Особенности семейного воспитания в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет главную цель семейного воспитания. Все самые важные процессы начального воспитания происходят в семье - все начинается с раннего детства. Семейное воспитание начинается с

Содержание

Глава 1. Теоретические основы изучения семейного воспитания
1.1 Особенности семейного воспитания в современном обществе
1.2 Стили семейного воспитания и типы семейных взаимоотношения
Выводы по первой главе
Глава 2.Исследование организационно-педагогических особенностей семейного воспитания в современном обществе
2.1 Методики и организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2

Работа содержит 1 файл

Нужная работа.docx

— 163.81 Кб (Скачать)

     Введение 

     Глава 1. Теоретические основы изучения семейного  воспитания

     1.1 Особенности семейного воспитания  в современном обществе

     1.2 Стили семейного воспитания и  типы семейных взаимоотношения

     Выводы  по первой главе

     Глава 2.Исследование организационно-педагогических особенностей семейного воспитания в современном обществе

     2.1 Методики и организация исследования

     2.2 Анализ результатов исследования

     Выводы  по второй главе

     Заключение

     Список  использованных источников

     Приложение 1

     Приложение 2 

     Введение

     Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся  на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет главную цель семейного воспитания. Все самые важные процессы начального воспитания происходят в семье - все начинается с раннего детства. Семейное воспитание начинается с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь - это любовь к ребенку во имя его будущего. Встречается немало хороших семей, сознающих эту высокую родительскую миссию. Влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту. Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Именно дети несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья. В современных условиях, когда идет бурная перестройка политического и социально-экономического укладов жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Она еще не получила глубокого научного анализа, но на уровне фактов уже приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании продолжает нарастать. И причин тут много: однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях, особенно на протяжении последних пятидесяти лет. Это значит, воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, что было характерно в условиях многодетной семьи. Воспитывая младших сестер и братьев, будущие родители получали практические навыки, которые затем можно было использовать с появлением собственных детей;

     у молодой семьи имеются возможности  отделиться от своих родителей, от старшего поколения. Жизнь порознь со старшим  поколением лишает молодые семьи  возможности воспользоваться знаниями и мудростью старших в вопросах воспитания детей. Влияние старшего поколения на детей снижается, остается невостребованной их накопленная за долгие годы жизни мудрость и жизненный  опыт, богатый наблюдениями. Кроме  того, дети лишаются ласки, сказок, внимания бабушек и дедушек. В то же время  страдает и старшее поколение  без наивной непосредственности внуков, без общения с ними;

     основательно  утрачены традиции народной педагогики, по законам которой считалось, что  воспитывать ребенка надо, пока он еще маленький и "лежит поперек, а не вдоль лавки";

     вследствие  происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения  детей и взрослого населения. Раньше в деревне все знали, чей  это сын или дочь нарушает правила  поведения, совершает асоциальные  поступки. Поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно;

     в ряду причин, осложняющих семейное воспитание, - все возрастающие социальные и экономические трудности: низкая заработная плата, полная или частичная безработица и необеспеченность во многих семьях прожиточного минимума. Все это снижает уровень внутрисемейного эмоционального настроя и не создает благоприятных условий для общения в семье, в итоге - для семейного воспитания.

     Актуальность  темы исследования:

     В свое время Ж.-Ж. Руссо заметил, что  каждый последующий воспитатель  оказывает на ребенка меньшее  влияние, чем предыдущий. Уникальность домашнего воспитания объясняется прежде всего его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них.

     В настоящее время существует социальная проблема девиантного поведения у детей. И одной из форм девиантного поведения является агрессивность. Семейное воспитание может и до́лжно гармонизировать родительско-детские отношения. Таким образом, изучение организационно-педагогических особенностей семейного воспитания в настоящее время и воздействия стиля семейного отношения на уровень агрессивности детей представляется очень актуальным.

     Цель  исследования: изучить организационно-педагогические особенности семейного воспитания в современном обществе.

     Задачи  исследования:

     Изучить особенности семейного воспитания в современном обществе;

     Дать  характеристику стилям семейного воспитания и типам семейных взаимоотношений;

     Организовать  и провести исследование типа семейных отношений и выявить зависимость  агрессивности детей от стиля семейного воспитания;

     Дать  анализ полученным в исследовании результатов и разработать ряд занятий, гармонизирующих родительско-детские отношения.

     Объект  исследования: семейное воспитание.

     Предмет исследования: организационно-педагогические особенности семейного воспитания в современном обществе.

     Гипотеза: негармоничный стиль родительского  воспитания детерминирует повышенный уровень агрессивности у детей.

     Методы  и методики: методика "Тест руки" Вагнера, методика "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ).

     База  исследования: Учреждение образования "Средняя школа № 30" г. Гомеля (учащиеся 2 – 4 классов). 

     Глава 1. Теоретические основы изучения семейного  воспитания

     1.1 Особенности семейного воспитания  в современном обществе

     Начальной структурной единицей общества, закладывающей  основы личности, принято считать  семью. Она связана кровными и  родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно два, три, а иногда и четыре поколения: папа, мама, их дети, бабушка и дедушка, внуки и правнуки.

     Концепция семейной педагогики, т.е. научные теории и основные направления даже в  различные исторические периоды  и при различных общественных устройствах внешне оставались неизменными. Они включали формирование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как  честность и честь, достоинство и благородство, любовь к людям и трудолюбие, умение быть благодарным за добро и т.д. [11]

     Первые  требования к личности человека и  его поведению как результату семейного воспитания мы находим  уже в библейских заповедях: не убий, не укради, будь почтительным к родителям  и старшим и др.

     Бережное  отношение к личности ребенка  в семье, ответственность за него завещаны евангельским положением о том, что за грехи детей в первые семь лет их жизни отвечают родители [20].

     Концепцию семейной педагогики мы встречаем в  различных словесных изложениях. Смысл же ее был постоянно один и тот же: создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья. Только такое семейное воспитание может сделать ребенка счастливым.

     Основными функциями семьи по отношению  к обществу являются:

     физическое  воспроизводство населения. Для  смены поколений необходимо соответствующее  число детей в рамках определенного  государства;

     воспитательная  функция - передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство;

     производственно-хозяйственная;

     организация досуга, так как значительная часть  времени проводится вне работы, учебы (семейное общение) [19].

     Функции семьи по отношению к человеку:

     супружеская функция. Супруги - самые близкие  люди, они взаимодополняют друг друга. Отдыхают, получают моральную поддержку;

     родительская  функция - семья дает необходимое для гармонии в жизни, для того, чтобы в старости скрасить жизнь родителей; 

     организация быта. Известно, что семейный быт - самый  комфортный быт в психологическом  смысле [8].

     Целостность и системность воспитательного  процесса предполагает превращение  родителей обучаемых в активных и сознательных участников воспитания подрастающего поколения.

     Семья является фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания. Здоровая семья всецело связана с множеством других коллективов: трудовыми, школой, детским садом, институтом, различными обществами, другими семьями. Чем шире и глубже связи семьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее ее жизнь, тем крепче сама семья и прочнее ее положение в системе общественных отношений [23].

     Дети  в ходе жизни познают семью  как важную ячейку общества, основанную на любви. Семья формируется как  дружный коллектив, живущий богатой  духовной жизнью, организующий быт, удовлетворение разумных потребностей. Общественность осознается благодаря взаимодействию семьи с различными общественными организациями.

     Семья играет определяющую роль в формировании потребностей и мотивов деятельности ребенка. В качестве мотивов деятельности детей на различных стадиях жизни семьи могут выступать личный интерес, любовь, желание сделать добро, самолюбие, здоровое честолюбие, честь семьи [26].

     Педагогически грамотная организация жизни  в семье формирует у ребенка  полезные потребности:

     в самой семье, заботе о близких  людях, любви к ним;

     в духовном общении и совместном переживании;

     в разумном потреблении материальных благ;

     в самовоспитании и самосовершенствовании;

     в прямодушии, честности, откровенности, правдивости;

     в исполнении по убеждению, привычке и  чувству долга любого бытового труда [1].

     Сначала семья, а затем совместно школа  и семья составляют содержательно-организационное  ядро целостного воспитательного процесса. Вокруг и внутри этого ядра концентрируются  все другие воспитательные силы, образующие во взаимодействии целостность. От семьи  зависит формирование основ личности, ее отношение к жизни. В свою очередь, эффективность семейного воспитания зависит во многом от связи родителей  со школой. Взаимодействие семьи, школы, общественности есть живой процесс  организации всей жизни детей.

     Основными сферами семейной жизни, в которых  реализуется воспитательная функция, являются связанные между собой  сферы:

     долга;

     любви;

     интереса [12].

     Отсутствие  активной содержательности в этих сферах лишает семью положительного влияния  на детей. Излишнее внимание к одной  из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс. Если все семейные отношения сводятся лишь к исполнению обязанностей, то ребенок испытывает недостаток любви и ласки. Слепая и всепоглощающая любовь, выражающаяся в потакании капризам, приводит к  формированию эгоистических черт личности. Гармоничное взаимодействие всех сфер делает процесс воспитания в семье  полноценным и целостным.

     Hазвитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии позволяет наиболее эффективно осуществить ее воспитательную функцию.

Информация о работе Особенности семейного воспитания в современном обществе