Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:24, курсовая работа
Формирование мотивации учебной деятельности в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Общетеоретические подходы к изучению мотивации учебной деятельности…………………………………………………………………………3
1.1. Понятие о мотивации, виды мотивов учения…………………………..5
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения школьников ………………………………………………….…………………...13
Выводы по первой главе………………………………………………………….21
Глава 2. Изучение особенностей мотивации к овладению письменно-речевой деятельностью у младших школьников с задержкой психического развития…………………………………………………………………………….23
2.1. Особенности мотивационной готовности учащихся с трудностями в обучении к овладению письменной связной речи………………………………23
2.2. Пути формирования мотивации к связной письменной речи у учащихся с трудностями в обучении……………………………………………...29
Выводы по второй главе……………………………………………………….….41
Заключение………………………………………………………………………...42
Список литературы………………………………………………………………..45
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ПОБУДИТЕЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ
К
ОБУЧЕНИЮ СВЯЗНОЙ
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ
С ТРУДНОСТЯМИ
В ОБУЧЕНИИ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава
I. Общетеоретические подходы к
изучению мотивации учебной деятельности………………………………………………
1.1. Понятие о мотивации, виды мотивов учения…………………………..5
1.2.
Возрастные и индивидуальные особенности
мотивации учения школьников ………………………………………………….…………………...
Выводы
по первой главе………………………………………………………….21
Глава
2. Изучение
особенностей мотивации к овладению письменно-речевой
деятельностью у младших школьников с
задержкой психического развития…………………………………………………………
2.1.
Особенности мотивационной
2.2.
Пути формирования мотивации к связной
письменной речи у учащихся с трудностями
в обучении……………………………………………...29
Выводы
по второй главе……………………………………………………….….
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Формирование мотивации учебной деятельности в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Эта проблема лежит на стыке обучения и воспитания, это означает, что в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося.
Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммы знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться. Однако, приходится признать, что интерес к учению в процессе обучения в должной мере не возрастает и, главное, не всегда приобретает у детей сознательного, активного, внутреннего, познавательного интереса, который необходим для эффективной реализации методических приемов используемых учителем (Л.С. Выготский, Д.Б.Давыдов, М.В. Ляудис, Н.Э.Негурэ и др.).
Мотивационная сфера учения представляет собой у каждого конкретного ребенка постоянно изменяющуюся, а иногда и противоречивую структуру, состоящую из разных побуждений, где место ведущего мотива занимают то одно, то другое побуждение в зависимости от условий обучения, обстоятельств общения с окружающими и т.д. Для успеха всего учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать сложное строение мотивационной сферы, воздействовать на каждую из ее сторон.
Особенности интереса умственно отсталых учащихся к учебной деятельности изучены и являются достоянием олигофренопедагогики (Лурия А.Р., Рубинштейн С.Я., Выготский Л.С. и др.). Но проблема изучения мотивов и их формирование у школьников с задержкой психического развития является актуальной и для специальной педагогики.
ЦЕЛЬ исследования - изучение мотивации к письменно-речевой деятельности у младших школьников с трудностями в обучении (задержкой психического развития).
ОБЪЕКТ исследования – мотивация учебной деятельности учащихся с трудностями в обучении (задержкой психического развития).
ПРЕДМЕТ исследования – процесс формирования мотивации к письменной деятельности у учащихся младших специальных (коррекционных) классов VII вида.
ЗАДАЧИ исследования:
ГИПОТЕЗА: низкая познавательная активность учащихся изучаемой категории и недоразвитие речи приводит к снижению готовности к овладению связной письменно-речевой деятельности.
БАЗА
ИССЛЕДОВАНИЯ: муниципальное образовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная
школа № 24» Кировского района г.Волгограда.
Глава 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ
1.1. ПОНЯТИЕ О МОТИВАЦИИ, ВИДЫ МОТИВОВ УЧЕНИЯ
Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это – поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели ?», «ради чего ?», «какой смысл ?» … Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.
Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его мотивов с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
Из всех возможных диспозиций (мотивов) наиболее важной является понятие потребности. Его называют состояние нужды человека, или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму, (личности). Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психологические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.
Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой , особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, то есть совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.
Второе
после потребности по своему мотивационному
значению понятие- цель. ЦЕЛЬЮ называют
тот непосредственно
Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели - являются основными составляющими мотивационной сферы человека.
Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов- мотивов, потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Гибкость
мотивационной сферы
Наконец, иерархизированность - это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.
Кроме
мотивов, потребностей и целей в
качестве побудителей человеческого
поведения рассматриваются
ЗАДАЧА
как частный ситуационно-
ЖЕЛАНИЯ И НАМЕРЕНИЯ – это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.
Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.
Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.
Мотив учения - это направленность учения на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т.д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других – отношения с другими людьми в ходе учения.