Особенности семейного воспитания в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет главную цель семейного воспитания. Все самые важные процессы начального воспитания происходят в семье - все начинается с раннего детства. Семейное воспитание начинается с

Содержание

Глава 1. Теоретические основы изучения семейного воспитания
1.1 Особенности семейного воспитания в современном обществе
1.2 Стили семейного воспитания и типы семейных взаимоотношения
Выводы по первой главе
Глава 2.Исследование организационно-педагогических особенностей семейного воспитания в современном обществе
2.1 Методики и организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2

Работа содержит 1 файл

Нужная работа.docx

— 163.81 Кб (Скачать)

     Задачи  воспитания в семье:

     Воспитательные  задачи:

     формирование  основ характера ребенка, его  исходных нравственных установок;

     закладывание  основ трудолюбия, стремления к общественно  полезной деятельности, к порядку  и дисциплине, соблюдению норм жизни  общества. 

     Образовательно-воспитательные задачи:

     семья осуществляет нравственно-эстетическую подготовку к семейным отношениям;

     формирует чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям;

     пестует чистое чувство уважения и любви  к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести;

     вооружает умениями и навыками организации  быта, семейного досуга, ведения  семейного хозяйства [24]. 

     Развивающие задачи:

     создание  условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического  становления детей в процессе повседневной деятельности и общения

     Об  успешности воспитания детей в семье  свидетельствует не только хорошая  успеваемость, но и степень проявления учащимися трудолюбия, творческого  подхода к делу, здоровых интересов, общественной активности, физической закалки, развитого художественно-эстетического вкуса, дисциплинированности и силы воли, важным показателем успешности семейного воспитания является также отсутствие в детях жадности, зависти, стремления к наживе, меркантильности, вещизма.

     В зависимости от количества детей  современные семьи делятся на многодетные, малодетные, однодетные и бездетные.

     По  своему составу они могут быть однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные, в которых совместно проживают дети, их родители и родители родителей [19].

     Если  в семье есть только один из родителей (мама или папа), семья называется неполной.

     Разновидностью  неполной является внебрачная семья, где  женщина рождает ребенка, не зарегистрировав брак.

     В педагогике существует классификация  семей не только по составу, но и  по характеру взаимоотношений в них. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная или скандально-раздражительная.

     М.И. Буянов, пользуясь исследованиями социологов, называет такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная [6].

     У педагогов-практиков деление семей  принято на "благополучные" и "неблагополучные", хотя благополучие нередко носит  только видимый характер и определяется по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определенное значение и влияние на семейное воспитание. Но часто так бывает, что за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия, раздирающие всю семью. Сплоченность и крепость ее существует только для показа. Это семьи псевдоблагополучные, псевдосолидарные [13].

     Неблагополучными  принято считать те семьи, в которых  ясно просматриваются дефекты воспитания. Как правило, в неблагополучных семьях дети больные, т.к. за постоянную напряженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между собой. В неблагополучной семье приходится наблюдать явное или скрытое эмоциональное напряжение ребенка, переходящее в отторжение. Частые наказания, окрики, недовольство со стороны родителей заставляют ребенка прийти к выводу, что его не любят, что он никому не нужен. В ответ на эту ситуацию ребенок замыкается, уходит в свой узкий и нерадостный мирок или наоборот пытается привлечь к себе внимание, заставляет родителей полюбить себя. Все это создает надлом в душе ребенка, делает его ущербным. Ребенок не может найти свое место в семье, а затем и в жизни. 

     Типичные  трудности и недостатки семейного  воспитания:

     недостаточная педагогическая осведомленность родителей;

     нехватка  времени для общения с детьми;

     недопонимание того, что дело не столько в материальном достатке, сколько в умелой организации жизни семьи, в наличии общих интересов и в желании содержательного общения.

     Осложняет дело одностороннее понимание родительской любви, подчас лишающей ребенка инициативы, самостоятельности. Серьезные трудности  в воспитании создает противоречие между образом жизни семьи и общественными идеалами, реальным укладом семейной жизни и нравственными представлениями [17].

     Таким образом, семейное воспитание, являясь  основным компонентом системы воспитательных воздействий на личность ребенка, во многом определяет характер его отношения  к общественно полезной деятельности, процессу обучения, дисциплине и саморазвитию.

     Все изменения, происходящие в социально-экономической  сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Но в отличие от других социальных коллективов семья не подвергается прямой перестройке. Процесс морального, психологического обновления семьи более длителен, более противоречив и сложен.

     Утверждение новых отношений, новой морали в  семье осуществляется более медленными темпами, чем в экономической области. Ведь в преобразовании семьи участвуют кроме основных социально-экономических факторов и другие факторы - биологические, психологические, демографические. Этим можно объяснить причину устойчивости и живучести старого в семейной психологии. 

     Особенности развития современной семьи:

     специфика социального уклада в городской  и сельской семье;

     существует  прямая зависимость: чем выше образование  родителей, тем более успешно  учатся их дети в школе. Современные  родители - это активно работающие люди, и воспитание детей чаще всего  возлагается на дедушек и бабушек. Учителю, желающему разобраться  в тонкостях семейного воспитания, необходимо иметь в виду данную особенность;

     происходящее  в обществе расслоение населения  по степени материального достатка определяет различия в семейном воспитании детей, характер взаимоотношений между  родителями и детьми. В семье с большим материальным доходом при проявлении педагогической слепоты не исключены случаи пресыщения (излишняя ласка, задабривание, закармливание и пр.);

     идет  процесс разукрупнения семьи - выделение  молодой брачной семьи (так называемые семьи без дедушек и бабушек). Объективно процесс разукрупнения  семьи может быть оценен как положительный – молодые супруги утверждают в своей семье отношения, выражающие их чувства, индивидуальность, их вкусы, интересы. Однако молодая семья испытывает на первых порах и известные трудности: бытовая неустроенность, осложнение с определением детей в детские сады и др.;

     уменьшение  численности семьи, сокращение рождаемости  детей. Причины сокращения рождаемости многообразны и сложны: занятость родителей на работе; недостаточная обеспеченность дошкольными учреждениями; рост материальных затрат на воспитание ребенка; большая перегрузка женщины-матери; неблагоприятные жилищные, бытовые условия семьи; эгоистическое стремление родителей "пожить для себя" и др.;

     увеличение  числа разводов;

     увеличение  числа однодетных семей. В однодетной семье у ребенка нет наставников - старших братьев и сестер, нет  и подопечных, где он приобретает  соответствующий опыт защитника, старшего. Ребенок становится центром семьи, которая отдает ему всю ласку, внимание, заботу. Учителю важно  иметь в виду и то, что пока детей из однодетных семей было немного, они легко обживались во дворе, школе, коллективе, кругу своих сверстников. Они видели семьи своих товарищей, имели хотя бы наглядные примеры отношений заботы, уважения в многодетной семье.

     В связи с изменениями, происходящими  в стране, нарождается новый тип  семьи, принадлежащий к разряду "новых белоруссов". Это, как правило, высокообеспеченные и сверхобеспеченные семьи. Но именно в этих семьях родители постоянно испытывают страх за свое будущее, за свою жизнь и жизнь своих детей. Своеобразно складываются отношения в подобных семьях между родителями. Жена, как правило, не работает. Одной из ее постоянных тревог становится тема, где и с кем он проводит свое свободное время, т.к. домой "глава семейства" не торопится, предпочитая проводить досуг в кругу друзей и подруг. Социологи и психологи фиксируют наивысший кризис в семейных отношениях в подобных семьях.

     Таким образом, материально обеспеченная семья, в которой есть мать и отец, попадает в разряд "неблагополучных" для формирования личности ребенка. 
 

     1.2 Стили семейного воспитания и  типы семейных взаимоотношения 

     Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка [25]. А. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий [25].

     Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

     Контролирующий  стиль предполагает существенные ограничения  поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.

     На  основе своих наблюдений Болдуин выделяет 3 типа родителей [12].

     Авторитетные  родители — инициативные, общительные  добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют  от детей осмысленного поведения, стараются  помочь, и чутко относятся к  их запросам. Вместе с тем такие  родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, тем более с немотивированными вспышками гнева.

     Дети  таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально  приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.

     Авторитарные  родители — раздражительные, склонные конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что peбенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права выражать своё мнение, даже если ребенок прав.

     У детей при таком воспитании формируется  лишь механизм внешнего контроля, развивается  чувство вины или страха перед  наказанием и, как правило, слишком  слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого — несчастны [14].

     Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные  дети. Как правило, снисходительные  родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям  делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым.

Информация о работе Особенности семейного воспитания в современном обществе