Особенности проявления психологических свойств темперамента у молодежи с глубокой патологией зрительного анализатора

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Проблема успешной адаптации в виде наиболее оптимальной приспособленности к реальным жизненным условиям молодежи с нарушениями зрения была и остается чрезвычайно актуальной.

Содержание

Введение 3
1. Темперамент как базовая составляющая структуры личности и его особенности у лиц с глубокой зрительной патологией 6
1.1. Темперамент: его структура и свойства 6
1.2. История преобразования взглядов на сущность и природу темперамента в России и за рубежом 16
1.3. К вопросу о влиянии зрительной патологии на формирование личностной сферы 68
1.4. Личность слепых и слабовидящих людей 72
1.5. Особенности темперамента у молодежи с глубоким нарушением зрения 76
2. Исследование проявления свойств темперамента у молодежи с глубокой зрительной патологией 83
2.1. Характеристика участников исследования 83
2.2. Описание методического аппарата исследования 84
2.3. Анализ результатов исследования 85
Заключение 92
Список литературы 94
Приложение 1 98
Приложение 2 101
Приложение 3 102
Приложение 4 112
Приложение 5 123

Работа содержит 1 файл

примерная курсовая.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

федеральное агентство по образованию

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный  Государственный Гуманитарный Университет» 
 
 

                 Факультет специальной психологии и педагогики

                           Кафедра специальной психологии 
               
               

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

особенности проявления психологических  свойств темперамента у молодежи с глубокой патологией зрительного анализатора 
 
 
 

Студента 3 курса, гр. 1431, ДО, Шарыпова А.С.

Специальность «Специальная психология» 

Научный руководитель:

к.пс.н., доцент, Чебарыкова С. В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Хабаровск, 2008

Содержание 

Введение 3

  1. Темперамент как базовая составляющая структуры личности и его особенности у лиц с глубокой зрительной патологией 6
    1. Темперамент: его структура и свойства 6
    2. История преобразования взглядов на сущность и природу темперамента в России и за рубежом 16
    3. К вопросу о влиянии зрительной патологии на формирование личностной сферы 68
    4. Личность слепых и слабовидящих людей 72
    5. Особенности темперамента у молодежи с глубоким нарушением зрения 76
  2. Исследование проявления свойств темперамента у молодежи с глубокой зрительной патологией 83
    1. Характеристика участников исследования 83
    2. Описание методического аппарата исследования 84
    3. Анализ результатов исследования 85

Заключение 92

Список литературы 94

Приложение 1 98

Приложение 2 101

Приложение 3 102

Приложение 4 112

Приложение 5 123 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Проблема  успешной адаптации в виде наиболее оптимальной приспособленности к реальным жизненным условиям молодежи с нарушениями зрения была и остается чрезвычайно актуальной.

     Результаты  начатых еще в 60-е годы под руководством доктора психологических наук профессора А.И. Зотова комплексных экспериментальных исследований индивидуальных различий школьников с глубокими нарушениями зрения явились основанием для выделения отдельной группы факторов, которые А.И. Зотов называет «аномальными». По мнению ученого, аномальные, патологические факторы (степень выраженности зрительной патологии, характер заболевания, время возникновения зрительной патологии и пр.) маскируют, а зачастую и искажают проявление природных, индивидуально-типологических особенностей ребенка. Проявление взаимосвязи и взаимозависимости социальных, биологических и аномальных факторов чрезвычайно сложно и многообразно. Болезнь, а также врожденные индивидуальные особенности человека всегда реализуются в конкретной социальной среде.

     В свете личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании детей с сенсорными и интеллектуальными  недостатками особо актуальной становится разработка личностных аспектов данной проблемы. Очевидно, что трудности реализации личностного подхода в теории и практике обучения и воспитания детей с глубокой зрительной патологией во многом обусловлены недостаточной разработанностью личностной проблематики в тифлопсихологии. В частности, практически неизученным остается вопрос о влиянии зрительной депривации на проявление индивидуальных различий людей с глубокой зрительной патологией. Сегодня общепризнан факт независимого или опосредованного влияния дефекта зрения на формирование личности слепых и слабовидящих людей. Что касается влияния зрительной патологии на проявление темперамента, здесь мы встречаем лишь указания на тот факт, что наряду с такими устойчивыми свойствами личности, как направленность, способности, характер, темперамент косвенно связан с дефектами зрения, а особенности характеристик темперамента у лиц со зрительной патологией касаются только внешних его проявлений.

     Изучение  психологических свойств темперамента молодежи со зрительной депривацией, с одной стороны, может в определенной мере пролить свет на решение теоретической проблемы соотношения биологического и социального в процессе развития ребенка с глубокой зрительной патологией, с другой – способствовать более обоснованному осуществлению индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающей работы и практике реабилитации инвалидов по зрению.

     Таким образом, целью курсовой работы является выявление различий проявления психологических свойств темперамента у молодежи с глубокой зрительной депривацией в сравнении с нормально видящими сверстниками.

     Объект  исследования – психофизиологические особенности молодежи, имеющей глубокие нарушения зрительного анализатора.

     Предмет исследования – сравнительный анализ индивидуально-типологических свойств темперамента у молодежи с патологией зрения и их нормально развивающихся сверстников.

     Гипотеза  исследования состоит в предположении, что зрительная патология оказывает опосредованное влияние на темперамент, что проявляется в наличии статистически значимых различий в выраженности свойств темперамента у молодежи с глубокой зрительной патологией и их нормально видящих сверстников.

     Исходя  из этого, можно выделить следующие  задачи исследования:

     1. Провести анализ научно-методической литературы по вопросу психологических свойств темперамента, в частности у молодежи с патологией зрения;

     2. Сформировать пакет диагностических методик;

     3. Выявить различия в выраженности свойств темперамента у молодежи с патологией зрения относительно нормально видящих сверстников;

     4. Провести анализ влияния зрительной патологии на проявление определенных свойств темперамента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.

Темперамент как базовая составляющая структуры личности и его особенности  у лиц с глубокой зрительной патологией 

    1.2. История преобразования  взглядов на сущность  и природу темперамента в России и за рубежом

     Темперамент – это одна из наиболее длительно  изучаемых психологических категорий. История исследования темперамента насчитывает более 2,5 тыс. лет. Вопрос о проявлениях темперамента в поведении неразрывно связан с вопросом о факторах, эти проявления обусловливающих. В истории учения о личности можно выделить три основные системы взглядов на этот вопрос: гуморальные, конституциональные, нейрофизиологические. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Наиболее ярко эту группу теорий темперамента представляла классификация темперамента, основанная на учении Гиппократа.

     Типология Гиппократа – первая в истории науки классификация темпераментов. Гиппократ развивал учение о том, что темперамент определяется соотношением, пропорцией четырех жидкостей в организме: крови, слизи, желчи и черной желчи. При правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправильном – болен. Одна из жидкостей преобладает, считал Гиппократ. Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат. sanguis – кровь), холерический (от греч. chole – желчь), флегматический (от греч. phlegma – слизь)  и меланхолический (от греч. теlaina chole – черная желчь). Соотношение этих жидкостей, индивидуально-своеобразное у каждого организма, обозначалось по-гречески термином «красис» (смесь, сочетание), который в переводе на латинский язык звучит как «temperamen-tum».

     У Гиппократа был чисто физиологический  подход к темпераменту. Он не связывал его с психической жизнью человека и говорил даже о темпераменте отдельных органов, например сердца или печени. Но со временем появились умозаключения о том, какие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает кровь, желтая желчь и т. д. Отсюда и появились психологические описания – «портреты» различных темпераментов.

     Опираясь  на учение Гиппократа, знаменитый римский врач античности Клавдий Гален (ок. 130 – ок. 200 гг.) разработал типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате «De temperamentum». Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены 13 типов темперамента, но затем они были сведены до четырех:

     Холерик – человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко – вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.

     Сангвиник – человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое.

     Меланхолик  – человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.

     Флегматик – человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти никак не проявляются.

     Эта концепция имеет огромное влияние на ученых на протяжении уже многих столетий. Подтверждением этого является тот факт, что до настоящего времени предложенные Гиппократом и Галеном названия типов темперамента являются самыми распространенными.

     Гуморальная теория темперамента отразила некоторые элементы истинного знания и стала своего рода прообразом, моделью современных, более развитых представлений о природных предпосылках индивидуальных различий. Древние греки не знали и не могли знать всего богатства природных характеристик человека: строения его мозга, свойств нервной системы и т. д. Однако, исходя из представлений о целостности и единстве организма, они гениально предвидели возможную связь между свойствами организма и свойствами психики. Отсюда исторически сложилось понимание темперамента как такого аспекта индивидуально-психологических различий, который обусловлен преимущественно биологическими свойствами человеческого организма. В истории развития учения о темпераменте четко выделяются два аспекта: первый связан с трансформацией представлений о биологических основах темперамента, второй – с изменением понимания самих психологических составляющих темперамента.

     Рассмотрим  вначале, как менялись представления  о биологических основах темперамента. Долгое время, по крайней мере до конца XIX в., считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости, к частности свойства крови. В XVIII в. психологическая характеристика типов темперамента, выделенных Гиппократом, была обобщена и систематизирована впервые немецким философом И. Кантом («Антропология», 1789). По его представлению1 с физиологической точки зрения, когда речь идет о темпераменте, имеют в виду физическую конституцию (слабое или сильное телосложение) и комплекцию (жидкое, с помощью жизненной силы закономерно подвижное в теле, к чему относят также тепло или холод при обработке этих соков). Но с точки зрения психологической, т. е. как темперамент души (способности чувства и желания), эти выражения, касающиеся свойств крови, определены только по аналогии игры чувств и желания с телесными движущими причинами (из которых кровь самая главная).

     Тогда оказывается, что темпераменты, которые  мы приписываем только душе, все же могут скрыто иметь в качестве содействующей причины и телесное в человеке; далее, что так как, во-первых, они допускают главное деление их на темпераменты чувства и темпераменты деятельности и, во-вторых, каждый из них может быть связан с возбуждением жизненной силы (intensio) или ее ослаблением (remissio), то можно установить только четыре простых темперамента (как четыре силлогистические фигуры через medius terminus): сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический.

Информация о работе Особенности проявления психологических свойств темперамента у молодежи с глубокой патологией зрительного анализатора