Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:52, курсовая работа
Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишенных слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его наилучшее обоснование с неизбежностью должно опираться на углубленный психологический и физиологический анализ особенностей развития этих детей.
В системе просвещения нашей страны имеется развернутая сеть специальных учреждений школьного и дошкольного типа, которые обеспечивают необходимые условия обучения и воспитания детей с различными нарушениями умственного и физического развития, и в частности с расстройством слуха.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3
ГЛАВА ХАРАКТЕРИСТИКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Игра как предмет исследования:
психолого-педагогический аспект ………………………………..5
Структурные компоненты игры . ………………………………..7
1.3 Развитие игровой деятельности нормально развивающихся детей 14
1.3.1 Развитие движений и действий в младенческом возрасте………14
1.3.2 Развитие предметных и игровых действий в раннем возрасте….16
2 ГЛАВА ИГРА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1 Особенности развития игровой деятельности детей с нарушением слуха…………………………………………………………………………………19
2.2 Значение игры в развитии ребенка с нарушением слуха …………...24
2.3 Условия формирования игры дошкольников с нарушением слуха ..26
2.4 Этапы формирования игровой деятельности………………………...29
2.5 Методы и приемы формирования игры………………………………37
3 ГЛАВА Экспериментальная часть ……………………………. …44
3.1 Констатирующий эксперимент ………………………………….45
3.2 Формирующий эксперимент ……………………………………47
3.3 Итоговый эксперимент ……………………………………..48
Заключение …………………………………………………50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение
образования «Белорусский государственный
педагогический университет имени Максима
Танка»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………….3
психолого-педагогический
аспект ………………………………..5
1.3 Развитие игровой деятельности нормально развивающихся детей 14
1.3.1 Развитие движений и действий в младенческом возрасте………14
2 ГЛАВА ИГРА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1 Особенности развития игровой деятельности
детей с нарушением слуха…………………………………………………………………
2.2 Значение игры в развитии ребенка с нарушением слуха …………...24
2.3 Условия формирования игры дошкольников с нарушением слуха ..26
2.4 Этапы формирования игровой деятельности………………………...29
2.5 Методы и приемы формирования игры………………………………37
3 ГЛАВА Экспериментальная часть ……………………………. …44
3.1 Констатирующий эксперимент ………………………………….45
3.2 Формирующий эксперимент ……………………………………47
3.3 Итоговый эксперимент
……………………………………..48
Заключение
…………………………………………………50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК …………………………………...52
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………
Введение
Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишенных слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его наилучшее обоснование с неизбежностью должно опираться на углубленный психологический и физиологический анализ особенностей развития этих детей.
В системе просвещения нашей
страны имеется развернутая
Предметом исследования является процесс формирования игровой деятельности детей с нарушением слуха в условии специального воспитания и обучения.
Объектом исследования будут дети с нарушением слуха в возрасте 4-6 лет, группа №1 в ГУО «Санаторные ясли-сад № 35 г. Борисова».
В данной работе была поставлена следующая цель: проследить динамику развития самостоятельных сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его гипотезы: целенаправленное систематическое руководство, обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с нарушением слуха в условиях специального детского сада позволяет значительно расширить круг сведений и представлений детей об окружающем их мире предметов и отношений между людьми, обогатить сенсорный опыт детей, активизировать их речевое общение, в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы в специальном детском саду.
Игры и игровые приемы позволяют закреплять знания детей об окружающей действительности, о предметах, профессиях людей в занимательной форме. Ролевые игры способствуют включению словаря в самостоятельную речь.
Задачи:
При работе над данной проблемой нами были использованы следующие методы:
-
Теоретический анализ
- Беседа;
- Наблюдение;
-
Игровые упражнения;
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
1.1
Игра как предмет исследования:
психолого-педагогический
аспект
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство их воспитания и развития. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность (С. Л. Рубинштейн). Многочисленные исследования (Р. И. Жуковской, А. П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Н. Я. Михайленко, В. П. Залогиной, Р. А. Иванковой, Е. И. Щербаковой и д. р.) свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи, а так же нравственному развитию ребенка (правила взаимоотношения с окружающими, усвоение норм поведения). Таким образом, воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер. Как пишет Д. Б. Эльконин, на основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и к совместной жизни с взрослым зарождается новый тип деятельности – ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношение к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью. Через содержание игры ребенок приобщается к жизни взрослых. Ролевая игра детей в развернутом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в общественной форме в специально созданных игровых условиях, воспроизводят деятельность взрослых и отношение между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых. Такую характеристику сюжетно-ролевой игры дает Д. Б. Эльконин. Особенностью игровой деятельности детей, является то, что дети воспроизводят те или иные явления, действия, отношения своеобразно. Своеобразие заключается в особенностях восприятия детей, понимание и осмысление ими тех или иных факторов, явлений, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир. Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включать в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. В развитии и обогащении игровой деятельности детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни, огромная роль принадлежит воображению. По средствам воображения создается ситуация игры, образы, осуществляемые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.
При
разыгрывании роли творчество ребенка
принимает характер перевоплощения.
Успешность его непосредственно связана
с личным опытом играющего, степенью развития
его чувств, фантазии, интересов. Дети
проявляют большую изобретательность,
подбирая игрушки, предметы, необходимые
для игры, старшие дошкольники сами мастерят
игрушки, помогающие полностью реализовывать
замысел, лучше справится с ролью. Как
всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая
игра эмоционально насыщена и доставляет
каждому ребенку радость и удовольствие
уже самим своим процессом. Таким образом,
основой сюжетно-ролевой игры является
мнимая, или воображаемая, ситуация, которая
заключается в том, что ребенок берет на
себя роль взрослого и выполняет ее в созданной
им самим игровой обстановке. Игра реально
вводит ребенка в такой притягательный
для него мир взрослых людей, систему отношений,
существующую в этом мире.
1.2 Структурные компоненты игры
Сюжетно-ролевая игра имеет
Содержание сюжетно-ролевой игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека – только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети создают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Одна и та же по своему сюжету игра может иметь совершенно разное содержание. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяет не только сюжеты, но, прежде всего содержание детских игр. Содержание игры, отмечает Д. Б. Эльконин, – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослым в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. Что может служить источником содержания сюжетно-ролевой игры школьника? На этот вопрос существуют разные точки зрения. Так, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая утверждают: творческий ребенок играет тогда, когда содержание игры захватывает его чувства. Поэтому необходимо определить источники, которые способствуют развитию содержания детских игр, формируют богатое воображение, развивают ролевые действия. Р. И. Жуковская выделяет два вида источников: непосредственный детский опыт, возникающий стихийно, и опыт, организуемый воспитателем. Стихийный опыт ребенка, по мнению Р. И. Жуковской и Д. В. Менджерицкой, важный источник, но часто поверхностный, потому взрослый должен корректировать, направлять ребенка. Опыт, организуемый взрослым, Р. И. Жуковская представляет в нескольких направлениях: Игрушка. «Не изобилие игрушек решает вопрос о возможности развития полноценной содержательной игры, а в первую очередь то, в какой связи с детским опытом, с впечатлениями от окружающей жизни игрушка дана ребенку». Очень важно рассматривать игрушку как стимул к организации детской самодеятельности. Целесообразно давать ребенку игрушку и как напоминание о ярких детских впечатлениях. Игрушки можно вносить в группу планово, в связи с планируемой взрослым игрой. Важно сочетать внесение игрушек с обогащением детей знаниями о предметах; Прогулки, экскурсии, ответы на детские вопросы. Они углубляют познание ребенком окружающего мира. Творческая игра в таком случае дает естественные основания для воспитания у детей любознательности, желания больше узнавать, применять полученные знания в деятельности;
Р. И. Жуковская считала, что художественная литература – один из существенных факторов, влияющих на направленность детских игр, на правильное развитие воображения. Она предлагала отбирать для детей книги, разные по жанру, по содержанию – о жизни, играх, труде детского коллектива, о смелых поступках детей, о труде взрослых. Названные источники, по мнению Р. И. Жуковской, способствуют развитию содержания игр и влияют на умственное развитие ребенка. Другие авторы в своих исследованиях придерживаются несколько иной точки зрения об источниках содержания сюжетно-ролевой игры. В сюжетно-ролевой игре ребенок, свободен от обязательных требований взрослого и жестких правил деятельности, но в тоже время не свободен от того социального мира, в котором он существует и который определяет содержание его игры, от сложившихся в обществе вообще и в группе детей в частности игровых традиций (в которых отбирается и определенным образом организуется его содержание). Кроме того, его свобода определяется широтой и глубиной знаний и представлений об окружающем, владением способами деятельности, которые позволяют воплотить эти знания в игру, утверждают Н. Я Короткова и Н. А. Михайленко. По их мнению, содержание игры – это не иллюзия, не копия реального мира, а активное, творческое воспроизведение его. Воспроизводимые в игре события, персонажи и их действия – все это, безусловно, продукты отражения в сознании ребенка его реального опыта: непосредственного знакомство с окружающим, восприятия содержания прочитанных ему книг, просмотренных кинофильмов и телепередач. Однако в соединении, комбинировании имеющихся у него знаний ребенок достаточно свободен. И чем старше он становится, чем больше знаний и разнообразного опыта приобретает, тем большее содержание его игры выходит за пределы непосредственно воспринятого.