Особенностимотивационно-побудительной готовности к обучению связаной письменной речи школьников с трудностями в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Формирование мотивации учебной деятельности в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. Общетеоретические подходы к изучению мотивации учебной деятельности…………………………………………………………………………3

1.1. Понятие о мотивации, виды мотивов учения…………………………..5

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения школьников ………………………………………………….…………………...13

Выводы по первой главе………………………………………………………….21

Глава 2. Изучение особенностей мотивации к овладению письменно-речевой деятельностью у младших школьников с задержкой психического развития…………………………………………………………………………….23

2.1. Особенности мотивационной готовности учащихся с трудностями в обучении к овладению письменной связной речи………………………………23

2.2. Пути формирования мотивации к связной письменной речи у учащихся с трудностями в обучении……………………………………………...29

Выводы по второй главе……………………………………………………….….41

Заключение………………………………………………………………………...42

Список литературы………………………………………………………………..45

Работа содержит 1 файл

мотив.doc

— 249.50 Кб (Скачать)
 
 

ОСОБЕННОСТИ    МОТИВАЦИОННО-ПОБУДИТЕЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

К ОБУЧЕНИЮ СВЯЗНОЙ  ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ  С ТРУДНОСТЯМИ  В ОБУЧЕНИИ 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. Общетеоретические подходы к  изучению мотивации учебной деятельности…………………………………………………………………………3

     1.1. Понятие о мотивации, виды мотивов учения…………………………..5

     1.2. Возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения школьников ………………………………………………….…………………...13 

Выводы  по первой главе………………………………………………………….21 

Глава 2.         Изучение особенностей мотивации к овладению письменно-речевой деятельностью у младших школьников с задержкой психического развития…………………………………………………………………………….23

     2.1. Особенности мотивационной готовности  учащихся с трудностями в обучении к овладению письменной связной речи………………………………23

     2.2. Пути формирования мотивации к связной письменной речи у учащихся с трудностями в обучении……………………………………………...29 

Выводы  по второй главе……………………………………………………….….41 

Заключение………………………………………………………………………...42 

Список  литературы………………………………………………………………..45 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ

     Формирование  мотивации учебной деятельности в школьном возрасте без преувеличения  можно назвать одной из центральных  проблем современной школы, делом  общественной важности. Эта проблема лежит на стыке обучения и воспитания, это означает, что в поле внимания  учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения  развитие личности  учащегося.

     Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение  школьниками суммы знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться. Однако, приходится признать, что интерес к учению в процессе обучения в должной мере  не возрастает и, главное, не всегда приобретает у детей сознательного, активного, внутреннего, познавательного интереса, который необходим для эффективной реализации методических приемов используемых учителем (Л.С. Выготский, Д.Б.Давыдов, М.В. Ляудис, Н.Э.Негурэ и др.).

     Мотивационная сфера учения представляет собой у каждого конкретного ребенка постоянно изменяющуюся, а иногда и противоречивую структуру, состоящую из разных побуждений, где место ведущего мотива занимают то одно, то другое побуждение в зависимости от условий обучения, обстоятельств общения с окружающими и т.д.  Для успеха всего учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать сложное строение  мотивационной сферы, воздействовать на каждую из ее сторон.

     Особенности интереса умственно отсталых учащихся к учебной деятельности изучены и являются достоянием олигофренопедагогики (Лурия А.Р., Рубинштейн С.Я., Выготский  Л.С. и др.). Но проблема изучения мотивов и их формирование у школьников с задержкой психического развития является актуальной и для специальной педагогики.

     ЦЕЛЬ  исследования - изучение мотивации  к письменно-речевой деятельности у младших школьников с трудностями в обучении (задержкой психического развития).

     ОБЪЕКТ  исследования – мотивация учебной  деятельности учащихся с трудностями в обучении (задержкой психического развития).

     ПРЕДМЕТ исследования – процесс формирования  мотивации к письменной деятельности у учащихся младших специальных (коррекционных) классов VII вида.

     ЗАДАЧИ  исследования:

      1. В процессе изучения психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования определить понятие «мотивация», виды мотивов учения, описать возрастные и индивидуальные особенности формирования мотивации.
      2. Изучить особенностей мотивации к письменно-речевой деятельности учащихся с задержкой психического развития.
      3. Описать пути формирования  мотивации к письменно-речевой деятельности учащихся с задержкой психического развития и проверить эффективность коррекционной работы.

     ГИПОТЕЗА: низкая познавательная активность учащихся изучаемой категории и недоразвитие речи приводит к снижению готовности к овладению связной письменно-речевой деятельности.

     БАЗА  ИССЛЕДОВАНИЯ: муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24» Кировского района г.Волгограда.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.     ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ

         МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ

1.1.   ПОНЯТИЕ О МОТИВАЦИИ, ВИДЫ МОТИВОВ УЧЕНИЯ

     Слово «мотивация» используется в современной  психологии в двояком смысле: как  обозначающее систему факторов, детерминирующих  поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как  характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

     Представление о мотивации возникает при  попытке объяснения, а не описания поведения. Это – поиск ответов  на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели ?», «ради чего ?», «какой смысл ?» … Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

     Любая форма поведения  может быть объяснена  как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения  выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором  внешние условия  и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.

     Сиюминутное, актуальное поведение человека следует  рассматривать не как реакцию  на определенные внутренние или внешние  стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его  мотивов с  ситуацией. Это предполагает рассмотрение  мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга,  и результатом этого является  реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

     Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность  и устойчивость целостной деятельности, направленной  на достижение определенной цели.

     Мотив в отличие от мотивации – это  то, что принадлежит самому субъекту  поведения, является его устойчивым  личностным свойством,  изнутри побуждающим  к совершению  определенных действий.

     Из  всех возможных диспозиций  (мотивов) наиболее важной  является понятие потребности. Его называют  состояние нужды человека, или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что  требуется  организму, (личности). Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит  в состояние повышенной возбудимости отдельные психологические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

     Основные  характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой ,  особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, то есть совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная  потребность может быть удовлетворена.

     Второе  после потребности по своему мотивационному значению понятие- цель. ЦЕЛЬЮ называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который  в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

     Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели - являются основными составляющими мотивационной сферы человека.

     Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается  качественное разнообразие  мотивационных факторов- мотивов,  потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

     Гибкость  мотивационной сферы характеризуется  процесс мотивации следующим  образом. Более гибкой считается  такая мотивационная сфера, в  которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера может быть использовано больше разнообразных мотивационных побуждений (т.е. использовать более разнообразные средства).

     Наконец, иерархизированность - это характеристика строения каждого из уровней организации  мотивационной сферы, взятого в  отдельности. Чем  больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

     Кроме  мотивов, потребностей и целей в  качестве побудителей человеческого  поведения рассматриваются также  интересы, задачи, желания и намерения. ИНТЕРЕСОМ называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившейся в поле зрения предмет, любой частный, возникший слуховой или иной раздражитель.

     ЗАДАЧА  как частный ситуационно-мотивационный  фактор возникает тогда, когда в  ходе выполнения действия, направленного на достижение   определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача  может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же неспецифична для потребностей,  как и интерес.

     ЖЕЛАНИЯ  И НАМЕРЕНИЯ – это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

     Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако  выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

     Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие  поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы  отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

     Мотив учения - это направленность учения на различные стороны учебной  деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим,  математическим, биологическим и т.д.), то  чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения  с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других – отношения с другими людьми в ходе учения.

Информация о работе Особенностимотивационно-побудительной готовности к обучению связаной письменной речи школьников с трудностями в обучении