Особенности организации учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:44, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявление особенностей организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.
- Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
- Выявить особенности организации учебной работы в начальной школе.
- Определить особенности учебной работы в начальных классах православной школы.
- Обобщить опыт организации учебной работы в начальной Общеобразовательной Православной Школы г. Шуи.

Содержание

Введение......................................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте ..................................................................................................................6
1.2. Особенности и формы организации учебной работы в начальной школе…………………………………………………………………………………...13
1.3.Особенности учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии……………………………………………………………………………….29
Вывод по главе I…………………………………………………………………….....40
ГЛАВА 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………42
2.1 Общая характеристика православной гимназии…………………………………42
2.2. Организация учебно-воспитательного процесса и распорядка дня в православной гимназии……………………………………………..………………………………….49
2.3.Анализ результатов исследования воспитательной работы в 3 классе начального звена гимназии………………………………………………………………………….55
Вывод по главе II……………………………………………………………………...85
Заключение…………………………………………………………………………..86
Список литературы…………………………………………………………………88

Работа содержит 1 файл

диплом Веры.doc

— 1.36 Мб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«шуйский  государственный  педагогический

университет» 

кафедра педагогики и психологии детства 

дипломная работа 

Тема: Особенности организации учебно-ВОСПИТАТЕЛЬНОй   работы в начальных классах православной  ГИМНАЗИИ

                                                                                                  

                                                                                                  

                                                                                                                    работу выполнила: студентка 6 курса 2 группы

              факультета  педагогики и психологии заочной формы обучения. Специальность – 050708.65 

                                                                   Педагогика и методика начального образования

                                             Шинкаренко Вера Владимировна

                                       

                                                     

                    

                                    

Работа защищена

с отметкой «__________»

Председатель  государственной экзаменационной  комиссии

_________________/____________/

«____»_______________2011 год

 
 
 
 
 
 
 
 
«Допустить к защите»

Заведующий  кафедрой

__________/                  /

«____»_____________2010 год

 

                                                                 

                                                                      Шуя 2011 
 
 

                                                          

СОДЕРЖАНИЕ 

 Введение......................................................................................................................................................3

 ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ…………………………………………………….6

 1.1. Психолого-педагогические основы  формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте ..................................................................................................................6

 1.2. Особенности и формы организации учебной работы в начальной школе…………………………………………………………………………………...13

 1.3.Особенности учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии……………………………………………………………………………….29

 Вывод по главе I…………………………………………………………………….....40

 ГЛАВА 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………42

 2.1 Общая   характеристика  православной  гимназии…………………………………42

 2.2. Организация учебно-воспитательного  процесса и распорядка дня в православной гимназии……………………………………………..………………………………….49

 2.3.Анализ результатов исследования воспитательной работы в 3 классе начального звена гимназии………………………………………………………………………….55

 Вывод по главе II……………………………………………………………………...85

 Заключение…………………………………………………………………………..86

 Список  литературы…………………………………………………………………88

 Приложение 
 
 
 
 
 
 
 

                                             ВВЕДЕНИЕ 

    История последних лет показала нам, что  образование и воспитание  должны идти рука об руку. Жизненно необходимо развивать  в детях и подростках нравственное чувство, приверженность исконным духовным ценностям, любовь к отечеству, его истории, культуре, языку, заботу о его будущем.  Практическое делание современного учительства в области духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения есть определяющее условие спасения человеческой цивилизации. Школа, как главный жизненный нерв общества и государства, призвана стать и становится средоточием подлинной битвы за человека.

    Современная педагогика все более осознает потребность в реформировании школьного образования, переосмыслении атеистической методологии, применяемых образовательных технологий, ориентированных в основном на формирование у школьников «суммы знаний» и определенных навыков их постижения, а не нравственные ценности. Работа в направлении духовно-нравственного воспитания необычайно трудна, так как традиции отечественной педагогики, фундаментом которых всегда оставалось Православие, в ХХ веке были прерваны. Современный учитель, пройдя путь атеистического воспитания и образования, не находит в собственном опыте, в учениях, идеях, которыми питалось общество на протяжении XX, ответов на жгучие вопросы духовной жизни, не видит способов возрождения в детях и во всем российском обществе  внутреннего духовно-нравственного стержня.

    Актуальность данной темы связанно с увеличением количества православных общеобразовательных школ, гимназий и не достаточностью научного исследования в области развития в организации учебной работы. Система образования в православных школах включает в себя технологии воздействия на менталитет личности, способы формирования осознанных моделей поведения и активного освоения человеком ценностей культуры, и поэтому тема для исследования вполне обоснована. 

    Степень разработанности проблемы: Фундаментом решения данной проблемы явились труды и педагогические воззрения: святителя Филарета, митрополита Московского, архиеп. Фаддея (Успенский), епископа Феофана, святого праведного Иоанна Кронштадского, также труды деятелей народной школы: Н.И. Ильминского, С.А. Рачинского, К.П. Победоносцева, К.Д. Ушинского, религиозных мыслителей: Н.Е. Пестова, В.В. Зеньковского.  Также проанализировали работы педагогов: Я. Корчака, С.Л. Соловейчика, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачева, В.П. Сластенина, Н.Е. Щурковой, протоиер.Евгения Шестуна, Н.В. Маслова.

    Объект исследования: процесс организации учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии.

    Предмет исследования: формы, методы организации учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии.

    Цель исследования: Выявление особенностей организации учебной работы в начальных классах  православной гимназии.

    Задачи исследования:

     - Раскрыть сущность организации учебной работы в начальных классах православной гимназии.

    - Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

    - Выявить особенности организации учебной работы в начальной школе.

    - Определить особенности учебной  работы в начальных классах православной школы.

    - Обобщить опыт организации учебной  работы в начальной Общеобразовательной  Православной Школы г. Шуи.

    Методы исследования:

    - Анализ

    - Синтез

    - Обобщение

    - Сравнение учебной деятельности детей в типовых и православных гимназиях.

    База  исследования. Исследование проводилось на базе общеобразовательной православной гимназии г. Шуи при Свято-Николо-Шартомском  монастыре. В школе 60 учениц в возрасте от 6 до 18 лет; 27 учителей, имеющих высшее и среднее профессиональное  образование. Руководство школой осуществляют Учредитель, Директор, Педагогический совет. За духовным развитием учащихся и учителей следит духовник школы, назначенный Учредителем.

    Структура дипломной работы:

    Введение, две главы, заключение, список литературы (из 50 источников) и 3-х приложений.

    1 глава содержит теоретическую часть, которая состоит из трех параграфов. В ней мы раскрываем исследование, организация формирования учебной деятельности.

    2 глава состоит из практической части, в которой дана  общая характеристика школы и ее устава, использованные методики и приведен анализ результатов нашего исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 

            Анализ любого типа деятельности предполагает вычленение и описание взаимосвязи следующих структурных компонентов - потребностей, мотивов, задач, действий и операций. При этом психология установила следующие закономерности формирования и функционирования различных видов деятельности [5, с.52]:

          Во-первых, существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности (например, учебной).

          Во-вторых, ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга (например, потребности конкретизируются в мотивах, действие может стать операцией и наоборот).

          В-третьих, различные частные виды деятельности взаимосвязаны друг с другом в едином потоке человеческого поведения (поэтому, например, подлинное понимание учебной деятельности предполагает раскрытие ее взаимосвязи с игрой и трудом, со спортом и общественно-организационными занятиями и т.д.).

          В-четвертых, каждый тип деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме как сеть развернутых взаимоотношений между людьми, использующими различные материальные и материализованные средства организации своего общения и обмена опытом; лишь на этой основе формируются внутренние формы деятельности отдельного человека, свернутые в своей структуре и опирающиеся на образы и понятия. Для формирования у учащихся учебной деятельности необходимо:

- чтобы они овладели указанными выше учебными действиями;

- чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу. "Самое главное при формировании учебной деятельности, - отмечал Д.Б.Эльконин, - это перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий" [ 43, с.49].

и наконец, необходимо так строить учебный  процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место. Для этого следует с первых дней занятий строить учебный процесс на принципе ролевого участия школьников в его организации и проведении. Это означает, что постепенно многие функции учителя должны передаваться ученическому самоуправлению. "Формирование учебной деятельности, - писал Д.Б.Эльконин, - есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя". И дальше: "Есть основание думать, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Дети, прежде всего, должны научиться контролировать друг друга и самих себя" [43, с.49].

Информация о работе Особенности организации учебно-воспитательной работы в начальных классах православной гимназии