудовой деятельности;

5) фаза авторитета – достижение профессионалом высокой ква­ли-фикации;

6)  наставничество – передача профессионалом своего опыта.

А.К. Маркова выделила пять уровней, которые включают в себя девять этапов становления профессионала.

1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией.

2. Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства.

3. Суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности.

4. Непрофессионализм – выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности.

5. Послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельности.

В психологии труда компетентность часто отождествляется с профессионализмом. Но профессионализм как высший уровень вы­полнения деятельности обеспечивается помимо компетентности также профессиональной направленностью и профессионально важными способностями. Исследование функционального развития профессиональной компетентности показало, что на начальных стадиях профессиональ­ного становления специалиста имеет место относительная автоном­ность этого процесса, а на стадии самостоятельного выполнения про­фессиональной деятельности компетентность все более объединяется с профессионально важными качествами.

Основными уровнями про­фессиональной компетентности субъекта деятельности становятся обученность, профессиональная подготовленность, профессиональ­ный опыт и профессионализм. Анализ профессиональной деятельности позволяет говорить о наличии трех уровней  компетентности – общекультурной компетентности (уровня образованности, достаточного для самореализации личности, ориентации в культурном пространстве, основанного на общении как особой форме деятельности, обеспечивающей практическое и духовное единение людей и позволяющей оценивать конкретные явления кульры); методологической компетентности (уровень образованности, достаточный для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских задач теоретического или прикладного характера в разных сферах жизнедеятельности); допрофессиональной компетентности (уровня образованности, достаточного для  получения после завершения общего образования профессионального образования в избранной области). Можно предположить, что имеет место и профессиональная компетентность.

Модель конкурентоспособной личности учитывает ключевые квалификации, которые были достаточно убедительно обоснованы в работе  Э.Ф.Зеера «Психология личностно ориентированного профессионального образования».

Важнейшей особенностью профессионала является способность использовать, применять свои знания, умения и навыки, а также обобщенные способы выполнения действий. Эти психолого-дидактические конструкты называются компетенциями. Понятие «ключевые компетенции» было введено в начале 1990-х гг. Международной организацией труда в квалификационные требования к специа­листам в системе последипломного образования, повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров. В сере­дине 1990-х гг. это понятие уже начинает определять требования к подготовке специалистов в профессиональной школе.

Информация о работе Отчет по практике в РГППУ в г. Березовском