Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет главную цель семейного воспитания. Все самые важные процессы начального воспитания происходят в семье - все начинается с раннего детства. Семейное воспитание начинается с
Глава 1. Теоретические основы изучения семейного воспитания
1.1 Особенности семейного воспитания в современном обществе
1.2 Стили семейного воспитания и типы семейных взаимоотношения
Выводы по первой главе
Глава 2.Исследование организационно-педагогических особенностей семейного воспитания в современном обществе
2.1 Методики и организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
79.
Мужчины чаще, чем женщины, действуют
безрассудно, не обдумав
80.
Женщины чаще, чем мужчины, действуют
безрассудно, не обдумав
81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его (ее) делах, здоровье и т. д.
82.
Так повелось, что о ребенке
я вспоминаю, если он что-
83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего он (она) хочет.
84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.
85. Стараюсь как можно раньше приучить ребенка помогать по дому.
86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.
87.
Даже если дети уверены, что
родители не правы, они должны
делать так, как говорят
88. В нашей семье так принято, что ребенок делает, что хочет.
89. Бывают случаи, когда лучшее наказание — ремень.
90. Многие недостатки в поведении моего ребенка пройдут сами собой с возрастом,
91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы беремся за него (нее). Если все тихо, мы опять оставляе его (ее) в покое.
92. Если бы мой сын не был моим сыном, а я была бы моложе, то наверняка бы в него влюбилась.
93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.
94.
В недостатках моего сына(
95.
Только благодаря нашим
96. Нередко я завидую тем, кто живет без детей.
97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он(а) немедленно использует это so вред себе или окружающим.
98. Нередко бывает, что я говорю сыну (дочери) одно, а муж (жена) специально говорит наоборот.
99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.
100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.
101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.
102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).
103. Желание моего сына (дочери) для меня — закон.
104. Мой сын очень любит спать со мной.
105. У моего сына (дочери) плохой желудок.
106. Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.
107. Ради сына (дочери) я пошел бы на любую жертву.
108.
Моему сыну (дочери) нужно уделять
значительно больше времени,
109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему (ей) все прощаю.
110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.
111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.
112. Большинство детей — маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих одителей.
113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.
114. Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами сына (дочери).
115.
Мне очень трудно сказать
116. Меня огорчает, что мой сын (дочь) все менее нуждается во мне.
117.
Здоровье моего сына (дочери) хуже,
чем у большинства других
118.
Многие дети испытывают
119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.
120. Большую часть своего времени сын (дочь) проводит вне дома — в яслях, детском саду, у родственников.
121. У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.
122. Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен.
123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.
124. Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).
125.
Все, чему научился мой
126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).
127.
Я не могу вспомнить, когда
в последний раз отказал (а)
своему ребенку в покупке
128. Мой сын говорил мне: "Вырасту, женюсь на тебе, мама".
129. Мой сын (дочь) часто болеет.
130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.
Ключ:
1
21 41 61 81 Г+ 7 2 22 42 62 82 Г- 8 3 23 43 63 83 У+ 8 4 24 44 64
84 У- 4 5 25 45 65 85 Т+ 4 6 26 46 66 86 Т- 4 7 27 47 67 87 3+ 4
8 28 48 68 88 3- 3 9 29 49 69 89 С+ 4 10 30 50 70 905 С- 4 11 31 51
71 91 Н 5 12 32 52 72 92 РРЧ 6 13 33 53 73 93 ДК 4 14 34 54 74
94 ВН 5 15 35 55 75 95 ФУ 6 16 36 56 76 96 НРЧ 7 17 37 57 77
97 ПНК 4 18 38 58 78 98 ВК 4 19 39 59 79 99 ПЖК 4 20 40 60 80
100 ПМК 4 101 107 113 119 125 Г+ 102 108 114 120 126 Г- 103 109
115 121 127 У+ 104 110 116 122 128 РРЧ 105 111 117 123 129 ФУ
106 112 118 124 130 НРЧ
Обработка результатов проводится следующим образом. На бланке ключа номера ответов расположены в одной строке, соответственно определенной шкале. Это дает возможность быстрого подсчета баллов по шкалам: нужно сложить число обведенных номеров. После обозначение шкалы стоит диагностическое значение. Если число баллов достигает или превышает ДЗ, то у обследуемого родителя диагностируется тот или иной тип воспитания. Буквы— это применяемые в данных методических рекомендациях сокращенные названия шкал. Некоторые из них повторяются. Это значит, что к результату по горизонтальной строке (набранному числу баллов) надо прибавить результат по дополнительной шкале, находящейся в нижней части бланка, под горизонтальной чертой и обозначенной теми же буквами, что и основная.
При
наличии отклонений по нескольким шкалам
необходимо обратиться к табл. 3. для
установления типа негармоничного семейного
воспитания.
Тест "Руки Вагнера"
Инструкция:
"Внимательно рассмотрите
Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается вопрос: "Как Вы думаете, что делает человек, которому принадлежит эта рука? Нa что способен человеке такой рукой? Назовите все варианты (не меньше четырех), которые можете себе представить".
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Практические занятия по взаимодействию родителей с детьми
Занятие № 1.
Проблемы родителей
Цели: научиться способам эффективной коммуникации для разрешения проблем, которые могут возникать у родителя с ребенком (проблемы родителя).
Содержание занятия
1. Психогимнастика. Смысл этого упражнения состоит в том, что участники группы бросают друг Другу мяч и говорят, что им нравится в другом человеке.
2.
Обсуждение домашнего задания
может проходить в форме
3.
Информационная часть в этом
занятии сочетается с
попытаться непосредственно повлиять на ребенка;
попытаться повлиять на себя самого;
попытаться повлиять на обстоятельства (например, изменить обстановку, принять необходимые меры безопасности).
Ведущий рассказывает о двух формах обращения к другому человеку: ты-сообщениях и я-сообщениях.
Ты-сообщения
часто нарушают коммуникацию, так как
вызывают у ребенка чувство обиды и горечи,
создают впечатление, что прав всегда
родитель ("Ты всегда оставляешь грязь
в комнате*, "Ты никогда не выносишь
мусор", "Прекрати это делать").
Я-сообщения являются более эффективным способом в плане влияния на ребенка с целью изменения его поведения, которое родитель не приемлет. В то же время они сохраняют благоприятные взаимоотношения между людьми. Воспользуемся примером Томаса Гордона и нарисуем схему сообщений для родителя, который устал и не испытывает желания играть со своим сынишкой.
Тренер знакомит родителей с моделью я-сообщения, которая состоит из трех основных частей:
событие (когда..., если...);
ваша реакция (я чувствую...);
предпочитаемый вами исход (мне хотелось бы, чтобы...; я предпочел...; я был бы рад...).
В общении может использоваться не полная форма я-сообщения, а укороченная ("Мне хотелось бы, чтобы мы договорились о том, кто выносит мусор", "Когда я вижу грязные руки, у меня мурашки по спине бегают"). Первоочередная цель я-высказываний — не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее.
Ведущий предлагает родителям потренироваться в применении я-сообщений таким образом: один из родителей описывает какой-то факт поведения ребенка, который для него неприемлем, а остальные формулируют я-сообщения, записывая их в тетрадь, и затем предъявляют в кругу. Другой вариант: ведущий зачитывает приготовленные заранее ты-сообщения, а задача участников переформулировать их в я-сообщения.
4.
Знакомство с констатирующими
и воодушевляющими
Констатирующие (или прослеживающие) описания — это просто словесное воспроизведение действий ребенка ("Ты достал из портфеля треугольник, повертел его на пальце, закинул за диван"). Дети не всегда хорошо осознают свои спонтанные, привычные действия. Предметные описания помогают им отрефлексировать и по-новому увидеть собственные действия. По сути, они выполняют функцию обратной связи, а в этой роли может быть использована и видеосъемка. Просмотр вместе с ребенком различных форм негативного или неприемлемого родителями поведения (например, частое отвлечение во время выполнения уроков, медленное просыпание, истерики и т. д.) — это тоже вариант прослеживающих описаний.
Воодушевляющие высказывания являются продолжением и развитием констатирующих описаний, но внимание в них сконцентрировано не на предметной, объективной, а на личностной, субъективной стороне действий ребенка, то есть не на том, что делает ребенок, а на том, как он это делает ("Ты с таким усердием и с таким терпением выполняешь эту сложную работу"). Ребенок может не очень красиво рисовать или плохо мыть посуду, но если родителю хочется, чтобы он продолжал эти действия, то акцент на том, как он старался, может вдохновить его на дальнейшие "подвиги".
Работа
с констатирующими и
Информация о работе Особенности семейного воспитания в современном обществе