Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:44, дипломная работа
Цель исследования: Выявление особенностей организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
- Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
- Выявить особенности организации учебной работы в начальной школе.
- Определить особенности учебной работы в начальных классах православной школы.
- Обобщить опыт организации учебной работы в начальной Общеобразовательной Православной Школы г. Шуи.
Введение......................................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте ..................................................................................................................6
1.2. Особенности и формы организации учебной работы в начальной школе…………………………………………………………………………………...13
1.3.Особенности учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии……………………………………………………………………………….29
Вывод по главе I…………………………………………………………………….....40
ГЛАВА 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………42
2.1 Общая характеристика православной гимназии…………………………………42
2.2. Организация учебно-воспитательного процесса и распорядка дня в православной гимназии……………………………………………..………………………………….49
2.3.Анализ результатов исследования воспитательной работы в 3 классе начального звена гимназии………………………………………………………………………….55
Вывод по главе II……………………………………………………………………...85
Заключение…………………………………………………………………………..86
Список литературы…………………………………………………………………88
Действие, которое должно быть передано самим учащимся для самостоятельного выполнения, - это оценка, т.е. "установление того, усвоено ли или еще не усвоено то или иное учебное действие" [43, с. 53-54].
Становление учебной деятельности - это:
- совершенствование каждого компонента учебной деятельности, их взаимосвязи и взаимопереходов;
- совершенствование мотивационного и операционального аспектов учения;
- превращение ученика в субъекта осуществляемой им учебной деятельности;
- необходимость наличия развивающего и воспитывающего эффектов учебной деятельности.
Формирование учебной деятельности есть управление взрослым (учителем, родителем, психологом) процессом становления учебной деятельности школьника.
Полноценное управление процессом учения всегда предполагает:
- отработку у школьника каждого компонента учебной деятельности;
- взаимосвязь компонентов учебной деятельности;
- постепенную передачу отдельных компонентов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя.
Становление и формирование учебной деятельности проходят несколько этапов, каждому из которых соответствуют определённые ступени образования. При переходе от этапа к этапу видоизменяются её основные характеристики:
- конкретное содержание;
- формы организации взаимодействия между её участниками;
- особенности их общения;
- характер психологических новообразований.
Поэтому уровни зрелости учебной деятельности в целом и ее отдельных компонентов есть важные качества характеристики эффективности труда учителя и школьника.
Развернутый процесс обучения сложным учебным действиям применяется и к обучению действиям по решению класса конкретных задач. Такой способ обучения действиям позволяет проводить контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.
На первом этапе, соответствующем начальному образованию, возникают и формируются основные компоненты структуры учебной деятельности (у дошкольников имеются только их предпосылки). В младшем школьном возрасте учебная деятельность является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьниками учебная деятельность способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста.
Уже в 1-м классе в содержание учебной деятельности необходимо вводить элементарные теоретические знания - понятия числа и слова, отсутствовавшие в опыте дошкольной жизни детей, а также понятие композиции, важное для последующего овладения детьми основами изобразительного искусства. Усвоение этих и других понятий в процессе коллективного решения учебных задач способствует вхождению детей в систему учебных действий, позволяет им осваивать способы и нормы участия в спорах и дискуссиях, проявлять инициативность в приглашении к учебному диалогу сверстников и учителя. На протяжении всего начального образования в условиях полноценной и развёрнутой учебной деятельности она остаётся коллективно распределённой, но при этом у большинства младших школьников складываются умения по собственной инициативе ставить различные содержательные вопросы сверстникам и учителям, умения не только участвовать в дискуссиях, но и быть их инициаторами и даже организаторами. У детей появляются устойчивые и обобщённые учебно-познавательные мотивы (основным показателем этого является ориентация детей не на результат решения задачи, а на общий способ его получения), что свидетельствует о формировании самой потребности в учебной деятельности. К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.
В этом возрасте усложняется содержание учебной деятельности - предметом усвоения становятся целостные системы теоретических понятий, излагаемые абстрактным языком с применением графиков, таблиц, моделей. Наличие достаточно высокого уровня теоретического мышления, достигнутого детьми ещё в младших классах, способствует усвоению ими сложного материала. В выполнении учебной деятельности происходят значительные изменения. Каждый ученик становится индивидуальным субъектом учения. Его учебная деятельность приобретает форму внутреннего диалога с авторами учебного материала, а обсуждение результатов в классе становится такой дискуссией, когда каждый её участник может внести коррективы в предложенное понимание учебной задачи и в способы её решения.
В процессе интериоризации учебная деятельность у детей при усвоении ими теоретического материала отрабатываются и шлифуются все учебные действия (особое значение при этом имеют контроль и оценка, переходящие в самоконтроль и самооценку) и развиваются все функционирующие в них содержательные мыслительные действия, среди которых особую роль приобретает рефлексия. Таким образом, в детском возрасте продолжается процесс развития теоретического мышления, начало которому было положено в начальных классах. В этом возрасте учебная деятельность теряет свой ведущий характер; главную роль в психическом развитии детей приобретает общественно значимая деятельность во всех видах (художественная, спортивная, трудовая). Но в сфере умственного развития в детском возрасте решающее значение принадлежит именно учебной деятельности.
Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет интеллектуальное развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. Учебная деятельность понимается как специфический вид деятельности человека по овладению обобщенными способами действий, направленный на его саморазвитие на основе решения специально поставленных преподавателем учебных задач и посредством учебных действий [7, с.92]. Мы разделяем позицию Д.Б. Эльконина, что учебная деятельность - это деятельность направленная, имеющая своим содержанием на овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами: мотивами приобретения обобщенных способов действий, мотивами собственного роста, собственного совершенствования. В таком же контексте понимается учебная деятельность В.В. Давыдовым, А.К.Марковой, В.И. Загвязинский рассматривает учение как взаимодействие тех, кто учит, того, кто учится.
Для обучения слушанию данное понимание особенно важно: только совместная деятельность субъектов образовательного процесса может привести к развитию конкретных умений слушания, речевой деятельности и личности в целом. Развитие деятельности, во-первых, внутренне связано с развитием человеческого сознания; во-вторых, имеет в себе богатый спектр свойств, по которым в их единстве можно достаточно глубоко охарактеризовать каждый возраст и их взаимную связь. Согласно А.Н. Леонтьеву, ведущая деятельность – это деятельность, которая обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка данного периода его развития. Ведущая деятельность имеет следующие признаки:
1. От нее ближайшим образом зависят основные психологические изменения ребенка в данный возрастной период.
2. В ее форме возникают и внутри ее дифференцируются другие, новые виды деятельности.
3. В ней возникают, формируются и перестраиваются частные психические процессы. Хотя каждому периоду развития деятельности свойственна определенная ведущая деятельность, это не значит, что в данном возрасте отсутствуют или «ущемлены» другие виды деятельности. Учение в период младшего школьного возраста только начинается, и поэтому о нем нужно говорить как о развивающемся виде деятельности. Ему предстоит совершенствоваться в течение долгих лет жизни, если человек все это время будет продолжать учиться. Однако если этот процесс развития учебной деятельности идет стихийно, то он занимает длительное время. При продуманном и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того что уже к старшим классам школы ребенок полностью овладеет основами учения.
Главная нагрузка здесь приходится как раз на младший школьный возраст, где образуются основные составляющие этой деятельности: учебные действия, контроль, саморегуляция. Переход на новую возрастную ступень определяет те значительные изменения, которые происходят в речевом развитии ребенка. В процессе обучения совершенствуются все функции речи, но особое значение приобретает речь как средство познавательной деятельности. Учебная деятельность формируется у детей от семи до десяти лет. В этом возрасте формируются потребность и мотивы учения. Большое влияние на формирование мотивационно-потребностной сферы дошкольника оказывает игра. Содержание игр с возрастом меняется.
В 5 лет дети обращают внимание на внешние моменты, связанные с учебой. В 6-7 лет игра наполняется учебным содержанием. Центральное место ней занимает урок, на котором дошкольники выполняют учебные задания – пишут буквы, решают примеры и т.д. В процессе этой деятельности у детей формируется положительное отношение к школе. В процессе учебной деятельности у младших школьников формируется теоретическое сознание и мышление, развиваются способности. Поступление ребенка в школу представляет собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка.
В процессе учебной деятельности ребенок под руководством учителя систематически овладевает содержанием развитых форм общественного сознания, имеющих теоретический характер. Термин «учебная деятельность», обозначающий один из типов деятельности детей, не следует отождествлять с термином «учение». Дети, как известно, учатся в разных видах деятельности (в игре, труде, спорте и так далее). В младшем школьном возрасте дети выполняют многие виды деятельности, но ведущей и главной среди них является учебная, что определяет возникновение центральных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников. При характеристике учебной деятельности необходимым представляется рассмотрение этапов процесса учения. Анализ и обобщение психолого-педагогической литературы позволил нам выделить три этапа [2, с.3].
Первый этап: восприятие учебного материала. В содержание обучения входит изучение таких явлений и предметов, с которыми учащиеся уже сталкивались в жизни. Учащимся сообщается большое количество исторических фактов, свидетелями которых они не были. Отметим, что главное в процессе обучения уровень осмысления этих фактов. Все это передается учащимся через слово и различные средства наглядности. В учебном процессе учащиеся усваивают понятия, правила, закономерности.
Второй этап: понимание, осмысление и первичное запоминание. Процесс обучения не ограничивается восприятием учащимися изучаемых явлений и предметов. Первоначальные понятия складываются на основе восприятия конкретных и единичных фактов или явлений. Впоследствии эти понятия обогащаются новыми фактами, становятся более содержательными и на их основе формируются новые понятия. Усвоение и осмысление знаний является центральным моментом в общем процессе усвоения знаний.
Третий этап: закрепление, повторение и применение знаний на практике. Закрепление и повторение знаний, умений и навыков неотделимы от усвоения. Чем глубже восприятие и осмысление понимания, тем прочнее запоминание, и наоборот, чем прочнее запоминание, тем успешнее учащиеся овладевают новым материалом. Большое значение в учебном процессе имеет закрепление навыков, прочное овладение которыми освобождает учащихся от излишних усилий и затраты времени в дальнейшей работе. Навык должен складываться преднамеренно и осознанно, опираться на правила, а вследствие доводиться до такого состояния, когда учащиеся будут выполнять соответствующие действия уже без особого напряжения и обдумывания. Применение знаний на практике является одним из важнейших звеньев и завершающим этапом овладения учащимися системой знаний, умений и навыков.
Деятельность становится учебной, если школьник в ходе добывания знаний овладевает обогащающими его новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач. Таким образом, учащиеся овладевают не только знаниями, но и способами их приобретения. Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которое должно осуществляться на каждом уроке любого учебного предмета. При этом каждый учебный предмет, в соответствии со спецификой своего содержания, вносит вклад в этот процесс. Таким предметом является и русский язык, который является источником лингвистических знаний и осознанием системы языка как средством вербализации действительности. Как и любой вид деятельности, учебная деятельность предполагает наличие мотивов. Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Для детей разного возраста и для каждого ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие – второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения. Все мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие – с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений [1, с. 151].