Особенности адаптации к школе детей шести- и семилетнего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

В рамках процесса создания единого социокультурного пространства существует проблема- адаптация к школе и организация жизни ребенка.

Как помочь ребенку-дошкольнику стать учеником?

Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка. Учение-то, чем он теперь должен заниматься, - оказывается очень важным для окружающих. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и со взрослыми рассматриваются теперь через призму этих обязанностей.

Есть первоклассники, которые гордо и самостоятельно шагают в день первого сентября впереди сопровождающих их родителей и есть те первоклассники, которые долго не могут оторваться от родителей, с трудом становятся в ряды сверстников, чтобы следовать за учителем в класс. Это весьма серьезные изменения в жизни ребенка и тут важно понять состояние внутренней тревоги новичка, ведь он очень хотел стать учеником.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3-4

Глава 1. Психологическая готовность ребенка к школе…………….5-14

1.1 Психологическая готовность к школе.

1.2 Психологические особенности дошкольника;

Глава 2. Роль семьи и школы в организации адаптивной среды

для ребенка-дошкольника……………………………………………......15-32

2.1 Деятельность педагогического коллектива школ на начальном этапе обучения первоклассников;

2.2 Роль «Я»- концепции в успеваемости школьников и становлении коллектива;

2.3 Три уровня социально-психологической адаптации дошкольника

к школе.

2.4 Роль семьи в процессе успешной адаптации к школьной среде.

Заключение………………………………………………………………….33-34

Список источников………………………………………………………….35-36

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

Тульский  институт экономики  и информатики

(НООВПО  НП «ТИЭИ»)

Кафедра Психологии 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине: «Возрастная психология».

На  тему: «Особенности адаптации к школе детей шести- и семилетнего возраста». 
 
 
 

Выполнил: студентка 2 курса

группы ТЛ ПиП 08

Тишутина  Е.В.

Старший преподаватель

кафедры психологии

Творогова Т.С. 
 
 

Тула 2009 г.

Оглавление: 

Введение…………………………………………………………………….3-4

Глава 1. Психологическая  готовность ребенка  к школе…………….5-14

1.1  Психологическая  готовность к школе.

1.2 Психологические особенности дошкольника;

Глава 2. Роль семьи и  школы в организации  адаптивной среды 

для ребенка-дошкольника……………………………………………......15-32

2.1  Деятельность  педагогического коллектива школ  на начальном этапе обучения  первоклассников;

2.2 Роль «Я»- концепции в успеваемости школьников и становлении коллектива;

2.3 Три  уровня социально-психологической  адаптации  дошкольника 

к школе.

2.4 Роль семьи в процессе  успешной адаптации к школьной среде.

Заключение………………………………………………………………….33-34

Список источников………………………………………………………….35-36

 

                                   Введение.

  Социализация-  это непрерывный  процесс, протекающий  в ходе всего онтогенеза. На каждом  этапе происходит  решение определенных задач и одной из них является   развитие и преобразование личности. С.Л. Рубинштейн указывал на то, что воспитание  можно рассматривать как социально-организованный процесс интериоризации (перевода во «внутренний план») общечеловеческих ценностей.1 Успешность такой интериоризации осуществляется при активном  участии интеллектуальной и эмоциальной сфер личности. Т.е., конструируя и организуя  воспитательный  процесс, педагогу  необходимо стимулировать  у воспитанников не только  осознавание   ими общесоциальных  требований, и соответствия (несоответствия)  своего поведения, но и чувственное проживание  поиска собственной  нравственно-этической, гражданской позиции.

  В  рамках процесса создания  единого   социокультурного пространства   существует проблема- адаптация  к школе  и организация жизни ребенка.

  Как  помочь ребенку-дошкольнику  стать  учеником?

  Поступление  в школу  коренным  образом   меняет  положение ребенка. Учение-то, чем он теперь  должен  заниматься, -  оказывается  очень  важным  для  окружающих. Вся его жизнь,  поступки, отношения  со сверстниками и со взрослыми рассматриваются теперь  через призму  этих обязанностей.

    Есть первоклассники, которые   гордо и самостоятельно  шагают  в день первого  сентября  впереди сопровождающих   их  родителей  и есть те первоклассники, которые долго  не могут  оторваться  от родителей, с трудом  становятся  в ряды сверстников, чтобы  следовать  за учителем  в класс.  Это весьма серьезные изменения в жизни ребенка и тут важно  понять состояние  внутренней тревоги   новичка, ведь он очень хотел  стать учеником.

      Первокласснику  не всегда  удается  быстро  привыкнуть  к новому  образу жизни: режиму, необходимости   спокойно сидеть  на уроках  и т.д. И потому актуальным  по сей день  остается вопрос  влияния  первоклассника  в  школьный социум, вопрос быстрой и успешной адаптации к  школьной среде. 

  Если  ребенок  не готов к социальной  позиции школьника, то даже  при наличии у него  необходимого  запаса умений  и навыков, уровня  интеллектуального  развития  ему трудно в школе.  Ведь  не всегда  высокий уровень  интеллектуального  развития  совпадает  с личностной  готовностью ребенка к школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.  Психологическая  готовность ребенка  к школе.

1.1 Психологическая готовность ребенка к школе.

  Психологическая  готовность  к обучению  в школе -  следствие  прохождения  ребенком  кризиса семи лет.

  Именно  новообразование  задает  для  ребенка социальную  ситуацию  развития, которая  «определяет   целиком  и полностью  те  формы  и тот путь, следуя  по которому  ребенок приобретает  новые и новые  свойства личности, черпая   их из социальной действительности как из основного источника  развития, тот путь, по которому   социальное становится  индивидуальным. »2

  Несомненно, готовность к школе  не сводится   лишь к физической готовности  - необходима так же и    особая  психологическая  готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Содержание этого вида  готовности определяется  той системой требований, которую школа предъявляет к ребенку.

Психологическая готовность к школе – это

-умение  слушать  речь, объяснения, ответы  товарищей;

-умение  действовать  в соответствии  с правилом;

-умение  производить  действия  в соответствии  с образцом;

- умение  действовать по прямому указанию  взрослого;

-умение  работать в группе.3

 Конкретное  содержание психологической готовности  не является стабильным – оно  изменяется, обогащается.

  Что  же именно включает  в себя  психологическая готовность к  школе?

  Составными  компонентами  психологической готовности  являются  личностная, волевая, интеллектуальная.

1. Личностная готовность  ребенка к школе

  Подготовка  ребенка к школе  включает  формирование  у него готовности  к принятию  новой  « социальной  позиции»- положения школьника, имеющего  круг важных  обязанностей и  прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Готовность этого типа, личностная готовность выражается  в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

  Как  правило, дети  выражают желание  идти в школу. И тут весьма важно, чтобы школа привлекала  ребенка своей главной деятельностью- учением.

  Если  ребенок не готов к социальной  позиции школьника, то даже  при  наличии у него  необходимого  запаса  умений и навыков, уровня  интеллектуального  развития  ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития  совпадает с личностной  готовностью ребенка к школе.

  Такие  первоклассники учатся  в школе   очень неровно и ведут себя  по-детски. И если  занятия у  них будут вызывать непосредственный  интерес, то успехи у них будут. Если же его нет и они должны будут  выполнять учебное задание  из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно, наспех и достичь нужного положительного результата ему трудно.

  Еще  хуже в том случае, когда дети не хотят идти в школу. Причина подобного отношения  к школе, как правило, кроется  в самой системе воспитания ребенка. Нередко  ребенка запугивают школой и потому разумнее всего  сразу сформировать  верное представление о школе,  положительное  отношение к ней, к учителю, к книге.

  Создание  эмоционального опыта, последовательное  углубление  эмоционального отношения  к учению в процессе деятельности  ребенка- необходимое условие  формирования  его положительного  отношения к школе. Поэтому  весьма важно, чтобы  сообщаемый детям  материал о школе  был не только понят, но и прочувствован, пережит ими, непременным условием чего является  включение детей в деятельность, активизирующую  как сознание, так и чувства.

  Умение  ребенка войти в детское общество, действовать совместно  с другими, уступать, подчиняться  при необходимости, чувство товарищества-  вот те качества, которые  обеспечивают  ему безболезненную адаптацию  к новым социальным условиям, способствуют  созданию  благоприятных  условий для его дальнейшего развития.

2. Волевая готовность ребенка к школе.

    Формирование волевой готовности  будущего первоклассника требует  серьезного внимания, поскольку   его ждет в школе напряженный  труд, от него потребуется   умение делать не только  то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа.

  Все  исследования  развития воли  у детей отмечают, что в дошкольном  возрасте успешнее достигается  цель  в игровой ситуации. Первостепенное  значение в формировании воли  имеет  воспитание  мотивов достижения  цели. Формирование у детей небоязни трудиться, стремление не пасовать перед ними, а разрешать  их, не  отказываться  от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или лишь при незначительной  помощи  преодолеть трудности, которые возникнут  у него в первом классе.

  Развитие  дисциплинированности, организованности  и других качеств, помогающих 6-летнему  ребенку овладеть, управлять  своим поведением, в большей   мере зависит  от степени  его восприимчивости к требованиям, от характера взаимоотношений ребенка и взрослого.

3. Интеллектуальная готовность.

  Важно,  чтобы ребенок  к школе был  умственно развит. Существующие  программы, их усвоение потребуют   от ребенка умения  сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные  выводы, потребуют  достаточно развитых  познавательных  процессов. Готовы ли дети  дошкольного возраста к этому?

  Исследования  показывают4, что к старшему дошкольному возрасту дети  овладевают  некоторыми  рациональными  способами обследования  внешних  свойств  предметов, пользуясь  усвоенной  системой общественно выработанных эталонов. Применение их дает возможность ребенку  дифференцированно  воспринимать, анализировать сложные предметы.

  В  дошкольные годы ребенок  должен быть подготовлен  к ведущей  в младшем школьном возрасте  деятельности - учебной. Важное значение при этом  будет иметь формирование  у ребенка умений, требуемых  в этой деятельности. Обладание этими  умениями обеспечивает  ребенку «высокий  уровень» обучаемости, характерной особенностью  которого  является умение  выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную  цель деятельности.

  Составную  часть психологической готовности  ребенка к школьному обучению  составляет  именно интеллектуальная  готовность.  В это понятие входит как запас знаний и представлений ребенка  об окружающем, так и сформированность его мыслительных  навыков. Однако, главное- это то, как ребенок   ориентирован в окружающем и как он осмысляет  полученные сведения. 

  Важнейшими  компонентами  психологической   готовности  детей  к школьному  обучению  также является  общение  ребенка со взрослыми, взаимоотношение  со сверстниками и отношение   к самому  себе. Эти компоненты  знаменуют собой  разные фазы  кризиса семи лет.

  Так,  изменения  в отношениях ребенка   со  взрослым,  проявляющиеся   в новом  контекстном  общении,  знаменуют  вступление  ребенка   в кризис  семи лет, то есть  его  предкритическую  фазу.

  Появление   «кооперативно-соревновательного»  отношения ребенка  со сверстниками - показатель собственно-критического  возраста, его критической фазы.  Наконец, возникновение  нового отношения  ребенка  к себе -  итог кризиса, характеризующий  посткритическую  фазу. 

  Говоря  о симптоматике кризиса семи  лет, Л.С. Выготский указывает на  манерничанье и кривлянье ребенка, т.е. на ту  сферу его жизни, которая непосредственно обращена  на других людей. Возникающая в результате  кризиса семи лет самооценка  дошкольника начинает  регулировать  поведение ребенка в последующий период.

  Таким  образом, изменение в отношении  к самому себе могут  рассматриваться  как итог, который  наступает   в результате  изменения  в  других сферах и как итог  кризиса семи лет.

Информация о работе Особенности адаптации к школе детей шести- и семилетнего возраста