Основы тифлопедагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:04, методичка

Описание работы

Цели и задачи дисциплины.
Цели: расширение теоретических знаний студентов в области тифлопеда­гогики, повышения уровня их профессиональной подготовки Задачи:
- создать у студентов целостное представление о тифлопедагогике как науке;
- ввести понятие об анализаторах, адаптационных, защитных и компенса­торных механизмах, их действиях и взаимодействиях;
- познакомиться с основами психического развития детей с нарушениями зрения;
- раскрыть методические, научно-теоретические основы обучения и вос­питания детей с нарушениями зрения.

Работа содержит 1 файл

Основы тифлопедагогики..doc

— 264.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

ОСНОВЫ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ

Методические рекомендации

Великий Новгород 2008



ББК 74.3я73 075


Печатается по решению РИС НовГУ



Рецензент кандидат медицинских наук, доцент Е. Н. Байдо

Основы тифлопедагогики: метод, указания / сост. Л. В. Фёдорова; Э75       НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2008. -40 с.

Содержат основные вопросы по разделам, рекомендации к выполнению самостоятельной работы и практических занятий, темы контрольных работ для студентов заочного обучения, вопросы и тестовые задания к зачету, рекомендуемую литературу, приложения.

Предназначено для студентов психолого-педагогического факультета НовГУ всех форм обучения (специальностей 031700 и 031800).

Издается в авторской редакции.

ББК 74.3я73

© Новгородский государственный

университет, 2008 О Л. В. Фёдорова, составление, 2008



Введение

Основоположником тифлопедагогической науки считается Виктор Гаюи, открывший в Париже в 1784 году первую школу для не зрячих людей.

Исследование особенностей развития слепых и слабовидящих детей при­надлежит отечественным дефектологам Л.С. Выготскому, А.Р. Лурия, М.И. Земцовой, А.Г. Литваку, Л.И. Солнцевой, Л.И. Плаксиной, Б.К. Тупоногову и др. Им принадлежат разработки теории и практики компенсации и коррекции зрительных нарушений. Методические рекомендации к программе курса «Ос­новы тифлопедагогики» содержат 4 раздела изучаемой дисциплины, чтобы об­легчить студентам овладение изучением закономерностей и особенностей раз­вития, обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения. Коррекционная на­правленность тифлопедагогического процесса предполагает проведение специ­альных мероприятий, направленных на стимуляцию компенсаторных систем, на преодоление нарушений в психическом и физическом развитии детей при зрительной депривации.

Программа курса составлена, опираясь на структуру учебника «Основы тифлопедагогики» В.П. Ермакова, Г.А. Якунина рекомендованного Министер­ством образования Российской Федерации для студентов высших учебных за­ведений.

 

4 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели: расширение теоретических знаний студентов в области тифлопеда­гогики, повышения уровня их профессиональной подготовки Задачи:

-   создать у студентов целостное представление о тифлопедагогике как науке;

-   ввести понятие об анализаторах, адаптационных, защитных и компенса­торных механизмах, их действиях и взаимодействиях;

-   познакомиться с основами психического развития детей с нарушениями зрения;

-   раскрыть методические, научно-теоретические основы обучения и вос­питания детей с нарушениями зрения.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент должен знать:

-   базовые понятия тифлопедагогики, вклад отечественных и зарубежных тифлопедагогов в разработку теории обучения, воспитания, коррекции и реаби­литации детей с нарушениями зрения;

-   теоретические и методологические основы организации и содержания коррекционно-образовательного процесс а детей с нарушениями зрения;

уметь:

-              определять цели, содержания и организацию коррекционно-
образовательного процесса детей различного возраста, имеющих различный
характер и глубину зрительных нарушений;

-    использовать технические (тифлотехнические) средства обучения, вос­питания, коррекции, реабилитации, информационные компьютерные технологии;

-    осуществлять индивидуальный, дифференцированный и личностно-ориентированный подход к детям с нарушениями зрения.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. Предмет, задачи и методы тифлопедагогики. История развития тифло­педагогики

Раздел П. Анатомия, физиология и функциональные возможности анализаторов при нормальном и нарушенном зрении

Раздел III. Основы психического развития детей с нарушениями зрения Раздел IV.Обучение и воспитание

4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. Предмет, задачи и методы тифлопедагогики, история развития

Тифлопедагогики как наука об изучении, воспитании, обучении и реаби­литации лиц с нарушениями зрения. Методические основы и задачи тифлопе­дагогики. Связь тифлопедагогики с другими науками. Зарубежная и отечест­венная тифлопедагогика. Основоположники тифлопедагогики: В. Гаюи, Л. Брайль, Ю.Д. Жаринцева, Л.И. Солнцева и др.

Прогрессивная деятельность тифлопедагогов и тифлопсихологов: М.И. Земцовой, Б.И. Коваленко, Н.Б. Коваленко, Л.И. Солнцевой, А.Г. Литвак, В.П. Ермакова, В.А. Феоктистовой, Л.И. Плаксиной, Б.К. Тупоногова и др.

Специальные учреждения для воспитания и обучения детей с наруше­ниями зрения/

Раздел П.

Анатомия, физиология, функциональные возможности анализаторов при

нормальном и нарушенном зрении.

Понятие об основных анализаторах. Принцип действия анализаторов. Адаптационные, защитные и компенсаторные механизмы. Взаимодействия анализаторов. Охрана зрения

Раздел III. Основы психического развития детей с нарушениями зрения.

Предметность восприятия, его структура. Зрительное, слуховое, осяза­тельное восприятие. Понятие о представлениях. Формирование и физиологиче­ские основы представлений. Внимание. Память. Мышление. Воображение. Речь и язык. Эмоции и чувства. Воля. Психогигиена.

..              Раздел IV.

Обучение и воспитание

Вопросы специальной дидактики. Воспитание и обучение детей с нару­шениями зрения. Основы коррекционной работы в тифлопедагогике. Обучение специальной графике. Специальные коррекционные занятия. Технические средства обучения. Профориентация

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ермаков, В.П., Якунин, Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обуче­ние и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 240с.

2.  Байдо, Е. Анатомия, физиология и патология органа зрения: Учеб. по­собие. НовГУ им. Ярослава Мудрого - Великий Новгород, 2001 - 85с.

3.  Денискина, В. 3. Коррекционная направленность уроков математики в начальных классах школ для детей с нарушениями зрения: Методические ре­комендации. - М., АПК и ПРО, 2002 - 31с.

4.  Дефектология. Журнал, 1999. № 4.

5.  Ермаков В.П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения: Медицина, психология, педагогика. Пособие для учителя / Под ред. В.И. Селеверстова. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002 - 176 с. (Коррекци­онная педагогика).

6.  Никулина, Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учите­лю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного воз­раста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учрежде­ний общего назначения. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002 - 128с.

7.  Основы специальной психологии. Учебное пособие /Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой - М.: Издатель­ский центр «Академия», 2002 - 480с.

 

8.   Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения. Методи­ческое пособие врачам-офтальмологам и сестрам-ортоптисткам, тифлопедаго­гам, воспитателям, родителям, студентам дефектологического факультета. М.; Издательство «ГороД», 2002 - 56с.

9.   Тупоногов, Б. К. Тифлопедагогические требования к современному уроку: Методические рекомендации, М., 2003 - 34с.

10.              Тупоногов, Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики. Учебное
пособие - М.; АПК и ПРО, 2002 - 68с.

6. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

6.1. Воспитание и развитие детей с нарушениями зрения

Факторы развития. Влияние отсутствия или нарушения зрения на физиче­ских и познавательных возможностей ребенка. Первичные и вторичные нару­шения, социальные последствия нарушений и пути их преодоления. Роль среды в развитии ребенка с нарушениями зрения. Соотношение развития, воспитания и коррекции.

6.2. Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями зрения

Основные этапы развития системы учреждений для лиц с нарушениями зрения. Современное состояние системы коррекционно-образовательных и реа­билитационных учреждений для лиц с нарушениями зрения. Принципы по­строения и функционирования системы учреждений для лиц с нарушениями фения (непрерывность, преемственность, единство требований и др.). Тип коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с на­рушениями зрения и современные тенденции развития.

6.3. Ученик с нарушениями зрения как субъект образовательного процесса

Ребенок с нарушениями зрения как индиви;д, личность, индивидуаль­ность. Общая характеристика особенностей- детей с нарушениями зрения. Своеобразие психического развития слепых, слабовидящих и детей с амблио-пией и косоглазием. Психолого-педагогическая классификация детей с наруше­ниями зрения.

6.4. Процесс обучения детей с нарушениями зрения

Понятие о процессе обучения. Гносеологические, физиологические и психологические основы обучения. Структура учебного процесса. Общая ха­рактеристика и своеобразие основных компонентов системы при ее реализации в условиях зрительной депривации (цель, содержание, методы и приемы, сред­ства обучения, деятельность преподавания, деятельность учения).

6.5. Цели и задачи обучения детей с нарушениями зрения

Обучение как процесс формирования у учащихся знаний, умений и навы­ков. Коррекционная направленность процесса -обучения в коррекционно-образовательных учреждениях. Знание особенностей познавательной деятель­ности детей с нарушениями зрения как условия научно-обоснованной органи­зации процесса обучения. Единство и взаимосвязь обучения и развития. Пути развития образовательных возможностей и компенсаторных способов отраже­ния предметов и явлений окружающего мира детей с нарушениями зрения. Роль развивающего научно-обоснованного обучения, процессов коррекции и компенсации в становлении личности ребенка находящегося в условиях зри­тельной депривации. Единство процессов обучения и воспитания.

6.6. Содержание обучающихся в коррекционно-образовательных учреждениях III-IV вида

Характеристика содержания обучения в данных коррекционно-образовательных учреждениях. Образовательный стандарт. Этапы обучения де­тей с нарушениями зрения. Коррекционно-образовательный учебный план. Учебные программы школ для детей с нарушениями зрения. Образовательно-воспитательное и коррекционное значение общеобразовательных учебных предметов в школе для детей с нарушениями зрения. Учебники для слепых и слабовидящих школьников, основные требования к ним. Дополнительные сред­ства обучения: технические, тифлотехнические средства обучения, дидактиче­ские наглядные материалы. Совершенствование образовательных стандартов учебных планов, программ, учебников для коррекционно-образовательных уч­реждений III - IV вида.

6.7. Методы, приемы и средства обучения детей с нарушениями зрения

Многообразие и соотношение методов и приемов обучения в школе для детей с нарушениями зрения. Общая характеристика словесных методов, осо­бенности их применения. Средства конкретизации представлений и активиза­ция умственной деятельности в процессе реализации словесных методов обу­чения. Общая характеристика наглядных методов обучения. Виды, особенности, своеобразие реализации демонстрации и действий при работе с детьми имею­щими нарушения зрения. Место иллюстраций и их роль в процессе обучения. Характеристика практических методов обучения. Упражнения, их значение и виды, специфика выполнения и проверки письменных и графических работ. Взаимосвязь методов обучения, классификация средств обучения школьников с нарушениями зрения.

6.8. Своеобразие деятельности тифлопедагога

Личность тифлопедагога. Исследовательская конструкторская, организа­торская, коммуникативная деятельность педагога.

6.9. Содержание воспитания детей с нарушением зрения

Единство умственного, нравственного, эстетического, физического, тру­дового воспитания школьников с нарушениями зрения и профессиональное ориентирование учащихся.

6.10. Семейное воспитание детей с нарушением зрения

Основные направления взаимодействия школы и семьи, формы и методы работы. Совместная воспитательная работа педагогического коллектива и школьных общественных объединений.

6.11. Физическое развитие и его коррекционная направленность

Характеристика развития двигательной сферы при нарушении зрения. За­дачи физического воспитания детей. Взаимосвязь развития двигательной сферы и ориентировки в пространстве в деятельности. Направления коррекционно-педагогической работы с детьми на разных этапах их возрастного развития в зависимости от сложности структуры их дефекта. Требования к организации занятий и их техническое обеспечение. Лечебная физкультура, массаж. Исполь­зование ритмики и музыки на занятиях по физической культуре.

9

6.12. Сенсорное развитие и его коррекционная направленность

Взаимодействие органов чувств в познании окружающего мира. Формиро­вание полисенсорной основы формирования предметных образов как платформы для развертывания компенсаторных приспособлений при нарушении зрительно­го восприятия. Формирование комплексного алгоритма обследования предметов. Организация наблюдений. Роль памяти и речи в сенсорном развитии.

6.13. Умственное воспитание и развитие ребенка с нарушением зрения и его коррекционная направленность

Роль мышления в развитии познавательной деятельности детей с недос­татками зрения. Своеобразие мыслительной деятельности: состояние мысли­тельных операций; трудности аналитико-синтетической деятельности, сравне­ния, классификации, формирования понятий и суждений. Особенности нагляд­но-действенного и наглядно-образного мышления и их соотношения у детей при нарушениях зрения.

Информация о работе Основы тифлопедагогики