Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:13, курсовая работа
В рамках процесса создания единого социокультурного пространства существует проблема- адаптация к школе и организация жизни ребенка.
Как помочь ребенку-дошкольнику стать учеником?
Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка. Учение-то, чем он теперь должен заниматься, - оказывается очень важным для окружающих. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и со взрослыми рассматриваются теперь через призму этих обязанностей.
Есть первоклассники, которые гордо и самостоятельно шагают в день первого сентября впереди сопровождающих их родителей и есть те первоклассники, которые долго не могут оторваться от родителей, с трудом становятся в ряды сверстников, чтобы следовать за учителем в класс. Это весьма серьезные изменения в жизни ребенка и тут важно понять состояние внутренней тревоги новичка, ведь он очень хотел стать учеником.
Введение…………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Психологическая готовность ребенка к школе…………….5-14
1.1 Психологическая готовность к школе.
1.2 Психологические особенности дошкольника;
Глава 2. Роль семьи и школы в организации адаптивной среды
для ребенка-дошкольника……………………………………………......15-32
2.1 Деятельность педагогического коллектива школ на начальном этапе обучения первоклассников;
2.2 Роль «Я»- концепции в успеваемости школьников и становлении коллектива;
2.3 Три уровня социально-психологической адаптации дошкольника
к школе.
2.4 Роль семьи в процессе успешной адаптации к школьной среде.
Заключение………………………………………………………………….33-34
Список источников………………………………………………………….35-36
5) введение в педагогический процесс разнообразных видов детской творческой деятельности;
6) использование многообразных форм обучения неурочного типа;
7) обеспечение
взаимосвязи учебной
8) создание щадящего режима учебной деятельности.
Кроме того, в работе с первоклассниками педагогические коллективы уделяют важное внимание валеологическому направлению с той целью, чтобы дети прошли адаптационный период без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учебе, не потеряв веру в себя, в свои силы.
В
соответствии с Законом РФ
«О санитарно-
-учащиеся 1 ступени должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, объединенных в отдельный блок ;
- в помещениях
начальных классов
-для детей должно быть организовано питание: двухразовое горячее для группы продленного дня и завтраки (полдники);
-обеспеченность детей питьевой водой ;
-учебный план не должен превышать нормативное количество часов допустимой нагрузки школьников (в первом классе это 20 часов в неделю);
-соблюдение
«ступенчатого режима» (в
- с профилактической
целью во время уроков обязательно
проводятся физкультминутки (
- создание
условий для удовлетворения
биологической потребности
-нормированы:
использование технических
-расписание уроков должно строиться с учетом дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся;
-продолжительность перемен должна составлять не менее 10 минут, при наличии большой перемены;
- нормированные домашние задания (в первом полугодии первоклассники не получают домашних заданий, во втором полугодии время на подготовку домашнего задания не превышает одного часа);
- прогулка в ГПД составляет не менее двух часов .
Важным условием психического и физического здоровья школьников является безотметочная система в 1-2-х классах. Именно безотметочная, а не безоценочная.
Оценка- это процесс соотношения результата учебного труда школьника с намеченными эталонами с целью выявления качества знаний и определения путей их дальнейшего совершенствования.
Отметка - формальное отражение результата процесса оценивания.
Не
должны взаимоотношения
Таким
образом, особое значение имеет
установление добрых, доверительных
взаимоотношений между
Непреодолимым
препятствием для ребенка
могут стать чрезмерно
2.2 Роль « Я»- концепции в успеваемости школьников и становлении коллектива.
Роберт Бернс в своих
Учитель может и должен, по мнению Бернса, обеспечить ребенку такой путь к усвоению преподаваемых в школе формальных знаний, который не наносил бы вреда его самооценке. А по отношению к ребенку, обладающему негативными представлениями о себе, цель учителя заключается в том, чтобы, используя возможности предметного обучения и различные ситуации, возникающие в школе, трансформировать эти представления, привить ребенку ощущение собственной ценности, компетентности и значимости.
В школе, где ребенок каждый день чему-то учится, приобретает новый социальный опыт, изменение «Я»- концепции становится обычным явлением.
Поступление
в школу значительно
В
школе приобретают более
Кроме того, в его жизни появляется еще одна фигура, от которой он получает обратную связь,- учитель.
В
течение одного дня,
Самооценка возникает задолго до того, как ребенок впервые переступает порог школы. Ее характер, обусловленный факторами семейного воспитания, в школе проявляется, делается очевидным. Но школа становится источником нового опыта, который в конечном счете не может не повлиять на дальнейшее развитие самооценки.
Дети,
у которых в дошкольные
годы сложилась благоприятная
Доминирующей
ценностью в системе
В результате его «Я»- концепция постепенно оказывается пронизанной ценностями и стандартами, связанными и учебными достижениями.
Дети
с высоким уровнем учебных
успехов - соответствующим их
способностям или превышающим
их - получают одобрение и
Дети с низким уровнем успеваемости, независимо от того, какими они обладают способностями, либо вообще не получают одобрения, либо получают его в связи с успехами в какой-либо иной деятельности, но не в учебной.
Существуют,
конечно, дети с низкими
Чтобы успехи в учебе стали источником самооценки школьника, они вначале должны получить внешнюю оценку.
Таким образом, учащийся завоевывает признание и приобретает статус человека, оказывающего благоприятное воздействие на значимых других и на свое окружение в целом.
Включаясь в жизнь школы, ребенок фактически начинает параллельно осваивать две программы. Одна - это официальная учебная программа, освоение которой является общепризнанной задачей каждого школьника, вторая - скрытая программа социализации, обусловленная характером межличностных взаимоотношений, складывающихся в школе. Вся школьная жизнь в основном направлена на реализацию первой программы. Вторая программа не имеет столь явного организационного оформления, но именно благодаря ей формируется эмоциональная и социальная жизнь ребенка, его представление о себе и о том, что думают о нем другие, т.е. происходит его социальная адаптация.
Характеризуя
самооценку дошкольников, Л.С. Выготский
писал: «Ребенок дошкольного
возраста любит себя, как общественное
отношения к самому себе, которое
остается одним и тем же
в разных ситуациях, но
Однако, не следует считать, что до кризиса семи лет ребенок еще не осознает и совсем не оценивает. Осознание носит недиференнцированный характер и отличает общими чертами: « Я- самый сильный», «я- самый умный» и т.д.( В.М. Слуцкий, 1986; Е.В. Кучерова, 1987; В.С. Мухина, 1986).13
Появление подлинной самооценки, т.е. устойчивого, внеситуативного отношения к себе, связывает Л.С. Выготский с кризисом семи лет.
Экспериментальное изучение14 самооценки на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста свидетельствует, что именно в этот период происходит качественный скачок в изменении отношения ребенка к самому себе. Если самооценка дошкольника целостна, т.е. ребенок различает себя, как субъекта деятельности, и себя как личность, то самооценка младшего школьника уже более объективна, рефлексивна и дифференцирована.
Как же происходит « вливание» ребенка в социум класса?
Шалва Амонашвили15 говорит о том, что вначале класс составляет аморфную группу детей, незнакомых (или малознакомых) и не имеющих опыта общения между собой.
Проходит день, месяц и устанавливаются первые деловые и эмоциональные связи. Дети избирают друг друга в качестве своих товарищей, устанавливают и «расторгают» дружеские отношения друг с другом.
Под руководством своего учителя в процессе учебной, игровой и других видов деятельности у детей постепенно складываются первые привязанности, происходит в некоторой степени смена субъективной позиции на объективную (Д.Б. Эльконин)16, т.е. осознание необходимости быть сдержанным, уступчивым, уметь помогать, сопереживать и т.д.
Аморфную группу детей начинают связывать пока еще тонкие, но крайне важные внутренние нити; вырисовывается классный коллектив, привычный детский коллектив, который следует сплачивать через общую деятельность и устремлять, как говорил В.А. Сухомлинский17, в будущее с помощью общих целей, принятых в этой же деятельности.
У
детей, конечно, будут
Информация о работе Особенности адаптации к школе детей шести- и семилетнего возраста