Особенностимотивационно-побудительной готовности к обучению связаной письменной речи школьников с трудностями в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Формирование мотивации учебной деятельности в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. Общетеоретические подходы к изучению мотивации учебной деятельности…………………………………………………………………………3

1.1. Понятие о мотивации, виды мотивов учения…………………………..5

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения школьников ………………………………………………….…………………...13

Выводы по первой главе………………………………………………………….21

Глава 2. Изучение особенностей мотивации к овладению письменно-речевой деятельностью у младших школьников с задержкой психического развития…………………………………………………………………………….23

2.1. Особенности мотивационной готовности учащихся с трудностями в обучении к овладению письменной связной речи………………………………23

2.2. Пути формирования мотивации к связной письменной речи у учащихся с трудностями в обучении……………………………………………...29

Выводы по второй главе……………………………………………………….….41

Заключение………………………………………………………………………...42

Список литературы………………………………………………………………..45

Работа содержит 1 файл

мотив.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

       Значительно облегчает процесс работы над  связным письменным высказыванием  использование модели текста и алгоритма  работы, представленных наглядно.

       Для становления мотивации учебной  деятельности важна роль учебно-проблемных ситуаций, проблемное изложение учебного материала, организация поисково-исследовательской деятельности учащихся. 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Основная  задача данной работы состояла в том, чтобы изучить особенности формирования мотивации к письменно-речевой деятельности у младших учащихся с задержкой психического развития и описать возможные рекомендации для формирования мотивации школьников.

     Воспитание  мотивации надо строить не как  «приспособление» к наличным, сложившимся  у ребенка уровнем мотивации, а как перевод школьников к новым ее формам, к более зрелым способам регуляции своего учебного поведения. При формировании мотивации необходимо учитывать сведения об отдельных сторонах мотивационной сферы, их проявления в разные возрасты. Наряду с этим никогда нельзя упускать из виду, что все стороны мотивации следует рассматривать только в контексте целостной личности; личность каждого ребенка – в контексте возраста, а возраст – в контексте развития всего школьного периода детства. Одни и те же мотивы в структуре личности различных учеников и в разные возрастные периоды приобретают неодинаковую смысловую нагрузку.

     Этот  широкий анализ может помочь определить учителю основные направления развития мотивации в каждом возрасте. Анализ периодизации возрастного развития в школьном возрасте позволяет наметить определенную стратегию формирования мотивации от начальной школы к средней. Задачи формирования мотивации определяются ее резервами в каждом возрасте, зоной ее ближайшего развития. Эти резервы не актуализируются сами по себе, а мобилизируются только в ходе включения школьников в активные  виды деятельности и социальных взаимодействий. «Вычерпывание» резервов развития мотивации должно осуществляться не бездумно, а с учетом сбалансированного соотношения физического, умственного и нравственного развития школьников.

     Сформированность  мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного  процесса.

     Теоретический аспект исследования позволил сделать следующие выводы:

      1. Наиболее эффективное формирование учебных мотивов обеспечивается благодаря такому построению обучения, которое направлено на развитие познавательных процессов и творческой активности младших школьников.
      2. Для формирования учебной мотивации у учащихся необходима взаимосвязь в обучении следующих условий: диагностического (уточнение индивидуальных особенностей ребенка); коррекционного (соответствие формы и сложности заданий интересам, возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей); психологического (построение содержательных, эмоционально насыщенных отношений педагога с детьми).

     Констатирующий  эксперимент, проведенный нами на безе специальных (коррекционных) классов  VII вида показал:

    1. Большинство учеников младших классов имеет позитивное отношение к письменно – речевой деятельности. У детей выявлена мотивационная необходимость оформлять свои представления в письменном виде.
    2. Для правильного построения коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития важную роль в развитии учебной мотивации будет играть уровень сформированности  познавательных процессов. В результате развития учебной мотивации младших школьников с трудностями в обучении с учетом возрастных и индивидуальных особенностей можно приблизить к тем закономерностям, которые характерны для их нормально развивающихся сверстников.

         Формирующий эксперимент, проведенный нами на безе специальных (коррекционных) классов VII вида, позволяет утверждать, что:

      1. Овладение   школьниками с ЗПР речевыми умениями по созданию собственных письменных высказываний возможно и целесообразно. Сформированность комплекса специальных речевых     умений     способствует     более     эффективному     развитию   связной   письменной  речи   школьников   с трудностями в обучении.
      2. Проведенная нами работа по формированию речевых умений по созданию связных письменных высказываний на основе моделирования, способствовала усвоению структуры текста, развитию познавательной и коммуникативной сфер деятельности учащихся, более осознанному и продуктивному созданию собственных письменных речевых высказываний учащимися.
      3. Организация работы  по развитию связной письменной речи на 
        основе моделирования речевого высказывания инициирует повышение мотивационно-побудительного уровня письменно-речевой деятельности учащихся с ЗПР.
 

                                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Ануфриев А. Ф., Костромина С.Н. – Как преодолеть трудности в обучении Психодиагносические таблицы. Психодиагностические  методики. Коррекционные упражнения – 2-е изд., перераб. – М.: Издательство «Ось –89», 1999г.
    2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.,1976г.
    3. Бабанский Ю. К. Как оптимизировать процесс обучения. М., 1978.
    4. Белопольская Н. Г. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. М.,1972
    5. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах: Перевод. с немецкого - М.: Медицина,1981
    6. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека –М.: Издательство МГУ, 1990
    7. Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах: Книга для учителя под редакцией Бодалева А.А. М, 1981
    8. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Методические разработки для школьного психолога (Авторы Е.А. Бугрименко, А.Л.Венгер, К.Н. Поливанова, Е.Ю. Сушкова) М, ВНИК «Школа»,1989
    9. Гребенюк О. С. К методике выявления мотивации у школьников – В кн.: Формирование стремлений к знаниям, мотивации учения у школьников. Ростов на Дону, 1975
    10. Давыдов В.В. Психическое  развитие в младшем школьном возрасте – В кн. Возрастная и педагогическая психология (Под ред. Петровского А.В.) М.,1979
    11. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения (Под редакцией Шевченко С.Г.) М, АРКТИ,2001
    12. Дусавицкий А.К., Портная Е.А. Об особенностях развития мотивов учения младших школьников (В книге; Психологические проблемы учебной деятельности школьника). Под редакцией Давыдова В.В. М.,1977
    13. Изучение мотивации поведения детей и подростков (Под ред. Божович Л.И., Благонадежиной  Л.В.) - М.,1972
    14. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности.  Л., 1972
    15. Лапп Е.А. Письменная речь у младших школьников с ЗПР. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
    16. Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младших школьников / В сборнике: Мотивация учения - Волгоград,1976
    17. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990
    18. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. – М., Педагогика, 1983
    19. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учебное пособие. Волгоград, 1983
    20. Матюхина М.В.. Мотивация учения младших школьников.  М,1984
    21. Немов Р.С.  Психология –книга 1, общие основы психологии. М,2000.
    22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., Тривола, 1995
    23. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.  М.,ТЦ Сфера, 2002
    24. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.,1980
    25. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971

Информация о работе Особенностимотивационно-побудительной готовности к обучению связаной письменной речи школьников с трудностями в обучении