Особенности самостоятельных сюжетно-ролевых игр у дошкольников с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишенных слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его наилучшее обоснование с неизбежностью должно опираться на углубленный психологический и физиологический анализ особенностей развития этих детей.
В системе просвещения нашей страны имеется развернутая сеть специальных учреждений школьного и дошкольного типа, которые обеспечивают необходимые условия обучения и воспитания детей с различными нарушениями умственного и физического развития, и в частности с расстройством слуха.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3
ГЛАВА ХАРАКТЕРИСТИКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Игра как предмет исследования:
психолого-педагогический аспект ………………………………..5
Структурные компоненты игры . ………………………………..7
1.3 Развитие игровой деятельности нормально развивающихся детей 14
1.3.1 Развитие движений и действий в младенческом возрасте………14
1.3.2 Развитие предметных и игровых действий в раннем возрасте….16

2 ГЛАВА ИГРА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1 Особенности развития игровой деятельности детей с нарушением слуха…………………………………………………………………………………19
2.2 Значение игры в развитии ребенка с нарушением слуха …………...24
2.3 Условия формирования игры дошкольников с нарушением слуха ..26
2.4 Этапы формирования игровой деятельности………………………...29
2.5 Методы и приемы формирования игры………………………………37
3 ГЛАВА Экспериментальная часть ……………………………. …44
3.1 Констатирующий эксперимент ………………………………….45
3.2 Формирующий эксперимент ……………………………………47
3.3 Итоговый эксперимент ……………………………………..48

Заключение …………………………………………………50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………

Работа содержит 1 файл

Курсач 5 готова.doc

— 299.50 Кб (Скачать)
 

 

       Сложная сюжетно-ролевая игра требует от детей овладения речевым материалом, связанным как с организацией игры, так и с ее содержанием. Ими  должен быть усвоен терминологический словарь, характерный для игровой деятельности (игра называется «Кем ты хочешь быть?»; слова: «роль», «костюм», «как будто» и др.). Эти слова и выражения можно подобрать из словаря к программе по игре. Постоянное использование этих речевых единиц способствует усвоению их детьми. В овладении речевым материалом, связанным с определенной тематикой, значительную помощь воспитателю может оказать сурдопедагог, планирующий близкие по тематике занятия по развитию речи. Планомерное расширение словаря по данной теме, уточнение и конкретизация значения слова, отработка его структуры, активизация в различных контекстах помогут во время игры сосредоточить внимание на ее содержательной стороне. Помимо сюжетно-ролевых в программе содержатся игры-драматизации. Овладение ими связано со знакомством со сказками: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три поросенка», «Красная Шапочка». Подготовка к проведению таких игр требует участия сурдопедагога, так как с текстами сказок дети знакомятся на занятиях по развитию речи. Первоначально проводится эмоциональное рассказывание сказки с демонстрацией персонажей и их действий (показ картинок, диафильмов, использование кукольного театра); по ходу уточняются значения незнакомых слов, проводится беседа. Затем сюжет сказки воспроизводится через чтение, повторное рассказывание детьми. И только тогда, когда сказка понятна всем детям, воспитатель переносит ее в игру. Выясняются действия персонажей и их последовательность; подбираются костюмы и атрибуты игры, распределяются роли. Как видим, роль сурдопедагога при обучении глухих и слабослышащих дошкольников игре достаточно велика. Таким образом, повседневное руководство игровой деятельностью помогает формированию творческого отношения к действительности, развитию воображения. При создании адекватных условий и правильной организации в игре происходит коррекция, как отдельных психических функций, так и личности ребенка в целом.   

 

        

   ГЛАВА 3 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ  ЧАСТЬ 

     Исследование проводилось в разновозрастной группе для детей с нарушением слуха в ГУО «Санаторные ясли-сад № 35 г. Борисова». В группе обучается 9 детей: 3 девочки и 6 мальчиков. Из них: 3 ребёнка – 4 лет,  и 6 детей – 5-6 лет.

   Для проверки своей гипотезы, были сделаны  следующие эксперименты констатирующий, формирующий и итоговый.

    

     Изучение  самостоятельных сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста проводилось в естественных условиях в группе, с фиксированным набором игровых атрибутов и предметов окружающей обстановки. Игрушки и игровые предметы были сюжетно связаны и сгруппированы соответственно игровым ситуациям: «Больница», «Парикмахерская». В наборы игрушек входили как специализированные (куклы, ножницы, расчески, касса, аптечка и т.д.), так и неоформленные  (шарики, кубики, палочки и другие). Кроме того, в комнате находились игрушки, не сгруппированные тематически, но позволяющие организовывать игры на другие сюжеты (комплекты для других игр, самолеты, машинки и др.). 
 

 

     3.1    Констатирующий эксперимент

   Целью данного исследования было изучение первоначального уровня развития самостоятельной  сюжетно-ролевой игры у дошкольников с нарушением слуха.

     Для решения этой цели с детьми был  проведёно исследование: детям был предложен материал для игр «Больница», «Парикмахерская». Экспериментатор наблюдал за действиями детей с предметами. Результаты занесены в таблицу 1. /Приложение А /.

  При оценке результатов обнаружилось, что  дети всех возрастных групп испытывали определённые затруднения при действиях с предметами, дети не приступали к совместным действиям, не брали на себя роли. Словесных обозначений действий у детей практически не было.

  Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что дети  пытаются в игровой форме отразить отдельные действия, которые они наблюдали при посещении парикмахерской, поликлиники, но эти попытки носят эпизодический характер. На основе имеющихся у детей впечатлений и единичных отобразительных действий развернутая сюжетно-ролевая игра развиться не может.

     Исходя  из всего выше сказанного, можно  сделать вывод, что у дошкольников данной группы низкий уровень развития самостоятельных сюжетно-ролевых игр. И для того, чтобы повысить этот уровень, необходимо провести специальные игровые упражнения и занятия, которые будут способствовать освоению дошкольниками с нарушением слуха данного вида деятельности.

     Обработка и интерпретация результатов

     Действия  детей и словесные обозначения  предметов были переведены в баллы по следующим критериям:

     Манипуляции с предметом–  очень низкий уровень, 0 баллов

     Отдельные высказывания, манипуляции с предметом - низкий уровень, 1 балл

     Принятие  на себя роли – средний уровень, 2 балла

     Принятие  на себя роли, организация действий - высокий уровень, 3 балла 

     В результате исследования каждый ребенок  набрал определенное количество баллов, что и определило уровень сформированности у него сюжетно-ролевой игры .

     В результате проведения констатирующего  эксперимента мы получили следующие  данные:

     Количество  детей – 9 человек

                Уровни оценки:

    • высокий уровень – 3 балла
    • средний уровень – 2 балла- 2.5 балла – 2 человека-22%
    • низкий уровень – 1 балл -1.5 балла– 4 человека-45%
    • очень низкий уровень – 0 баллов- 0.5 балл - 3 человека-33%
 

           

 

     

3.2   Формирующийся эксперимент

     Для формирования самостоятельных сюжетно-ролевых игр был проведен формирующий эксперимент.

     Мы  наметили цикл занятий, в которых ставили целью формировать навык самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Для этого был составлен перспективный план .

     Как уже отмечалось выше, формирование игровой деятельности детей с  нарушением слуха  происходит по тому же сценарию, что и у детей в норме, только с некоторым отставанием по времени.

     Для того чтобы игровая деятельность детей достигла такого развития, при  котором ее можно использовать в  качестве одного их ведущих средств  воспитания этих детей, чтобы она  способствовала формированию психических функций и способностей, усвоению знаний, умений и навыков, надо предварительно сформировать в ней отдельные структуры.

     Необходимо  отметить, что дети с нарушением слуха  испытывают большие трудности  при переносе знаний, полученных на занятиях, в самостоятельную деятельность. Так как у испытуемых отмечается зависимость от предметных условий деятельности и им необходимо каждый раз выделять объект нового действия, мы предприняли попытку обучать их обобщенным умениям построения сюжетно-ролевой игры. Для этого мы использовали разные виды деятельности. Каждое занятие завершалось игрой, в которой детям предлагалось реализовать полученные умения на практике, при этом воспитатель показывал детям возможные пути переноса.

     Формирование  игровой деятельности у испытуемых детей проводилось на материале ограниченного числа игр: «Парикмахерская», «Больница». Развитие замысла сюжетно-ролевой игры теснейшим образом связано с развитием речи, а так же с наличием у ребенка определенных знаний, представлений об окружающем мире. 
 
 

 

     3.3   Итоговый эксперимент.

     После проведения целого комплекса работ, в которые включали занятия, игры, индивидуальная работа, была проведена  повторная итоговая диагностика.

       Результаты занесены в таблицу  №2 /Приложение Б/ и поставлены соответствующие баллы.                                                 

     Обработка и интерпретация  результатов

                     Ответы детей были переведены  в баллы по следующим критериям:

     Манипуляции с предметом–  очень низкий уровень, 0 баллов

     Отдельные высказывания, манипуляции с предметом - низкий уровень, 1 балл

     Принятие  на себя роли – средний уровень, 2 балла

     Принятие  на себя роли, организация действий - высокий уровень, 3 балла 

     В результате исследования каждый ребенок  набрал определенное количество баллов, что и определило уровень сформированности у него сюжетно-ролевой игры . 

     В результате проведения итогового эксперимента мы получили следующие данные:

     Количество  детей – 9 человек

                Уровни оценки:

    • высокий уровень – 3 балла
    • средний уровень – 2 балла- 2.5 балла – 4 человека-45%
    • низкий уровень – 1 балл -1.5 балла– 4 человека-45%
    • очень низкий уровень – 0 баллов- 0.5 балл - 1 человек-10%
 

       
 
 
 

         В ходе эксперимента было отмечено, что высокий уровень развития  речи не был выявлен.

     Средний уровень -был отмечен у 4 детей, что составляет 45%. 

     Низкий  уровень - был выявлен у 4 детей, что составляет 45%.

     Очень низкий уровень развития речи обнаружен у 1 ребенка. 

     По  результатам диагностики уровень  развития самостоятельной сюжетно-ролевой  игры повысился: 

     Высокий уровень- не обнаружен

     Средний уровень- повысился с 22%  до 45%

       Низкий уровень составляет 45%

         Очень низкий уровень- уменьшился  на 23%.

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

       Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

       Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция  действий с учётом  задач количественной деятельности. Важнейшим достижением  является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный  облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

       Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение  трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что  умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

       Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом  своей культуры подрастающему поколению.

       Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной  активности ребёнка в процессе его  деятельности. Оказывается, если воспитатель  не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.

       Задачи  всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при  условии сформированности психологической  основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

Информация о работе Особенности самостоятельных сюжетно-ролевых игр у дошкольников с нарушением слуха