Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:04, методичка
Цели и задачи дисциплины.
Цели: расширение теоретических знаний студентов в области тифлопедагогики, повышения уровня их профессиональной подготовки Задачи:
- создать у студентов целостное представление о тифлопедагогике как науке;
- ввести понятие об анализаторах, адаптационных, защитных и компенсаторных механизмах, их действиях и взаимодействиях;
- познакомиться с основами психического развития детей с нарушениями зрения;
- раскрыть методические, научно-теоретические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
Данная программа рассчитана на лиц, недавно потерявших зрение и утративших возможность читать и писать, а значит и значительную степень коммуникабельности. Другой категорией, подлежащей обучению, являются слабовидящие, имеющие значительное снижение остроты зрения, приведшее к потере возможности пользоваться при чтении обычным плоскопечатным и даже укрупненным шрифтом. Третью группу потенциальных учащихся составляют выпускники средних спецшкол для слепых детей, которые в силу значительного снижения интеллекта или в результате глубокой педагогической запущенности не смогли овладеть в школе в требуемом объеме и необходимой степени системой Брайля.
Цель обучения - сообщение учащимся определенных теоретических знаний, формирование устойчивых умений и навыков письма и чтения рельефно-точечным шрифтом литературного текста, математических записей, пользования основными тифлотехническими средствами.
Программа включает три основных раздела: знакомство с системой Брайля; изучение букв, цифр, знаков препинания, послебукварное чтение и письмо.
В программу входят группы упражнений, образующих определенную систему, обеспечивающую формирование и развитие устойчивых умений и навыков уверенного письма и чтения рельефно-точечным шрифтом, открывающую доступ к самостоятельному чтению учебной и художественной литературы, деловой и личной переписке, помогающую устойчивой коммуникабельности в обществе слепых и зрячих.
Основными методами обучения являются: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (демонстрация, моделирование, применение тиф-лотехнических устройств: телетактора, прибора прямого письма и чтения), практический (письмо на шестиклавишной пишущей машинке, самостоятельная работа, выполнение зачетных и контрольных упражнений).
Эти методы носят четко выраженный коррекциомпый и рсабилитаци-онно-
В целях эффективности обучения по программе испош.чуется система наглядных средств обучения: рельефно-графические пособия, модели, письменные принадлежности специального начначепия, новый букварь, тифлотехнические устройства механического действия.