Особенности адаптации к школе детей шести- и семилетнего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

В рамках процесса создания единого социокультурного пространства существует проблема- адаптация к школе и организация жизни ребенка.

Как помочь ребенку-дошкольнику стать учеником?

Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка. Учение-то, чем он теперь должен заниматься, - оказывается очень важным для окружающих. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и со взрослыми рассматриваются теперь через призму этих обязанностей.

Есть первоклассники, которые гордо и самостоятельно шагают в день первого сентября впереди сопровождающих их родителей и есть те первоклассники, которые долго не могут оторваться от родителей, с трудом становятся в ряды сверстников, чтобы следовать за учителем в класс. Это весьма серьезные изменения в жизни ребенка и тут важно понять состояние внутренней тревоги новичка, ведь он очень хотел стать учеником.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3-4

Глава 1. Психологическая готовность ребенка к школе…………….5-14

1.1 Психологическая готовность к школе.

1.2 Психологические особенности дошкольника;

Глава 2. Роль семьи и школы в организации адаптивной среды

для ребенка-дошкольника……………………………………………......15-32

2.1 Деятельность педагогического коллектива школ на начальном этапе обучения первоклассников;

2.2 Роль «Я»- концепции в успеваемости школьников и становлении коллектива;

2.3 Три уровня социально-психологической адаптации дошкольника

к школе.

2.4 Роль семьи в процессе успешной адаптации к школьной среде.

Заключение………………………………………………………………….33-34

Список источников………………………………………………………….35-36

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

  Завершая  данную главу можно сказать,  что на личностную готовность  ребенка к школе  влияет фактор преодоления  ребенком  кризиса  семи лет. Образ будущего школьника является  социальным образованием, возникающим в этот период.

  Успешность  вхождения  в школьную жизнь  зависит  во многом  от степени  позитивности и адекватности образа «Я - будущий ученик». Решить проблему  подготовки  детей к школе  возможно лишь, если  реализуется единая  линия развития ребенка  на этапах дошкольного и школьного детства.

1.2 Психологические  особенности дошкольника.

  Для  российской системы   образования чрезвычайно  актуальны  идеи, связанные  с развитием личности. Навыки  чтения, овладения  иностранным  языком  сами по себе  не могут быть целью развития.

  Целью  является  сама личность  ребенка.5

  Во  многих психологических  работах показано, что в качестве  ядра личности  выступает  образ «Я», связанный в противоречивое единство  с задающим направление  развитию личности  образом-эталоном (В.В. Столин, К.Роджерс, З.И.  Рябикина и др.)

  По  мнению многих психологов6, основу самосознания  ребенка –дошкольника  составляет  сочетание четырех Я: физического , социального, реального и идеального. При навязывании взрослыми детям  сверхреалистичных, завышенных ожиданий у них возникают  внутренние конфликты  между социальным и реальным Я.

  Самоуважение  ребенка  (переживание собственной  значимости) оказывает превалирующее  влияние  на его поведение.  И если существует значительный  разрыв  между реальным и идеальным  Я, то это приводит к разрушительному  воздействию  на самоуважение.

  Интерес  к формированию  образа «Я» вызван  необходимостью  подхода к личности как к целостности. Данный  образ является   образом самого ребенка, собственной будущности, который появляется и развивается как результат разрешения  противоречия между образами «Я - реальное» и «Я-идеальное» (эталоном).

  Конечно,  образ будущего  школьника в  сознании детей будет  перестраиваться,  переосмысливаться и уточняться  по ходу  их дальнейшего развития. Но, являясь  составной частью  целостного образа личности дошкольника,  образ будущего  школьника  позволит  ребенку  осмыслить  общественную грань  своего бытия, осознать  потребность  и необходимость учиться.

  Такого  рода  способность, как утверждают  многие исследователи, фиксируется   у ребенка  на рубеже дошкольного  и младшего школьного  возраста, когда социальные качества  личности впервые  дают о себе  знать как  определяющие  возрастной  облик  старшего дошкольника и выступают  основным содержанием  целостного нововведения, формирующегося на этапе  кризиса  семи лет (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин.)7

  Остановимся  немного  на кризисе семи  лет. Что он представляет из  себя и каковы его особенности?

   Как и любому другому, кризису  семи лет  присуще  так  называемое  семизвездие  кризиса8- ребенок начинает  манерничать, капризничать, появляется  нарочитость, искусственность, вертлявость, паясничание, клоунада в противовес  непосредственности и наивности, которые  были присущи  дошкольнику.

                             Характерные  особенности:

1. Утрата  непосредственности.

  Утрату  непосредственности  ребенком Л.С.  Выготский9  связывает с привнесением в поступки  интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и поступком, что является  противоположностью  наивному  и непосредственному действию, свойственному ребенку.

2. Смена основных переживаний ребенка.

  От  одного  способа  переживания   среды  ребенок  переходит  к другому.

  Для  кризиса  семи лет  в сфере  переживаний  характерны следующие  изменения:

1)семилетка  открывает  сам факт  своих переживаний;

2) у  ребенка  семи лет  возникает   осмысленная  ориентировка  в  собственных переживаниях;

3) переживания   приобретают  смысл  (сердящийся  ребенок  понимает, что он сердится).

  Смысловое  переживание  возникает потому, что  происходит  дифференциация  внешнего и внутреннего. Таким образом, сам характер  переживаний  перестраивается.

  Как  следствие  у ребенка  возникают:

  • новое отношение к себе;
  • новые связи между переживаниями;
  • борьба переживаний;
  • противоречие переживаний;
  • изменение содержания переживаний.

Когда ребенок понимает свои  переживания, когда  возникает  внутреннее отношение  к тому, что  переживается  и  как, тогда и совершается  изменение  переживаний.  Следовательно,  возникает  новое  единство  средовых  и  личностных моментов, которые делают  возможным новый  этап  развития- школьный возраст.

3. Обобщение  переживаний.

  Впервые  появляется  феномен  обобщения   переживаний, который  становится  основой  логики чувств.  Пример: умственно отсталые  дети, каждый  раз проигрывая, оказываясь в неудаче, тем не менее не испытывают чувства   собственной малоценности. Тысяча отдельных неудач, а общего чувства малоценности нет!  У нормального же ребенка  младшего школьного возраста  возникает  обобщение чувств, т.е. если с ним много раз  случалась какая-то ситуация, то у него возникает  аффективная реакция, связанная   с переживанием неудачи.

4. Перестройка потребностей, возбуждений, переоценка  ценностей.

5. Новое отношение  ребенка к среде.

  Для   ребенка изменение отношений  к среде означает, что и сама среда  изменилась. А значит, изменился и весь ход развития ребенка. Наступила новая эпоха  в развитии, изменяются  интересы и цели деятельности.

6.Обобщенное  отношение к самому себе.

Появляется  понимание  своей  человеческой  ценности и уважение  к себе. Возрастает  уровень требований  к самому себе, к собственному успеху, положению. Происходит  активное  формирование самоценности.

7. Обобщенное  отношение к окружающим.

  Перестраивается   социальная позиция  по  отношению   к окружающим  людям, авторитету матери, отца.

  Вся  совокупность изменений  приводит  к явлению, называемому   кризисом  личности, когда ребенок  совершает  ряд поступков, мотив которых  связан с проявлением  его личности, а не с мгновенным  желанием, т.е. мотив дифференцирован  от ситуации.

  Особое  звучание данная проблема  приобретает  сегодня, в условиях  реструктуризации  системы российского образования.  Поэтому идет активный  поиск   эффективных путей  подготовки  детей к обучению в школе.

Многие  исследования  свидетельствуют  о том, что трудности в обучении испытывают  те дети, которые не готовы  к новой  социальной  роли ученика.

     Изменение статуса  вчерашнего  дошкольника на сегодняшнего  первоклассника  по-особому  переживается  и самим ребенком.  Поэтому   по оценкам специалистов  является актуальным  формирование  у дошкольника  образа будущего школьника, который  поможет  ему адаптироваться  к социально значимой  позиции ученика в системе общественных и межличностных отношений, научит оценивать  свою  социальную сущность.

  Исследования  И.С. Кона, В.В. Столина 10 позволяют отметить, что образ «»Я» мотивирует  деятельность личности, участвует в гелеобразовании, детерминирует отношения с окружающими, может влиять  на развитие  тех или иных  черт и на развитие  личности в целом.

  Следовательно,  образ  будущего  школьника   является  социальным образованием  и включает  в себя следующие  компоненты:

1.) когнитивный

(отражает  насыщенность и сложность образа, который характеризуется  наличием  и разнонаправленностью знаний  о себе);

2.)  мотивационный

(характеризуется   представлениями  о способах  поведения и общения, а также   доминирующими  мотивами, включает  основы  школьной мотивации);

3.) эмоционально-оценочный

(отражает  особое отношение  к себе  и к окружающим, характеризуемого  саморуководством, ожидаемым отношением  других, чувством  самоценности, самопринятием).

  Вопрос  возможности целенаправленного   педагогического воздействия   на процесс формирования  образа  будущего  школьника  рационально   решать  путем создания  психолого-педагогических условий для  развертывания  процесса  актуализации в сознании детей  противоречивого  единства образа «Я - реальное»  и образа « Я- идеальное»- личности будущего школьника.

   Успешность вхождения  в школьную  жизнь  зависит во многом  от степени позитивности и адекватности образа «Я - будущий школьник».

  Важным  условием  является  организационный  процесс самопознания, направленный  на выявление  и осознание   детьми  сторон своей личности, на углубление  и уточнение   образа  идеального школьника.

  Итак, решить  проблему  подготовки  детей  к школе  возможно  лишь, если  будет  реализована   единая  линия развития  ребенка  на этапах  дошкольного и школьного  детства. Только такой  подход  может  придать  педагогическому  процессу  целостный, последовательный  и перспективный  характер, что позволит  школе  опираться  на уровень развития  ребенка, сформированный  в дошкольном детстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Роль семьи и  школы  в организации  адаптивной среды  для ребенка-дошкольника.

2.1 Деятельность  педагогического коллектива школ на начальном этапе обучения первоклассников.

   По Закону РФ « Об  образовании»  все дети, независимо  от их  подготовки, зачисляются в первый  класс общеобразовательного учреждения. В целях сохранения и укрепления  физического и психического здоровья первоклассников, создания оптимальных  условий для их развития, обучения и воспитания в нашей   стране особое внимание  уделяется организации благоприятной адаптивной среды  на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию. Деятельность педагогического коллектива школ в данном направлении строится  на основе принципов11:

-психологической  комфортности (создание особой предметно-развивающей  среды,  обеспечивающей  эмоционально  комфортные  условия  образовательного  процесса);

-деятельности (возможность  самостоятельного  открытия, совершения действий, направленных  на изучение  предметов и явлений;  развитие мелкой моторики руки);

-творчества (возможность получать опыт собственной   творческой деятельности);

-непрерывности (дошкольная пропедевтическая база);

-наглядности  (в соответствии с возрастными   психофизическими особенностями  детей.)

  Основная  цель  этой деятельности - создание  общего благоприятного  фона для  развития детей: физического,  интеллектуального, эмоционального. В соответствии с этой  целью  и заявленными ранее принципами  деятельность по организации благоприятной  адаптационной среды направлена на:

1) максимальное  обеспечение  двигательной активности  детей в школе;

2) создание  в школе  развивающей  предметной среды, являющейся, по суте,  продолжением той, к которой дети привыкли в детском саду и которую  отличают  яркость, красочность, наглядность, включение в нее игровых  и сказочных мотивов;

3) широкое   использование  в образовательной  и воспитательной  работе игровых приемов, создание  эмоционально значимых  ситуаций и условий для самостоятельной практической деятельности;

4) изменение  стиля  взаимодействия  взрослых  и детей с авторитарного на  стиль  доверительного сотрудничества;

Информация о работе Особенности адаптации к школе детей шести- и семилетнего возраста