Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:44, дипломная работа
Цель исследования: Выявление особенностей организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
- Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
- Выявить особенности организации учебной работы в начальной школе.
- Определить особенности учебной работы в начальных классах православной школы.
- Обобщить опыт организации учебной работы в начальной Общеобразовательной Православной Школы г. Шуи.
Введение......................................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте ..................................................................................................................6
1.2. Особенности и формы организации учебной работы в начальной школе…………………………………………………………………………………...13
1.3.Особенности учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии……………………………………………………………………………….29
Вывод по главе I…………………………………………………………………….....40
ГЛАВА 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………42
2.1 Общая характеристика православной гимназии…………………………………42
2.2. Организация учебно-воспитательного процесса и распорядка дня в православной гимназии……………………………………………..………………………………….49
2.3.Анализ результатов исследования воспитательной работы в 3 классе начального звена гимназии………………………………………………………………………….55
Вывод по главе II……………………………………………………………………...85
Заключение…………………………………………………………………………..86
Список литературы…………………………………………………………………88
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«шуйский государственный педагогический
университет»
кафедра
педагогики и психологии детства
дипломная
работа
Тема: Особенности организации учебно-ВОСПИТАТЕЛЬНОй работы в начальных классах православной ГИМНАЗИИ
факультета педагогики и психологии заочной формы обучения. Специальность – 050708.65
Шинкаренко Вера Владимировна
Работа
защищена
с отметкой «__________» Председатель
государственной _________________/____________ «____»_______________2011 год |
|
«Допустить к защите» Заведующий кафедрой __________/ / «____»_____________2010 год |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.....................
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………….6
1.1.
Психолого-педагогические
1.2.
Особенности и формы организации учебной
работы в начальной школе…………………………………………………………………
1.3.Особенности
учебно-воспитательной работы в начальных
классах православной гимназии…………………………………………………………
Вывод
по главе I……………………………………………………………………...
ГЛАВА 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………42
2.1 Общая характеристика православной гимназии…………………………………42
2.2.
Организация учебно-
2.3.Анализ
результатов исследования воспитательной
работы в 3 классе начального звена гимназии…………………………………………………………
Вывод
по главе II…………………………………………………………
Заключение…………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение
История последних лет показала нам, что образование и воспитание должны идти рука об руку. Жизненно необходимо развивать в детях и подростках нравственное чувство, приверженность исконным духовным ценностям, любовь к отечеству, его истории, культуре, языку, заботу о его будущем. Практическое делание современного учительства в области духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения есть определяющее условие спасения человеческой цивилизации. Школа, как главный жизненный нерв общества и государства, призвана стать и становится средоточием подлинной битвы за человека.
Современная педагогика все более осознает потребность в реформировании школьного образования, переосмыслении атеистической методологии, применяемых образовательных технологий, ориентированных в основном на формирование у школьников «суммы знаний» и определенных навыков их постижения, а не нравственные ценности. Работа в направлении духовно-нравственного воспитания необычайно трудна, так как традиции отечественной педагогики, фундаментом которых всегда оставалось Православие, в ХХ веке были прерваны. Современный учитель, пройдя путь атеистического воспитания и образования, не находит в собственном опыте, в учениях, идеях, которыми питалось общество на протяжении XX, ответов на жгучие вопросы духовной жизни, не видит способов возрождения в детях и во всем российском обществе внутреннего духовно-нравственного стержня.
Актуальность данной темы связанно с увеличением количества православных общеобразовательных школ, гимназий и не достаточностью научного исследования в области развития в организации учебной работы. Система образования в православных школах включает в себя технологии воздействия на менталитет личности, способы формирования осознанных моделей поведения и активного освоения человеком ценностей культуры, и поэтому тема для исследования вполне обоснована.
Степень разработанности проблемы: Фундаментом решения данной проблемы явились труды и педагогические воззрения: святителя Филарета, митрополита Московского, архиеп. Фаддея (Успенский), епископа Феофана, святого праведного Иоанна Кронштадского, также труды деятелей народной школы: Н.И. Ильминского, С.А. Рачинского, К.П. Победоносцева, К.Д. Ушинского, религиозных мыслителей: Н.Е. Пестова, В.В. Зеньковского. Также проанализировали работы педагогов: Я. Корчака, С.Л. Соловейчика, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачева, В.П. Сластенина, Н.Е. Щурковой, протоиер.Евгения Шестуна, Н.В. Маслова.
Объект исследования: процесс организации учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии.
Предмет исследования: формы, методы организации учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии.
Цель исследования: Выявление особенностей организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
- Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
- Выявить особенности организации учебной работы в начальной школе.
-
Определить особенности
-
Обобщить опыт организации
Методы исследования:
- Анализ
- Синтез
- Обобщение
- Сравнение учебной деятельности детей в типовых и православных гимназиях.
База исследования. Исследование проводилось на базе общеобразовательной православной гимназии г. Шуи при Свято-Николо-Шартомском монастыре. В школе 60 учениц в возрасте от 6 до 18 лет; 27 учителей, имеющих высшее и среднее профессиональное образование. Руководство школой осуществляют Учредитель, Директор, Педагогический совет. За духовным развитием учащихся и учителей следит духовник школы, назначенный Учредителем.
Структура дипломной работы:
Введение, две главы, заключение, список литературы (из 50 источников) и 3-х приложений.
1 глава содержит теоретическую часть, которая состоит из трех параграфов. В ней мы раскрываем исследование, организация формирования учебной деятельности.
2
глава состоит из практической части,
в которой дана общая характеристика
школы и ее устава, использованные методики
и приведен анализ результатов нашего
исследования.
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Анализ любого типа деятельности предполагает вычленение и описание взаимосвязи следующих структурных компонентов - потребностей, мотивов, задач, действий и операций. При этом психология установила следующие закономерности формирования и функционирования различных видов деятельности [5, с.52]:
Во-первых, существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности (например, учебной).
Во-вторых, ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга (например, потребности конкретизируются в мотивах, действие может стать операцией и наоборот).
В-третьих, различные частные виды деятельности взаимосвязаны друг с другом в едином потоке человеческого поведения (поэтому, например, подлинное понимание учебной деятельности предполагает раскрытие ее взаимосвязи с игрой и трудом, со спортом и общественно-организационными занятиями и т.д.).
В-четвертых, каждый тип деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме как сеть развернутых взаимоотношений между людьми, использующими различные материальные и материализованные средства организации своего общения и обмена опытом; лишь на этой основе формируются внутренние формы деятельности отдельного человека, свернутые в своей структуре и опирающиеся на образы и понятия. Для формирования у учащихся учебной деятельности необходимо:
- чтобы они овладели указанными выше учебными действиями;
- чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу. "Самое главное при формировании учебной деятельности, - отмечал Д.Б.Эльконин, - это перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий" [ 43, с.49].
и наконец, необходимо так строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место. Для этого следует с первых дней занятий строить учебный процесс на принципе ролевого участия школьников в его организации и проведении. Это означает, что постепенно многие функции учителя должны передаваться ученическому самоуправлению. "Формирование учебной деятельности, - писал Д.Б.Эльконин, - есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя". И дальше: "Есть основание думать, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Дети, прежде всего, должны научиться контролировать друг друга и самих себя" [43, с.49].