Особенности адаптации к школе детей шести- и семилетнего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

В рамках процесса создания единого социокультурного пространства существует проблема- адаптация к школе и организация жизни ребенка.

Как помочь ребенку-дошкольнику стать учеником?

Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка. Учение-то, чем он теперь должен заниматься, - оказывается очень важным для окружающих. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и со взрослыми рассматриваются теперь через призму этих обязанностей.

Есть первоклассники, которые гордо и самостоятельно шагают в день первого сентября впереди сопровождающих их родителей и есть те первоклассники, которые долго не могут оторваться от родителей, с трудом становятся в ряды сверстников, чтобы следовать за учителем в класс. Это весьма серьезные изменения в жизни ребенка и тут важно понять состояние внутренней тревоги новичка, ведь он очень хотел стать учеником.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3-4

Глава 1. Психологическая готовность ребенка к школе…………….5-14

1.1 Психологическая готовность к школе.

1.2 Психологические особенности дошкольника;

Глава 2. Роль семьи и школы в организации адаптивной среды

для ребенка-дошкольника……………………………………………......15-32

2.1 Деятельность педагогического коллектива школ на начальном этапе обучения первоклассников;

2.2 Роль «Я»- концепции в успеваемости школьников и становлении коллектива;

2.3 Три уровня социально-психологической адаптации дошкольника

к школе.

2.4 Роль семьи в процессе успешной адаптации к школьной среде.

Заключение………………………………………………………………….33-34

Список источников………………………………………………………….35-36

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

5) введение  в педагогический процесс разнообразных видов  детской творческой деятельности;

6) использование   многообразных  форм обучения  неурочного типа;

7) обеспечение  взаимосвязи  учебной деятельности  с жизнью;

8) создание  щадящего  режима  учебной деятельности.

  Кроме  того, в работе с первоклассниками  педагогические коллективы   уделяют важное внимание  валеологическому направлению  с той целью, чтобы дети прошли  адаптационный период без ущерба для своего  здоровья, не утратив  интереса к учебе, не потеряв веру в себя, в свои силы.

  В  соответствии с Законом  РФ  «О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения»   в  каждом школьном учреждении выделены  следующие базовые нормативы:

-учащиеся  1 ступени  должны  обучаться   в закрепленных  за каждым  классом  учебных помещениях, объединенных в отдельный блок ;

- в помещениях  начальных классов  обязательно  устанавливаются  умывальники);

-для  детей должно  быть организовано  питание: двухразовое  горячее  для группы  продленного  дня  и завтраки (полдники);

-обеспеченность детей питьевой водой ;

-учебный  план не должен превышать   нормативное количество часов  допустимой нагрузки школьников (в первом классе это 20 часов  в неделю);

-соблюдение  «ступенчатого режима» (в сентябре  в первых классах учителями  ежедневно проводятся  3 урока по 35 минут, 4-й урок проводится  в нетрадиционной форме, после двух уроков предусмотрена 40-минутная  динамическая пауза для организации двигательно-активных видов деятельности; с ноября проводятся 4 урока по  35 минут, с января - уроки по 40 минут; кроме того, первоклассникам предоставляются дополнительные каникулы);

- с профилактической  целью  во время уроков  обязательно  проводятся физкультминутки (как  правило, они носят игровой,  эмоциональный характер, что позволяет   первоклассникам не только отдохнуть физически, но и получить психологическую и эмоциональную разрядку);

- создание  условий  для удовлетворения  биологической  потребности младших   школьников  в движении ;

-нормированы:  использование  технических средств  обучения, выполнение одного вида деятельности ;

-расписание  уроков должно строиться с  учетом дневной и недельной  кривой  умственной  работоспособности  учащихся;

-продолжительность   перемен  должна составлять  не менее 10 минут, при наличии  большой перемены;

- нормированные  домашние задания (в первом полугодии первоклассники не получают домашних заданий, во втором полугодии  время на подготовку домашнего задания  не превышает  одного часа);

- прогулка  в ГПД  составляет  не менее  двух часов .

  Важным  условием  психического и физического  здоровья школьников  является  безотметочная система  в 1-2-х классах.  Именно безотметочная, а не безоценочная.

  Оценка- это процесс соотношения результата  учебного труда школьника с намеченными эталонами с целью выявления качества  знаний и определения путей  их дальнейшего совершенствования.

Отметка - формальное  отражение результата  процесса  оценивания.

  Не  должны взаимоотношения учителя   и ученика сводиться  к отметке.  Это чревато  и отрицательным  воздействием  на развитие ребенка,  на формирование у него  истинной мотивации учения, рефлексивных  способностей. Для ребенка важно и нужно  не обозначение на бумаге  его успехов, а объяснение - что и как ему нужно делать, в чем и насколько он успешен. Оценка  учителя должна  быть  оптимистичной, доброжелательной, воодушевляющей  ученика на новые успехи.

  Таким  образом, особое значение  имеет  установление  добрых, доверительных   взаимоотношений между  учителем  и детьми.

  Непреодолимым  препятствием для ребенка   могут стать чрезмерно  интенсивная учебная нагрузка, жесткие требования родителей, утомление. Чтобы предупредить возможные  негативные ситуации, учителя  должны держать в поле зрения каждого ребенка, своевременно отмечая все изменения в его настроении и физическом состоянии, активно работать с семьями учащихся.

2.2 Роль « Я»- концепции  в успеваемости  школьников и становлении  коллектива.

    Роберт Бернс в своих  исследованиях  указывает на тот факт, что  если ребенок вырос  в атмосфере   тепла и любви, ожидания   увлекают его вперед, к успеху, если же  до сих пор в реакциях  значимых  других он видел  только упреки  и отталкивание, то эти ожидания  будут способствовать  формированию у него  ущербной  «Я»- концепции, не давая ему возможности  успешно  продвигаться вперед.12

  Учитель  может  и должен, по мнению Бернса,  обеспечить  ребенку такой  путь  к усвоению  преподаваемых  в школе  формальных  знаний,  который не наносил бы  вреда его самооценке. А по отношению к ребенку, обладающему негативными  представлениями о себе, цель учителя  заключается в том, чтобы, используя  возможности  предметного обучения   и различные ситуации, возникающие в школе,  трансформировать   эти представления, привить ребенку  ощущение  собственной ценности, компетентности и значимости.

   В школе, где  ребенок каждый  день чему-то  учится, приобретает  новый  социальный опыт, изменение «Я»- концепции становится  обычным явлением.

  Поступление   в школу  значительно расширяет   круг социальных  контактов ребенка,  что неизбежно  влияет  на  его «Я»- концепцию. Школа   способствует  самостоятельности ребенка, его  эмансипации от  родителей, окружающего мира - как физического, так и социального.

  В  школе приобретают  более важное  значение  его собственные действия  и проявления, он уже  вынужден  отвечать  за себя сам. Здесь он сразу же становится  объектом оценки с точки  зрения   интеллектуальных, социальных и физических возможностей. Именно по этой причине  школа  становится источником  впечатлений, на основе  которых начинается  бурное  развитие  самооценки  ребенка.

  Кроме того, в его  жизни  появляется  еще одна  фигура, от которой он  получает обратную связь,-  учитель.

  В  течение одного дня, проведенного  в школе, ребенок  подвергается  непрерывной и систематической  оценке  учителя. В школе   достижения  и неудачи   приобретают  официальный характер и постоянно  регистрируются   и провозглашаются  публично. В результате  ребенок  оказывается перед  необходимостью принять  дух этого  оценочного подхода, который  отныне будет  пронизывать  всю его  школьную  жизнь.

  Самооценка  возникает  задолго  до того,  как ребенок впервые  переступает порог школы.  Ее характер, обусловленный факторами семейного воспитания, в школе проявляется, делается очевидным. Но школа становится  источником  нового опыта, который в конечном  счете не может  не повлиять  на дальнейшее развитие  самооценки.

  Дети, у которых  в дошкольные  годы сложилась  благоприятная   самооценка, могут, тем не менее,  испытывать  в школе затруднения,  если  сформировавшиеся у них   к этому  времени  представления,  ценности и тип  поведения  не соответствует школьной  ситуации.

  Доминирующей  ценностью  в системе  образования   являются  успехи в учебе.  Все,  что делает школьник изо дня   в день, оценивается  сквозь  призму  успешности решения учебных  задач.

  В  результате его «Я»- концепция  постепенно  оказывается   пронизанной ценностями  и стандартами, связанными и учебными достижениями.

  Дети  с высоким уровнем  учебных  успехов - соответствующим  их  способностям  или превышающим  их - получают одобрение и вознаграждение, согласно принятой  в школе  системе оценок. 

  Дети  с низким  уровнем успеваемости, независимо от того, какими они  обладают  способностями, либо  вообще не получают  одобрения,  либо получают  его в связи   с успехами в какой-либо   иной деятельности, но не в учебной.

  Существуют, конечно, дети с низкими способностями  в учебе. В идеале  они   получают  свою долю одобрения  за упорство и прилежание, которое   тем самым  приобретают   в сфере  образования .

  Чтобы  успехи  в учебе  стали источником  самооценки школьника, они вначале должны  получить  внешнюю оценку.

  Таким  образом, учащийся  завоевывает   признание  и приобретает   статус человека, оказывающего  благоприятное   воздействие на значимых  других  и на свое окружение в целом.

  Включаясь  в жизнь школы, ребенок фактически начинает  параллельно осваивать две программы. Одна -  это официальная учебная программа, освоение которой является  общепризнанной задачей   каждого школьника, вторая - скрытая программа социализации, обусловленная характером межличностных   взаимоотношений, складывающихся  в школе.  Вся школьная жизнь в основном  направлена на реализацию  первой программы. Вторая программа не имеет столь  явного организационного оформления, но именно благодаря ей формируется  эмоциональная и социальная жизнь ребенка, его представление о себе и о том, что думают  о нем  другие, т.е. происходит   его социальная адаптация.

  Характеризуя  самооценку  дошкольников, Л.С.  Выготский  писал: «Ребенок  дошкольного  возраста  любит себя, как  общественное  отношения к самому себе, которое  остается  одним и тем же  в разных ситуациях, но самооценки  как таковой, но обобщенных  отношений  к окружающим  и понимания  своей ценности у ребенка этого возраста  нет. Следовательно, к семи годам возникает  ряд сложных образований.

  Однако, не следует считать, что до  кризиса  семи лет  ребенок  еще не осознает  и совсем  не оценивает. Осознание носит  недиференнцированный  характер и отличает общими чертами: « Я- самый  сильный», «я- самый  умный» и т.д.(  В.М. Слуцкий, 1986; Е.В.  Кучерова, 1987; В.С. Мухина, 1986).13

  Появление  подлинной  самооценки, т.е.  устойчивого,  внеситуативного  отношения к себе, связывает Л.С. Выготский с кризисом семи лет.

  Экспериментальное  изучение14 самооценки на рубеже   старшего дошкольного и младшего школьного возраста свидетельствует, что именно в этот период  происходит  качественный скачок в изменении отношения ребенка к самому себе. Если самооценка дошкольника целостна, т.е.  ребенок различает  себя, как субъекта  деятельности, и себя как личность, то самооценка  младшего школьника уже более объективна, рефлексивна и дифференцирована.

  Как  же происходит « вливание» ребенка в социум класса?

  Шалва  Амонашвили15  говорит о том, что вначале класс составляет  аморфную  группу  детей, незнакомых (или малознакомых) и не имеющих опыта общения между собой.

  Проходит  день, месяц и устанавливаются  первые  деловые и эмоциональные  связи. Дети избирают  друг друга в качестве  своих товарищей, устанавливают и «расторгают» дружеские отношения друг с другом.

  Под  руководством своего  учителя  в процессе   учебной, игровой  и других  видов деятельности  у детей постепенно  складываются  первые привязанности, происходит   в некоторой степени смена субъективной  позиции на объективную (Д.Б. Эльконин)16, т.е. осознание необходимости быть сдержанным, уступчивым, уметь помогать, сопереживать и т.д.

  Аморфную  группу  детей  начинают  связывать  пока еще тонкие, но крайне  важные  внутренние нити; вырисовывается  классный коллектив, привычный детский   коллектив, который следует  сплачивать через общую деятельность и устремлять, как говорил В.А. Сухомлинский17, в будущее с помощью общих целей, принятых в этой же деятельности.

  У  детей, конечно, будут возникать   между собой  конфликты, ссоры  и педагогу  придется  регулировать  их.  Конфликты, связанные с  выяснением  личных  отношений,  не только не обрывают  возникших  внутренних связей, но, напротив, как это ни покажется  странным, упрочивают  их, все   больше скрепляют  узы дружбы, способствуют  осознанию  ребенком своих  поступков, накоплению  им опыта  жизни  в коллективе.

Информация о работе Особенности адаптации к школе детей шести- и семилетнего возраста