Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет главную цель семейного воспитания. Все самые важные процессы начального воспитания происходят в семье - все начинается с раннего детства. Семейное воспитание начинается с
Глава 1. Теоретические основы изучения семейного воспитания
1.1 Особенности семейного воспитания в современном обществе
1.2 Стили семейного воспитания и типы семейных взаимоотношения
Выводы по первой главе
Глава 2.Исследование организационно-педагогических особенностей семейного воспитания в современном обществе
2.1 Методики и организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
7.
ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ (Д). Рука разными
способами выставляет себя на
показ, участвует в явно
8. УВЕЧНОСТЬ (Ув). Рука повреждена, деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям (раненая рука, рука больного или умирающего, сломанный палец и т.п.).
9. АКТИВНАЯ БЕЗЛИЧНОСТЬ (АБ). Рука участвует в действии, не связанном с коммуникацией; однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилие (вдевает нитку в иголку, пишет, шьет, ведет машину, плывет и т.п.).
10.
ПАССИВНАЯ БЕЗЛИЧНОСТЬ (ПБ). Рука
в покое, либо наблюдается
11.
ОПИСАНИЕ (О) В эту категорию
входят описания руки без
Суммарный балл агрессивности вычисляется, по формуле:
А = (Агрессия + Указание) - (Страх + Эмоциональность + Коммуникация + Зависимость).
т.е. количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы "адаптивных" ответов из суммы ответов по первым двум категориям [16].
Данная методика соответствует возрастным особенностям выборки, то есть может применяться для диагностики уровня агрессивности у детей, что и послужило методическим обоснованием выбора этой методики.
Для диагностики стилей семейного воспитания применялась методика АСВ (См. Приложение 1.). Опросник для родителей "Анализ семенных взаимоотношений" (АСВ) в двух вариантах — детском и подростковом — создан В. Юстицкисом и Э. Г. Эйдемиллером (Эйдемпллер Э. Г., Юстицкис В., 1987; 1990).
АСВ позволяет определить различные нарушения процесса воспитания, выявить тип негармоничного патологизирующего воспитания и установить некоторые психологические причины этих нарушений.
Методологическим основанием выбора данной методики послужила рассмотренная выше Эйдемиллером Э.Г. и А.Е. Личко классификация стилей родительского воспитания.
К особенностям воспитания, учет которых наиболее важен при изучении этиологии непсихологических патологических нарушений поведения и отклонений личности детей. К ним относится уровень протекции в процессе воспитания; степень удовлетворения потребностей ребенка; количество требований, предъявляемых ребенку и семье и неустойчивость стиля воспитания. Одновременно мы приводим описание тех шкал опросника АСВ, которые предназначены для диагностики нарушений воспитания и для выявления типов негармоничного (патологизирующего) семейного воспитания [16].
Перед тем как родитель начинает заполнять опросник, необходимо создать атмосферу доверительного психологического контакта между ним и лицом, проводящим исследование. Родитель должен быть заинтересован в правдивости собственных ответов. Каждый опрашиваемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов. Проводящий исследования зачитывает находящуюся в начале опросника инструкцию, убеждается, что опрашиваемые правильно ее поняли. В процессе заполнения инструктирование или пояснения не допускаются [20].
Данная методика стандартизована и валидизирована на 900 родителях, чьи дети в возрасте от 5 до 18 лет получали консультации у психотерапевтов и психологов в детских учреждениях и инспекциях по делам несовершеннолетних городов Санкт-Петербурга и Вильнюса. Данные по валидизации методики по всем шкалам: 7=0,56; /ю-0,60; л- 180; р-ж-0,01; р<0,0\. Опросник АСВ приобрел репутацию валидного и высоконадежного, что подтверждается отзывами практических и клинических психологов, психотерапевтов, исследовательских коллективов Москвы, Харькова, Минска, Бишкека, Риги, Таллинна, Берлина и других городов.
Опросник позволяет выявлять только виды патологизирующего семейного воспитания и не предназначен для исследования параметров адекватного воспитания [16].
Предложенные
методики соответствуют возрастным
особенностям выборки, что обеспечивает
большую достоверность
В диагностическом исследовании принимали участие 30 родителей (матерей) и их дети (в количестве 30 человек) в возрасте от 7 до 9 лет, 15 девочек и 15 мальчиков СШ №30 г. Гомеля
Эмпирическое
исследование проводилось следующим
образом: диагностика стиля
Инструкция: "Уважаемый родитель!
Предлагаемый вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в "бланке для ответов".
Читайте по очереди утверждения опросника. Если вы, в общем, согласны с ними, то на "Бланке для ответов" обведите кружком номер утверждения. Если Вы, в общем, не согласны — зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти.
В опроснике нет "неправильных" или "правильных" утверждений. Отвечайте так, как вы сами думаете. Этим вы поможете психологу в работе с вами.
После
подсчета результатов, данные были сообщены
каждому обследуемому индивидуально,
и было проведено разъяснение
результатов.
Диагностика типов негармоничного семейного воспитания
Тип воспитания
Устойчивые
сочетания особенностей воспитательного
процесса
Уровень протекции П (Г+, Г-)
Полнота удовлетворения потребностей
У (У+, У-)
Степень предъявления требований
Т (Т+, Т-)
Степень запретов
З(З+,З-)
Строгость санкций
С(С+,
С-)
1. Потворствующая гиперпротекция
+
+
-
-
-
2. Доминирующая гиперпротекция
+
+
+
+
+
3.
Повышенная моральная
+
-
+
+
+
4. Эмоциональное отвержение
-
-
+
+
+
5. Жестокое обращение
-
-
+
+
+
6.Гипопротекция
-
-
-
-
+-
Результаты, полученные по методике АСВ
№
АСВ
Г+7
Г-8
У+8
У-4
Т+4
Т-4
З+4
З-3
С+4
С-4
1
6
4
5
2
2
3
1
2
2
3
2
Продолжение
Диагностика
с детьми проводилась индивидуально,
с каждым ребенком. Детям была зачитана
инструкция. Розданы бланки для ответов.
Интерпретация результатов была
осуществлена согласно ключу. По ходу
проведения диагностики разъяснялись
не совсем точные и не понятные испытуемым
вопросы методики.
2.2
Анализ результатов
При
обработке результатов
В диагностическом исследовании принимали участие 30 родителей (матерей) и их дети (в количестве 30 человек) в возрасте от 7 до 9 лет, 15 девочек и 15 мальчиков СШ № 30 г. Гомеля
По методике АСВ были получены следующие результаты:
1. Доминирующая гиперпротекция - 3 матери;
2. Потворствующая гиперпротекция – 1 мать;
3. Гипопротекция - 3 матери.
Следовательно, в данной выборке обнаружено 7 матерей, у которых присутствует негармоничный стиль родительского воспитания. Преобладающими являются: доминирующая гиперпротекция (проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях) и гипопротекция (характеризуется недостатком опеки и контроля).
По методике "Руки Вагнера" у детей соответственно было обнаружено 7 человек с повышенным уровнем агрессивности, из них 5 мальчиков и 2 девочки. Причем уровень агрессивности выражен также больше у мальчиков. Следовательно, можно сказать, что мальчики более подвержены влиянию негармоничному стилю семейного воспитания, или же имеют большие предпосылки к проявлению агрессивного поведения вообще.
Таким
образом, анализируя результаты, полученные
эмпирическим путем, можно заключить,
что у родителей, у которых
присутствует негармоничный стиль
семейного воспитания, дети обладают
высоким уровнем агрессивности.
Выводы по второй главе
У родителей, которых присутствует негармоничный стиль семейного воспитания, дети обладают высоким уровнем агрессивности.
Таким образом, делая общий вывод, можно сказать, что в первую очередь именно от родителей зависит уровень агрессивности ребенка. А, следовательно, коррекционную работу следует проводить именно с ними.
Гипотеза,
выдвинутая нами во введении, подтвердилась
в эмпирической части исследования.
Заключение
Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из нескольких основных источников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома, то есть, применяют ли родители тот или иной стиль родительского воспитания.
Информация о работе Особенности семейного воспитания в современном обществе