Особенности самостоятельных сюжетно-ролевых игр у дошкольников с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишенных слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его наилучшее обоснование с неизбежностью должно опираться на углубленный психологический и физиологический анализ особенностей развития этих детей.
В системе просвещения нашей страны имеется развернутая сеть специальных учреждений школьного и дошкольного типа, которые обеспечивают необходимые условия обучения и воспитания детей с различными нарушениями умственного и физического развития, и в частности с расстройством слуха.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3
ГЛАВА ХАРАКТЕРИСТИКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Игра как предмет исследования:
психолого-педагогический аспект ………………………………..5
Структурные компоненты игры . ………………………………..7
1.3 Развитие игровой деятельности нормально развивающихся детей 14
1.3.1 Развитие движений и действий в младенческом возрасте………14
1.3.2 Развитие предметных и игровых действий в раннем возрасте….16

2 ГЛАВА ИГРА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1 Особенности развития игровой деятельности детей с нарушением слуха…………………………………………………………………………………19
2.2 Значение игры в развитии ребенка с нарушением слуха …………...24
2.3 Условия формирования игры дошкольников с нарушением слуха ..26
2.4 Этапы формирования игровой деятельности………………………...29
2.5 Методы и приемы формирования игры………………………………37
3 ГЛАВА Экспериментальная часть ……………………………. …44
3.1 Констатирующий эксперимент ………………………………….45
3.2 Формирующий эксперимент ……………………………………47
3.3 Итоговый эксперимент ……………………………………..48

Заключение …………………………………………………50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………

Работа содержит 1 файл

Курсач 5 готова.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

       Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых  игровых  способов познания действительности. Ребенок  поит куклу из чашки, затем  заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи   ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.

       Бывает  в практике и так, воспитатель  не понимая значения обобщенных игровых  действий мышления детей, требует от них действий коллективных максимально  сходных с практическими.

     Настоящее исследование заключалось в том, как развивается у детей игровая деятельность, так как она является наиболее социально значимая .

     Нами  был проведен эксперимент, в ходе которого мы наблюдали динамику развития самостоятельных сюжетно- ролевых игр у дошкольников с нарушением слуха.

 

         БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК  
 

  1. Венгер  А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор  детей в специальные дошкольные учреждения. М., 1972. – 143 с.
  2. Венгер А. А. Развитие подражания и предметных действий у детей с нарушением слуха в преддошкольном возрасте // Научная сессия по дефектологии, шестая: Сб. ст. / Под ред. А. И. Дьячкова. – М., 1974. – С. 118 – 126.
  3. Выгодская Г.Л. Особенности сюжетно-ролевых игр глухих детей // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. – М.: Просвещение, 1966. – С. 172 – 205.
  4. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М.: Просвещение, 1975. – 174 с.
  5. Выготский Л. С. Проблема возраста. Игра // Собрание сочинений: В  6 т. М.: Педагогика, 1995. – Т.4. – С. 244 – 269.
  6. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка // Псіхалогія – 1995. – Вып.1. – С. 55 – 77.
  7. Галигузова Л. Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста // Вопросы психологии.  –  1993. –  №2. – С. 16 – 26.
  8. Гаспарова Е. М. К вопросу становления сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте // Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях: Тез. докладов Всесоюзной научно-практической конференции по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях.  М.,1982. – С. 58 – 60.
  9. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. М.: ВЛАДОС, 2001.
  10. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. – 1965 –№ 10. – С. 72 –79.
  11. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М.: Просвещение, 1988. – 96 с.
  12. Игра дошкольника / Под. Ред. С. Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
  13. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 1996. – № 3. – С. 19 – 31.
  14. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.,1986.
  15. Михайленко Н.Я., Короткова Н. А. Как играть с детьми. М.: Академический проект, 2001. – 160 с.
  16. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. М., 2000. – 89 с.
  17. Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М.: Педагогика, 1978. – 156 с.
  18. Обухова Т. И. Основы дошкольной сурдопедагогики. Мн., 2001.
  19. Обухова Т. И. , Феклистова С. Н. Формирование игровой деятельности у глухих детей дошкольного возраста на первоначальном этапе обучения 
    / Л. С. Выготский и современность: Тез. междунар. конгр., посвященного 100-летию со дня рождения ученого: В 2 т. /БГПУ им. М. Танка; Гл. ред. Я. Л. Коломинский.-  Мн, 1996. Т. 2. – С. 184 – 187.
  20. Планирование работы дошкольного учреждения: пособие для педагогов дошк. учреждений / И. В. Житко, О. П. Жихар, З. В. Кощева, 
    А. М. Сташенкова. – Минск: Университетское, 2002. – 184 с.
  21. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и А.П. Усовой. М.: Просвещение ,1966.
  22. Трофимова Г. В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. М.: Просвещение, 1979.
  23. Феклистова С. Н. Особенности развития игровой деятельности в раннем детстве у детей с нарушениями слуха // Дефектологическое образование в Республике Беларусь: состояние и перспективы: Материалы республиканской научно-практической конференции, Минск, 29 – 30 мая 2001 г. / В 2 ч. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. Ч. II. – С. 152 – 155.
  24. Феклистова С. Н., Галынцева Е. В. Особенности предметно-игровых действий детей с нарушением слуха младшего дошкольного возраста // Дефектологическое образование в Республике Беларусь: состояние и перспективы: Материалы республиканской научно-практической конференции, Минск, 29 – 30 мая 2001 г. / В 2 ч. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. Ч. II. – С. 155 – 158.
  25. Феклистова С. Н. Изучение состояния свободной игровой деятельности детей с нарушениями слуха как один из компонентов научно-исследовательской работы студентов в процессе педагогической практики 
    // III Международная научно-практическая конференция «Научные, социальные и культурные проблемы студенческой молодежи». XII Республиканский научно-методический семинар «Опыт и проблемы организации научно-исследовательской работы студентов»: Сб.: В 2 ч. – Мн.: БГПУ, 2001. – Ч 2. – С. 136 – 139.
  26. Фяклістава С. М. Асаблівасці гульнявой дзейнасці дзяцей малодшага дашкольнага ўзросту з парушэннямі слыху // Весці Беларускага дзяржаўнага педагагічнага універсітэта імя Максіма Танка. – 2002. - № 2. – С. 47 – 54.
  27. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

Информация о работе Особенности самостоятельных сюжетно-ролевых игр у дошкольников с нарушением слуха