Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:52, курсовая работа
Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишенных слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его наилучшее обоснование с неизбежностью должно опираться на углубленный психологический и физиологический анализ особенностей развития этих детей.
В системе просвещения нашей страны имеется развернутая сеть специальных учреждений школьного и дошкольного типа, которые обеспечивают необходимые условия обучения и воспитания детей с различными нарушениями умственного и физического развития, и в частности с расстройством слуха.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3
ГЛАВА ХАРАКТЕРИСТИКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Игра как предмет исследования:
психолого-педагогический аспект ………………………………..5
Структурные компоненты игры . ………………………………..7
1.3 Развитие игровой деятельности нормально развивающихся детей 14
1.3.1 Развитие движений и действий в младенческом возрасте………14
1.3.2 Развитие предметных и игровых действий в раннем возрасте….16
2 ГЛАВА ИГРА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1 Особенности развития игровой деятельности детей с нарушением слуха…………………………………………………………………………………19
2.2 Значение игры в развитии ребенка с нарушением слуха …………...24
2.3 Условия формирования игры дошкольников с нарушением слуха ..26
2.4 Этапы формирования игровой деятельности………………………...29
2.5 Методы и приемы формирования игры………………………………37
3 ГЛАВА Экспериментальная часть ……………………………. …44
3.1 Констатирующий эксперимент ………………………………….45
3.2 Формирующий эксперимент ……………………………………47
3.3 Итоговый эксперимент ……………………………………..48
Заключение …………………………………………………50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………
Сложная
сюжетно-ролевая игра требует от
детей овладения речевым
ГЛАВА
3 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ
ЧАСТЬ
Исследование проводилось в разновозрастной группе для детей с нарушением слуха в ГУО «Санаторные ясли-сад № 35 г. Борисова». В группе обучается 9 детей: 3 девочки и 6 мальчиков. Из них: 3 ребёнка – 4 лет, и 6 детей – 5-6 лет.
Для проверки своей гипотезы, были сделаны следующие эксперименты констатирующий, формирующий и итоговый.
Изучение
самостоятельных сюжетно-ролевых игр
детей дошкольного возраста проводилось
в естественных условиях в группе, с фиксированным
набором игровых атрибутов и предметов
окружающей обстановки. Игрушки и игровые
предметы были сюжетно связаны и сгруппированы
соответственно игровым ситуациям: «Больница»,
«Парикмахерская». В наборы игрушек входили
как специализированные (куклы, ножницы,
расчески, касса, аптечка и т.д.), так и неоформленные
(шарики, кубики, палочки и другие). Кроме
того, в комнате находились игрушки, не
сгруппированные тематически, но позволяющие
организовывать игры на другие сюжеты
(комплекты для других игр, самолеты, машинки
и др.).
3.1 Констатирующий эксперимент
Целью данного исследования было изучение первоначального уровня развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры у дошкольников с нарушением слуха.
Для решения этой цели с детьми был проведёно исследование: детям был предложен материал для игр «Больница», «Парикмахерская». Экспериментатор наблюдал за действиями детей с предметами. Результаты занесены в таблицу 1. /Приложение А /.
При оценке результатов обнаружилось, что дети всех возрастных групп испытывали определённые затруднения при действиях с предметами, дети не приступали к совместным действиям, не брали на себя роли. Словесных обозначений действий у детей практически не было.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что дети пытаются в игровой форме отразить отдельные действия, которые они наблюдали при посещении парикмахерской, поликлиники, но эти попытки носят эпизодический характер. На основе имеющихся у детей впечатлений и единичных отобразительных действий развернутая сюжетно-ролевая игра развиться не может.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что у дошкольников данной группы низкий уровень развития самостоятельных сюжетно-ролевых игр. И для того, чтобы повысить этот уровень, необходимо провести специальные игровые упражнения и занятия, которые будут способствовать освоению дошкольниками с нарушением слуха данного вида деятельности.
Обработка и интерпретация результатов
Действия детей и словесные обозначения предметов были переведены в баллы по следующим критериям:
Манипуляции с предметом– очень низкий уровень, 0 баллов
Отдельные высказывания, манипуляции с предметом - низкий уровень, 1 балл
Принятие на себя роли – средний уровень, 2 балла
Принятие
на себя роли, организация действий
- высокий уровень, 3 балла
В результате исследования каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило уровень сформированности у него сюжетно-ролевой игры .
В результате проведения констатирующего эксперимента мы получили следующие данные:
Количество детей – 9 человек
Уровни оценки:
3.2 Формирующийся эксперимент
Для формирования самостоятельных сюжетно-ролевых игр был проведен формирующий эксперимент.
Мы наметили цикл занятий, в которых ставили целью формировать навык самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Для этого был составлен перспективный план .
Как уже отмечалось выше, формирование игровой деятельности детей с нарушением слуха происходит по тому же сценарию, что и у детей в норме, только с некоторым отставанием по времени.
Для того чтобы игровая деятельность детей достигла такого развития, при котором ее можно использовать в качестве одного их ведущих средств воспитания этих детей, чтобы она способствовала формированию психических функций и способностей, усвоению знаний, умений и навыков, надо предварительно сформировать в ней отдельные структуры.
Необходимо отметить, что дети с нарушением слуха испытывают большие трудности при переносе знаний, полученных на занятиях, в самостоятельную деятельность. Так как у испытуемых отмечается зависимость от предметных условий деятельности и им необходимо каждый раз выделять объект нового действия, мы предприняли попытку обучать их обобщенным умениям построения сюжетно-ролевой игры. Для этого мы использовали разные виды деятельности. Каждое занятие завершалось игрой, в которой детям предлагалось реализовать полученные умения на практике, при этом воспитатель показывал детям возможные пути переноса.
Формирование
игровой деятельности у испытуемых
детей проводилось на материале ограниченного
числа игр: «Парикмахерская», «Больница».
Развитие замысла сюжетно-ролевой игры
теснейшим образом связано с развитием
речи, а так же с наличием у ребенка определенных
знаний, представлений об окружающем мире.
3.3 Итоговый эксперимент.
После проведения целого комплекса работ, в которые включали занятия, игры, индивидуальная работа, была проведена повторная итоговая диагностика.
Результаты занесены в таблицу
№2 /Приложение Б/ и поставлены соответствующие
баллы.
Обработка и интерпретация результатов
Ответы детей были переведены
в баллы по следующим
Манипуляции с предметом– очень низкий уровень, 0 баллов
Отдельные высказывания, манипуляции с предметом - низкий уровень, 1 балл
Принятие на себя роли – средний уровень, 2 балла
Принятие
на себя роли, организация действий
- высокий уровень, 3 балла
В результате исследования каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило уровень сформированности у него сюжетно-ролевой игры .
В результате проведения итогового эксперимента мы получили следующие данные:
Количество детей – 9 человек
Уровни оценки:
В ходе эксперимента было
Средний уровень -был отмечен у 4 детей, что составляет 45%.
Низкий уровень - был выявлен у 4 детей, что составляет 45%.
Очень
низкий уровень развития речи обнаружен
у 1 ребенка.
По
результатам диагностики
Высокий уровень- не обнаружен
Средний уровень- повысился с 22% до 45%
Низкий уровень составляет 45%
Очень низкий уровень-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра
- один из тех видов детской
Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.
Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.
Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.
Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.