Особенности семейного воспитания в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет главную цель семейного воспитания. Все самые важные процессы начального воспитания происходят в семье - все начинается с раннего детства. Семейное воспитание начинается с

Содержание

Глава 1. Теоретические основы изучения семейного воспитания
1.1 Особенности семейного воспитания в современном обществе
1.2 Стили семейного воспитания и типы семейных взаимоотношения
Выводы по первой главе
Глава 2.Исследование организационно-педагогических особенностей семейного воспитания в современном обществе
2.1 Методики и организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2

Работа содержит 1 файл

Нужная работа.docx

— 163.81 Кб (Скачать)

     7. ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ (Д). Рука разными  способами выставляет себя на  показ, участвует в явно демонстративном  действии (показывает кольцо, любуется маникюром, показывает тени на стене, танцует, играет на музыкальной инструменте и т.п.).

     8. УВЕЧНОСТЬ (Ув). Рука повреждена, деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям (раненая рука, рука больного или умирающего, сломанный палец и т.п.).

     9. АКТИВНАЯ БЕЗЛИЧНОСТЬ (АБ). Рука  участвует в действии, не связанном  с коммуникацией; однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилие (вдевает нитку в иголку, пишет, шьет, ведет машину, плывет и т.п.).

     10. ПАССИВНАЯ БЕЗЛИЧНОСТЬ (ПБ). Рука  в покое, либо наблюдается появление  тенденции к действию, завершение  которого не требует присутствия  другого человека, но при этом  рука все же не изменяет  своего физического положения  (лежит, отдыхая; спокойно вытянута; человек облокотился на стол; свесилась во время сна; и  т.п.).

     11. ОПИСАНИЕ (О) В эту категорию  входят описания руки без указания  на совершаемые ею действия (пухлая  рука, красивая рука, рука ребенка,  рука больного человека т.п.).

     Суммарный балл агрессивности вычисляется, по формуле:

     А = (Агрессия + Указание) - (Страх + Эмоциональность + Коммуникация + Зависимость).

     т.е. количественный показатель открытого  агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы "адаптивных" ответов из суммы ответов по первым двум категориям [16].

     Данная  методика соответствует возрастным особенностям выборки, то есть может  применяться для диагностики уровня агрессивности у детей, что и послужило методическим обоснованием выбора этой методики.

     Для диагностики стилей семейного воспитания применялась методика АСВ (См. Приложение 1.). Опросник для родителей "Анализ семенных взаимоотношений" (АСВ) в двух вариантах — детском и подростковом — создан В. Юстицкисом и Э. Г. Эйдемиллером (Эйдемпллер Э. Г., Юстицкис В., 1987; 1990).

     АСВ позволяет определить различные  нарушения процесса воспитания, выявить  тип негармоничного патологизирующего воспитания и установить некоторые психологические причины этих нарушений.

     Методологическим  основанием выбора данной методики послужила  рассмотренная выше Эйдемиллером Э.Г. и А.Е. Личко классификация стилей родительского воспитания.

     К особенностям воспитания, учет которых  наиболее важен при изучении этиологии  непсихологических патологических нарушений поведения и отклонений личности детей. К ним относится уровень протекции в процессе воспитания; степень удовлетворения потребностей ребенка; количество требований, предъявляемых ребенку и семье и неустойчивость стиля воспитания. Одновременно мы приводим описание тех шкал опросника АСВ, которые предназначены для диагностики нарушений воспитания и для выявления типов негармоничного (патологизирующего) семейного воспитания [16].

     Перед тем как родитель начинает заполнять  опросник, необходимо создать атмосферу доверительного психологического контакта между ним и лицом, проводящим исследование. Родитель должен быть заинтересован в правдивости собственных ответов. Каждый опрашиваемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов. Проводящий исследования зачитывает находящуюся в начале опросника инструкцию, убеждается, что опрашиваемые правильно ее поняли. В процессе заполнения инструктирование или пояснения не допускаются [20].

                 Данная методика стандартизована и валидизирована на 900 родителях, чьи дети в возрасте от 5 до 18 лет получали консультации у психотерапевтов и психологов в детских учреждениях и инспекциях по делам несовершеннолетних городов Санкт-Петербурга и Вильнюса. Данные по валидизации методики по всем шкалам: 7=0,56; /ю-0,60; л- 180; р-ж-0,01; р<0,0\. Опросник АСВ приобрел репутацию валидного и высоконадежного, что подтверждается отзывами практических и клинических психологов, психотерапевтов, исследовательских коллективов Москвы, Харькова, Минска, Бишкека, Риги, Таллинна, Берлина и других городов.

     Опросник позволяет выявлять только виды патологизирующего семейного воспитания и не предназначен для исследования параметров адекватного воспитания [16].

     Предложенные  методики соответствуют возрастным особенностям выборки, что обеспечивает большую достоверность полученных данных.

     В диагностическом исследовании принимали  участие 30 родителей (матерей) и их дети (в количестве 30 человек) в возрасте от 7 до 9 лет, 15 девочек и 15 мальчиков СШ №30 г. Гомеля

     Эмпирическое  исследование проводилось следующим  образом: диагностика стиля родительского воспитания проводилась индивидуально с каждым испытуемым. А именно озвучивалась инструкция, представленная ниже, а также выдавался список вопросов методики и бланк для ответов.

     Инструкция: "Уважаемый родитель!

     Предлагаемый вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в "бланке для ответов".

     Читайте по очереди утверждения опросника. Если вы, в общем, согласны с ними, то на "Бланке для ответов" обведите кружком номер утверждения. Если Вы, в общем, не согласны — зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти.

     В опроснике нет "неправильных" или "правильных" утверждений. Отвечайте так, как вы сами думаете. Этим вы поможете психологу в работе с вами.

     После подсчета результатов, данные были сообщены каждому обследуемому индивидуально, и было проведено разъяснение  результатов. 

     Диагностика типов негармоничного семейного  воспитания

     Тип воспитания 

     Устойчивые  сочетания особенностей воспитательного  процесса 

     Уровень протекции П (Г+, Г-) 

     Полнота удовлетворения потребностей

     У (У+, У-) 

     Степень предъявления требований

     Т (Т+, Т-) 

     Степень запретов

     З(З+,З-) 

     Строгость санкций

     С(С+, С-) 

     1. Потворствующая гиперпротекция 

     

     

     

     

     - 

     2. Доминирующая гиперпротекция 

     

     

     

     

     + 

     3. Повышенная моральная ответственность 

     

     

     

     

     + 

     4. Эмоциональное отвержение 

     

     

     

     

     + 

     5. Жестокое обращение 

     

     

     

     

     + 

     6.Гипопротекция 

     

     

     

     

     +- 
 

     Результаты, полученные по методике АСВ

     № 

     АСВ 

     Г+7 

     Г-8 

     У+8  

     У-4 

     Т+4 

     Т-4 

     З+4 

     З-3 

     С+4 

     С-4 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     3 

     2 

         Продолжение 

     Диагностика с детьми проводилась индивидуально, с каждым ребенком. Детям была зачитана инструкция. Розданы бланки для ответов. Интерпретация результатов была осуществлена согласно ключу. По ходу проведения диагностики разъяснялись не совсем точные и не понятные испытуемым вопросы методики. 

     2.2 Анализ результатов исследования 
 

     При обработке результатов выяснилось, что у детей с высоким уровнем  агрессивности, родители используют негармоничный  стиль воспитания.

     В диагностическом исследовании принимали  участие 30 родителей (матерей) и их дети (в количестве 30 человек) в возрасте от 7 до 9 лет, 15 девочек и 15 мальчиков СШ № 30 г. Гомеля

     По  методике АСВ были получены следующие  результаты:

     1. Доминирующая гиперпротекция - 3 матери;

     2. Потворствующая гиперпротекция – 1 мать;

     3. Гипопротекция - 3 матери.

     Следовательно, в данной выборке обнаружено 7 матерей, у которых присутствует негармоничный стиль родительского воспитания. Преобладающими являются: доминирующая гиперпротекция (проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях) и гипопротекция (характеризуется недостатком опеки и контроля).

     По  методике "Руки Вагнера" у детей  соответственно было обнаружено 7 человек  с повышенным уровнем агрессивности, из них 5 мальчиков и 2 девочки. Причем уровень агрессивности выражен  также больше у мальчиков. Следовательно, можно сказать, что мальчики более  подвержены влиянию негармоничному стилю семейного воспитания, или же имеют большие предпосылки к проявлению агрессивного поведения вообще.

     Таким образом, анализируя результаты, полученные эмпирическим путем, можно заключить, что у родителей, у которых  присутствует негармоничный стиль  семейного воспитания, дети обладают высоким уровнем агрессивности. 
 

     Выводы  по второй главе

     У родителей, которых присутствует негармоничный  стиль семейного воспитания, дети обладают высоким уровнем агрессивности.

     Таким образом, делая общий вывод, можно  сказать, что в первую очередь  именно от родителей зависит уровень агрессивности ребенка. А, следовательно, коррекционную работу следует проводить именно с ними.

     Гипотеза, выдвинутая нами во введении, подтвердилась  в эмпирической части исследования. 

     Заключение

     Дети  черпают знания о моделях агрессивного поведения из нескольких основных источников. Семья может одновременно демонстрировать  модели агрессивного поведения и  обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома, то есть, применяют ли родители тот или иной стиль родительского воспитания.

Информация о работе Особенности семейного воспитания в современном обществе