Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:13, курсовая работа
В рамках процесса создания единого социокультурного пространства существует проблема- адаптация к школе и организация жизни ребенка.
Как помочь ребенку-дошкольнику стать учеником?
Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка. Учение-то, чем он теперь должен заниматься, - оказывается очень важным для окружающих. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и со взрослыми рассматриваются теперь через призму этих обязанностей.
Есть первоклассники, которые гордо и самостоятельно шагают в день первого сентября впереди сопровождающих их родителей и есть те первоклассники, которые долго не могут оторваться от родителей, с трудом становятся в ряды сверстников, чтобы следовать за учителем в класс. Это весьма серьезные изменения в жизни ребенка и тут важно понять состояние внутренней тревоги новичка, ведь он очень хотел стать учеником.
Введение…………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Психологическая готовность ребенка к школе…………….5-14
1.1 Психологическая готовность к школе.
1.2 Психологические особенности дошкольника;
Глава 2. Роль семьи и школы в организации адаптивной среды
для ребенка-дошкольника……………………………………………......15-32
2.1 Деятельность педагогического коллектива школ на начальном этапе обучения первоклассников;
2.2 Роль «Я»- концепции в успеваемости школьников и становлении коллектива;
2.3 Три уровня социально-психологической адаптации дошкольника
к школе.
2.4 Роль семьи в процессе успешной адаптации к школьной среде.
Заключение………………………………………………………………….33-34
Список источников………………………………………………………….35-36
Очень важны для развития личности мотивы познавательного характера ( хочу много знать, узнавать новое, уметь писать, читать), о формировании которых следует заботиться родителям. Как ни странно, первоклассники нередко заявляют о своем нежелании учиться. За этим просматривается неправильная тактика родителей, чувствующих реальную или мнимую неготовность ребенка к школе и запугивающих его трудностями предстоящего обучения.
Ребенку надо говорить о том, что учение в школе - дело не простое, но при старании трудности можно преодолеть. Зато как хорошо много знать и уметь!
Перед
поступлением ребенка в школу
родителям желательно пересмотреть
его дополнительные нагрузки
и представить, как они
Здесь нет одного для всех правила. Следует учесть особенности ребенка, а также возможности всей семьи. «Потихоньку» приучать ребенка к режиму, или скажем, выполнять за него часть обязанностей в надежде, что он «попривыкнет к школе» и потом все будет делать сам,- не лучший способ помощи. Именно на самых первых шагах важно четко и однозначно показать ему, что входит в круг его новых, его собственных обязанностей.
Добиться их выполнения – это значит организовать жизнь ребенка так, как необходимо для его учебного труда. Любая же «полуорганизация» лишь прибавит ему трудностей и принесет родителям в будущем немалую заботу.
Следующая
проблема - обязательное выполнение
правил, которым подчинено поведение
первоклассника в школе. Этих
правил довольно много.
Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к работе в классе. В этом заключается важнейшая воспитательная роль обучения, требующего от каждого определенного отношения к работе класса (коллектива).
Родители
вместе с учителем могут
помочь ребенку быстрее овладеть
этими правилами, если они
Первоклассники
очень чувствительны к
Каждый ребенок уникален. Один в свои семь лет вполне самостоятелен. Другому - достаточно напомнить и он сам справляется со своими обязанностями. Третьему ребенку следует показать, и он будет действовать, подражая взрослому, а вот с четвертым может быть намного сложнее: взрослому придется вместе с ним выполнять действие: и портфель помочь сложить и затем высказать свое положительное отношение к тому, что ребенок сделал самостоятельно. По мере овладения ребенком этим умением взрослый ограничивает свое участие в этом деле.
Примерно так же надо вести себя взрослым и в других ситуациях, например, выполнение режима дня, содержания в чистоте и порядке своих вещей и пр.
Л.С. Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые раньше он выполнял вместе со взрослым, а не тех, которые лежат за пределами большого круга. В каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам за пределами этого круга- дела, доступные для него только при участии взрослого или недоступные вообще.
Следовательно, развиваясь, ребенок завтра будет способен делать сам то, что вчера он делал вместе с мамой или папой. Зона дел, выполняемых вместе,- это «золотой запас» ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Именно поэтому ее и назвали «зоной ближайшего развития». У одного из детей эта зона широкая, т.е. родитель с ним много занимается, а у другого - узкая, т.к. родители часто предоставляют его самому себе.
Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствуя себя увереннее, успешнее, благополучнее. И поэтому оставлять родителю ребенка там, где ему трудно, - грубая ошибка.
Если ребенок готов принять помощь родителей, то при этом родителю важно помнить, что он:
1) должен
взять на себя только то,
что ребенок не может
выполнять сам, остальное
2) по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавать их ему.
В заключение можно
-вера в ребенка;
-надежда на его успех;
любовь к ребенку;
- организация его жизни, успешная адаптация к школе;
- умение выполнять правила;
-быть самостоятельным.
Родителям
важно помнить о том, что
чрезмерная забота делает
Если ребенок отвергнут родителями и испытывает дискомфорт, то он навряд ли будет «школьнозрелым».24 Ну, а если даже вдруг и будет, адаптация его пройдет с трудом, вероятнее всего со срывом в виде невротических реакций. Школа станет пыткой для него.
Родители должны иметь в виду,
что умение читать, писать, считать
не самое главное в подготовке
детей к школе. Основная
В завершении данной работы, исходя из поставленной цели и задач, можно сделать краткие выводы:
1. На личностную готовность ребенка к школе влияет фактор преодоления ребенком кризиса семи лет. Образ будущего школьника является социальным образованием, возникающим в этот период.
2. Успешность вхождения в школьную жизнь зависит во многом от степени позитивности и адекватности образа «Я - будущий ученик». Решить проблему подготовки детей к школе возможно лишь, если реализуется единая линия развития ребенка на этапе дошкольного и школьного детства.
3. Важным условием успешной социальной адаптации дошкольника к школе является психологическая готовность.
Психологическая готовность:
-умение слушать речь, объяснения ответы товарищей;
-умение действовать в соответствии с правилом;
-умение производить действия в соответствии с образцом;
-умение
действовать по прямому
-умение работать в группе.
4. Основная
цель педагогического
-максимальное
обеспечение двигательной
- создание
в школе развивающей
- широкое применение игровых приемов;
- изменение стиля взаимоотношения взрослых и детей с авторитарного на стиль доверительного сотрудничества;
- введение
в педагогический процесс
- использование многообразных форм обучения неурочного типа;
- создание
щадящего режима учебной
5. Шалва Амонашвили указывает на наличие трех ярусов в начальном звене школы, создание которых разграничивает учащихся в своих отношениях друг с другом. И потому он считает, что необходимо с помощью тонкой психолого-дидактической методики индивидуального подхода развивать способности каждого ребенка до пределов его потенций. Выравнивание таким образом заключается не в формальном увеличении объема знаний, а в целостном развитии личности школьника, всестороннем проявлении его задатков с помощью методики обучения, способной быть вариативной к индивидуальным особенностям.
В
таких условиях уже не будет
возникать необходимости
6. Чтобы
успешно прошла социальная
7. Готовность ребенка или его неготовность тесно связаны с положением его в семье. Дома и в школе должна быть приятная психологическая атмосфера. Именно она способствует быстрой и успешной социальной адаптации ребенка – дошкольника к школе.
Список источников:
1. Амонашвили
Ш. Воспитательное и
2. Баркан
А.И. Практическая психология
для родителей, или Как
3. Берн Р. Развитие «Я»- концепции и воспитание.- Пер. с англ.: Москва, «Прогресс», 1986
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т.4 (Кризис семи лет). – М., 1984
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений.- М., 1984
6. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие.-М.: Гардарики, 2004
7. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям.: М., Российское пед. агенство, 1997.
8. Карабаева О.А. « организация адаптивной среды на начальном этапе обучения.» // « Начальная школа», №7-2004
9. Коломинский Я.Л., А.А. Панько « Психологическая готовность к школе».
10. Кон И.С. Ребенок и общество.- М., Наука,1988.
11. Кравцова Е.В. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. –М.: Педагогика, 1991
12. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. уч. заведений.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2000
13. Мухина С. Психология детства и отрочества: Учебник для вузов./ Академия пед. и соц. наук.- М.: Институт практической психологии, 1998г.
Информация о работе Особенности адаптации к школе детей шести- и семилетнего возраста